Брошюры австрийской экономической школы. Австрийская экономическая школа: опыт для России

14.10.2020

Если вы пользуетесь популярным впечатлением о том, что экономисты, потребляющие данные, всегда заняты сложными формулами, а не внешними размышлениями, тогда вы должны взглянуть на австрийскую школу. Подобно монахам, живущим в их монастыре, экономисты этой школы стремятся решать сложные экономические проблемы, проводя «мысленные эксперименты». Австрийская школа считает, что можно узнать правду просто, задумавшись вслух. Интересно, что у этой группы есть уникальное понимание некоторых из наиболее важных экономических проблем нашего времени. Читайте дальше, чтобы узнать, как развилась австрийская школа экономики и где находится австрийская школа в мире или экономическая мысль.

Обзор Австрийской школы
То, что мы знаем сегодня как австрийская экономическая школа, не было сделано за один день. Эта школа прошла годы эволюции, в которой мудрость одного поколения была передана следующей. Хотя школа прогрессировала и включала знания из внешних источников, основные принципы остаются неизменными.

Карл Менгер, австрийский экономист, написавший «Принципы экономики» в 1871 году, многими считается основателем Австрийской школы. Название книги Менгера не предлагает ничего экстраординарного, но его содержание стало одним из столпов маргиналистской революции. Менгер объяснил в своей книге, что экономические ценности товаров и услуг носят субъективный характер. То есть: то, что ценно для вас, не может быть ценным для вашего соседа. Менгер далее объяснил, что с увеличением количества товаров их субъективная ценность для отдельного лица уменьшается. Это ценное понимание лежит за концепцией того, что называется уменьшением предельной полезности.

Позднее Людвиг фон Мизес, еще один великий мыслитель Австрийской школы, применил теорию предельной полезности к деньгам в своей книге «Теория денег и кредита » (1912 г.)). Теория уменьшения предельной полезности денег может фактически помочь нам найти ответ на один из самых основных вопросов экономики: сколько денег слишком много? Здесь также ответ был бы субъективным. Еще один дополнительный доллар в руках миллиардера вряд ли имел бы значение, хотя тот же доллар был бы неоценим в руках нищего.

Помимо Карла Менгера и Людвига фон Мизеса, австрийская школа также включает в себя такие большие имена, как Евгений Бом-Баверк, Фридрих Хайек и многие другие. Сегодняшняя австрийская школа не просто ограничивается Вене, но ее влияние распространяется по всему миру.

На протяжении многих лет основные принципы австрийской школы дали ценную информацию о многочисленных экономических проблемах, таких как законы спроса и предложения, причины инфляции, теория создания денег и валютные курсы.По каждому из вопросов взгляды австрийской школы, как правило, отличаются от других экономических школ.

Основные идеи и ключевые отличия

Ниже приведены некоторые из основных идей австрийской школы и их различия с другими школами экономики:
Методология

  • В австрийской школе используется логика априорного мышления - что-то что человек может мыслить самостоятельно, не полагаясь на внешний мир - выяснить экономические законы универсального применения, тогда как другие общеобразовательные школы экономики, такие как неоклассическая школа, новые кейнсианцы и другие, используют данные и математические модели, чтобы доказать свою точку зрения объективно. В этом отношении австрийскую школу можно более конкретно противопоставить немецкой исторической школе, отвергающей универсальное применение любой экономической теоремы.

    Что определяет стоимость?

  • В австрийской школе утверждается, что цены определяются субъективными факторами, такими как предпочтение индивидуума покупать или не приобретать определенный товар, тогда как классическая школа экономики считает, что объективные издержки производства определяют цену, а неоклассическая школа считает, что цены определяются равновесием спроса и предложения. Австрийская школа отвергает классические и неоклассические взгляды, говоря, что издержки производства также определяются субъективными факторами, основанными на ценности альтернативного использования ограниченных ресурсов, а равновесие спроса и предложения также определяется субъективными индивидуальными предпочтениями.

    Что определяет процентные ставки?

  • Австрийская школа отвергает классический взгляд на капитал, в котором говорится, что процентные ставки определяются спросом и предложением капитала. Австрийская школа считает, что процентные ставки определяются субъективным решением отдельных лиц тратить деньги сейчас или в будущем. Другими словами, процентные ставки определяются временным предпочтением заемщиков и кредиторов.

    Почему инфляция влияет на разных людей по-разному?

  • Австрийская школа считает, что любое увеличение денежной массы, которое не поддерживается ростом производства товаров и услуг, приводит к росту цен, но цены на все товары не растут одновременно. Цены на некоторые товары могут расти быстрее, чем другие, что приводит к большему несоответствию относительных цен на товары. Например, Питер сантехник может обнаружить, что он зарабатывает те же деньги за свою работу, но он должен больше заплатить Павлу пекарю, покупая ту же буханку хлеба. Изменения относительных цен сделают Павла богатым ценой Петра. Но почему так происходит? Если бы цены на все товары и услуги увеличивались одновременно, то это было бы очень важно. Но цены на те товары, через которые деньги вводятся в систему, корректируются до других цен; скажем, если правительство вводит деньги, покупая кукурузу, тогда цены на кукурузу увеличились бы до того, как другие товары останутся за следствием искажения цен.

    Что вызывает бизнес-циклы?

  • Австрийская школа считает, что бизнес-циклы вызваны искажением процентных ставок из-за попытки правительства контролировать деньги. Нераспределение капитала происходит, если процентные ставки сохраняются искусственно низкими или высокими за счет вмешательства правительства. В конечном счете, экономика переживает спад, чтобы восстановить естественный прогресс.

    Как мы создаем рынки?

  • Австрийская школа рассматривает рыночный механизм как процесс, а не результат дизайна. Люди создают рынки своим намерением улучшить свою жизнь, а не сознательным решением. Итак, если вы оставите кучу любителей на пустынном острове, рано или поздно их взаимодействия приведут к созданию рыночного механизма.

Экономическая теория австрийской школы основана на вербальной логике, которая дает облегчение от технического mumbo jumbo господствующей экономики. Между другими школами существуют значительные различия, но, предоставляя уникальные знания по некоторым из наиболее сложных экономических вопросов, австрийская школа заработала постоянное место в сложном мире экономической теории.

(учения К. Менгера, Ф. Визера и О. Бем-Баверка).

Карл Менгер (1840–1921), ученый-экономист с мировым именем, глава «австрийской школы» маржинализма. В 27 лет защитив в Кракове диссертацию, работал в качестве журналиста, затем экономическим обозревателем при правительстве Австрии в Вене. Издание «Оснований политической экономии» послужило рекомендацией для приглашения К. Менгера на преподавательскую работу в Венский университет по дисциплине «политическая экономия».

Вместе со своими коллегами и единомышленниками, которые стали называть себя учениками школы К. Менгера, он создает серьезную «оппозицию» в борьбе с господствовавшими в экономической науке парадигмами классической политической экономии о безусловном приоритете сферы производства и о затратной природе происхождения стоимости (ценности) товара.

Менгер считал, что экономическое поведение определяется существующими у человека потребностями (неудовлетворенными желаниями и стремлениями). Вещи или действия, которые насыщают (удовлетворяют) наши потребности, называются благами. Самые насущные блага – потребительские (блага первого порядка). Блага второго и более высокого порядка используются для производства потребительских благ. Это наделяет производственные ресурсы, идущие на изготовление потребительских благ, ценностью. Данные рассуждения составляют содержание теории вменения австрийской школы.

Полезность – это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения между объемом предложения и степенью удовлетворения потребностей. Каждая дополнительная единица данного блага получает поэтому все меньшую ценность.

Стремление к обмену наступает тогда, когда блага, которыми располагает некий первый субъект, для него менее желательны, чем для некого второго субъекта. Одновременно второй субъект предпочитает блага первого своим. Т.о. обмен не эквивалентен, а взаимовыгоден. Пропорции взаимного обмена двух благ определяются соотношением их предельных полезностей.

Математическая формулировка положений теории Менгера свела всякую хозяйственную деятельность к задаче на условный экстремум. Всегда ищется максимум (дохода, выпуска) или минимум (издержек) при данном ограниченном объеме ресурсов.

Ойген фон Бем-Баверк (1851–1914) – ученик и последователь К. Менгера. Его главный труд, переве­денный на русский язык, называется «Основы теории ценности хо­зяйственных благ», вышел в свет в 1886 г.

С 1880 по 1889 гг. работал приват-доцентом политической экономии в Венском, а затем профессором в Инсбрукском университетах. С 1905 г. он – профессор Венского университета. Значительный период жизни О.Бем-Баверка был связан со службой в ряде высших государственных инстанций Австрии: он трижды удостаивается поста министра финансов; назначается председателем Верховного апелляционного суда и президентом Академии наук; получает статус пожизненного члена верхней палаты парламента.


Бем-Баверк как и Менгер, считает, что ценность – это субъективная полезность, величина которой зависит от субъекта и от обстоятельств, в каких он находится (стакан воды у фонтана и в пустыне имеет различную ценность). Абстракт­ную полезность имеют все блага, но квалифицированную полезность, или ценность (стоимость), имеют только ограниченные блага. Такие блага имеют меновую силу в соот­ветствии с тем значением, какое придают благу лица, участвующие в обмене.

Для оценки субъективной полезности Бем-Баверк предлагает использовать шкалу потребностей, упорядоченных по степени их важности для индивида – это потребности, неудовлетворение которых ведет:

Ø к смерти;

Ø к болезни;

Ø к кратким страданиям;

Ø к малым неприятностям.

В «Основах» О. Бем-Баверк приводит абстрактный пример, ставший хрестоматийным, о том, как следует определять суммарную «предельную пользу» находящегося в потреблении человека блага.

Речь идет об одиноком поселенце, который рассчитывает, как употребить запас собранного со своего поля хлеба в количестве пяти мешков. Расчет поселенца таков: первый мешок ему необходим, «чтобы не умереть с голода до следующей жатвы»; второй – чтобы «улучшить свое питание настолько, чтобы сохранить свое здоровье и силы»; третий – чтобы «к хлебной пище прибавить несколько мясной пищи... он предназначает для откармливания птицы»; четвертый – «должен пойти... на приготовление хлебной водки»; пятый – чтобы «употребить его на корм для нескольких штук попугаев, болтовню которых ему нравится слушать».

Чтобы определить, чему равна субъективная ценность одного мешка зерна, надо воспользоваться построенной шкалой и найти предельную полезность одного мешка. В данном случае это полезность последнего пятого мешка.

Итак, предельная полезность какого-либо блага совпадает с той пользой, какую приносит последняя единица этого блага, удов­летворяющая наименее важную нужду. Чем меньше мешков, тем ценнее последняя единица этого блага. Если отшельник имеет только один мешок, то его ценность равна для него бесконечности, так как от него зависит вся его жизнь.

Анализируя обмен, Бем-Баверк заключает, что «Обмен оказывается экономически воз­можным только между такими двумя лицами, которые определяют ценность предлагаемой для обмена и получаемой в обмен вещи нео­динаковым, даже противоположным образом». Это происходит благодаря разделению труда, т.к. «каждый производитель будет придавать своему собственному продукту незначительную, а чужим продуктам относительно высокую субъективную ценность».

В соответствии с взглядами австрийской школы, благодаря наличию ценности у потребительских благ и процессу вменения образуются оценки производственных ресурсов (факторов производства), формирующие издержки и тем самым ценности и цены. Рассмотрим с этой точки зрения понятие прибыли. Прибыль есть доход минус издержки. Но что именно входит в из­держки?

Если предприниматель сам работает как управляющий, то он экономит на зарплате менеджера. Субъективно он готов включить соответствующую сумму в прибыль, но на самом деле это альтернативные издержки. Аналогично, поскольку он не платит за аренду собственного помещения, то субъективно величину платы он вклю­чает в прибыль, хотя это тоже альтернативные издержки. Если полностью учесть величину всех альтернативных издержек, то в остат­ке получим процент на капитал.

Из этого следует два вывода.

Ø Прибыль на капитал по своей природе является процентом.

Ø Прибыль на ка­питал в условиях равновесия равна нулю, так как процент на капи­тал также относится к альтернативным издержкам.

Возникновение прибыли (процента) на капитал составляет центральную идею «теории ожидания», которая в целостном виде была разработана О. Бем-Баверком в книге «Позитивная теория капитала». Эта теория привлекает читателя формальной идеей отказа происхождения процента на капитал благодаря производительности последнего. По версии автора рабочие, в отличие от капиталистов, недооценивают свое будущее, не стремясь к ожиданию плодов своего труда. Капиталисты, напротив, предпочитают «окольные», а не «прямые методы» производства, требующие сравнительно большего времени, в течение которого прирост совокупного продукта от воздействия «первичных» факторов производства уменьшается. Таким образом, по Бем-Баверку, в отличие от К.Маркса, не неопределенность денежной «стоимости рабочей силы» создает «прибавочную стоимость» с участием при этом капитала, а наоборот, специфический ресурс «капитал», который участвует в процессе производства во времени, не поддается точному денежному измерению и поэтому в зависимости от размера капитала и продолжительности производственного процесса складывается больший или меньший процент на капитал как заслуга тому, кто позволяет себе подобное «ожидание».

Фридрих фон Визер (1851–1926) – барон, один из ближайших сподвижников К. Менгера. Получив университетское образование, почти целиком посвятил себя научно-исследовательской и преподавательской деятельности. В 1917–1918 гг. был министром торговли (коммерции) Австро-Венгрии. Как и О. Бем-Баверк, он был удостоен чести пожизненного членства в верхней палате парламента.

Пропаганда, совершенствование и популяризация учения «австрийской школы» осуществлялись Ф. Визером во всех его публикациях, включая такие, как: «О происхождении и основных законах экономической ценности» (1884), «Естественная ценность» (1899) и «Теория общественного хозяйства» (1914). К заметным заслугам ученого на поприще экономической науки следует отнести «внедрение» в научный оборот терминов «предельная полезность», «вменение». Субъективное восприятие ценности, цены, издержек производства и прибыли, приоритетное отношение к микроэкономическому анализу, неприятие математических методов решения экономических проблем и другие теоретико-методологические позиции менгеровского учения Ф. Визер воплощал в жизнь с профессорской кафедры на протяжении 42 лет вначале (1884–1902) в Праге, а затем (1903–1926) на унаследованной им кафедре К. Менгера в Вене.

В «Теории общественного хозяйства» Ф. Визер дает обоснование своей концепции частной организации хозяйства. По мнению автора, частная собственность черпает свой смысл из логики хозяйствования. При этом в качестве трех аргументов в пользу такого суждения называются: необходимость бережного отношения к расходованию хозяйственных благ с тем, чтобы охранять свою собственность от других претендентов; важность вопроса о «моем» и «твоем»; правовые гарантии для хозяйственного использования собственности.

Что же касается «социалистических лозунгов» о том, чтобы земля и капитал в качестве вспомогательных средств труда перестали находиться в частной собственности и принадлежали «рабочим, организованным в общественном масштабе», и чтобы доли дохода, приносимые этими факторами, не доставались «нерабочим в качестве личного дохода», то все равно потребуется, утверждает ученый, чтобы эти доли точно рассчитывались «и в социалистической экономике, если эта экономика будет регулироваться планомерно».

Ф. Визер убежден, что теоретическая защита частной собственности «вряд ли имела бы какие-либо шансы на успех», если бы подтвердилось положение о том, что весь доход создается трудом. Он полагает, что общество не должно отклонять право частного владения, в противном случае «очень скоро государство стало бы единственным владельцем всех средств производства, что, однако, ни в коем случае не должно произойти, поскольку оно не в состоянии управлять этими средствами производства также эффективно, как это делают частные лица».

маржиналистское направление экономической теории, в основе которого лежит методологический индивидуализм, идеология сформировалась путем объединения экономистов и преподавателей университетов из Австрии, официальной точкой возникновения Австрийской школы является 1871 год, в котором вышел экономический труд Принципы Экономики ученого Карла Менгера, сейчас различные приверженцы данной теории в РФ отстаивают идеи либертарианства, которые запрещают насильственное поведение государственного аппарата на экономическом рынке

Австрийская школа - это, определение

Австрийская школа - это

Австрийская школа - это теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере главными становятся принципы свободной экономики (Laissez-faire), и либертарианство. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых (экономическими агентами), и невмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).


Австрийская школа - это субъективно-психологическое направление в буржуазной политической экономии. Возникла в Австрии в 80-х гг. 19 в. как реакция на появление 1-го тома «Капитала» К. Маркса, распространение марксистского экономического учения и рост революционного рабочего движения. А. ш. стремилась противопоставить систему буржуазной теоретической политэкономии, отвечающую новым задачам буржуазной апологетики. Основателем А. ш. был К. Менгер.



Австрийская школа - это теоретическое ядро классической политэкономии А. Смита и Д. Рикардо заключено в понятии стоимости,согласно которой стоимость товара зависит от количества социально необходимого труда, затраченного на его производство. Так, если двое рабочих потратили на производство одного стола пять часов, то на рынке этот стол можно поменять на любой другой товар, созданный двумя рабочими за пять часов. Идея трудовой стоимости стала основой , которая, по мнению Маркса, должна была положить конец институту частной собственности и открыть эру коммунистического общества.


Австрийская школа - это учение, которое возникло в 80-х гг. 19 в. в Австрии (К. Менгер - Э. Бем-Баверк, Ф. Визер и др.). В 20-х гг. 20 в. ее преемницей стала "молодая австрийская школа" (Л. Мизес, Ф. Хайек, Г. Хаберлер и др.). Основной элемент теории австрийской школы -учение о предельной полезности. Сходные положения были выдвинуты У. Джевонсом и А. Маршаллом (Великобритания), Л. Вальрасом (Швейцария), Дж. Б. Кларком ().Основные принципы австрийской школы развиты в теории предельной производительности (см.Производительности теории).


Австрийская школа - это теория, писал К. Менгер в «Принципах политической экономии», согласно которой количество затраченного труда и производственные затраты регулируют товарообмен, оказалась в противоречии с практикой и при дальнейшем анализе показала свою недостаточность. Множество предметов, несмотря на огромные затраты и высокую , на рынке не находят , либо продаются за бесценок.В то же время дары природы нередко достигают высоких цен.


Особенности австрийской школы

Долгое время австрийская школа рассматривалась в западной экономической литературе лишь как одна из движущих сил маржиналистской революции, которая достигла меньших успехов, чем остальные, поскольку не владела математическим аппаратом. Такая оценка сложилась в середине 30-х годов XX в., когда различные направления маржинализма, казалось, навсегда слились в едином неоклассическом потоке и к тому же были отодвинуты на второй план в результате следующей революции в экономической науке -- кейнсианской. Но в начале 70-х годов в ходе ослабления и возрождения острого интереса к микроэкономическому анализу выяснилось, что могикане австрийской школы Л. Мизес и Ф. Хайек (последний получил в 1974 г. Нобелевскую ) пронесли через все эти годы некоторые важнейшие особенности австрийской школы, не давшие ей слиться полностью с неоклассической .

Таким образом, по сравнению с лозаннской и кембриджской (англо-американской) школами маржинализма австрийская школа оказалась наиболее четко очерченной и долговечной. Можно с большой степенью уверенности назвать известных экономистов, принадлежащих к разным поколениям австрийской школы, включая наших современников. Это ее основоположник К. Менгер, его ученики Е. Бём-Баверк и Ф. Визер (хотя слушать лекции К. Менгера в Венском университете им не довелось, оба окончили его незадолго до того, как автор "Оснований политэкономии" получил там профессорскую кафедру), ученики Е. Бём-Баверка Л. Мизес и Й. Шумпетер, ученик Л. Мизеса Ф. Хайек и его ровесники Г. Хаберлер, Ф. Махлуп, О. Моргенштерн (один из основателей теории игр), последователи Л. Мизеса и Ф. Хайека И. Кирцнер, Л. Лахманн, Э. Штрайслер и др.

Сильное влияние различные идеи австрийской школы оказали на англичан Л. Роббинса, Дж. Хикса и Дж. Шэкла, шведа К. Викселля, голландца Пирсона, итальянца М. Панталеони, американцев Р. Эли, С. Паттена и др.

Разумеется, австрийская исследовательская традиция у различных ее представителей проявлялась в разных формах и в разной степени, но во всех случаях проследить ее влияние можно.

Последовательный монистический субъективизм австрийской школы

Каковы же характерные особенности австрийской школы политэкономии? Прежде всего это последовательный монистический субъективизм: все категории экономической науки австрийцы стремятся вывести только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний. Как настойчиво подчеркивает Менгер, любые блага сами по себе, с точки зрения экономиста, лишены каких-либо объективных свойств, и прежде всего ценности. Эти свойства придает им лишь соответствующее отношение того или иного субъекта.

Методологический индивидуализм австрийской школы

Методологический индивидуализм представляет собой такой подход к анализу социально-экономических явлений, при котором любое из них может быть объяснено в терминах поведения индивида (планы, привычки, действия и т.п.). Действуют только индивиды, социальное целое в традиции методологического индивидуализма всегда рассматривается как результат индивидуальных действий. При этом у социальной группы не может быть ни «самостоятельных» целей, несводимых к целям индивидов – участников группы, ни «коллективного разума». Методологический индивидуализм означает отказ от использования агрегированных показателей как аналитического инструмента. Не бывает причинно-следственных зависимостей между макроэкономическими переменными – для познания нужно обратиться к мотивам, движущим поведением людей. Боязнь строгого следования принципу методологического индивидуализма в экономической теории проистекает из понимания, что поскольку многие макроэкономические постулаты несводимы к микроэкономическим, придется «распрощаться со всей общепризнанной макроэкономической теорией» (Блауг, 2004). Существующая макроэкономическая теория как раз и не признается сторонниками методологического индивидуализма, поскольку невозможно говорить о «поведении экономики как единого целого». IМетодология австрийской школы I 8 Основатель австрийской школы Карл Менгер так описывает свой метод исследования: «... мы старались свести сложные явления человеческого хозяйства к их простейшим элементам, еще доступным точному наблюдению, приложить к последним соответствующую их природе меру и с установлением ее снова показать, как сложные хозяйственные явления закономерно развиваются из своих элементов... метод... является общим для всех наук, основанных на опыте, и... должен быть назван эмпирическим» (Менгер, 1984). Упрощение анализа до действий отдельного индивида в теоретической системе австрийской школы не означает «скатывания» к методологическому атомицизму (Ковалёв, 2015а). Исходным потулатом школы является человеческое действие, которое встраивается в систему «цель – средства» (Гребнев, 2007). Любое упрощение в традиции школы обязательно сопровождается последующим рас- смотрением взаимодействия людей в процессе обмена. Ярким примером применения Менгером принципа ме- тодологического индивидуализма является анализ цены. Сначала Менгер выводит различие в величине ценности благ из познания человеком различного значения, какое имеет для него удовлетворение различных потребностей – и ценность любой части имеющегося у человека запаса блага определяется «значением, которое имеют для него наименее важные из всех удовлетворений потребностей, обеспеченным всем количеством (благ) и зависящие от этой (по- следней) части» (Менгер, 1984, с. 110). Определив предпосылки, с которыми человек вступает в процесс обмена, Менгер переходит к анализу более сложных человеческих взаимодействий – сначала группы людей на корабле, а затем и к анализу общих условий и пропорций обмена между людьми, обладающими разными блага- ми. Представляется неверным упрекать его и австрийскую школу в «атомицизме» – наоборот, все они «рыночники» и институционалисты. Людвиг Мизес подкрепляет тезис об отказе от атомицизма как метода следующим образом: «Мы не утверждаем, что изолированное автаркичное человеческое существо жило когда-либо... Биологическое очеловечивание предков людей и возникновение примитивных общественных обязательств (начальных институтов? – А.К.) происходило в рамках единого процесса. Человек по-Методология австрийской школы I 9 является на сцене земных событий как общественное существо. Изолированный асоциальный человек является вымышленной конструкцией» (Мизес, 2008). Теория социальных институтов австрийской школы также по не вписывается в рамки редукционизма и атомицизма. Институты ( , право, язык, рынок) выступают как «спонтанные порядки», возникающие в результате человеческого действия, но не человеческого замысла. Подробнее взгляд на процесс формирования института денег будет изложен ниже, здесь же хочется отметить, что школа разделяет позицию, согласно которой искусственные попытки правительства «улучшить» общественные институты, как правило, обречены на неудачу, и уж тем более нельзя придумать и реализовать некое «общество», более совершенное, чем существующее.

Методологический субъективизм австрийской школы

Методологический субъективизм означает, что в процессе анализа человеческого взаимодействия или институтов в экономической науке исследователь должен отталкиваться от субъективного значения, приписываемого данному действию со стороны самого анализируемого индивида, а не анализирующего. Отличной иллюстрацией невозможности иного подхода является пример, когда исследователь не может понять логику обмена двух туземцев, один из которых отдает ведро «полезной» рыбы, получая взамен горсть «бесполезных» ракушек, если не допустит, что ракушки являются для данного ту- земца деньгами. Получается, что в процесс анализа анализирующий вступает с уже сформированной в его сознании «классификацией объектов», потому любая трактовка человеческого действия является неким «актом интерпретации» со стороны исследователя. Поскольку любая социальная целостность создается «актом интерпретации» самого исследователя, а не бывает дана в готовом виде, «общественные науки поэтому не претендуют на то, чтобы открывать путем эмпирических наблюдений законы поведения или изменения таких целостностей» (Хайек, 2000, с. 84). Субъективизм австрийской школы особенно ярко проявляется в подходе к категории «ценность» и в концепции знания. В учении Менгера ценность представляет собой суждение человека о значении блага, причем ценность субъективна и по своей сути, и по мере – очевидно, что она не может быть измерена, сравнена у разных людей, с ней нельзя оперировать математическими функциями и т.п. Для анализа концепции меры ценности Менгер использует распространенный в среде экономистов методологический прием – «робинзонаду». Поскольку в его теоретической системе ценность есть «суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ» (Менгер, 1984, с. 101), то для понимания сущности ценности совсем не обязательно изолировать или переносить человека на необитаемый остров. Однако подобный прием позволяет убедительно объяснить идею меры ценности благодаря соблюдению принципа методологического субъективизма. Ценность субъективна по своей мере – т.е. каждый индивид придает разное значение тому или иному количеству находящегося в его распоряжении блага. Менгер иллюстрирует меру ценности тем, что Робинзон ранжирует свои потребности в пресной воде и, естественно, разному запасу воды придает значение в соответствии с важностью той или иной потребности, которая данным количеством еще может быть удовлетворена. У читателей не возникает несогласия с подобным ранжированием, поскольку каждый из нас, будучи поставленным в ситуацию Робинзона, имел бы сходную с ним цель – выжить – и, соответственно, сходную структуру потребностей (Ковалёв, 2008а). Но, как только субъективность меры ценности показана, Менгер переходит к анализу более сложных взаимодействий, вплоть до анализа пропорций об- мена на рынке. Другое важное преломление субъективизма в австрийской школе – субъективность издержек. Идея альтернативных издержек (opportunity costs) как «второго наилучшего» выбора, от которого отказывается субъект экономики ради того выбора, который он сделал, при последовательном применении неизбежно приводит нас к пониманию, что у каждого из нас своя индивидуальная их шкала. Более того, мы не знаем уровень экономических издержек ни одного , поскольку только ему известно, от чего он отказался ради осуществления фактически реализуемого бизнес-проекта. Естественно, такой подход исключает возможность «объективной» оценки и издержек, и успешности , а по- тому заменяется банковской ставкой процента как «всем доступной альтернативой» и в моделях равновесия (Гребнев, 2007), и для обо- снования экономической (Кузнецов, 2002). Важным аспектом субъективизма в традиции австрийской школы является вопрос об экономическом расчете. Дискуссия о нем при – одна из ярчайших страниц в теоретическом наследии школы. Любая попытка заменить бизнесменов и владельцев , принимающих решения о направлениях его размещения по , чиновником Госплана или «действующим как предприниматель» директором государственного завода обречена на провал (см. подробнее: Ковалёв, 2008b). Восприятие цены, исключительно субъективно и не может «проигрываться» другими акторами с теми же по эффективности результатами, как и акторами в реальной жизни. Шире вопрос об экономическом расчете может трактоваться как вопрос о субъективности знания.

Рыночный процесс или экономическое равновесие в методологии австрийской школы

В традиции австрийской школы любое знание субъективно – и этот методологический посыл выбивает основание из-под концепции общего экономического равновесия. Формальный равновесный анализ неоклассической экономической теории может что-либо сказать о причинных связях в реальном мире, только «ответив на вопрос о том, как приобретаются и передаются знания» (Хайек, 2000, с. 55). Неоклассическая теория исходит из того, что информация является некой «объективной данностью» (даже в качестве одного из условий фигурирует полнота информации всех участников рынка). Тогда для достижения равновесия необходимо, чтобы все люди следовали неким заранее разработанным планам, а также, чтобы все они были составлены в ожидании одного и того же ряда внешних событий, что само по себе нереально. Кроме того, любая перемена, заставляющая человека пересмотреть план, подрывает равновесно отношение между действиями, которые он осуществлял до и после этого изменения знаний. Индивидуальные наборы субъективных данных различны – никакого объективного знания не может быть, потому что оно никому не может быть дано в полном объеме: «знание обстоятельств … никогда не существует в концентрированной или интегрированной форме, но только в виде рассеянных частиц неполных и зачастую противоречащих знаний … индивидов» (Хайек, 2000, с. 89). Знание распространяется постепенно, и «движение к равновесию» может осуществляться только методом и ошибок, когда каждый человек корректирует свои ожидания и действия на основе вновь получаемого знания, возникающего, формирующегося в рыночном процессе. Изложенное понимание знания приводит к двум важным выводам. Во-первых, о неустранимости главной неопределенности в экономике – необходимости сегодня предугадать завтрашний спрос и начать производство. Во-вторых, предпринимательские ошибки неизбежны и внутренне присущи экономике, и в том чис- ле и поэтому никакого равновесного состояния не бывает. Австрийская школа отказывается от претензий на «точное количественное прогнозирование». В рамках методологии школы это абсолютно логично: ученый не может знать информацию, доступную предпринимателю и просто «человеку действующему» (она субъективна), а значит, верификация теории не может быть построена на основе эмпирических фактов: «… специфические тео- ремы (экономической науки) не доступны для какой-либо верификации или фальсификации на основе опыта» (Мизес, 2008, с. 809). Экономическая наука может предсказать только качественные тенденции развития. Л.Лахманн считает, что нельзя ставить вопрос даже о тенденции к равновесию: быстрота, с которой одни элементы хозяйственной системы приспосабливаются к изменениям, выше, чем скорость приспособления остальных к предыдущему изменению. Постоянные изменения информации ведут к калейдоскопичности экономического мира – ни одно его состояние не повторяется, при- чем все эти состояния неравновесны (Expectations and the Meaning of Institutions…, 1994).

Предметом экономической науки в традиции школы является деятельность человека в системе «цели – средства», причем и то, и другое не являются застывшими данностями и неизвестны исследователю. Отказ от анализа вымышленного состояния равновесия позволил австрийской школе сконцентрироваться на модели предпринимательского процесса, «гораздо более содержательной, имеющей более общий характер и намного лучше объясняющей реальное общество» (Уэрта де Сото, 2007). В широком смысле предпринимательство – любая дея- тельность по изменению настоящего в целях достижения будущих целей – совпадает с понятием «человеческая деятельность». В узком смысле предпринимательство связано с необходимостью «открывать и подмечать возможности для достижения какой-либо цели, получения или выгоды» (Уэрта де Сото, 2011, с. 66). В этом смысле бизнесмен по определению должен постоянно находиться в состоянии бдительности, и очевидно, что любая информация, как вновь получаемая, так и имевшаяся у него, под- лежит постоянному пересмотру и , исходя из его оценки новых появляющихся (и исчезающих) целей и возможностей, а следовательно, субъективна по своему смыслу. Знание бизнесмена – практическое, а не научное, эксклюзивное, рассеянное, неявное, но при этом может распространяться посредством сложных социальных процессов. Бизнесмен может не только получать , но и совершать ошибки и нести убытки. В этом смысле важно от- метить, что корректировка действий происходит в реальном времени, причем не дискретно, а перманентно. Концепция времени чрезвычайно важна для объяснения экономических циклов : наблюдаемое несовпадение объемов спроса и предложения различных товаров вызвано в том числе и принципиальной невозможностью точного предсказания первого в момент времени (прошлого в смысле логического времени), когда начато производство какого-либо товара – любое производство требует времени. Концепция предпринимателя может быть распространена и шире – на понимание Человека в австрийской традиции.

Рациональность человека в концепции австралийской школы

Австрийскую школу невозможно отнести к разделяющим концепцию Homo Economicus, наоборот, она не поддерживает ни одну из предпосылок такого взгляда на человека в экономике, выделяемых исследователями: модель рационального (ограниченно рационального) экономического агента; агентам вменяется принцип максимизации, определяющий экономическое поведение агентов рынка в соответствии с категорией субъективной полезности; необходимым является наличие конкуренции (в разных видах) между агентами; предусматривается возможность достижения рыночного равновесия, т.е. постулируется рост предельных издержек по мере постепенного увеличения , или «закон убывающей отдачи» факторов производства (Кирдина, 2013). Рациональность человека в концепции школы заключается не в том, что он представляет собой некую «вычислительную маши- ну по максимизации полезности», а исключительно в субъективном смысле – все, что человек делает, в момент совершения действия было для него рациональным, разумным действием. Но человек этот может ошибаться – и при этом исправлять свои ошибки (или то, что он считает ошибкой). Никто из участников рыночного процесса не обладает ни- какой полной информацией об условиях его осуществления. Более того, никакой «объективной информации» не существует – только «обстоятельства места и времени», известные предпринимателю, позволяют ему организовать то или иное для присвоения экономической . Наконец, знание никогда не бывает дано в некоем готовом виде – оно формируется в рыночном процессе. Еще в меньшей степени можно приписывать австрийской школе разделение концепции рыночного равновесия. Наоборот, начиная с Менгера, который отказывается от понятия «равновесная цена», а говорит лишь о возможном диапазоне цены в зависимости от ценности товара для покупателя и , в традиции школы – анализ реальной экономики, а не вымышленного состояния равновесия. О невозможности его достижения говорилось выше. Таким образом, ни один из постулатов не соответствует идеям школы. Рассматриваемого в австрийской традиции человека следовало бы назвать Человек Институциализированный (Homo Instituonalis). По устоявшемуся определению (Ходжсон, 2000), институционализированность заключается в воздействии институтов на формирование личности и проявляется в нестатичности предпочтений и потребностей. Австрийская школа никогда и не отрицала такого воздействия и постоянных изменений. Так, Менгер утверждал: «человеческие потребности способны развиваться до бесконечности», «наблюдая людей в их предусмотрительной деятельности, направленной на удовлетворение их потребностей в будущем, мы можем легко убедиться, что они далеки от того, чтобы оставлять без внимания способность потребностей к развитию» (Менгер, 1984). Кстати, и «робинзонада» использует не какого-то дикаря, живущего изолировано, а цивилизованного человека с имеющимися у него техническими знаниями, культурными привычками и навыками хозяйственной деятельности, которые он получил в цивилизационном институциональном окружении. Представляется, что исходной категорией теоретической системы школы является «человеческое действие», рассматриваемое сквозь призму институционального окружения: культуры, права, традиций, привычек. «Экономическая наука изучает реальные действия реальных людей. Ее теоремы не относятся ни к идеальному или совершенному человеку, ни к призраку мифического экономического человека (homo oeconomicus), ни к понятию среднего человека (homme moyen). Человек со всей его слабостью и ограниченностью, любой человек, как он живет и действует, является предметом каталлактики» (Мизес, 2008, c. 610–611). Более того, каждый человек принимает участие в создании общественных институтов. Объяснение эволюции институтов как спонтанных порядков австрийская школа черпает в шотландской традиции Фергюссона, который считал, что они есть «результат человеческого действия, но не человеческого замысла» (цит. по: Хайек, Методология австрийской школы I 16 2006, с.7). Именно отбор самими людьми «правильных практик» создает спонтанные порядки. Эволюционный подход австрийской школы применен и при анализе распространения знаний в обществе – ведь оно происходит именно в рамках системы существующих институтов, что только подтверждает институциональность человека в представлении австрийской школы. Следует отметить, что невозможно представить себе ни одно исследование австрийской школы, где бы институты не вы- ступали основой целостности экономической или социальной си- стемы. Кроме ставшего для приверженцев классического приме- ра с деньгами как социальным институтом позволим сослаться на исследование Г.Г. Сапова «Собственность: условие человеческой деятельности и юридическая категория», в котором автор трактует собственность не как экономическое или правовое явление, а как гораздо более широкое условие человеческой деятельности как таковой (Сапов, 2004). Ф.Хайек подчеркивал, что именно институты формируют устойчивость общества: «Многие общественные институты, представляющие собой необходимое условие успешного достижения сознательных целей, по сути дела, являются результатом обычаев, привычек или установившихся практик, которые не были изобретены и соблюдаются без преследования какой-либо цели» (Хайек 2006, с. 30). Внимательное прочтение Менгера позволяет увидеть, что именно он первым из экономистов поставил вопрос о необходимости развития экономической науки как науки об эволюции ин-ститутов: проблема социальных наук – объяснить, как «могут возникать институты, служащие для общественного благополучия и чрезвычайно важные для его развития без общей воли, направлен- ной к их установлению; какова природа этих социальных явлений и каким образом можем мы достигнуть полного понимания их существа и их движения» (Менгер, 1894, c. 61–62). В целом можно говорить о значительном сходстве методологии австрийской школы и институционализма (Ковалёв, 2011). При этом если и «старая» институциональная теория, и НИЭТ (новая институциональная экономическая теория) сосредоточивались на отдельных направлениях исследования, то австрийская школа построила полнообъемную экономическую теорию, вершиной ко- торой является АТБЦ. На наш взгляд, важной причиной жизненности теории являются и реалистичность применяемой школой методологии, и условия анализа, гораздо более приближенные к реальности по сравнению с другими школами экономической мысли: признание денежной экономики, учет фактора времени, сущностный характер формирования ожиданий субъектов хозяйствования, концепция рассеянного знания, разнородность капитала.

новый заголовок

новый заголовок

Критика в отношении учений Австрийской школы

Рассмотрение различных высказываний и учений критикующих теорию Австрийской школи, а также выражение различных недостатков многими отечественными экономистами.


Экономист Николай Бухарин назвал Австрийскую школу сильнейшим врагом марксизма

Н. И. Бухарин назвал австрийскую экономическую школу «наиболее сильным врагом марксизма» и дал всестороннюю критику её экономической теории в своей работе «Политическая экономия рантье».

Экономист Валерий Кизилов критикует новых представителей Австрийской школы из РФ

По моему ощущению, раньше в этой критике громче всего звучала вот такая тема, вы, австрийцы, ведете себя по-сектантски. Вы не предлагаете свои статьи авторитетным рецензируемым журналам, не пытаетесь защищать диссертации в ведущих университетах, не выступаете на раскрученных дискуссионных площадках. Это значит, что вы либо осознаете шаткость своих построений и боитесь выставить их на суд коллег, либо параноидально обвиняете все научное сообщество в заговоре против вашей австрийской школы, либо просто не интересуетесь полноценной дискуссией с профессионалами, предпочитая вариться в собственном соку да вербовать людей с улицы. Иными словами, вы трусы, параноики и эскаписты, вам неинтересно провести ваши идеи через горнило серьезной критики.


Лично я довольно чувствителен к упрекам такого рода. Они действительно иногда побуждают меня собраться с силами и написать статью в академическом формате. (У меня вышла одна статья в "Вопросах экономики" и еще одна - в "Экономической политике"; правда, эти журналы не относятся к рецензируемым). Я не оставляю мысль защитить диссертацию и обязательно буду предпринимать усилия, чтобы получить возможность преподавать в вузе. Однако после так называемой статьи профессора Савватеева я больше не могу надеяться, что мои будущие успехи на данных направлениях когда-нибудь заставят экономистов-мэйнстримщиков относиться ко мне более уважительно.


Ведь экономисты австрийской школы, добившиеся академического признания, вызывают у группы Сонина-Савватеева еще большее отторжение, чем любители вроде меня. Ярчайший тому пример - их слова о Павле Усанове, заведующем кафедрой экономической теории в Петербургском филиале ВШЭ. Казалось бы, вот уж кого не упрекнешь в сектантстве и эскапизме! Но с точки зрения профессора Савватеева, Павел Усанов "планомерно и последовательно вырезает из программы всё то содержательное, что в ней было". По его словам, "проблемы бы не было, если бы эти словоблуды не занимали постов и не влияли существенным образом на стратегию экономического образования в России". Профессор Сонинвторит своему товарищу: "Я считаю, что "российские австрийцы" - это действительно тёмная сила, пропагандирующая невежество и обскурантизм и активно использующая всю привлекательность такой пропаганды".


Получается, что если я не стремлюсь высказывать свое мнение на академической площадке, то это презренное бегство от действительности, а если стремлюсь - то это чудовищная в своем цинизме пропаганда невежества и обскурантизма. Что ж, на этих коллег не угодишь. Придется как-то переносить их неодобрение. Тем более, что и в мэйнстриме немало людей, для которых австрийская школа - серьезный и достойный внимания оппонент, а не "тёмная сила".


Основные особенности идеологии Австрийской школы

Особенности австрийской школы:

Отказ от использования математических методов исследований;


Субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;


Акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;

Акцент на структуру капитала и временную изменчивость последней при изучении макроэкономических проблем.


Экономисты австрийской школы придерживаются методологического индивидуализма, который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения отдельных людей. Экономисты Австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории - логически выводить её из базовых принципов человеческой деятельности, называя подобный метод праксеологическим. Кроме того, хотя натурные эксперименты часто используются последователями экономического мейнстрима, «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей - предмет экономического исследования - не может быть воспроизведена в искусственных условиях.


Либертарианство и Австрийской школа в экономической теории

Либертарианство иногда смешивается с австрийской школой в экономической теории, которая содержит выводы о неэффективности и разрушительных последствиях государственного вмешательства в экономику. На самом деле, хотя большинство либертарианцев в области экономики придерживаются подходов австрийской школы, это отождествление ошибочно. Либертарианство - политико-правовая , содержащая рецепты переустройства общества, прежде всего, в . Это учение о должном, предписывающее людям, и особенно государственным служащим, определённые нормы поведения.


Австрийская экономическая теория, наоборот, не имеет нормативного характера, являясь инструментом познания причинно-следственных связей в экономике. Делая, например, выводы о том, что протекционистский таможенный режим уменьшает количество благ, доступных населению страны, где он применяется, она остаётся ценностно нейтральной наукой и не делает призывов к изменению законодательства и политики.

Субъективизм в основе теории Австрийской школы

Тезис институционалистов о субъективных оценках в экономической науке полностью разде- ляют представители австрийской школы. Основатель школы К.Менгер через субъективную оценку выстраивает понятие ценности (отношение человека к значимости вещей), «ценность субъективна не только по своему существу, но и по своей мере».


Такой же субъективный подход следует распространять и на анализ идей, как исследователь в общественных науках вступает в анализ с уже имеющейся классификацией объектов - и невольно распространяет ее на анализируемых индивидов и события. Потому легче анализировать схожих людей - а при анализе поведения туземца-дикаря значимыми остаются наиболее абстрактные понятия, пища, деньги, оружие, физические свойства раковин каури и полой трубки скажут исследователю гораздо меньше, чем наблюдения за использованием этих предметов при условии, что исследователь знаком с понятиями «деньги» и «оружие».


Подобный подход неизбежно привел представителей школы к противопоставлению методов социальных и естественных наук - тех же, кто считает правильным перенесение в науки об обще- стве методов физики, Хайек метко назвал «сциентистами» - и главная проблема видится в том, что построение «равновесной» модели общества требует единства планов всех хозяйственных индивидов, а это - единства знаний, что не является реалистичным. Школа отрицает возможности математики как аналитического инструмента.


Менгер в письме Вальрасу писал: «Мы должны не только исследовать отношения между различными величинами, но также и сущность (курсив мой - А.К.) экономических феноменов… Как можем мы познать сущ- ность, скажем, ценности, предпринимательской прибыли, распределения труда, биметаллизма… математическим путем?». Данный аспект роднит австрийцев скорее с представителями старого институционализма, поскольку желание «идти в ногу со временем» и выглядеть как «строгая наука» приводит новую институциональную школу к потере самобытности и вхождению в мэйнстрим.


Для австрийской школы в выборе между пониманием и главным со времен знаменитого менгеровского «все явления подчинены закону причины и следствия» остается поиск причинности -«Тщетные попытки делового прогнозирования заставить исчезнуть неопределенность будущего и лишить предпринимательство присущего ему спекулятивного характера обрече- ны на провал».


Методы и взгляды австрийской школы

Методологические принципы австрийской школы были сформулированы в книге К. Менгера «Исследования о методе общественных наук и политической экономии в особенности» (1883) и в памфлете «Ошибки историзма в немецкой политической экономии» (1884). Система теоретических взглядов австрийской школы изложена в книгах К. Менгера «Основания политической экономии» (1871), Э. Бём-Баверка - «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886) и «Капитал и прибыль» (1884-1889), Ф. фон Визера - «О происхождении и основных законах хозяйственной ценности» (1884) и «Естественная ценность» (1889).


Австрийская школа вульгаризировала понятие предмета политической экономии, политэкономия должна изучать не экономические отношения людей, а явления экономической жизни с точки зрения сознания хозяйствующего субъекта. Всё капиталистическое общество, по мнению теоретиков австрийской школы, представляет собой механическую совокупность «хозяйствующих субъектов», связанных только . Поэтому задача политэкономии - изучать отношени купли-продажи и на их основе открывать вечные, естественные законы экономического развития общества. Теоретики школы пользовались антинаучным идеалистическим субъективно-психологическим методом.


Австрийская школа разработала теорию предельной полезности благ - субъективно-психологическую теорию ценности и основанную на ней теорию капитала и процента. Основная теория австрийской школы - предельная полезность - рассматривается как субъективная полезность предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в благе данного рода. Согласно учению школы, предельной полезностью определяется ценность благ, которая зависит от соотношения запаса этого блага и потребности в нём. Сторонники школы утверждают, что вместе с ростом запаса при данной потребности снижается предельная полезность и, следовательно, ценность блага, а при уменьшении запаса они возрастают. Ценность блага якобы зависит от степени насыщения потребности в нём. Уровень предельной полезности вещи зависит также и от её редкости.


Из субъективной ценности (предельной полезности) австрийская школа выводит "объективную меновую ценность", из неё - рыночную цену, которая трактуется как равнодействующая субъективных оценок благ покупателями и продавцами. Этот переход от субъективных оценок к реальной цене - наиболее уязвимое место теории предельной полезности вследствие неизмеримости субъективных ощущений и их несопоставимости с объективными стоимостными и денежными величинами. Ни австрийская школа, ни другие буржуазные школы не нашли решений этого основного вопроса.


Главная модель предельной полезности - «шкала Менгера» - представляет собой попытку объяснить место каждого блага в шкале полезностей и степень насыщени потребности в нём. В этой модели различаются абстрактная полезность различных категорий благ (предметы питания, одежда, обувь, топливо, украшения и т.п.) и конкретная полезность каждой единицы данного рода благ (напр., 1-го, 2-го, 3-го и т.д. килограмма хлеба, 1-й, 2-й, 3-й и т.д. обуви), причём виды потребностей располагаются в нисходящем порядке - от более важных к менее важным; внутри же каждого вида благ полезности конкретных единиц данного блага тоже располагаются в нисходящем порядке. Эта модель призвана иллюстрировать оптимальный потребительский выбор по принципу уравнения предельных полезностей благ разного рода, но она не отражает истинных процессов, происходящих на капиталистическом рынке.


Неспособность австрийской школы вывести из субъективной ценности рыночную цену как равнодействующую получила своё выражение и в модели Бём-Баверка, построенной по принципу образования равнодействующей оценок различных продавцов и покупателей и показывающей, что «высота рыночной цены ограничивается и определяется высотой субъективных оценок товара двумя предельными парами». Модель оставляет открытым основной вопрос - обусловленность субъективных оценок и их различий платёжеспособностью покупателей и затратами производства продавцов, т.е. объективными условиями товарного производства, в которых цена определяется не субъективными оценками, а стоимостью товаров.


При этом в рыночной конкуренции, вызывающей отклонения цены от стоимости, участвуют все покупатели и продавцы, вследствие чего цена тяготеет не к оценкам их «предельных пар», а к общественно необходимым затратам труда. Только в том случае, если указанные предельные оценки совпадают с уровнем общественно необходимых затрат, они могут соответствовать действительным рыночным ценам. Как и шкала Менгера, модель Бём-Баверка может иллюстрировать индивидуальные мотивы поведения отдельных агентов рынка, но не причины, вызывающие эти мотивы. Никакого самостоят, значения для теории ценообразования обе эти схемы иметь не могут.

Используя субъективно-психологич. теорию ценности, австрийская школа выдвинула буржуазно-апологетическую теорию процента и прибыли, непосредственно противопоставляемую марксистскому учению о прибавочной стоимости. Источник процента усматривается в разнице, возникающей между более высокой субъективной оценкой потребительских благ как благ настоящего и менее высокой оценкой средств производства как благ будущего ("благ отдалённого порядка"). Труд рассматривается как благо будущего и поэтому в каждый данный момент он должен оплачиваться ниже ценности его продукта. Также полностью отрицается наличие капиталистической эксплуатации.


Последующей модификацией теории предельной полезности, получившей развитие в Англии, США и др. странах, явилось учение о предельной производительности факторов производства, отрицающее создание прибавочной стоимости трудом и объясняющее прибыль «предельной производительностью капитала». На основе предельной полезности выдвигается теория благосостояния.

Австрийская школа положила начало применению теории предельной полезности также в построении буржуазной концепций социалистической экономики и планирования. Ф. фон Визер, Й. Шумпетер, рассматривают предельную полезность как чистую экономическую логику и считая её основой для оптимального распределения ресурсов, пытались использовать её для построения теории социалистического хозяйства. Австрийский профессор А. Шеффле, выработавший схему-центр планирующего органа при социализме, считал невозможным применение в социалистической экономике трудовой теории стоимости. Эти взгляды развивают в 60-е г.г. теоретики немарксистского социализма (Р. Кэмпбелл, А. Лернер и др.), утверждающие, что экономическая наука социалистических стран должна перейти на позиции маржинализма.


Теория экономических циклов Австрийской школы

Австрийская теория экономических циклов - теория, объясняющая экономические циклы с точки зрения Австрийской школы. Согласно теории экономические циклы являются непосредственным следствием неэффективных и деструктивных политик , которые приводят к длительному занижению процентных ставок , что способствует выдаче в чрезмерных объёмах , возникновению спекулятивных , и уменьшению сбережений.


Принципы основной теории Австрийской школы

Сначала, путём выдачи кредитов, увеличивается предложение денег, предприниматели склоняются к ошибочным инвестициям - излишне инвестируя в производственные процессы, более оторванные от текущих потребностей и имеющие большую продолжительность. Впоследствии цены и доходы от начальных факторов растут, и растёт потребление, и бизнесмены осознают, что в масштабное производство были нецелесообразными.


Первый этап называется «бумом» (подъёмом, ростом), второй этап - выявление убыточных инвестиций - является «кризисом» (спадом). Депрессия является следующим этапом, в течение которого убыточные предприятия банкротятся, а факторы производства должны быстро вернуться в более «реальное» производство. Ликвидация нездоровых предприятий, «свободных мощностей» ложно созданного предприятия и незапланированный простой оригинальных факторов производства должны быстро и массово переключиться на более низкие уровни производства - что и происходит на этапе депрессии.


Экономические последствия в теории циклов Австрийской школы

Этап депрессии приходит после этапа подъёма. Во время подъёма происходит инфляция , в основном, за счёт кредитов. Во время вынуждены ужесточать требования для получения кредитов, что приводит к уменьшению объёмов кредитования. Другими словами, уменьшение объёмов кредитования влечет уменьшение , то есть вызывает дефляцию .

Другим возможным последствием является рост спроса на деньги через:

Ожидание падения цен из-за кризиса и уменьшение спроса;


Люди будут экономить деньги с целью больших покупок в будущем;


Материалы, посвящённые современному развитию школы, публикуются в журналах The Review of Austrian Economics (издательство Springer), Quarterly Journal of Austrian Economics (институт Людвига фон Мизеса).

Начало проведений конференции по теории Австрийской школы Либеральным институтом в Праге (2004 год)

С 2004 года ежегодно в Праге «Либеральный институт» организует конференцию Prague Conference on political Economy в австрийской традиции.

Происхождение названия Австрийская школа

Австрийская школа получила своё название от происхождения её основателей и ранних приверженцев, включая Карла Менгера (нем. Carl Menger), Ойгена фон Бём-Баверка (нем. Eugen von Böhm-Bawerk) и Людвига фон Мизеса (нем. Ludwig von Mises). В число известных экономистов XX века, относимых к Австрийской школе, также входят Генри Хэзлитт (англ. Henry Stuart Hazlitt), Мюррей Ротбард (англ. Murray Rothbard), и нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек (англ. Friedrich Hayek).

Ученые представляющие Австрийскую школу

Рассмотрение различных ученых-представителей Австрийской школы и описаний их биографии.

Основоположник австрийской школы маржинализма - Карл Менгер (1840-1921 годы)

Карл Менгер (1840-1921) основоположник австрийской школы маржинализма, как ученый экономист с мировым именем и глава "австрийской школы" маржинализма занимает достойное место в ряду лучших представителей экономической науки второй половины XIX в. несмотря на дворянское происхождение, он придерживался либеральных взглядов на проблему социально-экономического развития общества, которые, очевидно, сложились еще в годы учебы на юридических факультетах университетов в Вене и Праге.


Незначительный на первый взгляд опыт практической деятельности на поприще журналистики и государственной службы позволил талантливому исследователю К. Менгеру подготовить и издать в 1871 г. фундаментальный, как выяснилось впоследствии, труд под названием "Основания политической экономии". "Основания" К. Менгера, вдохновившие его последователей в Венском университете на дальнейшие научные изыскания в соответствии с "новыми" методологическим принципами "учителя", способствовали в конечном счете тему, что на всем протяжении первого этапа "маржинальной революции" из трех общеизвестных родоначальников маржинальной экономической теории наибольшее признание имел именно он – основоположник "австрийской школы". Связанно это с тем, что в отличии от методологии У. Джевонсона и Л. Вальраса менгеровская методология исследования сохранила отдельные ключевые позиции методологии "классиков". Это, во-первых, отсутствие в экономическом анализе средств математики и геометрических иллюстраций.

Во-вторых, использование принципов исходной (базовой) категории, которой считается стоимость (ценность) с той только разницей, что последняя, по Менгеру, должна определятся хотя и по каузальному принципу, но не в связи с измерением издержек производства (или затрат труда), а в связи с субъективной характеристикой – предельной полезностью. И в-третьих, в отличие от "классиков" К. Менгер считает первичной не сферу производства, а сферу обращения, т.е. потребление, спрос.

Австрийский экономист - Ойген фон Бём-Баверк (1851-1914 годы)

Ойген фон Бём-Баверк (нем. Eugen Böhm Ritter von Bawerk, 12 февраля 1851, Брюнн, Моравия, Австрийская империя (ныне Брно, Чехия) - 27 августа 1914, Крамзах, Австро-Венгрия) - австрийский экономист и государственный деятель. Один из основных представителей австрийской экономической школы.


Представитель Австрийской школы - Фридрих фон Визер (1851-1926 годы)

С 1903 профессор политэкономии в Венском университете. Совместно с К. Менгером и Э. Бём-Баверкомразрабатывал теорию предельной полезности и ввёл этот термин. Опровергал марксистскую теории трудовой стоимости и прибавочной стоимости. Создал теорию вменения, согласно которой каждому из трёх факторов производства - труду, земле и капиталу - вменяется определённая часть ценности созданного ими продукта. Выдвинул теорию денег, определяя их ценность в зависимости от соотношения денежных и реальных доходов.

Сторонник классического либерализма - Людвиг фон Мизес (1881-1973 годы)

Людвиг фон Мизес (нем. Ludwig Heinrich Edler von Mises, 29 сентября 1881, Лемберг, Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия - 10 октября 1973, Нью-Йорк, США) - экономист, философ,историк, праксиолог, сторонник классического либерализма, внесший значительный вклад в развитиеавстрийской школы экономики. Наряду с Ф. А. фон Хайеком является одним из основателей философиилибертарианства.

Американский экономист Австрийской школы - Бенджамин Андерсон (1886-1949 годы)

Бенджамин Андерсон родился в семье бизнесмена и политика Бенджамина Маклина Андерсона вКолумбии, штат Миссури. В возрасте 16 лет он поступил в Университет Миссури, где в 1906 ему была присвоена степень бакалавра гуманитарных наук. После получения статуса бакалавра, Андерсон был назначен на должность профессора политэкономии и социологии в Missouri Valley College, где проработал в течение года, прежде чем стал главой департамента политэкономии и социологии в State Normal School (позже известной как Missoury State University) в Спрингфилде, Миссури.

Представитель новой Австрийской школы - Фридрих Август фон Хайек (1899-1992 годы)

Фридрих Август фон Хайек (нем. Friedrich August von Hayek, 8 мая 1899, Вена - 23 марта 1992,Фрайбург) - австрийский экономист и философ, представитель новой австрийской школы, сторонник либеральной экономики и свободного рынка. Лауреат Нобелевской премии по экономике (1974).

Немецкий экономист - Людвиг Лахманн (1906-1990 годы)

Людвиг Лахманн (нем. Ludwig Lachmann, 1906-1990) - немецкий экономист. Учился в Берлинском и Цюрихском университетах, а также в Лондонской школе экономики. Преподавал в университете Йоханнесбурга (ЮАР) и в Нью-Йоркском университете.

Американский экономист - Мюррей Ротбард (1926-1995 годы)

Мюррей Ротбард (англ. Murray Rothbard, 2 марта 1926, Бронкс, Нью-Йорк, США - 7 января 1995, Нью-Йорк, США) - американский экономист, представитель австрийской школы в экономической науке, один из последователей традиции Людвига фон Мизеса. Выступал за свободу предпринимательства и невмешательство государства в экономическую деятельность. Представитель либертарианства и сторонник построения анархического общества на основе свободного рынка. Ввёл в употребление термин "анархо-капитализм".

Представитель Австрийской школы - Ханс-Херман Хоппе (род. 1949 год)

Ханс-Херман Хоппе (нем. Hans-Hermann Hoppe, род. 2 сентября 1949, Пайне) - немецкий экономист. Представитель австрийской школы в экономической науке.

Учился в Саарском и Франкфуртском университетах. В настоящее время является профессором Невадского университета (Лас-Вегас) и главным редактором Journal of Libertarian Studies. основатель и президент "The Property and Freedom Society".

Представители Австрийской школы из России

Статистик и экономист - Орженцкий Роман Михайлович (1863-1923 годы)

Выступая одним из немногих русских последователей субъективно-психологического направления (см. Австрийская Экономическая Теория), он отмечал, что экономическое явление представляет проявление определенного психического отношения лица к вещам и процессам. Анализируя основной элемент направления - теорию полезности, Орженцкого подразделяет последнюю на две составляющие, психо-физическую и чисто-экономическую. Первая изучает понятие потребности и полезности, вторая применяет их к объяснению явлений обмена. Орженцкого предложил ввести понятие «метафизическая сущность», в данном случае определение «ценности» - «не что иное, как проекция чувств на объект, вызывающие чувства в психике субъекта».

Экономист и либерал из Российской Федерации - Львин Борис (род. 1961 год)

Экономист и либерал - Романчук Ярослав (род. 1966 год)

Яросла́в Чеславович Романчук (белор. Яраслаў Чэслававіч Раманчук, р. 10 января 1966 года, городской посёлок Сопоцкин, Гродненский район, Гродненская область, Белоруссия) - белорусский политик и экономист, заместитель председателя Объединённой гражданской партии с апреля 2000 до 2011 года.


Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса, основатель белорусской школы либерального устойчивого развития, автор более тысячи статей и шести книг по экономической тематике, один из разработчиков Антикризисной платформы Объединенных демократических сил.

Экономист из России - Усанов Павел (род. 1982 год)

Директор Института экономики и права имени Фридриха фон Хайека, доцент НИУ-ВШЭ, кандидат экономических наук.

Различные организации сторонники идеологии Австрийской школы

Международная организация Мон Пелерин поддерживающая политику свободного рынка

Общество «Мон Пелерин» (англ. The Mont Pelerin Society) - международная организация, основанная 36 учёными 10 апреля 1947 года на конференции, собранной известным экономистом австрийской школы Фридрихом фон Хайеком в Мон Пелерине (местечке околоМонтрё в Швейцарии). Организация поддерживает экономическую политику свободного рынка и политические ценности открытого общества. Среди основателей - Морис Алле, Аарон Директор, Вальтер Ойкен, Милтон Фридман, Генри Хэзлитт, Бертран де Жувенель, Людвиг фон Мизес, Фрэнк Найт, Майкл Полани, Карл Поппер, Лайонел Роббинс, Джордж Стиглер. Восемь участников Общества стали лауреатами Нобелевской премии по экономике (Фридрих А. фон Хайек, Милтон Фридман, Джордж Стиглер, Морис Алле, Джеймс М. Бьюкенен,Рональд Коуз, Гэри С. Беккер и Вернон Смит).

Институт Людвига фон Мизеса либертарианского направлений экономической мысли

Институт Людвига фон Мизеса (LvMI, Ludwig von Mises Institute) - научно-исследовательское учреждение и академическая организация учёных либерального и либертарианского направлений экономической и политической мысли (проводящих исследования в духе традиций австрийской школы). Расположен в г. Обурн, шт. Алабама, США. Институт основан в 1982 г. Маргит фон Мизес, вдовой Людвига фон Мизеса. Членами института являются 250 ученых и политиков. Институтом проведено несколько десятков конференций по разнообразной проблематике: от финансовой политики до истории .

Институт присуждает ряд премий:

Премия Гэри Шларбаума ($10 000 и медаль) - за защиту свободы (Gary G. Schlarbaum Prize for Lifetime Achievement in the Cause of Liberty);

Премия Фрэнка и Харриет Курцвег ($5 000) - за произведение, посвященное воспеванию идеалов персональной свободы или частной собственности;

Медаль Свободы Мюррея Ротбарда - за лидерские качества в области защиты свободы;

Премия Лоренса Фертига по австрийской экономической теории ($1 000) - за лучшую публикацию по экономической теории в традиции австрийской школы.

С 1986 года в г. Обурн, шт. Алабама институтом ежегодно организуются занятия «Университета Мизеса» (англ. Mises University) - летнего экономического образовательного учреждения. В программе университета: лекционные занятия (ряд различных лекций проводится в одно и то же время - т. н. «Concurrent Sessions»), просмотр фильмов, групповое фото, концерт в «Консерватории» института. Выпускники университета получают сертификат. Желающие могут сдать в последний день устный экзамен и получить «сертификат с отличием» (honors certificate). Обучение, проживание и питание студентов является бесплатным.

Общественно-политическая организация Либертарианская партия России

Либертарианская партия Российской Федерации - общественно-политическая организация граждан России, отстаивающая идеи либертарианства. Политическая и экономическая программа партии базируется на философии либертарианства, самопринадлежности человека, а также на фундаментальном запрете агрессивного насилия во всех его проявлениях и независимо от субъекта, от которого оно исходит.

Научно-исследовательский центр Мизеса по направлению Австрийской школы

Научно-исследовательский центр Мизеса - структурное подразделение «Стратегия». Негосударственный белорусский исследовательский центр, созданный в 2002 году экономистами, аналитиками, преподавателями социогуманитарных дисциплин, философами и представителями других профессий, названный в честь экономиста австрийской школы Людвига фон Мизеса. Руководителем центра является экономист Ярослав Романчук.

Американская исследовательская организация либертарианского направления Институт Катона

Институт Катона (англ. Cato Institute) - американская исследовательская и просветительская организация либертарианского направления, распространяющая классическое либертарианство. Институт отстаивает принципы ограниченного государства, рыночной экономики, свободной и расширения свободы личности.

Института Катона выступали с резкой критикой администрации президента США по целому ряду вопросов, включая иракскую войну, проблемы гражданских свобод, образования, здравоохранения, сельского хозяйства, энергетической политики и чрезмерных государственных расходов. Однако некоторые научные сотрудники Института разделяли позицию администрации Буша по другим направлениям, в первую очередь связанным с реформой социального обеспечения, глобальным потеплением, налоговой политикой и иммиграцией.

С 2005 года работает русскоязычный проект института http://cato.ru. Основные направления деятельности проекта - постоянно обновляемый сайт и электронная библиотека, издание книг и брошюр, размещение материалов либеральных экспертов в средствах массовой информации, организация публичных лекций, семинаров и конференций и ежегодное проведение студенческих исследований и «летней школы» для студентов Российской Федерации и стран . С июня 2009 года проект Cato.Ru начал работать под новым названием «Свободная среда» по новому адресу inliberty.ru. Новый сайт полностью включил в себя архив материалов Cato.Ru и продолжает его работу.

Книги про Австрийскую школу и экономические труды ее представителей

Карл Менгер "Основания политической экономии" (1871 год)

В 1871 году К. Менгер подготовил и издал фундаментальный труд «Основания политической экономии».

Фридрих фон Визер "Теория общественного хозяйства" (1914 год)

"Теория общественного хозяйства" Ф. фон Визера (1914) занимает в истории австрийской школы примерно такое же место, как "Основы политической экономии" Дж. С. Милля в истории английской классической политэкономии. Это "завершение системы", упорядочивание различных идей разных авторов, эклектическое стремление к компромиссам, максимальное расширение объекта исследования, иногда за счет меньшей глубины исследования (особенно по сравнению с менгеровскими "Основаниями").

Николай Бухарин "Политическая экономия рантье: теория ценности и прибыли австрийской школы" (1925 год)

Книга представляет собой репринтное воспроизведение издания 1925 года.Работа была закончена Николаем Ивановичем Бухариным осенью 1914 года. Она содержит систематическую критику теоретической экономии новейших буржуазных экономистов.

Людвиг фон Мизес "Либерализм в классической традиции" (1927 год)

Фундаментальный труд, описывающий основы либертарианского (в ев- ропейской традиции – классического либерального) мировоззрения

Фридрих фон Хайек "Индивидуализм и экономический порядок" (1948 год)

«Индивидуализм и экономический порядок» (1948) – пятая крупная книга Хайека, выходящая по-русски. В ней собраны его «малые произведения» 30 – 40-х годов – статьи, лекции, доклады. Это был нелегкий период в жизни ученого, когда из чистого экономиста-теоретика он все больше превращался в социального философа, работающего на пересечении многих дисциплин. Смена основной сферы деятельности далась ему нелегко и сопровождалась растущим отчуждением от профессионального сообщества экономистов. Тогда же левой интеллигенцией Запада он был предан анафеме за «Дорогу к рабству» (1944), где прослеживались общие корни тоталитарных идеологий – нацизма и коммунизма.

Хесус Уэрта Де Сото "Австрийская экономическая школа" (2000 год)

В ней описана краткая история развития идей австрийской школы экономической теории с момента ее зарождения во второй половине XIX в. и до настоящего времени. Автор анализирует вклад основных представителей школы, оказавших определяющее влияние на формирование этого направления экономической мысли: К. Менгера, О. Бём-Баверка, Л. фон Мизеса, Ф. Хайека, а также ключевых фигур недавнего «австрийского» возрождения: И. Кирцнера и М. Ротбарда. Особое внимание уделено основным отличиям австрийской школы от доминирующего математизированного направления в экономической науке - неоклассической школы в таких областях, как теория капитала; равновесие, рыночный процесс и предпринимательство; теории денег, кредита и экономических циклов.

Источники текстов

economicportal.ru

lukyanenko.at.ua

cozyhomestead.ru

Австрийская школа экономики - теоретическое направление экономической науки, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма.

Традиционная экономика использует математические модели и статистические методы для моделирования и оценки экономического поведения.

Австрийская школа экономики Австрийская Школа Экономики

Другой отличительный признак австрийской школы - акцент на отдельном предпринимателе, принимаемом в качестве основной единицы при проведении экономического анализа.

Большая часть представлений австрийской школы кажутся слишком радикальными, или по крайней мере циничными (возможно, именно поэтому они имеют среди своих сторонников Степана Демуру). Они представляют собой антитезу кейнсианского видения.

Австрийская (Венская) школа , пожалуй, больше всех направлений маржинализма заслуживает название «школа ». Она возникла вокруг кафедры Венского университета, которую долгие годы возглавлял Карл Менгер. Основными представителям и австрийской школы помимо Менгера являются его последователи Ф. Визер и Е. Бём-Баверк.

  • методологический индивидуализм в интерпретациии экономических событий
  • теория о том, что деньги не нейтральны
  • теория о том, что структура капитала экономики состоит из гетерогенных (неоднородных) товаров, которые имеют полиспецифическое использование (австрийская теория делового цикла)
  • огранизующая сила механизма ценообразования
  • Принцип Laissez faire, что в переводе с фр. означает принцип невмешательства государства в экономику.
Традиционная экономика использует математические модели и статистические методы для моделирования и оценки экономического поведения.

Австрийская школа экономики считает что мат модели и статистика несовершенны, ненадежны и недостаточны. Вместо этого Австрийская Школа Экономики использует логические выводы из поведения человека - науку, которая называется праксеология.

Основные представители австрийской школы:
* первое поколение - Карл Менгер (1840−1921) (основатель)

* второе поколение - Эйген фон Бём-Баверк (1851−1914), Фридрих фон Визер (1851−1926), Ойген фон Филиппович фон Филиппсберг (1858−1917), Эмиль Закс (1845−1927);

* третье поколение - Людвиг фон Мизес (1881−1973), Карл Шлезингер (1889−1938), Х. Майер (1879−1955), Рихард фон Штригль (1891−1942), Лео Илли (урожд. Зенфельд) (1888−1952), Бенджамин Андерсон (1886−1949), Фрэнк Феттер (1863−1949);

* четвертое поколение - Фридрих фон Хайек (1899−1992), Оскар Моргенштерн (1902−1977), Фриц Махлуп (1902−1983), Пауль Розенштейн-Родан (1902−1985), Готфрид фон Хаберлер (1900−1995), Генри Хэзлитт (1894−1993), Фридрих Лутц (1901−1975), Феликс Кауфман (1895−1949), Альфред Шютц (1899−1959);

* пятое поколение - Мюррей Ротбард (1926−1995), Израэль Кирцнер (род. 1930), Людвиг Лахманн (1906−1990), Джордж Шекл (G.L.S.Shackle) (1903−1992);

* шестое поколение - Ганс-Герман Хоппе (род. 1949), Йорг Гвидо Хюльсман (род. 1966), Хесус Уэрта де Сото (род. 1956), Питер Бёттке (Peter Boettke, род. 1960), Крис Койне (Chris Coyne), Стивен Хорвиц (Steven Horwitz, род. 1964), Питер Лисон (Peter T. Leeson), Фредерик Сотэ́ (Frederic Sautet), Роджер Гаррисон (род. 1944) и др.

Источники:
Нуриэль Рубини, Стивен Мим: «Нуриэль Рубини: как я предсказал кризис»

Австрийская школа политической экономии – школа, внесшая наиболее весомый вклад в разработку идей маржинализма, теоретическими принципами которой являлись субъективно-психологический подход к анализу экономических явлений и теория предельной полезности.

Австрийская школа возникла в 70-х гг. XIX столетия в стенах Венского университета в Австро-Венгрии. Ее представителями являлись профессора этого университета Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (I85I-I926) и Ойген Бем-Баверк (1851-1919). В соответствии с их концепцией предметом политической экономии является изучение психологии человека, занятого в сфере экономики. Объектом ее исследования, полагали они, является индивидуальное хозяйство, являющееся первичным элементом капиталистического общества. Общественное производство они рассматривали как простую арифметическую сумму этих элементов. Для изучения законов, свойственных всей общественной экономике, необходимо сначала изучить механизм их действия в пределах одного изолированного хозяйства, а затем распространить полученные результаты на всю совокупность хозяйств.

Экономисты австрийской школы стояли на позициях меновой концепции , ограничивали экономические отношения отношениями обмена, которые якобы определяют отношения, складывающиеся в сфере производства.

Центральное место в концепции австрийской школы занимает теория ”предельной полезности” , согласно которой в основании цены товара лежит не стоимость и даже не потребительная стоимость. Единственной реальностью хозяйственного блага является его ценность, которая определяется субъективной оценкой полезности данного блага продавцом и покупателем. Эта оценка зависит во-первых, от имеющегося запаса блага, т.е. от его редкости или изобилия, во-вторых, от степени насыщения потребности в нем, т.е. от интенсивности потребности. По мере удовлетворения потребности в том или ином благе их ценность падает.
В конечном счете, ценность блага определяется полезностью предельного его экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в нем. Предельная полезность – субъективная оценка человеком полезности последней единицы запаса определенного блага и определяет меновые пропорции, в которых происходит обмен одних благ на другие.

Подобный подход австрийцы положили в основу своей теории цены, которая в их представлении есть результат столкновения на рынке различных субъективных оценок полезности какого-либо блага покупателем и продавцом. При этом покупатель якобы определяет субъективно максимальную границу цены, а продавец – ее минимальную границу. В реальной рыночной практике все обстоит по-иному, вопреки “перевернутой” логике представителей австрийской школы. Попытались австрийцы психологизировать и трактовать как своеобразную полезность и категорию издержек производства. С этой целью они разработали теорию производительных благ. Они разделили все блага на потребительные, удовлетворяющие личные потребности и производительные, к которым отнесли труд и средства производства. Последние не имеют своей полезности, так как не удовлетворяет непосредственно человеческие потребности. Они – потенциальные потребительные блага. А их полезность определяется полезностью тех потребительских благ, которые могут быть созданы с их помощью. Отсюда следовал вывод: ценность благ определяется ценностью издержек производства, а ценность последних – предельной полезностью предельного производительного блага.


Представители австрийской школы попытались создать субъективно-психологическую концепцию распределения, известную под названием "теории вменения". С этой целью они сконструировали такие категории, как "настоящее благо" и "будущее благо". По их утверждению то благо, которым человек пользуется сегодня, более ценно, чем то же благо, но предназначенное для использования в будущем. К настоящим благам относится заработная плата, а труд рабочего -благо будущее. Прибыль австрийцы рассматривали как разницу между оценкой "настоящего" и "будущего" блага. Она является результатом "ожидания" капиталиста, который авансирует капитал и, следовательно, отказывается от "настоящего блага" во имя "будущего блага".

Таким образом, каждому производительному благу "вменяется" соответствующая часть потребительских благ, созданных этими факторами.

При всех недостатках и слабостях учения австрийской школы следует отметить, что затронутые в нем проблемы имеют важное значение для понимания механизма функционирования рынка. Изучение и прогнозирование спроса и предложения, особенностей конкретных рынков, является актуальной задачей, стоящей перед экономической наукой в современных условиях.
В этом отношении использование некоторых положений теории предельной полезности, созданной этой школой, является плодотворным и полезным.