Какие виды деятельности отражены в счетах снс. V3:Система национальных счетов

05.07.2020

Система национальных счетов (СНС) представляет собой совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода. Методология системы национальных счетов была заимствована из практики бухгалтерского учета и построена на принципах двойной записи и бухгалтерских балансов.

Основоположником метода национального счетоводства считается представитель школы физиократов Франсуа Кенэ. Он провел анализ общественного воспроизводства путем установления балансовых пропорций между натурально-вещественными и стоимостными элементами общественного продукта. Теоретическим фундаментом системы национальных счетов явились работы А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца и т.д.

Первая СНС была создана для Палестины по данным экономического развития за 1936 год. Новый этап в развитии национального счетоводства можно отнести к послевоенным годам, когда необходимость восстановления экономик развитых государств потребовала централизованных государственных инвестиций, увеличения государственного сектора, подготовки программ экономического развития и контроля за их реализацией.

Первая попытка составления национальных счетов в официальной статистике США относится к 1947 году, Великобритании - 1946 году. Перспектива европейской интеграции и растущая интернационализация экономики послужили главной причиной создания международной системы национального счетоводства. В 1947 году статистическим бюро ООН был опубликован доклад “Измерение национального дохода и организация национального счетоводства” . В 1953 году под руководством Р. Стоуна была разработана система национального счетоводства, которая учитывала опыт отдельных государств в указанной области. В последующие годы эта система неоднократно пересматривалась и совершенствовалась. В ней стала применяться разбивка производства по отраслям экономики, межотраслевой баланс, был введен баланс имущества и т.п.

Традиционно страны с централизованным планированием использовали собственную систему национальных счетов - систему балансов народного хозяйства. И при переходе к рыночной экономике стала необходимость отказаться от прежней практики в этой области и перейти к СНС. Этот переход к международной методологии учета и статистики вносит существенные изменения в содержание применяемых в отечественной практике понятий и категорий и предполагает рассмотрение новых. Меняется представление о производстве как виде человеческой деятельности, вводится деление экономики на сектора, детализируются понятия продуктов, товаров и услуг, требуют пояснения категории “резидент” и “нерезидент” , внутренняя и национальная экономика.

Границы производства в СНС. Основное значение для построения системы национальных счетов имеет выбор теоретической концепции производства. Их две:

  • во-первых, марксистская
  • во-вторых, расширенная концепция производства

Кроме них, имелась и промежуточная, применяемая во Франции, однако она перестала использоваться в 1968 году. В соответствии с последней экономическая деятельность включала производство материальных благ и рыночных услуг. А бесплатные услуги исключались из национального продукта. В соответствии с расширенной концепцией производство включает создание материальных благ и услуг, которые получаются в результате использования имеющихся факторов производства, удовлетворяют потребности и обладают определенной стоимостью или ценой. При таком подходе в состав производства войдут блага и услуги, произведенные для рынка, услуги органов управления, некоммерческих организаций, продукты домашних хозяйств, произведенные для личного потребления.

Если попытаться структурировать понятие “производство” , применяемое в рамках СНС, то оно включит в себя прежде всего рыночное производство. Последнее состоит из следующих элементов:

  • во-первых, товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке
  • во-вторых, товаров и услуг, производимых и обмениваемых по бартеру
  • в-третьих, товаров и услуг, производимых и предоставляемых в качестве натуральной формы оплаты труда
  • в-четвертых, любые поставки товаров и услуг между звеньями одного и того же предприятия

Помимо указанных моментов, производство включает следующие виды деятельности:

  • во-первых, незаконное производство, то есть то, которое запрещено законом и (или) легальная деятельность, которая становится противозаконной из-за отсутствия разрешения на ее осуществление
  • во-вторых, скрытое производство и подпольная экономика. Это - легальные виды деятельности, однако они преднамеренно скрываются от государственных органов, чтобы избежать налогообложения
  • в-третьих, незавершенное производство
  • в-четвертых, производство товаров домашними хозяйствами
  • в-пятых, использование наемной домашней прислуги
  • в-шестых, капитальный ремонт жилищ
  • в-седьмых, арендные услуги по использованию собственных зданий домашними хозяйствами, государством, некоммерческими организациями

Из понятия “производство” исключаются следующие виды деятельности:

  • домашние услуги (уборка, ремонт, приготовление пищи, уход за больными и т.п.)
  • аренда предприятиями собственных зданий
  • деятельность, результаты которой не являются ее целью (загрязнение среды, мусор, вымогательство, взятки, кражи и т.п.)

Категории внутренней и национальной экономики. Система национальных счетов использует категории внутренней и национальной экономики. Для этого употребляются понятия “экономическая территория ”, “резидент” , “центр экономического интереса” .

Экономическая территория представляет собой пространство, административно управляемое правительством данного государства, в пределах которого лица, товары и деньги могут беспрепятственно перемещаться. Помимо этого, данное понятие включает в себя воздушное и водное пространство, а также территориальные анклавы” за рубежом (посольства, консульства и т.д.).

Резидент - институциональная единица, центр экономического интереса, который находится на территории определенного государства. Если при исследовании охватывается деятельность только резидентов, независимо от их местоположения (на экономической территории или нет), то мы имеем дело с национальной экономикой. Что же касается внутренней экономики, то она охватывает активность резидентов и нерезидентов на экономической территории данного государства.

Группировка счетов по отраслям и секторам

Для учета результатов функционирования экономики в СНС применяется группировка по отраслям и секторам. Отрасль включает в себя всех производителей однородных продуктов и услуг. Они могут быть классифицированы по четырем категориям:

  • во-первых, отрасли, производящие товары и рыночные услуги
  • во-вторых, отрасли, производящие нерыночные услуги на базе государственных учреждений
  • в-третьих, отрасли, производящие нерыночные услуги частных некоммерческих организаций
  • в-четвертых, отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами

Применяемая в рамках СНС группировка по секторам имеет своей целью анализ потоков доходов и расходов, осуществляемых между хозяйствующими субъектами. В соответствии с принятой классификацией, выделяются следующие элементы:

  • во-первых, нефинансовые предприятия - это субъекты, основной функцией которых является производство товаров и оказание нефинансовых услуг
  • во-вторых, финансовые учреждения - институты, осуществляющие финансовые операции на коммерческой основе (кредитные и страховые учреждения)
  • в-третьих, государственные учреждения - институты, занятые производством общественных товаров, а также перераспределением национального дохода и богатства
  • в-четвертых, общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства. Это главным образом деятельность в сфере образования, здравоохранения, отдыха, социального обслуживания, политические партии, профсоюзы и т.п.
  • в-пятых, домашние хозяйства - предпринимательская деятельность, которая не может быть отделена от домашнего хозяйства ни с юридической, ни с экономической точки зрения. Этот сектор также охватывает индивидов в качестве потребителей
  • в-шестых, остальной мир - экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данного государства

При анализе секторов необходимо указать на особый характер связи, осуществляемой между ними посредством экономических операций. Последние представляют собой действия по взаимному соглашению между субъектами с целью создания, передачи, преобразования или уничтожения стоимости. По характеру осуществления экономические операции разделены на две группы:

  • во-первых, это операции, реализуемые на компенсационной основе, то есть когда поток товаров и услуг имеет встречный - денежный.
  • во-вторых, трансферты, имеющие одностороннюю направленность. Примерами могут служить налоги, штрафы, рента, процент и т.д.

Если в основу классификации экономических операций положить иной критерий - характер связи экономических субъектов, то можно выделить три основные группы:

  • во-первых, операции с продуктами и услугами. Они относятся к производству, распределению и обмену продуктов и услуг в разных секторах экономики
  • во-вторых, распределительные операции - деятельность по движению добавленной стоимости, созданной в производстве
  • в-третьих, финансовые операции - деятельность по изменению финансовых активов в секторах экономики.

Методология СНС

Она базируется на принципах двойной записи, бухгалтерских балансов и теории равновесия. Рассмотрим их подробнее.

Теория равновесия представляет собой основу национального счетоводства. Она базируется на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются следующие:

  • основой жизнедеятельности является рыночная экономика
  • экономическая активность осуществляется в условиях совершенной конкуренции, а цены устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения
  • основной целью производства является извлечение максимума прибыли
  • цель потребителя заключается в получении максимума полезности при минимуме затрат
  • макроэкономическое равновесие является результатом равновесия спроса и предложения на рынке товаров и услуг

Теория равновесия является базисом для построения балансов, так как позволяет рассматривать какое-либо явление, состояние взаимосвязанных величин, качественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны другу друга уравновешивать. Само же понятие баланса представляет форму отчетности, отражающей в денежной форме наличие, размещение и источники средств хозяйственного субъекта. Оформляется в виде двусторонней таблицы, где левая часть - актив - указывает на состав и размещение средств; а правая - пассив - показывает источники их формирования и целевое назначение. Итоги актива и пассива всегда равны между собой. Это обеспечивается посредством двойной записи, когда каждая хозяйственная операций проводится через актив и пассив.

Модель народнохозяйственного оборота

Модель народнохозяйственного оборота лежит в основе системы национальных счетов, поскольку позволяет анализировать потоки доходов и расходов, осуществляемых между агентами. Модель описывает поток товаров и услуг, которыми обмениваются фирмы и домашние хозяйства, сбалансированный контрпотоком денежных платежей.

Анализ следует начать с наиболее простой версии кругооборота в экономической системе, в которой отсутствует правительство и финансовые рынки а также иностранный сектор экономики. Чтобы еще более упростить исследование, предположим, что домашние хозяйства тратят все получаемые ими доходы на покупку потребительских товаров, а фирмы продают свои продукты домашним хозяйствам сразу после осуществления процесса производства.

Домашние хозяйства и фирмы связаны друг с другом двумя группами рынков: продуктов и ресурсов. Потоки товаров и услуг движутся через эти рынки, причем они сбалансированы потоками денежных платежей. Домашние хозяйства осуществляют денежные платежи за товары и услуги, приобретаемые ими на рынках продуктов. Фирмы приобретают рабочую силу и другие ресурсы за денежные платежи, которые принимают форму заработной платы, процента, рентных платежей. Факторы производства, которые находятся в собственности фирм, принято учитывать как покупки у домашних хозяйств, являющихся конечными собственниками этих фирм. Таким образом, все производственные издержки можно рассматривать как денежные платежи за производственные ресурсы, приобретаемые фирмами у домашних хозяйств. Если у фирмы остается некоторый остаток после того, как она покроет все издержки, она получает прибыль.

Из всех потоков заслуживают пристального внимания два. Первый из них - национальный доход. Под национальным доходом понимают суммарную величину заработной платы, ренты, процента и прибыли, составляющих суммарный доход домашних хозяйств. Другой поток - суммарные расходы на национальный продукт. Под национальным продуктом понимают оценку суммарной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе. Суммарные расходы на национальный продукт представляют поток денежных платежей, которые перемещаются через рынки продуктов к фирмам и уравновешивают поток реальных товаров и услуг. В рассматриваемой упрощенной схеме величины национального дохода и национального продукта равны между собою.

Величина ежегодных расходов домашних хозяйств несколько меньше величины их доходов, в то время как фирмы тратят больше, чем получают от продажи своих товаров. Существует система специальных экономических институтов, функции которых состоят в том, чтобы осуществлять перемещение потоков денежных средств от домашних хозяйств, собственников сбережений к фирмам, которые являются заемщиками. Эти институты называются финансовыми рынками. К числу наиболее распространенных относят банки, страховые компании, пенсионные фонды и некоторые другие организации.

С включением в модель кругооборота финансовых рынков возникает новая проблема. Существует два пути, по которым потоки денежных средств поступают от домашних хозяйств на рынки продуктов:

  • прямой - через осуществление потребительских расходов
  • косвенный, при котором сбережения превращаются в инвестиции при посредничестве финансовых рынков.

В соответствии с этим действует две группы лиц, принимающих самостоятельные решения:

  • домашние хозяйства
  • предприниматели

Следующим шагом является включение в модель государственного сектора. Участие этого элемента осуществляется тремя способами:

  • через налоги
  • государственные закупки
  • займы

Налоги являются изъятиями денежных средств у населения. Однако этот поток частично возмещается потоком трансфертных платежей, к числу которых относят выплаты лицам с низкими доходами и пособия по безработице. Чтобы получить достоверную оценку чистой величины потока денежных средств, поступающих от домашних хозяйств правительству, необходимо вычесть трансфертные платежи из налоговых поступлений. Полученная величина есть чистые налоги. Рассмотрим следующий вид связи между правительством и рынками товаров. Одну категорию государственных расходов - трансферты - мы уже учли при характеристике чистых налогов. Другая категория государственных расходов представлена государственными закупками, которые являются платежами правительства за товары и услуги, приобретенные у частных фирм, а также заработную плату государственных служащих. В целях упрощения будем считать, что зарплата и жалованье государственных служащих на пути к домашним хозяйствам проходят через рынки продуктов.

Правительство должно стремиться поддерживать баланс своих доходов и расходов. Это не всегда выполнимо и может возникнуть ситуация бюджетного дефицита. В этом случае правительство прибегает к займам на финансовых рынках. Обычно займы осуществляются путем продажи правительственных облигаций и других ценных бумаг иным хозяйствующим агентам.

Переход от замкнутой к открытой экономической системе позволяет учесть иностранный сектор экономики. Последний связан с экономикой тремя способами. Прежде всего это импорт товаров и услуг. Следующее звено - это экспорт. Разница между величиной денежных поступлений по экспорту и импорту называется чистым экспортом. Третий способ связи национальной экономики с внешним миром - осуществление международных финансовых операций.

Для эффективного регулирования рыночной экономики необходима совокупность макроэкономических показателей, скоординированных между собой. Такой макроэкономической моделью стала система национальных счетов (СНС), получившая широкое распространение после второй мировой войны.

СНС – это макростатистическая модель экономики страны, которая строится с помощью статистического метода балансовых построений.

Задача СНС – отражение движения общественного продукта на всех стадиях процесса воспроизводства.

В модели НС отражаются разделы:

    производство;

    потребление;

    капитальные вложения;

    внешнеэкономическая деятельность.

Методы изложения СНС для всех стран едины и включают:

    систему простых бухгалтерских счетов;

    балансировочные таблицы;

    системы уравнения;

Необходимо усвоить принципы:

    классификация экономических операций и их виды (трансферты, текущие, капитальные)

    группировки хозяйствующих субъектов

    построения схем основных счетов СНС (продуктов и услуг; производства; образования доходов; распределения доходов; использования доходов; капитальных затрат; текущих операций «остального мира»).

В современных условиях Украина переходит к рыночной экономике, поэтому вводятся международные стандарты системы национальных счетов.

Цель национального счетоводства - дать наглядное цифровое отображение состояния экономики страны за определенный период времени. Система национальных счетов с помощью замкнутой системы счетов и ряда дополнительных таблиц показывает характер экономических процессов и основные макроэкономические показатели: ВНП, НД.

Для эффективного регулирования рыночной экономики необходима совокупность макроэкономических показателей, скоординированных между собой. Такой макроэкономической моделью стала система национальных счетов, получившая широкое распространение после II Мировой войны. Первые подсчеты НД по СНС - Германия, США, Япония, Франция - начало 30-х гг. нашего столетия. Статистика НД стремилась определить объем НД, чтобы определить потенциал страны, что делалось с помощью сводных показателей

Переход к замкнутой системе счетов является значительным достижением зарубежной экономической и статистической мысли.

В 51-53 гг. комитет экспертов по рекомендации статистического комитета ООН руководство "Система национальных счетов и система стандартных таблиц ООН". Эта методология пересматривалась в 1958, 1964, 1968 гг. В 1968 - 1991 гг. использовалась система ООН63, с 1993 г. - ООН93. В 1956 г. издается справочник ООН "Ежегодник по статистике национального счетоводства".

Система национальных счетов - макроэкономическое бухгалтерское цифровое отображение доходов за определенный хозяйственный период (1 год, обычно).

Макроэкономическое - всеобщий анализ экономического процесса.

Бухгалтерское - двойная запись хозяйственных операций по системе бухгалтерских счетов.

Система национальных счетов - макростатистическая модель экономики страны, стоится с помощью статистического метода балансовых построений.

В СНС народное хозяйство рассматривается как:

Конечная единица учета

Увеличенная копия частной компании с многочисленными подразделениями.

Задача системы национальных счетов - отражение движения общественного продукта на всех стадиях процесса производства.

Особенность - запись в бухгалтерских счетах относится к обороту дохода, учитываются потоки доходов, имеющих место за определенный хозяйственный период.

Методы изложения системы национальных счетов.

Деление экономики на сектора:

1). предприятия:

производственные единицы, производящие товары и услуги с целью их реализации и получения прибыли (АО, корпорации и некоторые ИЧП)

2). правительство:

все органы государственного управления вне зависимости от источника их финансирования.

3). домашние хозяйства:

объединение всех равотников наемного труда, их семей, в том числе частных некомерческих учреждений, обслуживающих сектор домашних хозяйств (профсоюзы, общества, клубы)

4). остальной мир:

все остальные экономические единицы.

В модели национальных счетов:

Производство

Потребление

Капитальные вложения

Внешнеэкономическая деятельность

Все страны используют следующие методы изложения системы национальных счетов:

1). система простых бухгалтерских счетов

2). балансировочные таблицы

3). система уравнений

5). матрицы

Пример.

Потоки доходов.

Два сектора: домашние хозяйства и предприятия.

а). сектор предприятий выплатил сектору домашних хозяйств заработную плату в размере 100 млн. руб.

б). сектор домашних хозяйств купил у сектора предприятий товары на 80 млн. руб.

в). сектор домашних хозяйств оставил 20 млн. руб. на собственные сбережения

г). сектор предприятий начислил в амортизационный фонд 10 млн. руб.

д). сектор предприятий осуществил капиталовложения на сумму 30 млн. руб.

1). Метод простых бухгалтерских счетов - принцип двойной записи.

Каждая операция записывается дважды:

В качестве использованных средств

В качестве ресурсов.

Дважды происходит списание каждой операции:

В счете плательщика

В счете получателя.

Получение денег, товара и т.п. регистрируется в правой стороне счета; предоставление услуг другим секторам - в левой стороне как использование ресурсов.

Предприятия Домашние хозяйства Накопления

Использован-ные ресурсы

2). Балансировочные таблицы.

Предприятия

Домашние

хозяйства

Накопления

Название операции

Предприятия

Домашние

хозяйства

Накопления

1). выдача з/п

2). покупка прод.

3). сбережения

4). амортизация

5). капитало-вложения

3). Уравнения

Капиталовложения = з/п + амортизация + товар

Накопления = капиталовложения - сбережения

5) Матрицы.

Позволяется обозначение в одной записи, характер операции определяется положением записи.

Дебит счета - по строкам, кредит по столбцам, к примеру.

Р Е С У СЫ - К Р Е Д ИТ

Предприятия

Домашние хозяйства

Накопления

Итоговая строка

Предприятия

И С П О Л Ь -

Домашние хозяйства

З О В А Н Н Ы Е

Накопление

Р Е С У Р С Ы

Итоговая строка

Классификация экономических операций.

Участие экономической единицы в предпринимательской деятельности отражается посредством экономической операцией, показывающей взаимоотношение двух сторон, одна из которых покупает, а другая продает.

Экономическая операция - первичная единица учета. Все экономические операции происходят не в один момент.

Операция реализации товара включает в себя:

Смена собственника товара

Доставка

Предъявление счета

Получение денежной суммы

Платеж происходит при смене собственника товара. Если поставка товара и платеж происходит частями, то идет речь об операциях кредитования:

1). операции торгового кредитования, если покупатель производит платеж после получения товара

2). кредит предоставляется продавцу, если покупатель обязуется произвести постепенный платеж до срока поставки товара.

Обязательства могут относиться к:

Определенному моменту (уплата налогов, пособия по социальному обеспечению)

Периоду (арендная плата, определенные виды налогов)

Идеология балансировочного построения предусматривает отражение не факта выплаты и поступления, а отражения потоков сумм, подлежащих оплате или получению.

Классификация экономических операций в зависимости

от значения:

Двусторонние - большинство операций с товарами и услугами

Односторонние - потребление фермером части своей продукции

Промежуточные

от объекта:

Материальные - покупка товаров, услуг, выдача заработной платы, налоги, субсидии

Финансовые - валютя, золото, акции, недвижимость.

Виды экономических операций:

Трансферты - не вызывают встречных потоков (социальное страхование, социальное обеспечение, безвозмездные ссуды, субсидии, получение недвижимости на средства):

1). текущие - операции с товарами и услугами для немедленного пользования (социальное обеспечение)

2). капитальные - операции по увеличению национального богатства.

Различие между текущими и капитальными операциями - методологическая основа системы национальных счетов (СНС).

Производственная деятельность:

1). рыночная - с целью получения прибыли

2). нерыночная - без получения прибыли (производство для собственного потребления)

СНС не охватывает:

1). теневую экономику, т.е. производство товаров и услуг, участвующих в экономических отношениях, но не подлежащих учету

2). бесплатные услуги домашних хозяйств - от 25% до 51% от ВНП, часто отдельно от основных услуг:

метод отличия:

1). метод выпуска (по рыночной цене)

2). исходит из оценки временных затрат.

Реальные сектора в системе национальных счетов (СНС):

1). сектор нефинансовых предприятий - институциональная единица, основной функцией которой является производство товаров и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства

2). финансовые учреждения - финансовая или состоящая из институтов единица, которая занята финансовыми операциями на коммерческой основе и операциями по страхованию (коммерческие банки, страховые компании).

3). сектор общегосударственное управление - институциональная единица, предоставляющая рыночные услуги для конечного потребления, также осуществляющая функции перераспределения Национального Дохода и Национального Богатства; занимается финансированием сфер:

Социальное обеспечение (фонды социального страхования)

Общее управление, финансовая деятельность, регулирование и планирование экономики, научно-исследовательская деятельность, защита окружающей среды, обеспечение правопорядка и национальной обороны, бесплатное и льготное обслуживание в области культуры и образования; доходы сектора образуются за счет налогов, сборов, уплачиваемых хозяйственными единицами.

4). негосударственные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства - все единицы, оказывающие нерыночные услуги домашним хозяйствам: - общественные организации

Политические партии

Профсоюзы

Церковь;

доходы складываются из добровольных взносов и пожертвований.

5). сектор домашних хозяйств - население, как потребитель продукции, работники наемного труда, члены их семей.

6). сектор "остальной мир" охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в которой они осуществляют операции с резидентами данной страны.

Характеристика адаптированной СНС в Украине

1992 г. - СНС, которая базируется на европейской системе интегрированных счетов (ЕСИЭС)

1993 г. - Последний вариант счетов ООН

Экономические операции, отражающиеся в СНС:

(по группам)

1). операции с продуктами и услугами

2). распределительные операции

3). финансовые операции.

Схемы счетов СНС макроуровня, отраслей экономики и схемы счетов секторов национального хозяства идентичны, носят сквозной характер.

Для всех счетов характерно, что итоги экономических операций каждого счета балансируются с помощью балансировочной позиции. Балансировочные позиции необходимы для перехода к следующему счету, для компетентного экономического анализа.

Система цен в СНС

Промежуточное потребление

Оплата труда

Валовая прибыль

Чистые налоги на производство

Чистые налоги на продукты и импорт

Торгово-транспортная наценка

ФАКТОРНАЯ СТОИМОСТЬ

ОСНОВНАЯ СТОИМОСТЬ (ЦЕНА)

ЦЕНА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (РЫНОЧНАЯ ЦЕНА)

ЦЕНА ПОКУПАТЕЛЯ

Факторные цены - первичные затраты: заработная плата, прибыль, амортизация.

Основные цены = факторные цены + чистые налоги на производство

Цена производителя (рыночная цена) = основная цена + чистые налоги на продукты и импорт =факторные цены + все налоги

1). прямые:

на доход, прибыль, имущество

2). косвенные:

на производство

косвенные товарные налоги - взымаются пропорционально стоимости произведенной или проданной продукции (НДС, акцизы, налог с продаж), продукты и импорт

косвенные нетоварные налоги (на продукты и импорт) - взымаются в связи с использованием факторов производства, уплачиваются в связи с разрешением на производство чего-либо или на пользование чем-либо (налоги на численность занятых, налог с владельцев строений, гербовые сборы, специализированные платежи, налоги на импорт)

1). текущие

2). единовременные (налог на капитал)

Субсидии - дотации государства того или иного вида деятельности: производство, продукты, импорт.

Схемы основных счетов СНС.

Схема счета продуктов и услуг - отражение формирования ресурсов продуктов и услуг за счет их производства и импорта и их использование на конечное потребление, накопление и экспорт.

Валовой выпуск продуктов и услуг включает

Реализованную продукцию

Продукцию, произведенную предприятием, им же потребленную для основного и непрофильного производства, личного и коллективного потребления своих работников и членов семей

Продукцию, передвижную в ходе натурального обмена

Продукцию, произведенную в домашних хозяйствах для собственного потребления

Рыночные услуги наряду с фактическими рыночными услугами включает

Услуги, предоставленные предприятиями своим работникам бесплатно и по льготным ценам

Проживание в собственном жилище

Условно исчисленную оплату финансовых посредников

Нерыночные услуги государственных учреждений подразделяются на:

Удовлетворяющие индивидуальные потребности

Удовлетворяющие коллективные потребности.

Сальдированный налог = Налоги - Субсидии

Налог на импорт - поступление в бюджет частного дохода в результате различий между внешнеторговыми и внутренними ценами по экспорту и импорту, а также импортные пошлины и реализованное наложение.

Промежуточное потребление - начальная фаза использования валового выпуска произведенной продукции и оказанных услуг, или произведенных совокупных ресурсов:

Использованные в текущем производственном процессе продукты и материальные услуги - покупные и собственного производства, кроме оставшихся в запасах и относящихся к основным фондам

Оплата нематериальных услуг

Дополнительные расходы в интересах текущего производства: командировочные; для обеспечения нормальных условий труда; на спецодежду, спецпитание, средства индивидуальной защиты; возмещение работникам затрат на приобретение инструмента; представительсккие расходы; оплата за обучение работников

Покупки продуктов питания и напитков гостиницами, ресторанами, кафе и т.п., медицинскими и учебными заведениями

Расходы домовладельцев на текущий ремонт домов

Питание и обмундирование военнослужащих

Расходы на покупку военной техники

Схема счета производства - отражение операций, относящихся к процессу производства в сфере материального производства и в сфере нематериальных услуг.

Схема счета образования дохода - отражение распределительных операций, непосредственно связанных с процессом производства, которые приводят к формированию первичных доходов его участников: оплата труда, чистые налоги на производство, валовая прибыль предприятий и смешанные доходы населения.

Использование

Оплата труда работников

Налоги на производство (включая налоги на продукты) и импорт

в том числе

на производство (включая налоги на продукты)

на продукты

на собственно налоги

на импорт

Валовая прибыль/валовой смешанный доход

в том числе

потребление основных фондов

чистая прибыль/чистый смешанный доход

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах

Субсидии на производство (включая субсидии на продукты) и импорт

в том числе

на производство (включая субсидии на продукты)

на продукты

на собственно налоги

(другие налоги, связанные с производством)

на импорт

Оплата труда работающих по найму

Оплата за труд

Оплата за кратковременное отсутствие на работе (отпуск, квота по болезни)

Премии, участие в прибылях, предусмотренные в трудовом соглашении, контракте

Прибыль - финансово-экономическая характеристика результативности деятельности по национальному хозяйству в целом и по отдельным его структурным составляющим.

Смешанный доход - применяется в тех случаях, когда сложно или невозможно доход интерпретировать как оплату труда или только как прибыль.

Схема счета распределения дохода - отражение общей величины доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами в результате производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных процессов; отражение потоков доходов (прибыли, смешанного дохода, оплаты труда), полученных в результате производственной деятельности институционных единиц; отражение вторичных доходов (доходов от собственности, текущих трансфертов).

Доходы от собственности - проценты по ссудам, полученные и уплаченные банками, дивиденды, другие доходы от участия в акционерном капитале, чистая земельная рента, плата за разработку полезных ископаемых, лесных и рыболовных угодий, реинвестированный доход иностранных компаний.

Текущие трансферты - доходы перераспределительного характера: страховые платежи и возмещения, налоги на доходы и имущество, отчисления на социальное страхование, пособия по социальному обеспечению, штрафы и пеня, добровольные взносы, обязательные платежи и сборы.

Налоги на доходы и имущество отличны от налогов на производство и налогов на капитал, а пособия по социальному обеспечению как прочие текущие трансферты - от капитальных трансфертов.

Располагаемый доход - результативный показатель распределения доходов.

Схема счета использования доходов - отражение расходов на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и государственных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, и оставшейся части располагаемого дохода, представляющего собой валовое сбережение.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств

Услуги социально-культурного характера, предоставляемые бесплатно предприятиями работникам

Социальные пособия в натуральной форме от государственных учреждений и общественных организаций

Продукты, произведенные домашними хозяйствами для собственного потребления

Условная стоимость услуг по проживанию в собственном жилище

Национальное потребление домашних хозяйств = потребление домашних хозяйств на экономической территории - потребление нерезидентов на экономической территории + потребление резидентов за границей.

Расходы на конечное потребление государственных учреждений и общественных организаций подразделяются на расходы:

Государственных учреждений и общественных организаций, обслуживающих домашние хозяйства или удовлетворяющие индивидуальные потребности

Государственных учреждений и общественных организаций, удовлетворяющих коллективные потребности

Валовое национальное сбережение = валовой национальный располагаемый доход - конечное национальное потребление.

Схема счета капитальных затрат - отражение формирования ресурсов для капитальных затрат и их использование на накопление основных фондов и материальных оборотных

средств, приобретение земли и нематериальных активов.

Накопление в СНС определяется в валовой форме, т.е. до вычета из капитальных вложений за год годового потребления основных фондов, исходя из нормы амортизационных отчислений.

Накопление основных фондов считается в виде изменения запасов материальных оборотных средств. Размеры накопления оборотных фондов определяются в виде суммы изменений:

Запасов материальных ценностей, используемых при производстве продукции и оказания услуг (сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов и т.п.)

Объемов готовой продукции, находящейся на складах изготовителей или торгово-снабженческих организаций

Незавершенного (неоплаченного) производства

Запасов государственных резервов.

Капитальные трансферты, переданные за границу или полученные из=за рубежа, подразделяются на субсидии на капитальные вложения, налоги на капитал и другие.

Операции с землей учитываются только между резидентами и по одной цене покупателя и продавца, включаются в накопление основных фондов.

Схема счета текущих операций "остального мира " - отражает движение продуктов, услуг, доходов.

Использование

Экспорт продуктов и услуг

Конечное потребление домашних хозяйств-"не резидентов" на экономической территории страны

Оплата труда работников, резидентов нанимателями-"не резидентами"

Субсидии на производство и импорт, полученные от "остального мира"

Текущие трансферты, полученные от "остального мира"

Импорт продуктов и услуг

Конечное потребление домашних хозяйств-"резидентов" за рубежом

Оплата труда наемных работников-"нерезидентов" "резидентами"

Налоги на производство (включая налоги на продукты) и импорт, уплаченные "остальному миру"

Доходы от собственности, переданные "остальному миру"

Текущие трансферты, переданные "остальному миру"

Сальдо текущих операций с "остальным миром"

Особенность - ресурсы и использование ресурсов показываются с точки зрения "остального мира".

Импорт и экспорт продуктов охватывают в счете текущих операций "остального мира" соответственно ввоз из других стран и вывоз в другие страны "видимых" товаров и услуг, состав которых предусмотрен международными стандартами.

Импорт "видимых" товаров - ввоз товаров в страну.

Экспорт и импорт "видимых" товаров включают:

Вывоз (ввоз) немонетарного золота, серебра и других драгоценных металлов, которые не поступают в качестве платежного средства

Товары, предоставленные в счет взносов в фонд технической помощи ООН в качестве даров, безвозмездной помощи

Вывоз (ввоз) электроэнергии, воды, товаров по трубопроводам (нефть, газ)

Бункерное топливо, продовольствие и материалы, проданные для иностранных судов, самолетов и грузовых автомобилей

Улов рыбы и других морских продуктов, проданных (купленных) в нейтральных и иностранных водах (на условиях концессий)

Вывоз (ввоз) кино- и телефильмов, включая оплату лицензий на них

Вывоз (ввоз) ценных бумаг, банкнот и монет, не находящихся в обращении.

Разница между экспортом "видимых товаров", услуг материального и нематериального характера и импортом "видимых товаров", услуг материального и нематериального характера образует сальдо экспорта-импорта. Сальдо экспорта-импорта - сводный показатель внешнеторгового баланса.

Текущие трансферты, полученные от "остального мира":

Платежи по страхованию от несчастных случаев

Текущие налоги на доходы и имущество

Отчисления на социальное страхование

Пособия по социальному обеспечению

Обязательные платежи и сборы домашних хозяйств государственным учреждениям

Штрафы и пени

Добровольные взносы

Прочие текущие трансферты

Капитальные трансферты, переданные "остальному миру" или полученные от него:

Субсидии на капитальные вложения, предоставленные другим странам или полученные от других стран безвозмездно

Налоги на капитал

Другие капитальные трансферты.

Схема счета капитальных затрат "остального мира" - отражение движения капитала.

В СНС экономика рассматривается как совокупность институциональных единиц-резидентов, секторов, отраслей.

Институциональная единица – это экономический субъект, который может от своего имени владеть активами, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, принимать финансовые обязательства и хозяйственные решения, за которые он несет ответственность в соответствии с существующим законодательством. Институциональные единицы ведут полный набор счетов или могут составить такие счета при необходимости.

Резидентами в СНС называют институциональные единицы, имеющие центр экономических интересов на экономической территории страны.

Под экономической территорией понимается географическая территория, находящаяся под юрисдикцией правительства данной страны, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К ней также относятся: национальное воздушное пространство, территориальные воды, континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы в других странах (территории, на которых располагаются посольства, консульства, военные базы, научные базы и т.д.).

В то же время части собственной географической территории страны, используемые другими странами, не входят в ее экономическую территорию.

Институциональная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она владеет помещением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение неопределенного или длительного времени (обычно не менее одного года).

Резидентами страны считаются находящиеся на ее экономической территории длительное время иностранные компании и банки, а также не являющиеся самостоятельными юридическими лицами филиалы и представительства нерезидентов.

Сотрудники иностранных посольств (кроме местного персо­нала, работающего по найму), иностранные студенты, иностранные военнослужащие, обслуживающие военные базы на территории данной страны, а также лица, проходящие курс лечения, независимо от срока пребывания на экономической территории данной страны, не являются ее резидентами.

Внутренняя (национальная) экономика охватывает деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

Совокупность институциональных единиц, сходных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, образует институциональный сектор. Для обозначения институциональных единиц, выступающих в роли производителей товаров и услуг, в СНС используется термин предприятие. Предприятие может состоять из одного или нескольких заведений, т.е. единиц расположенных в одном месте, занятых одним или преимущественно одним видом производственной деятельности. Совокупность заведений с одним и тем же или с аналогичными видами основной производственной деятельности называется отраслью.



В аналитических целях в СНС предусмотрено разделение заведения на единицы однородного производства, под которыми понимают производственные единицы, занимающиеся только одним видом деятельности, однородным с точки зрения производимых товаров и услуг, направлений их использования, характера технологического процесса. Совокупность единиц однородного про­изводства с одним и тем же видом деятельности образует чистую отрасль.

В основе построения СНС лежат понятия экономической теории, характеризующие экономические функции, выполняемые экономическими субъектами, основным из которых является понятие производство.

Производство в СНС определяется как деятельность, выполняемая под контролем экономического субъекта, при которой осуществляются затраты труда, капитала, товаров и услуг для создания других товаров и услуг.

По концепции СНС практически все виды деятельности по созданию товаров и услуг отнесены к экономическому производству.

Товары – это результаты труда, имеющие материально-вещественную форму. Услуги – это результаты производственной деятельности, не принимающие материально-вещественную форму, удовлетворяющие личные и общественные потребности, имею­щие как материальный, так и не материальный характер. Содержание экономических категорий в некоторых случаях не совпадает с содержанием соответствующих понятий бухгалтерского учета. Например, в СНС используют понятие "альтернативные издержки производства", принятое в экономической теории, которое не совпадает с понятием "издержки производства" в бухгалтерском учете. Непосредственное применение данных бухгалтерского учета о стоимости использованных в производстве товаров и активов в ценах приобретения в условиях инфляции приводит к недооценке издержек производства в их экономическом понимании и к искажению величин других показателей СНС (в частности прибыли).

Важными понятиями СНС являются показатели "потоков" и "запасов".Показатели потоков характеризуют величины экономических процессов за промежуток времени (например производство товаров и услуг, выплата заработной платы и т.п.), т.е. показатели потоков – это интервальные показатели. Показатели запасов характеризуют состояние активов или обязательств на опре­деленный момент – начало или конец рассматриваемого периода (например наличие основных фондов на начало года и т.п.). Показатели запасов – это моментные показатели.

Потоки вызывают изменения в запасах. Между показателями потоков и запасов существует следующая взаимосвязь: величина запаса на конец периода равна величине запаса на начало периода плюс (или минус) поток. Например, величина запаса капитала в конце года может быть рассчитана как сумма его величины на начало года и потока чистых инвестиций за год.

Взаимосвязь запасов и потоков составляет основу исходной макроэкономической модели круговых потоков или кругооборота, применяемой в СНС для описания и анализа экономических процессов.

Основную часть потоков составляют потоки, связанные с экономическимиоперациями.Экономическая операция понимается как взаимодействие между экономическими субъектами, осуществляемое по взаимному соглашению (например купля и продажа товаров и услуг). Большинство операций предполагает наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию.

Трансферты – операции без компенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг и т.д.

Действия, предпринимаемые экономической единицей в одно­стороннем порядке, оказывающие воздействия на другие единицы без их согласия, не являются экономическими операциями и относятся в СНС к другим потокам.

Экономические активы (составляющие основную часть запасов) определяются в СНС как объекты, находящиеся в собственности экономических субъектов, из владения которыми их владелец извлекает экономические выгоды. Стоимость активов образует капитал экономического субъекта.

Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому субъекту (т.е. капитала), и его финансовых обязательств называется чистой стоимостью капитала.

Стоимостная оценка. Операции должны отражаться у обоих участников в одной стоимостной оценке.

Система цен. В СНС используются различные виды цен, различающиеся методами отражения налогов, субсидий, а также торговых и транспортных наценок.

Международный методологический стандарт СНС-93 рекомендует использовать следующую систему цен для оценки результатов экономических операций: товары и услуги, использованные на цели конечного и промежуточного (производственного) потребления, а также накопления оценивают в рыночных ценах конечного потребителя, включающих все налоги на продукты, торговые и транспортные наценки.

Валовой внутренний продукт, представляющий собой стоимость конечных товаров и услуг, оценивается в ценах конечного потребителя.

Выпуск товаров и услуг оценивается в ценах производителя или в основных ценах. Цены производителя, в отличие от цен конечного потребителя, не включают торгово-транспортные наценки и налог на добавленную стоимость.

Основные цены, в отличие от цены производителя, не включают никаких налогов на продукты, но включают субсидии на продукты.

Взаимосвязь цены конечного покупателя (ЦКП), цены производителя (ЦП) и основной цены (ОЦ) может быть представлена следующим образом:

ЦП = ЦКП – НДС – ТТН, (20.1)

где НДС – налог на добавленную стоимость;

ТТН – торгово-транспортная наценка.

ОЦ = ЦП – НП + СП, (20.2)

где НП – налоги на продукты, включенные в цену производителя, т.е. налоги на продукты, за исключением НДС;

СП – субсидии на продукты.

Методология построения СНС наряду с основными понятиями и классификациями включает общие принципы и правила учета, стоимостной оценки показателей и построения балансовых таблиц (счетов).

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

Понятие, содержание общие принципы

Система национальных счетов (СНС) – это система макроэкономических показателей, построенная на основе стандартизованных классификаций, понятий и правил учета, призванных отобразить условия, процесс и результаты общественного воспроизводства экономики. СНС представляет собой набор взаимосвязанных таблиц (счетов), содержащих макроэкономические показатели, последовательность которых ориентирована на описание стадий производственного процесса через вовлекаемые ресурсы, понесенные затраты и полученные результаты.

Теоретической основой СНС служат современные концепции, категории и понятия, объясняющие механизм функционирования рыночной экономики. По мере развития производительных сил концепция экономического производства претерпевала в экономической науке значительные изменения.

Согласно концепциям СНС экономическое производство включает в себя следующие виды деятельности:

    производство товаров, включая товары для собственного потребления;

    производство услуг для реализации;

    деятельность финансовых посредников;

    производство нерыночных услуг органами государственного управления;

    производство нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

    оказание услуг наемной прислугой;

    оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В СНС центральной группировкой хозяйственных субъектов является группировка институционных единиц по секторам экономики.

Для структуризации внутренней экономики выделяют 5 секторов:

    нефинансовые предприятия (корпорации или квазикорпорации);

    финансовые учреждения (корпорации или квазикорпорации);

    государственное управление (государственные учреждения);

    некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

    домашние хозяйства.

Для всех секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием, распределением и перераспределением доходов, сбережением, накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. На основе информации, содержащейся в секторальных счетах, можно проводить анализ экономического и финансового положения отдельных секторов экономики, а также взаимосвязей между ними в экономическом процессе.

Основные методологические принципы национального счетоводства позволяют выявить в рамках СНС картину функционирования экономики, характеризовать главный объект исследования - экономический оборот - как в его объективном единстве, так и посредством анализа основных его составляющих и системы экономических связей между ними.

Национальное счетоводство основано на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов СНС. Классификации всех процессов экономики, экономических операций, хозяйственных единиц необходимы для того, чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.

Основным методологическим приемом является применение к описанию национальной экономики методов бухгалтерского учета (системы счетов с прямой корреспонденцией по принципу двойной записи, бухгалтерского баланса). Применение принципа двойной записи к системе народнохозяйственных показателей придает СНС важное качество - способность количественно отражать не статистические величины, а процессы, происходящие в рамках экономического оборота.

Последовательность построения СНС определяется стадиями воспроизводственного цикла. Базой служат хозяйственный кругооборот, обеспечение замкнутости системы на основе жесткой увязки показателей, предопределяющих балансовое равенство совокупных доходов и расходов по секторам и народному хозяйству в целом. Логика метода национального счетоводства заключается, во-первых, в том, что весь процесс общественного воспроизводства может быть представлен как совокупность хозяйственных операций экономических агентов; во-вторых, каждая операция отражается на счетах контрагентов как их процессы пополнения ресурсов или их использования.

Счета представляют собой систему именно потому, что они, во-первых, связаны между собой; во-вторых, ориентированы на достижение единой цели; в-третьих, построены по единому методологическому принципу; в-четвертых, они содержат систему взаимосвязанных показателей, исчисленных по единым методологическим основам.

Основные принципы составления национальных счетов следующие:

Счета имеют форму Т, состоят из двух частей (разделов). При этом ресурсы (по составляющим их компонентам) отражаются с правой стороны - колонка "Ресурсы", а их использование отражается в левой части - колонка "Использование";

Счета строятся по принципу бухгалтерского учета, что выражается в двойном отражении в СНС каждой операции (или корреспондирующей с ней): в части "Использование" одного счета, в части "Ресурсы" другого счета (что соответствует бухгалтерскому принципу записи операции в дебете одного счета и в кредите другого счета-корреспондента). Это обеспечивает дополнительный контроль достоверности отражаемой в счетах информации и увязывает счета. При изучении динамики этих показателей необходимо предварительно привести к сопоставимому виду их содержание;

Каждый счет представляет собой балансовую таблицу, в которой расчетным путем обеспечивается равенство (баланс) между двумя частями: «Ресурсы» и «Использование»;

Показатели в счете представляют собой операции. Каждая операция - это стоимостной поток между институционными единицами. Экономические операции в соответствии с различными стадиями процесса воспроизводства могут быть операциями производственными, обменными или операциями потребления и сбережения. Причем в счетах отражаются не сами процессы потребления или накопления, а приобретение (доходы с целью потребления или накопления;

В соответствии с принципом двойной записи, принятым в системе, итоги операций на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи которая сама по себе важна в экономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. Балансирующие статьи счетов, обеспечивающие баланс (равенство) правой и левой частей счета, рассчитываются как разность между объемами ресурсов и их использованием;

Национальные счета строятся в определенной последовательности, соответствующей в основном последовательности воспроизводственного цикла;

Балансирующая статья предыдущего счета, отраженная в разделе "Использование", является исходным показателем раздела "Ресурсы" последующего счета (см. табл. 6.1). Этим достигаются увязка счетов между собой и превращение их в систему;

Счета являются регистрацией всех экономических потоков в форме балансов. С их помощью характеризуется деятельность экономических агентов системы по совершению операций. Поэтому вся экономическая деятельность отражается в счетах операций и в счетах агентов. Счета агентов фиксируют деятельность определенной их категории и группируют все виды экономических операций, в которых агенты принимали участие;

Балансирующие статьи - не операции, которые можно наблюдать, а расчетная категория, предназначенная не только для обеспечения сбалансированности между объемами ресурсов и их использованием в каждом счете (для арифметического равенства двух частей счета), но и для характеристики результатов соответствующего экономического процесса, отражаемого данным счетом, и представляет собой важнейший макроэкономический показатель экономического развития.

Так, балансирующей статьей счета "Производство", отражающей результат экономической деятельности по производству продуктов и услуг и связанных с ним затрат, является валовой внутренний продукт (а для каждой отрасли экономики - валовая добавленная стоимость), полученный как разность объема ресурсов, отраженных в правой части счета, и их использования, отраженного в левой части. Балансирующая статья записывается в разделе "Использование".

В табл. 6.1 отражены балансирующие статьи сводных счетов внутренней экономики.

Основные методологические принципы национального счетоводства обеспечивают получение на основе СНС характеристики реальной ситуации в экономике, характеристики экономического оборота.

Единство принципов составления всех счетов экономики проявляется в наличии системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов СНС: экономических операций, хозяйственных единиц секторов и т. п., что обеспечивает сводную количественную характеристику различных экономических процессов, в совокупности составляющих экономику в целом.

Сущность и задачи СНС.

Система национальных счетов представляет собой построенный определенным образом набор счетов и балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные макроэкономические показатели, характеризующие результаты деятельности национальной экономики за определенный период времени (как правило за год), ее структуру и важнейшие взаимосвязи. Набор этот одинаковый для всех стан, использующих СНС.

СНС дает возможность сопоставления экономических показателей всех стран, использующих СНС,сводимость макроэкономических показателей на мировом уровне, позволяет определить место национальной экономики в мировой экономике, решает проблему международных сопоставлений. Это достигается единством методологии расчета макроэкономических показателей, и тем самым содействует международной интеграции и экономическому сотрудничеству.

СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:

Измерение объемов производства за определенный промежуток времени;

Выявление существующих тенденций в экономике;

Организация экономической политики государства.

СНС представляет экономику в виде институционных единиц, связанных между собой экономическими операциями.

Институционные единицы - это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности. Существуют два типа институционных единиц: 1) юридические лица – предприятия, корпорации, квазикорпорации(единицы, сходные с корпорациям, но формально не имеющие их статуса) государственные учреждения, банки, страховые компании и др.

2)домашние хозяйства, рассматриваются как институционные единицы, так как самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение.

Все институционные единицы являются так называемыми резидентами страны. Это понятие включает в себя те институционные единицы, которые связаны с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода (обычно год или более).

Экономическая территория – это территория административно управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

На практике резидентами данной страны выступают все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет. Понятие резидента не связанно с понятием национальности или гражданства.

Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и нерезидентов.

Основные классификации СНС

В СНС используется несколько классификаций.
Первая классификация - группировка хозяйственных единиц по отраслям. В группировке хозяйственных единиц по отраслям единицей классификации является заведение - предприятие или его часть, занятое преимущественно одним видом производственной деятельности, по которой имеется статистическая информация о затратах и выпуске продукции.
Отраслью в СНС называется совокупность заведений, которые расположены территориально в одном месте и заняты одним видом основной производственной деятельности.
Отрасли классифицируются по четырем категориям:
1) отрасли, производящие товары и рыночные услуги;
2) отрасли, производящие нерыночные услуги силами государственных учреждений;
3) отрасли, производящие нерыночные услуги силами частных коммерческих организаций;
4) отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами.

Вторым типом классификации при построении СНС является группировка единиц по институциональным секторам. Она осуществляется с целью исследования потоков доходов и расходов, финансовых активов и пассивов. Классификационной единицей в секторной группировке является институциональная единица - хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может Самостоятельно принимать решение и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся инсти­туциональными единицами домашние хозяйства. Они не ведут счетов, но могут распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства, и являются хозяйствующими субъектами.
Сектор – это группа институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат.
Институциональные единицы группируются по шести секторам:
"Нефинансовые предприятия";
"Финансовые учреждения";
"Государственные учреждения";
"Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства";
"Домашние хозяйства";
"Остальной мир".

Классификация счетов

СНС РФ включает следующие группы счетов:

Секторов экономики

Отраслей экономики

Отдельных экономических операций

Экономики в целом (консолидированные счета)

Счета для секторов экономики подразделяются на текущие счета, счета накопления, балансы активов и пассивов.

Текущие счета секторов экономики включают:

Счет производства

Счет образования доходов

Счет распределения первичных доходов

Счет распределения вторичных доходов

Счет использования располагаемого дохода

Счет операций с капиталом.

Счет производства разрабатывается с целью характеристики результатов производства продукции и услуг. Он является ключевым с точки зрения содержания.

Вопрос 32. Макроэкономические показатели и их взаимосвязь. Расчет ВВП производственным, распределительным методом и методом конечного использования

Макроэкономические показатели и их взаимосвязь

Макроэкономические показатели - сводные, агрегированные, усредненные по экономике в целом показатели объемов производства и потребления, доходов и расходов, структуры, эффективности, уровня благосостояния, экспорта и импорта, темпов экономического роста и др. Макроэкономические показатели отражают общие тенденции в экономике. Их можно разделить на три группы: потоки, запасы (активы) и показатели экономической конъюнктуры. Потоки отражают передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности, запасы – накопление и использование ценностей субъектами. Потоки представляют собой экономические параметры, значение которых измеряется в единицу времени, как правило, в расчете на год, значение экономических параметров запасов измеряется на определенный момент. Пример потоков – сбережения и инвестиции, бюджетный дефицит, пример запасов – накопленный в результате капитал, государственный долг.

Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: изменения в одних величинах, как правило, сопровождаются соответствующими изменениями в других. Однако при определенных обстоятельствах показатели запасов и потоков могут изменяться независимо друг от друга.

Валовый внутренний продукт

Основным показателем системы макроэкономических показателей является Валовый внутренний продукт, характеризующий стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за определенный период времени, за вычетом стоимости промежуточного потребления. Валовый внутренний продукт исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты.

Валовый национальный доход

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. Таким образом, ВНД больше ВВП на сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны из-за границы (за вычетом первичных доходов, выплаченных нерезидентам).

К первичным доходам относятся оплата труда, прибыль, налоги на производство, доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента и т. д.).