В федеральный бюджет поступают средства. Из чего состоит бюджет россии

20.08.2020

Реконструкции учреждений неприбыльного характера и многие другие мероприятия государственного значения в большей степени компенсируются за счет национального богатства. Его формирование и структуризация - процесс непростой и трудоемкий, и в нем мы попытаемся разобраться в данной статье.

Понятие федерального бюджета

Федеральный бюджет - это основополагающая казны любого государства, которая представляет собой систему взаимоотношений, основанных на императивных денежных средствах, являющихся неотъемлемой частью правительственных фондов. Национальное финансовое богатство в базу своего формирования принимает основные социально-экономические функции страны, из которых выделяются главные направления будущих доходов и расходов.

В свою очередь, федеральный выполняет важнейшие функции в жизнеобеспечении государственной системы:

Как мы видим, задач у этого финансового инструмента более чем достаточно, поэтому правительство подходит основательно к его формированию и структуризации, о чем мы дальше и поговорим.

Как принимается бюджет

Все мы понимаем, что федеральный бюджет - это не просто денежная масса, это огромный комплексный механизм, и каждому из нас интересно, какими принципами руководствуются чиновники при его принятии.

Как правило, казна утверждается в четыре слушания и включает в себя следующий ряд процедур:

  1. По статистическим данным ключевых отраслей оцениваются итоговые показатели за предыдущий отчетный период.
  2. Далее прогнозируется ближайшая перспектива социально-экономического развития государства.
  3. Выделяются основные моменты грядущей налоговой и бюджетной политики.
  4. На базе планов развития ключевых сфер прогнозируется консолидированный бюджет и сводный финансовый баланс.
  5. Далее прогнозируются федеральные программы различного назначения - целевого, инвестиционного и оборонного.
  6. Учитываются договоренности международного характера, имеющие какие-либо финансовые обязательства.
  7. Принимаются во внимание счета федерального бюджета по прочим расходам.
  8. Рассматривается грядущая программа, направленная на осуществление внешних займов.
  9. Рассматриваются предложения по уровню минимальной индексации социальных выплат.
  10. Приостанавливаются нормативно-правовые акты, финансирование которых не предусмотрено бюджетной политикой на следующий год.

Обязательные программы

Проект федерального бюджета как финансовый инструмент также несет определенную социальную ответственность перед своим народом, поэтому некоторые обязательные программы все же имеют место быть, однако каждая из них тщательно проверяется на соответствие.

Для этого существует утвержденный законодательно четкий алгоритм действий:

  • правительству на рассмотрение предоставляется обоснование проекта с технико-экономической точки зрения, поскольку государственный аппарат должен быть уверен в необходимости финансирования той или иной процедуры с казны;
  • далее прогнозируются социальные и экологические последствия от внедрения определенной программы;
  • руководствуясь действующим законодательством, правительство принимает решение о непосредственном объеме финансирования конкретного проекта;
  • подготавливается прочая необходимая документация.

Принципы формирования федерального бюджета

Любые детали, относящиеся к формированию и распоряжению государственной казной, регулирует настоящий нормативно-правовой акт - Федеральный Закон о федеральном бюджете. Четкий прописанный алгоритм действий при возникновении той или иной ситуации крайне важен в современных нестабильных рыночных отношениях. Поскольку было бы странным и весьма нецелесообразным после принятия структуры казны на текущий год распоряжаться средствами на социальные выплаты в пользу укрепления государственной обороны.

Поэтому каждое, даже незначительного характера распоряжение государственными средствами регулируется действующим законодательством и основывается на следующих принципах:

  • все поступления финансовых потоков классифицируются по группам и классам в зависимости от экономической и территориальной предрасположенности - это значит, что некоторые доходы местных бюджетов так и остаются в распоряжении округа, и наоборот;
  • при возникновении дефицита вследствие чрезмерных расходов недостающие средства покрываются, также отталкиваясь от структурной составляющей данного финансового инструмента.

В целом сложно описать механизм управления государственной казной в нескольких предложениях, но далее мы попробуем разобраться с этой сложной структурой.

Структура федерального бюджета

Все мы понимаем, что огромным комплексом движения денежных средств не в состоянии управлять лишь вышестоящие органы исполнительной власти. Федеральный бюджет - это ни с чем не соизмеримых размеров финансовый институт, и в мировой практике существует несколько общепринятых структур его регулирования:

  • банковская;
  • смешанная;
  • казначейская.

Когда-то в РФ практиковалась банковская структура, которая позволяла фиксировать движение на уровне осуществления платежа и регулировалась Центральным банком. Но такая система оказалась несовершенной по причине несвоевременного отображения информации, поэтому было принято решение перейти на казначейское управление.

Управление бюджетом

Помимо принципов распоряжения, федеральный закон о федеральном бюджете также регулирует и все данным имуществом.

Так, на первой ступени находится Главное управление федерального казначейства, которое занимается балансировкой всех текущих доходов и расходов, а также информированием об этом органов исполнительной власти.

На втором уровне располагается Управление казначейства, напрямую подчиняющееся окружным властям. Функции данного учреждения заключаются в информировании вышестоящих органов о доходах и исполнении распоряжений о расходах на своей территории.

К третьей ступени управления относятся местные городские и районные казначейства, которые осуществляют учет движения государственных средств на отведенном участке.

Функции Центрального казначейства

Все средства федерального бюджета так или иначе проходят учет сотрудниками Центрального казначейства, на которое возложен ряд важнейших функций и задач:

  • распределение доходной части бюджета между органами управления различных уровней;
  • учет любого рода платежей, в том числе и налоговых, на счетах государственного значения;
  • осуществление возвратов и взаимозачетов излишне или ошибочно перечисленных средств между казначействами всех уровней;
  • пересчет плановых показателей с учетом различного рода отсрочек и льгот;
  • установление ограничений в том или ином финансировании;
  • постоянный контроль расходов с целью эффективного распоряжения государственной казной;
  • управление всеми финансовыми потоками на банковских счетах казначейства.

Источники дохода

Кто формирует государственную казну? Давайте ознакомимся с участниками этого комплексного и беспрерывного процесса:


Таким образом, можно сказать, что крайне важными и незаменимыми участниками этого механизма являются субъекты хозяйствования, которые имеют определенные обязательства перед страной. Но существуют также и неналоговые к которым можно отнести штрафы, пени и прочие неустойки, возникшие в ходе взаимоотношений с государственными органами.

Источники расходов

Расходный федеральный бюджет - это результат расчетных формирований, которые в полной мере зависят от доходной части. Размер данного сектора государственной казны напрямую пропорционален как населения, так и страны в целом. Конечно, это не значит, что они полностью удовлетворяются, тем не менее учитываются при годовом планировании. Распределяются они согласно следующим принципам:

  • отраслевому (формируется на потребностях различного рода ведомств и министерств);
  • территориальному (область участия субъектов страны, то есть населения);
  • функциональному (затраты ведутся в соответствии с заявленными целевыми программами, в числе которых могут быть затронуты социальные, экологические, научные и прочие вопросы).

Любые решения по государственным расходам принимаются непосредственно Центральным казначейством и

Баланс бюджета

Федеральный бюджет РФ за последние десятилетия не смог похвастать своей сбалансированностью, что, в принципе, нормально в мировой практике - всегда что-то превышает: либо доходы, либо расходы.

Так, в 90-е годы прошлого столетия упорно наблюдался бюджетный дефицит, а это значит, что потребностей в социально-экономическом регулировании государства было гораздо больше, чем поступлений средств от налогоплательщиков.

Однако в последние годы ситуация изменилась с точностью до наоборот, и на данный момент наблюдается устойчивый профицит национальной казны.

Регулирование федерального бюджета

Сейчас правительством установлена важнейшая задача - повышение экономической эффективности на фоне внешней политики, а это значит, что в первую очередь регулируется структура государственных финансовых запасов. Различного рода принципы управления социальными средствами регулирует ФЗ о федеральном бюджете.

Но все мы понимаем, что трудно что-либо предугадать в таких нестабильных рыночных отношениях, которые во многом зависят от международных отношений. Поэтому на фоне последних событий был создан специальный Стабилизационный фонд, ориентированный на поддержку экономического роста за счет бюджетного профицита.

Исполнение государственного бюджета - ключевая составляющая управления экономикой современной России. Этот процесс содержит множество нюансов. Справится ли правительство РФ с вызовами рынка? Насколько критичен дефицитный бюджет и как его сделать профицитным?

Что такое государственный бюджет

Термин «бюджет» происходит от английского budget («кошелек»). Это оформленная в виде особой сметы совокупность доходов и расходов страны в течение конкретного периода времени (как правило, года). При составлении бюджета указываются источники денежных поступлений в казну государства и формируется структура расходов. На кого возложены эти обязанности?

Бюджет России составляет Правительство страны и утверждает Парламент. По итогам каждого финансового года высший исполнительный орган власти отчитывается об исполнении госбюджета. Результат освоения средств может быть разным. Во-первых, он может оказаться дефицитным (расходы выше доходов). Во-вторых, исполнение главной государственной финансовой сметы может быть профицитным (когда доходы, наоборот, превышают расходы). И в-третьих, бюджет бывает сбалансированным (выручка и траты практически равны).

Структура доходов

В основе доходной части госбюджетов большинства стран - налоги (пошлины, взносы), эмиссия валюты и займы. Федеральный бюджет России в 2012 году имел следующую структуру выручки. Наибольший доход государству принесли страховые взносы (17,51 % от поступлений, или почти 4 трлн 102 млрд рублей). Второй по величине статьей выручки стали (17,49 % или порядка 4 трлн 100 млрд рублей). Из числа классифицированных бюджета третье место занял налог на добычу полезных ископаемых (10,49 % выручки, или около 2 трлн 460 млрд рублей). Но надо отметить, что, согласно отчетности правительства, 11,81 % выручки бюджета - это «прочие доходы», им принадлежит фактическое третье место в структуре прибыли.

Все эти цифры отражают консолидированный бюджет России. Он делится на общефедеральную часть, региональные сметы и статьи расходов, связанные с деятельностью государственных фондов - пенсионного, страхования и медстрахования. Как таковой, федеральный бюджет России в 2012 году формировался в первую очередь за счет таможенных пошлин. Страховые взносы ушли в государственные фонды.

Структура расходов

Бюджетные траты государств связаны, как правило, с выполнением социальных обязательств, национальной обороной, вложениями в инфраструктуру (новые дороги, коммуникации и т. д.), а также обслуживанием долгов. Бюджет России в 2012 году включал следующие основные статьи расходов. Во-первых, это те самые социальные обязательства (3 трлн 185,8 млрд рублей). Второй по размеру статьей бюджетных трат стала национальная экономика (1 трлн 712,2 млрд рублей). На третьем месте - национальная безопасность (797,6 млрд рублей). Совсем немного отстали расходы на оборону (783 млрд рублей). Интересно, что расходы бюджета России включают так называемые «секретные статьи», причем в огромном денежном выражении - 1 трлн 841,8 млрд рублей в 2012 году.

Бюджет и государственный долг

Если бюджет страны дефицитный, то одним из основных источников его пополнения становятся государственные займы. Они могут быть внутренними (кредиторами являются граждане и организации, покупающие гособлигации) или внешними, получаемыми у иностранных резидентов. Общий показатель государственного долга страны включает сумму основной части займа и процентов. Эксперты полагают, что величина госдолга должна быть соразмерной с ключевыми макроэкономическими показателями.

В числе них - размер задолженности на душу населения, его отношение к ВВП страны и объему экспорта, а также расходы государства на обслуживание займа. Некоторые экономисты считают важным соотношение госдолга и Иностранные кредиторы часто оценивают платежеспособность стран исходя из всех этих показателей.

Почему бюджет может быть дефицитным

Правительством на период 2014-2016 годов заложен России. По мнению некоторых экспертов, это связано с тем, что экономика страны находится в переходном периоде, и на данном этапе у нее нет возможностей для ответа вызовам рынка. В результате чего правительство вынуждено допускать превышение расходной части бюджета над доходной и приступить к практике заимствований.

Главная проблема здесь, как считают аналитики, - недостаточная развитость несырьевых отраслей экономики России, низкая динамика внедрения инноваций и создания рабочих мест в сферах, где есть новые технологии. При этом, отмечают эксперты, задача, связанная с повышением качества социальных услуг, государством не ставится. При всей актуальности данного направления бюджетных расходов.

Факторы профицита бюджета

Несмотря на то что бюджет России в 2014 году запланирован с дефицитом, в Правительстве РФ не исключают того, что расходная часть окажется все же меньше доходной. Основных причин тому называется две - выгодный курс рубля к ведущим мировым валютам (доходы, которые имеет бюджет России в долларах, увеличиваются в рублевом выражении), а также достаточно высокие расценки на нефть. В числе дополнительных факторов эксперты называют комфортные цены на экспортную продукцию российских производителей. Благодаря хорошей конъюнктуре, бюджет может быть скорректирован осенью. Но, как отмечают аналитики, возможные изменения могут касаться и вероятности перехода к заимствованиям - как при ситуации с дефицитом. Пока в годовой бюджет России правительство заложило дефицит в размере 0,5 % от ВВП. Интересно, что оптимистичен: по версии зарубежных экономистов, бюджет РФ исполнится с профицитом в 0,3 % от ВВП.

Как утверждается российский бюджет

Годовой бюджет России формируется в несколько этапов. Сначала с ним работает Правительство, осуществляя подсчеты по статьям доходов и расходов, обосновывая формулировки и анализируя экономическую ситуацию. Составляется полная структура бюджета России. Затем проект вносится в Госдуму на рассмотрение. На следующем этапе депутаты Думы направляют документ в Комитет, занимающийся бюджетной, налоговой, банковской и финансовой политикой.

Там документы, предоставленные Правительством, изучаются чиновниками, экспертами-экономистами, финансистами, учеными. Затем проект показывается Президенту России, направляется в другие комитеты Госдумы, и, наконец, попадает в Счетную Палату, которая делает заключение. Эта процедура включает проверку бюджетного проекта на предмет законности, обоснованности доходной и расходной частей. После этого Госдума приступает к процессу принятия бюджета в четырех чтениях. Если этот этап проходит успешно, то утвержденный документ передается в Совет Федерации. Если и там бюджет будет принят, то проект идет на подпись Президенту России.

Динамика расходов бюджета России

Доходные и особенно расходные статьи бюджета РФ - величины непостоянные. Значения первых могут колебаться из-за рыночной конъюнктуры, качества работы фискальных органов и финансовых институтов. Вторые - корректироваться из года в год самим Правительством в зависимости от целей, которые оно посчитает приоритетными. Яркий пример - расходы по статье «национальная экономика». Если в 2009 году их значение составило около 1 трлн 63 млрд рублей, то в 2010-м цифра увеличилась на 303 млрд, а еще через год выросла еще на 336.

Пример статьи бюджетных расходов, динамика которой неоднозначна, - «национальная оборона». В 2009 году государство потратило на финансирование этой сферы около 712 млрд рублей, через год - ощутимо меньше, 678. Но зато в 2011-м произошло резкое увеличение денежных потоков на оборону - 793 млрд рублей за счет госбюджета. В 2012 году цифра вновь снизилась до 783. Вместе с тем, общий объем федерального бюджета России с 2009 по 2012 годы неуклонно рос.

Исполнение бюджета России

После проведения всех законотворческих процедур Государственный бюджет России начинает исполняться. Главные задачи здесь, по мнению аналитиков, - обеспечивать своевременное поступление налогов и контролировать качество трансфера денежных средств получателям. В зоне ответственности Правительства РФ - доходы и расходы бюджета России на федеральном уровне. За освоение средств в субъектах отвечают исполнительные органы власти регионов. Локальные администрации муниципалитетов следят за исполнением предписаний главного финансового документа страны в городах, округах и районах.

Бывает, что бюджет России в год кризиса или рецессии в мировой экономике может быть подвергнут секвестру. Чаще всего это связано с ухудшением конъюнктуры рынков энергоносителей. Специфика этой отрасли такова, что цены на топливо спрогнозировать, как отмечают эксперты, сложно. обычно связан с сокращением статей расходов в равной пропорции (но могут быть и так называемые «защищенные» направления финансирования).

Бюджетная политика России на ближайшие годы

В июне 2013 года в одном из своих Посланий президент нашей страны обозначил новые векторы в государственной бюджетной политике. Во-первых, глава государства отметил, что ситуация в экономике России и мира формирует новые вызовы. Во-вторых, Владимир Путин дал понять, что модель экономического развития РФ, основанная на высоких ценах на нефть, исчерпала ресурсы для дальнейшего динамического роста (как это было, к примеру, в 2000-2008 годах). Объемы экспорта растут медленно, в 2012 году практически не поменялось, а в отношении к ВВП и вовсе снизилось.

Владимир Путин обозначил период плановой перестройки бюджетной политики - 2014-2016 годы. Он поставил задачу разработать варианты привлечения альтернативных источников доходов, если дефицит будет непрогнозируемым образом увеличиваться. Также глава государства заметил, что нужно внести поправки в законы, которые позволят установить порядок выработки долгосрочных, стратегических прогнозов развития экономики России и выстраивания бюджетной политики.

Добыча полезных ископаемых обеспечила более 40% прироста налоговых поступлений в консолидированный бюджет России за прошлый год, следует из данных ФНС. Слабее всего бюджет пополняли строительство и операции с недвижимостью.

Добывающий сектор в 2017 году стал драйвером наполнения консолидированного бюджета России, роль сырьевого сектора в налоговых поступлениях возросла, следует из соответствующей отчетности ФНС по видам экономической деятельности на 1 января 2018 года (есть у РБК).

В прошлом году отрасль добычи полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, металлические руды и т.д.) обеспечила 29,2% налоговых доходов консолидированного бюджета (федеральный бюджет плюс региональные и местные бюджеты), а годом ранее - 26,5% (см. инфографику). В общей сумме прироста налоговых поступлений (2,8 трлн руб.) более 40% пришлось на увеличение сборов по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Нефтяные цены решают

Согласно данным ФНС, поступления по статье «Добыча полезных ископаемых» выросли в 2017 году на 32%, до 5 трлн руб. «Доминируют в этом приросте сборы по НДПИ, вызванные ростом средних нефтяных цен на 25% за год при укреплении рубля на 15% и малом росте физических объемов добычи», - отмечает эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.

В том числе поступления налогов от добычи нефти и газа выросли на 50%, до 4,6 трлн руб. Власти в прошлом году продолжили бюджетный маневр, выражающийся в постепенной отмене экспортной пошлины в обмен на рост ставок НДПИ. При этом динамика экспорта и добычи сырой нефти несильно изменилась в сравнении с 2016 годом. По данным Минэнерго, экспорт составил 256,9 млн т (+6% к 2016 году), а добыча - 546,7 млн т (–0,2%).

Основной вклад в динамику нефтегазовых доходов внес рост цен на нефть Urals, говорит заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара Сергей Белев. «Курс доллара не прореагировал на изменение цены на нефть из-за политики Минфина, направленной на увеличение валютных резервов. В результате фактическая рублевая ставка по НДПИ в среднем составила в 2017 году более 7,8 тыс. руб. за тонну нефти, в то время как в 2016 году она в среднем была чуть более 3 тыс. руб.», - отмечает эксперт.

Добывающий сектор был драйвером не только налоговых доходов, но и вообще деловой активности в промышленности, считает Куликов. «Металлурги хорошо себя чувствовали также в связи с ростом мировых цен, который в свою очередь был связан с реальными ограничениями производства в Китае. У энергетиков прирост налоговых платежей также связан с завершением программы договоров на поставку мощности (ДПМ) и соответствующим ростом прибыли», - отмечает он.

Законодательные меры

Еще одним фактором, оказавшим влияние на рост поступлений 2017 года, стал временный запрет для налогоплательщиков в полной мере засчитывать убыток прошлых лет при исчислении налоговой базы: с 2016 по 2020 год в Налоговом кодексе действует поправка, в соответствии с которой база по налогу на прибыль не может быть уменьшена более чем на 50% за счет накопленных убытков.

«С учетом того что прошлые годы были отмечены проблемами с финансовыми результатами у предприятий, а в последние годы доля убыточных организаций снижается (с пиковых 33% в 2014 году до 28%, по предварительным данным Росстата за первые 11 месяцев 2017 года), эта мера позволила не допустить снижения налоговой базы в 2017 году», - считает Белев. Как писал ранее РБК, в 2017 году регионам удалось собрать с компаний на 248 млрд руб. больше по налогу на прибыль, в том числе благодаря временному ограничению переноса убытков прошлых лет.

Логично, что основной прирост поступлений от налога на прибыль произошел как раз в отраслях с большим уровнем конкуренции, где организациям приходится существовать с меньшей рентабельностью, отмечает Белев. «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, а также сфера услуг дали от 20 до 50% прироста поступлений по налогу на прибыль в реальном выражении», - говорит он.

Налог на прибыль в секторе обрабатывающих производств принес 605 млрд руб. в консолидированный бюджет - на 15% больше, чем годом ранее. А с отрасли оптовой и розничной торговли, включая ремонт автомобилей, по налогу на прибыль удалось собрать 620,5 млрд руб. - прирост на 29%.

Динамика поступлений от обрабатывающей отрасли по большей части обусловлена именно ограничением на вычет убытков из налоговой базы, говорит Куликов. Кроме того, металлургия «на 90% выбилась за счет хорошей конъюнктуры, а рост сборов выше среднего от производства пищевых и табачных продуктов был обусловлен отчасти действующими контрсанкциями», считает эксперт.

В целом налоговые доходы от оптовой и розничной торговли выросли на 15,5%, до 1,84 трлн руб., от финансово-страхового сектора - на 11,7%, до 927 млрд руб. Увеличение поступлений от торговли было обусловлено в большей степени оптовой составляющей, считает Куликов. Розница, говорит он, все еще была в подавленном состоянии: «Несмотря на оживление кредитования, базовая динамика по доходам населения еще была явно в депрессивном состоянии».

Недвижимость отстает

Слабую динамику относительно среднего прироста продемонстрировали секторы, связанные с госуправлением (+6,3%), что, вероятно, связано с консолидацией бюджетов, считает Куликов. В таком же положении находятся сектора инвестиционного спроса - строительство (+3%) и операции с недвижимостью, которые, по словам эксперта, более волатильны и могут пребывать в подавленном состоянии после рецессии.

Операции с недвижимым имуществом принесли бюджетам 503 млрд руб. налогов - номинально в три раза меньше, чем по той же строке в 2016 году (1,6 трлн руб.). Но, скорее всего, эти данные напрямую сопоставлять нельзя: дело в том, что с 2017 года ФНС перешла на новые классификаторы видов экономической деятельности ОКВЭД-2, в результате чего между отраслями произошла перегруппировка.

Например, если в статистике 2016 года выделялась базовая отрасль «Транспорт и связь», то теперь речь идет о двух базовых отраслях - «Транспортировка и хранение» и «Информация и связь». Аналогично сектор «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» разделился на два - один, связанный с электричеством, паром и газом, и второй, связанный с водоснабжением и утилизацией отходов.

Ежегодно разрабатывается и утверждается как Федеральный Закон. Формирование и целевое расходование бюджетных статей также регулируется российским законодательством.

Консолидированный бюджетный свод — объединяет общегосударственные и региональные финансовые планы. Если расходная часть превышает доходную, бюджет дефицитный; при избытке государственных доходов возникает профицит. Небольшой минус в планируемой годовой смете России — показатель сбалансированного подхода.

Порядок формирования и утверждения

Проект нового годового финансового плана готовится в течение нескольких месяцев и базируется на ключевых макроэкономических показателях: прогнозе уровня инфляции и стоимости барреля нефти, на расчетах темпов и объемов прироста ВВП. Источниками оперативного планирования становятся экономические и политические документы:

  • бюджетное послание Президента РФ;
  • прогнозы социально-экономического развития и региональных балансов на период;
  • актуальные направления политики в налоговой сфере;
  • планы приватизации и развития госсектора.

Право представлять годовой бюджет в Госдуму есть только у Правительства Российской Федерации. Проект проходит до 4-х чтений;

  • на 1-м утверждаются основные показатели и детально — смета доходов, включая распределение по регионам;
  • 2-е чтение отводится на расходную часть и статьи Фонда поддержки регионов;
  • 3-е — постатейная детализация и согласование объема заимствований;
  • 4-е чтение — окончательное принятие.

Бюджетная структура

Государственный бюджет России состоит из доходной и расходной частей. Цель планирования — обеспечить финансированием государственные нужды и работу муниципальной власти. Доходы формируются за счет поступлений:

  • налоговые сборы — федеральные ставки по разным видам налогов, таможенные и другие фискальные платежи, а также госпошлины;
  • неналоговые сборы — прибыль госпредприятий, Банка России, от сделок на внешнем рынке и т.д.

Расходы распределяются по отраслевому и программному принципу, приоритет — у социального блока (до 30-50% объема), госуправления и обороноспособности страны:

  • содержание судов и органов исполнительной власти;
  • деятельность армии, флота, МЧС, полиции;
  • инвестиционные программы;
  • научные разработки и образование;
  • национальная экономика;
  • долговые обязательства.

Возникающий профицит и разница в курсах при экспорте нефти позволяет пополнять Резервные фонды: в основной направляется до 3% от бюджетных поступлений, в Президентский — до 1% и новый Объединенный, созданный для погашения дефицита казны. Средства расходуются в случае непредвиденных или чрезвычайных ситуаций, в том числе — на приоритетные региональные проекты.

Параметры бюджета 2018

В конце 2017 г. в России утвердили бюджет развития на три ближайших года — 2018-20 годы. Главная фабула — добиться роста производственного сектора экономики и реальных доходов, стабилизации инфляции, снижение уровня безработицы и объемов госдолга.

Первый годичный период впервые за последнее время спланирован с минимальным дефицитом — около 1.3 трлн рублей со снижением его вдвое к концу бюджетного срока. Основные цифры рассчитаны исходя из почти 4%-го индекса инфляции и курса доллара 64,7:

  • доходы — 15, 2 трлн руб;
  • расходы — 16, 5 трлн руб;
  • дефицит — 1,3 трлн руб;
  • рост ВВП — 2,1% или 97,5 трлн руб.

Решено сократить расходы на инфраструктуру моногородов и дистанционную медицину, господдержку малому бизнесу, секвестированы и статьи по содержанию структур правопорядка и госаппарата.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны.

Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

28 % всех поступлений дает Ханты-Мансийский автономный округ, 16 % - Москва, 10 % - Ямало-Ненецкий автономный округ, 5 % - Санкт-Петербург, таким образом, четыре субъекта Российской Федерации дают до 60 % всех поступлений налогов в федеральный бюджет.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 2.14. Государственный бюджет

    ✪ Что задумало государство сделать с нашими деньгами [Разбор Бюджета 2019]

    ✪ Доходы федерального бюджета в разрезе видов доходов

    Субтитры

Бюджетный процесс

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета , если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем - по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он одобряется Советом Федерации и отправляется на подпись Президенту РФ. В случае отклонения Президентом Российской Федерации Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации. После этого ФЗ о бюджете должен в обязательном порядке быть опубликован в СМИ и обнародован: не опубликованные законы не имеют никакой юридической силы в РФ.

При этом в настоящее время свыше 98 % всех налогов за пользование природными ресурсами и 100 % всех доходов от внешнеэкономической деятельности (включая экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и т. п.) идут в федеральный бюджет, а не в региональные. Поэтому доля «сырьевых» доходов в федеральном бюджете относительно высока по сравнению с той же долей в консолидированном бюджете (включает, помимо федерального, все бюджеты регионов и бюджеты государственных внебюджетных фондов). Так, если федеральный бюджет 2008 года на 50 % состоял из нефтегазовых доходов, то аналогичный показатель для консолидированного бюджета того же года - чуть более 30 % .

Бюджет 2011 года был сверстан на основе прогнозной цены на нефть в 105 долларов за баррель .

С 2013 года официально начало действовать так называемое бюджетное правило , определяющее максимальный уровень расходов бюджета , исходя из цены на нефть .

По некоторым оценкам, до падения цен на нефть в 2015 году, экспорт энергоносителей (нефть, газ и др.) составлял около половины доходов российского бюджета .

Структура расходов

2015

  • Социальная политика - 4 459,0 млрд руб. (27,7 %)
  • Национальная оборона - 3 091,0 млрд руб. (19,2 %)
  • Национальная экономика - 2 560,0 млрд руб. (15,9 %)
  • Национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 2 045,0 млрд руб. (12,7 %)
  • Общегосударственные вопросы (администрация) - 1 159,0 млрд руб. (7,2 %)
  • Межбюджетные трансферты - 676,0 млрд руб. (4,2 %)
  • Обслуживание долгов - 660,0 млрд руб. (4,1 %)
  • Образование - 580,0 млрд руб. (3,6 %)
  • Здравоохранение - 483,0 млрд руб. (3,0 %)
  • Культура, кинематография - 97,0 млрд руб. (0,6 %)
  • ЖКХ - 80,0 млрд руб. (0,5 %)
  • СМИ - 80,0 млрд руб. (0,5 %)
  • Физическая культура, спорт - 64,0 млрд руб. (0,4 %)
  • Охрана окружающей среды - 64,0 млрд руб. (0,4 %)

Расходы, связанные с употреблением табака

В сумме совокупные косвенные потери от курения из-за более низкой производительности труда (неподтвержденная информация) и дополнительных потерь от нетрудоспособности курильщиков, соответствуют 21,59 % расходов консолидированного бюджета на здравоохранение . Экономические потери от курения составляют около 3 % ВВП России .

Доходы бюджета, связанные с употреблением табака

В 2016 году акцизы на табак принесли в бюджет 243 млрд. рублей, а в 2017 году запланировано 278 млрд рублей. При этом расходы на здравоохранение в России составят 362 млрд рублей в 2017 году, а в 2018 году курильщики оплатят все здравоохранение в России.

Прозрачность бюджета

В рейтинге прозрачности бюджетов, составленном организацией International Budget Partnership (IBP), Россия заняла 10-е место в мире (из 100 исследованных стран) по итогам 2012 года, опередив Германию, Испанию и Италию. В пресс-релизе IBP говорилось:

Россия улучшила свой показатель прозрачности бюджета с 60 баллов из 100 в 2010 г. до 74 баллов. Это увеличение означает, что граждане России имеют больший доступ к информации, которая им необходима для участия в принятии решений и требования подотчетности от правительства о том, как оно распоряжается средствами государственного бюджета .

См. также

  • Бюджет развития

Примечания

  1. О федеральном бюджете на 2004 год
  2. О федеральном бюджете на 2005 год
  3. О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год
  4. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.
  5. О федеральном бюджете на 2007 год
  6. Уровень инфляции установлен в размере 6,5-8,0 %
  7. О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
  8. был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет
  9. О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2007 год“
  10. О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“
  11. Федеральный закон от 03.03.2008 N 19-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" / КонсультантПлюс
  12. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов
  13. О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"