"Д енежные знаки и боны – наиболее объективные и красноречивые документы истории не только в силу своего официального происхождения, но также в виду общественно-рыночной их значимости, как показатели материального благополучия и взаимоотношений различных общественных классов в данный исторический момент… Помимо этого – боны и дензнаки символизируют современные им политические события, войны, борьбу партий, смену властей, идеологию правящих классов. Эволюция общества, революционные скачки и сдвиги общественных классов, победы и поражения борющихся, открытые и скрытые закулисные влияния на данное правительство – все это находит свое отражение в бонах и дензнаках эпохи. В художественном отношении денежные знаки и боны часто представляют из себя богатейшее собрание образцов современного графического искусства, шедевры национальных красивых и стильных рисунков, орнаментов, символических или реалистических изображений, неповторяемых композиций сюжетов и сочетаний красок, много говорящих о данной эпохе вдумчивому наблюдателю. Наконец, - даже техническое исполнение тех или иных бон и дензнаков уже много говорит пытливому уму человека, останавливая его внимание на качестве бумаги, рисунков и красок характеризующих бумажную, химическую и москательную отрасли современной промышленности. Далее – сама печатная работа, изготовление и исполнение водяных знаков, если таковые имеются, - все это до некоторой степени характеризуют современную технику и полиграфию.
Словом – бумажные денежные знаки и боны служат показателем культуры, экономического развития и благосостояния народа, его общественного и политического устройства, зеркалом в котором отражается вся его история".
[ 1 ]
Прав был Вольтер, сказав, что кто не знает прошлого, тот не знает – ни настоящего, ни будущего, ни самого себя.
В довершение пространных и местами абстрактных рассуждений следует отметить, что эти цветные бумажки и металлические кругляшки держали в руках Ваши пра-радедушки и пра-прабабушки. Трудно выскзазать, какие чувства и мысли обуревали их в это время; что они планировали, чего боялись, чего достигли, чему радовались... Но то,что целая буря чувств, эмоций, мыслей и деяний вызвана каждым из этих замечательных творений - сомневаться не приходится.
Быть может пришло время снова взять эти старинные денежные знаки в руки и подключиться к информационному потоку из далекого прошлого. Ну если не взять в руки, так посмотреть...
Итак:
Денежные знаки Российской Империи, выпущенные в период их свободного размена на золотую монету.
В конце XIX-го столетия бурное социально-экономическое развитие России побудило правительство к радикальному изменению всего устройства денежного обращения. 29 августа 1897 г. Государь Император подписал новый эмиссионный закон, который регулировал выпуск кредитных билетов в обращение и принципы их обеспечения золотом. В соответствии с этим законом Государственному банку было разрешено выпустить в обращение кредитные билеты на сумму в 600 млн. руб. из того расчета, чтобы покрытие их золотом составляло 50% от этой суммы и остальные 50% выпускались бы под залог частных коммерческих векселей на недвижимое имущество и землю. При выпуске денежных знаков сверх 600 млн. руб. каждый кредитный рубль превышения должен быть обеспечен золотом на 100 %.
С принятием этого закона, предусматривавшего свободный размен кредитных билетов на золото, возникла необходимость в помещении нового разъяснительного текста на банкноты. Надпись на ранее выпущенных билетах гласила, что они обращались на всей территории Российской Империи на ровне с серебряной монетой и разменивались кассой Государственного банка на золотые деньги не по номинальной стоимости, а в соответствии с курсом золотой монеты относительно серебряной. Так как курс золота постоянно повышался относительно серебра, а вес и проба монет оставалась неизменной, то со временем покупательная способность золотых монет становилась выше. К 1890-м годам в стране сложилась непотребная система ценообразования, при которой за один и тот же товар приходилось платить разную цену в номинальном исчислении в зависимости от монетного металла. Закон от 29 августа 1897 г. , уничтожил это противоречие, установив в качестве единственного и абсолютного мерила ценности товара золотой рубль. Но после введения в стране системы золотого монометализма (так называется денежная система основанная на золотом счислении) укоренившаяся за десятилетия привычка к старым правилам выражения цены приводила к недоразумениям в расчетах и даже к злоупотреблениям. Жертвами, как правило, становились богатые иностранцы или, напротив, малограмотные слои населения. Закон от 14 ноября 1897 г. "Об изменении надписей на кредитных билетах" предусматривал текст следующего содержания: "Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничений суммы (руб. = 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота). Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотой монетой". Кредитные билеты предыдущих выпусков изымались из обращения по мере их естественного износа и поэтому массовая доля новых кредитных билетов в денежном обращении постоянно росла и с начала ХХ-го века по 1917 г. они составили основу денежной наличности.
Здесь, видимо, не лишне разъяснить некоторые старорежимные термины, значение которых сейчас основательно подзабыто. Некоторые из них встречаются в надписях старинных кредитных билетов и вызывают вопросы у нас, людей нового времени. Людям же позапрошлого столетия они были хорошо известны. Во первых, что означает 17,424 долей чистого золота? Много ли это, или мало? Долей чего? Все проясняется, если вспомнить русскую дометрическую систему мер и весов, согласно которой: 1 пуд = 40 русским фунтам = 16,380 кг; 1 русский фунт = 96 золотникам = 409,512 г; 1 золотник = 96 долям = 4,26 г. ; 1 доля = 0,044 г. Таким образом - доля, это старинная русская единица веса, равная 0,044 грамма. Отсюда следует, что один золотой рубль был эквивалентен 0,044 х 17,424 = 0,766656 г чистого золота (1000-ной пробы). При желании, учтя современные цены на золото, можно рассчитать ценность старорежимного рубля по отношению к современному. Но это так - в порядке эксперимента. Во вторых, что такое империал? Ответ прост - это золотая монета, содержащая чистого золота на 15 рублей.
Если на 1 января 1897 г. золотых монет в обращении было на 36 млн. рублей, то через 2 года их было уже в 12,5 раза больше (451,4 млн. руб). Кроме империалов (15 руб.) и полуимпериалов (7,5 руб.) в 1897 г. начинается чеканка монет в 1/3 империала (5 руб.), а в конце 1898 г. начинается чекан золотых десяток (2/3 империала). Кроме того, в обращении была оставлена вся медная и серебряная монета прежних лет. Но серебро из основного денежного металла было превращено во вспомогательное разменное средство обращения. Расчеты в высокопробным серебром между частными лицами были ограничены 25-ю рублями, а низкопробным билоном 3-я рублями на душу населения. Следует отметить, что при свободном размене на золото, население быстро утратило привычку к накоплению золотой монеты и, в большинстве своем, предпочитало бумажные банкноты, как более удобные и защищенные от подделки.
Все банкноты получили любовные народные прозвища: рубль - "рыжик" и "конарейка", трешка - "зелененькая", пятирублевка - "слива", десятка - "красненькая", вожделенная мечта российского верноподданного - сторублевка стала "катенькой", а весомая пятисотрублевка почтительно величалась - "Пётр". В 1914 г. с началом 1-й Мировой войны, размен кредитных билетов на золото был прекращен с формулировкой "временно до окончания военных действий". Но последующие исторические процессы привели к полному крушению Империи и обязательствам российского министерства финансов не суждено было сбыться уже никогда. Царские кредитные билеты этого типа находились в обращении и при Временном правительстве и при ленинском. Они утратили платежную силу и были изъяты из обращения в процессе советской денежной реформы 1922 г. Ниже экспонируются государственные кредитные билеты, выпущенные с новой законоуточняющей надписью по закону от 14 ноября 1897 г.
Г осударственный кредитный билет образца 1898 г. номиналом в 1 рубль. Эмиссировался с 1898 по 1917 год. В условиях 1-й Мировой войны с 1915 г. они печатались без индивидуальной шестизначной номирации, которая для ускорения производства была заменена обозначением серии из двух литер и трех цифр. В начале ХХ-го века эта купюра достоинством в 1 рубль могла составлять очень хороший дневной заработок наемного работника на тяжелых физических работах. Цвет рублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.
Г осударственный редитный билет образца 1905 г. номиналом 3 рубля. Выпускался с 1905 по 1917 гг. В начале ХХ-го века этой купюрой мог быть оплачен воз хорошего сена или железнодорожный билет от Пензы до Москвы. Цвет трехрублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.
Г осударственный кредитный билет образца 1909 г. номиналом 5 рублей. Денежный знак эмиссировался с 1909 по 1917 г. При Временном правительстве в условиях 1-й Мировой войны с 1917 г. он печатался без индивидуальной шестизначной номирации, которая для ускорения производства была заменена обозначением серии из двух литер и трех цифр (этот вариант показан на иллюстрации). В начале ХХ-го века эта купюра могла составлять месячный заработок наемной кухарки (при хозяйских харчах) или месячный оклад официанта в непрезентабельном трактире (без учета чаевых). Цвет пятирублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.
Г осударственный кредитный билет образца 1909 г. номиналом 10 рублей. В начале ХХ-го века этой купюрой можно было оплатить изготовление двух фотографических портретов малого формата, каждый из которых воспроизведен в двенадцати дубликатах. Цвет десятирублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.
Г осударственный кредитный билет образца 1909 г. номиналом 25 рублей. В начале ХХ-го века этой купюрой можно было оплатить сезонное проживание всей семьи на съемной даче в Ахунах или оплатить годовое обучение чада в одной из Пензенских гимназий. Цвет оборотной стороны 25-рублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.
Г осударственный кредитный билет образца 1899 г. номиналом 50 рублей. Несмотря на кажущуюся простоту оформления, эта банкнота до сих пор является самым защищенным от подделки денежным знаком. До сей поры ни кому не удалось исполнить ее качественную полиграфическую подделку. Поэтому Министерством финансов было принято бесприцендентное решение об ее эмиссии без водянных знаков, так как для ее защиты было достаточно примененных полиграфических средств. В начале ХХ-го века эта купюра могла составлять месячную заработную плату муниципального чиновника средней руки или школьного учителя.
Г осударственный кредитный билет образца 1910 г. номиналом 100 рублей. В начале ХХ-го века тридцатью такими купюрами можно было оплатить современный для того времени спортивный автомобиль "Форд".
Г осударственный кредитный билет образца 1912 г. номиналом 500 рублей. Фантастически крупный денежный знак, эквиволентный 22-м граммам чистейшего золота 1000-ной пробы. Его обладатель мог планировать покупку уютного деревянного жилого домика с мезонином, усадьбою и садиком где либо на Песках или Инвалидной слободке.
Денежные знаки, выпущенные в период 1-й Мировой войны при Временном правительстве.
А этот раздел имеет особое отношение к пензенской истории. Вернее сказать "не имеет", а является ее неотъемлемой, но несколько подзабытой частью. Ибо все эти денежные знаки изготовлены здесь, в этом городе.
Денежные знаки Советской России, отпечатанные в 1919-1921 годах на Пензенской печатной фабрике Экспедиции заготовления государственных ценных бумаг.
В начале 1918 г. красный Петроград становится прифронтовым городом и советское правительство принимает решение о переносе столицы молодого советского государства в Москву. Вместе с правительством, Петроград должны были покинуть все советские госучреждения, архивы и предприятия, обеспечивающие жизненно-необходимые функции новой власти. В числе первых подлежала эвакуации Петроградская печатная фабрика Экспедиции заготовления государственных ценных бумаг (ЭЗГЦБ), способная обеспечить весь объем производства государственных денежных знаков, почтовых марок, ценных бумаг, документарных бланков и особоважных удостоверений.
Исполнить масштабный переезд и пуск фабрики на новом месте в короткие сроки было технически невозможно. В этой ситуации было приняло решение о дроблении фабричного оборудования на несколько технологически завершенных партий и эвакуации их в разные городоа, достаточно удаленные от фронта и полностью подконтрольные советской власти. Специальные уполномоченные представители фабрики были командированы в Самару, Саратов и Пензу для выяснения обстановки на местах. Каждый из них получил удостоверение, подписанное самим Лениным, дающее широкие права конфискаций и реквизиций всего необходимого для устройства отделений ЭЗГЦБ в указанных городах. В результате обследования для размещения отделения Экспедиции была выбрана Пенза, как обладающая достаточным количеством квалифицированных типографских рабочих, наличием бумажной фабрики Сергеева и развитой сетью железных дорог. На юго-восточной окраине города нашлось и подходящие здания - пустующие корпуса "Пензенского трубочного завода", возведение которого началось в 1916 г. для производства артиллерийских взрывателей, но остановленное из-за трудностей военного времени и грянувшей революционной анархии.
В марте 1918 г. В.И. Ленин направляет управляющему Экспедицией ценных бумаг Михаилу Константиновичу Лемке, предписание, согласно которому в случае необходимости следует уничтожить все оборудование и печатные формы, вывоз которых из Петрограда не представлялось возможным. После чего в экстренном порядке Экспедиция должна выехать в Пензу для обустройства там печатной фабрики. Управляющий Пензенским отделением Экспедиции был назначен первый заместитель М.К. Лемке, старейший работник ЭЗГЦБ, перешедший на сторону советской власти - Павел Васильевич Калакуцкий. В конце мая, когда первый эшелон с уникальными печатными машинами орловской печати, запасами бумаги и печатными формами добрался до Пензы, в ней вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса. Во время боев за Пензу и последующего грабежа сверхсекретные орловские машины, к счастью, не пострадали, но несколько машин плоской печати типа «американка» и бумажные запасы были реквизированы чехословацкими легионерами для своих нужд. Не смотря на многочисленные трудности, в ноябре 1918 г. к первой годовщине советской власти на Пензенской печатной фабрике ЭЗГЦБ были выпущены юбилейные почтовые марки Советсой России. Для печати марок были использованы клише, гравированные при прежнем - Временном правительстве. Поэтому на марках наименование государства «Россiя» исполнено еще по законам старой орфографии, к тому времени уже реформированной одним из декретов советского правительства.
В апреле 1919 г. в Пензе начинается производство советских кредитных билетов с клише, так же изготовленных еще при Временном правительстве. В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 15 мая 1919 г. "О выпуске в обращение новых кредитных билетов образца 1918 года" была проведена масштабная эмиссия новых денежных знаков Советской России, которые стали обслуживать денежное обращение наравне с денежными знаками прежних лет – царскими, «керенками» и «думками». Изъятие денежных знаков предыдущих правительств, в соответствии с условиями выпуска новых кредитных билетов, не планировалось. Деньги РСФСР этого вида печатались с 1919 по начало 1921 г. В обращение были выпущены "Государственные кредитные билеты образца 1918 г." достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100, 250, 500 и 1000 рублей. Временному правительству не удалось исполнить все намеченные проекты своих денежных эмиссий, так как тому помешала Октябрьская революция. Печатные формы денежных знаков, подготовленные Временным правительством для своих финансовых проектов, были востребованы правительством РСФСР для выпуска в экстраординарных условиях своих денежных знаков. Поэтому денежные знаки Советской России не имели советской символики. На них можно увидеть исторически несовместимые элементы оформления - герб ушедшей буржуазной России и дату "1918" - то есть год, когда уже была установлена советская власть. На кредитных билетах в строке "Управляющий" проставлено факсимиле главного комиссара Народного банка РСФСР Г. Пятакова. Индивидуальная нумерация билетов не предусматривалась и для ускорения производства была заменена обозначением серий.
29 декабря 1768 года Екатерина II подписала манифест о введении в России ассигнаций – так в России появились первые бумажные деньги. В Санкт-Петербурге и Москве были учреждены отделения Ассигнационного банка, получившего эксклюзивное право эмиссии ассигнаций. В манифесте говорилось, что ассигнации имеют хождение наравне с монетой и подлежат немедленному обмену на монеты по первому требованию в любых количествах.
Появление ассигнационных рублей было вызвано большими расходами правительства на военные нужды, приведшими к нехватке серебра в казне (поскольку все расчёты, особенно с зарубежными поставщиками, велись исключительно в серебряных и золотых монетах). Нехватка серебра и огромные массы медных денег во внутрироссийском торговом обороте приводили к тому, что крупные платежи было крайне сложно осуществлять. Так уездные казначейства были вынуждены при сборах подушных податей снаряжать целые экспедиции, поскольку для перевозки в среднем каждых 500 рублей налога требовалась отдельная подвода. Всё это вызвало необходимость введения своего рода векселей для крупных расчётов.
С 1 января 1769 года стали выпускаться ассигнации четырех достоинств: 25, 50, 75 и 100 рублей. Их печатали черной краской на белой бумаге с водяными знаками. Деньги этого выпуска имели примитивный внешний вид, что упрощало фальсификацию. Размер ассигнаций составлял 190 х 250 мм. На фото: 25 рублей 1769 года.
Второй тип ассигнаций стал выпускаться в 1786 году. Для печати стала использоваться цветная бумага, изготовленная на специальной мануфактуре в Царском Селе. В обиходе бумажные деньги часто именовались по расцветке. На фото: ассигнация номиналом 5 рублей или «синенькая» 1794 года. 173 х 134 мм.
В 1802-1803 годах были заготовлены новые ассигнации номиналом 5, 10, 25 и 100 рублей, но они так и не вышли в обращение. Банкноты этого типа известны только в образцах. Номер 515001 одинаков на всех ассигнациях выпуска. Размеры денежных знаков каждого номинала неодинаковы.
1 января 1820 года начался обмен старых 5 и 10-рублёвых ассигнаций на новые. Цвет бумаги остался прежним, но рисунок претерпел значительные изменения. Ассигнации этого типа выпускались и находились в обращении до 1843 года. На фото: 5 рублей 1821. 180 х 132 мм.
В 1840 году в результате денежной реформы министра финансов Канкрина ассигнационный рубль был упразднён. Привязанные ранее к ассигнационному рублю медные монеты вновь получили жёсткий курс обмена с серебром, а сам серебряный рубль в виде монеты был дополнен депозитными, а с 1843 года кредитными билетами. На фото: 10 рублей 1840. 145 х 100 мм.
50 рублей 1841 г.
10 рублей 1854 г. 115 х 160 мм
В 1869 году в обращение вводятся кредитные билеты нового типа (образца 1866 года). Номиналы 5, 10, 25, 50 и 100 рублей содержали портреты русских правителей, положившие начало традиции изображения на деньгах государственных деятелей. На фото: купюра 100 рублей 1872. 180 х 102 мм.
10 рублей, государственный кредитный билет 1882 года.
10 рублей 1894 г. 104 х 174 мм.
В 1895-1898 годах под руководством Сергея Витте была проведена денежная реформа, в ходе которой основой обращения стал золотой рубль, включавший 17,424 долей чистого золота (около 0,77 грамм). Золотые монеты имели свободное хождение наравне с бумажными кредитными билетами. На фото: государственный кредитный билет 1 рубль 1898 года. 142 х 83 мм.
100 рублей выпуска 1898 года. Традиционный цвет купюры - жёлто-бежевый, пастельных оттенков. Из-за изображённой Екатерины II купюру прозвали в народе «катенька». 260 х 122 мм.
Банкнота достоинством 50 рублей образца 1899 года. На лицевой стороне изображён Николай Первый. 188 х 118 мм.
Банкнота "петенька" достоинством 500 рублей образца 1912 года. Лицевая сторона с изображением императора Петра Первого. Впервые за всю историю России купюра такого большого номинала была разработана в 1897 году, в 1898 выпущена в обращение. Размер купюры больше А4, 275 х 128 мм.
Первые бумажные деньги появились в Китае в VIII веке. Сохранилось мало подробностей их обращения, но известно, что почти сразу они спровоцировали неконтролируемую инфляцию. Через почти тысячу лет, в первой половине XVIII века в Европе с идеей введения бумажных денег появился англичанин Джон Ло, но его предложения о быстром обогащении казны отвергались монархами. После длительного продвижения своего плана, понимания удалось достичь у регента малолетнего французского короля Людовика XV. Был учреждён банк, выдававший процентные облигации в обмен на вклады золотой и серебряной монетой. Часть вырученных средств Ло брал себе, остальное поступало в казну Франции. Поначалу всё шло хорошо, пока конкуренты не начали распускать слухи, из-за которых толпы вкладчиков бросились забирать свои деньги. В результате из-за низкого обеспечения монетой банк потерпел крах. Это были не совсем ещё банкноты, скорее финансовая пирамида, но во многом сходство с бумажными деньгами будущего просматривалось.
Учитывая огромный интерес ко всему французскому, обо всём этом в России просто не могли не знать. Тем не менее, идея быстрого пополнения государственного бюджета оказалась сильнее любых предрассудков. Первый проект введения бумажных денег рассматривался в период царствования Елизаветы Петровны, но сенат не одобрил идею. Подготовка к выпуску банкнот началась, когда на престол взошёл Пётр III, даже были заготовлены проекты билетов номиналом 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей. Дворцовый переворот, организованный в 1762 году женой императора Екатериной, поставил точку во всех начинаниях.
Начавшаяся в 1768 году очередная Русско-турецкая война потребовала больших расходов. Серебра и золота в казне катастрофически не хватало, даже стал возникать дефицит медной монеты, несмотря на открытие больших залежей медной руды на Урале и в Сибири. 29 декабря 1768 года (по старому стилю) был издан манифест об учреждении променных банков для выпуска ассигнаций. 2 февраля манифест был обнародован. Вначале создаются два банка в Санкт-Петербурге и Москве, а в 1772-1778 в других городах открываются дополнительно 22 обменных кассы.
Планировалось выпустить билетов на сумму 2,5 миллиона рублей и обеспечить их на 2 миллиона монетой. Столичные банки получили по 50 тысяч рублей на расходы (изготовление бумаги, печать, организация обмена). Чтобы подкрепить интерес населения, в качестве уплаты налогов и сборов принималось 5% ассигнаций, остальное – монетой. В отличие от билетов Джона Ло, за хранение денег в ассигнациях не уплачивалось никаких процентов. Этим они походили на векселя, известные задолго до этого, но в отличие от них могли выступать в качестве платёжного средства.
Первые ассигнации были номиналами 25, 50, 75 и 100 рублей, выполненные в единообразном стиле с односторонней печатью. До наших дней дошло очень мало экземпляров, причём краска на них успела выцвести и части рисунка просматриваются с трудом. Каждая ассигнация имеет рамку, в верхней части которой два овала с рисунками (в левом – порт, орёл, знамёна, пушки, ядра; в правом – скала над морем), внизу надпись об обмене банком ассигнации на монету и многочисленные подписи руководителей банка. Номинал указан только прописью. На деньгах Московского банка указано «Московской банк», на Санкт-Петербургского – «Санкт-Петербургской банк». На купюрах ставилась дата выпуска, а не дата образца, как сейчас. Водяные знаки были изготовлены в виде надписей: «любовь к отечеству», «действуетъ к пользе онаго», «государственная казна». То есть всем своим видом бумажные деньги напоминали о патриотическом долге граждан империи.
(из экспозиции музея Гознака)
Главной целью выпуска ассигнаций, которая сообщалась общественности, было упростить денежное обращение медной монеты, которая тогда занимала основную массу всех монет. В манифесте есть такие слова: «тягость медной монеты, одобряющая ее собственную цену, отягощает ее же и обращение». Обменяв медные (или другие) деньги на бумажные можно было легко перевозить крупные суммы, а также хранить их. В первое время свободный размен на монету и обратно вызвал большое доверие населения к бумажным деньгам, но правительство не устояло перед соблазном неоднократно продолжать тиражи, всё менее обеспечивая их.
Московский банк был упразднён, эмиссия осуществлялась теперь только Санкт-Петербургским банком (аналог современного Государственного Банка). Для подчёркивания важности проводимых действий все старые ассигнации изымали и выдавали новые, с дополнительными номиналами – 5 и 10 рублей на бумаге синего и красного цвета (отсюда пошло наименование купюр «синенькая» и «красненькая»). Цвета 5- и 10-рублёвых купюр с небольшими перерывами сохранялись до 1992 года.
Правительством заверялось, что объём ассигнаций достиг своего предела и ни в коем случае не будет увеличен. Банк, кроме эмиссии денег, должен был выполнять и некоторые другие функции для пополнения государственной казны. Часть ассигнаций казна получала для собственных нужд под небольшой процент, а часть на безвозмездной основе. За это банк имел право самостоятельно проводить эмиссию по своему усмотрению и обретал некоторую независимость от государства.
К концу правления Екатерины II из-за постоянных войн, активной застройки столицы, обогащения дворцов, выпуск ассигнаций достиг 150 млн. рублей, а их обеспечение составляло всего 20%. Ещё больше ситуацию усугубило ограничение выдачи монеты в одни руки. За бумажный рубль неофициально теперь давали всего 68 копеек.
Павел I стремился исправить ситуацию, для этого был объявлен официальный курс – 70 копеек, потом 60 копеек. Но эти нововведения не принесли каких-либо существенных результатов. Эмиссия продолжалась неконтролируемыми объёмами, а курс падал и достиг 25 копеек к концу первого десятилетия XIX века. Известны невыпущенные ассигнации нового типа 1802-1803 гг., судя по всему планировалось оздоровление экономики с помощью замены денег.
Очередной попыткой исправления ситуации стал манифест Александра I 1810 года, в котором сообщалось об остановке выпуска (кроме замены ветхих купюр) и обязательном погашении ассигнаций, находящихся в обращении. Для этого был организован заём на 100 миллионов рублей ассигнациями, полученные бумажные деньги публично сжигались перед зданием банка, чтобы показать уменьшение массы денег и поднять доверие населения. В том же манифесте официально признавался серебряный рубль основой денежного обращения, а медная и мелкая серебряная монета становились разменными. Дополнительно повышался курс ассигнаций для государственных сборов, а новые сделки должны были вестись только бумажными деньгами.
Мешки с фальшивыми ассигнациями (известны только 25 и 50 рублей) везли вместе со всем снаряжением, и по пути использовали для расчётов в деревнях. Крестьяне не охотно принимали деньги у французов, но в целом не отказывались, поскольку покупки делались по высоким ценам. Никто и подумать не мог, что великий император снизойдёт до выпуска фальшивых денег. Но вскоре стали выявляться недостатки купюр, которые явно прослеживались среди определённых дат. Во-первых, обрезка углов была выполнена намного ровнее, чем у настоящих, а на некоторых экземплярах даже были грамматические ошибки.
Сейчас коллекционерам известно четыре типа поддельных ассигнаций: со словом «холячею монетою» вместо «ходячею монетою»; со словом «госуларственной» вместо «государственной»; с двумя ошибками; а также без ошибок. Последняя отличается только технологией обрезки углов.
(из экспозиции музея Гознака)
(из экспозиции музея Гознака)
Первый этап реформы заключался в формировании разменного фонда в серебряной монете. Для этой цели организовали депозитную кассу и с 1 января 1840 года выпустили депозитные билеты номиналами от 3 до 25 рублей, которые через год пополнились 1, 50 и 100 рублями. Вклады принимались серебряной и золотой монетой и совершенно свободно выдавались вкладчикам без ограничения суммы. Желающих вложить деньги оказалось такое количество, что в кассах обмена собирались очереди. За первый год удалось собрать 24 миллиона рублей монетами.
Депозитные билеты были полностью идентичны первым ассигнациям, но подкреплялись устойчивыми запасами монеты в казне. Основой денежного обращения уже 20 лет был серебряный рубль, а чтобы задействовать и медь, выпускаются медные монеты крупного размера с обозначением в «копейках серебром». Этим способом правительству удалось полностью приравнять все три типа монет – золотую, серебряную и медную, но расчёты по-прежнему велись в серебре.
(из экспозиции музея Гознака)
С 1 июня 1843 года проводится последний этап реформы: обмениваются все существующие бумажные деньги на новые кредитные билеты образца 1843 года номиналами 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Обмен производился 1:1 для депозитных билетов и билетов Заёмного банка, а для ассигнаций по курсу 3 рубля 50 копеек за новый рубль. Кредитные билеты имели обязательное обеспечение серебряной и золотой монетой не менее чем на 1/3. С 1860 года эмиссию банковских билетов взял на себя созданный Государственный банк, пришедший на смену Коммерческому банку.
Простой размен без всяких ограничений способствовал повышению доверия населения к кредитным билетам, они свободно обращались и охотно принимались во все платежи. Разменного фонда хватало с запасом, а излишки поступали на государственные нужды. Из-за экономического кризиса в других европейских странах, многие иностранцы приезжали в Россию, чтобы обменять свои сбережения на твёрдые кредитные билеты.
По своему художественному оформлению кредитные билеты были похожи на ассигнации последних выпусков: фигурная рамка с указанием номинала, внутри которой информация об обязательном размере на золотую или серебряную монету, и подписи должностных лиц. На обороте на фоне государственного герба приводились выдержки из Высочайшего Манифеста о кредитных билетах.
(из экспозиции музея Гознака)
Наметившиеся в 1860-х улучшения финансовой системы позволили поднять курс бумажного рубля, но очередная Русско-турецкая война снова заставила прибегнуть к массовой печати кредитных билетов, что быстро снизило их стоимость в среднем до 66 копеек.
В 1881 году, с приходом к власти Александра III, в обращение поступают напечатанные ранее кредитные билеты номиналом 25 рублей по образцу односторонних английских фунтов. Доверие населения к фунтам должно было перейти и на эти билеты, но эксперимент не показал значимых результатов. Пытаясь бороться с огромной бумажной денежной массой, скопившейся у населения, император подписывает указ о прекращении выпуска кредитных билетов, которых уже было на сумму более миллиарда рублей. Указ предполагал ежегодное сокращение бумажных денег на 50 миллионов, но за 10 лет удалось изъять билетов примерно только на 150 миллионов рублей.
Внешний вид банкнот не оставался неизменным. В 1866 году появляются банкноты нового образца тех же номиналов, но на крупных впервые в истории появляются портреты русских правителей. На 5 рублях – Дмитрий Донской, на 10 – Михаил Фёдорович, на 25 – Алексей Михайлович, на 50 – Пётр I, а на 100 рублях – Екатерина II. Почему именно их выбрал художник, и по какому принципу портреты отбирались для каждого номинала, неизвестно. Уже в конце 1880-х выходят новые билеты номиналами от 1 до 25 рублей, уже без портретов, а 50 рублей больше не печатаются. Дольше всего продержались 100 рублей, выпускавшиеся в неизменном виде по 1896 год, они имели радужный фон, являвшийся тогда вершиной полиграфического искусства. Портрет Екатерины II на 100-рублёвой купюре переживёт и последующую реформу (с изменением дизайна банкноты), продержится до Революции, её так и будут называть - «катенька».
Необходимо было мягко, без лишних потрясений приравнять новый рубль к 1,5 старым (по устоявшемуся курсу). А потрясений в то время хватало: рост недоверия к власти, забастовки и революционные движения, терроризм.
Самая крупная золотая монета номиналом 10 рублей тогда неофициально называлась империалом. Разрабатывались новые монеты того же веса, выраженные не только в рублях, но и в империалах: «ИМПЕРИАЛ. 10 РУБЛЕЙ ЗОЛОТОМЪ», также был полуимпериал. Параллельно предпринимались попытки назвать самую крупную монету «русом» или «русью». Всё это не пошло дальше пробных экземпляров. Вместо новых денег решили просто обменять старые 10 рублей на новые 15, с этой целью в 1897 году массовым тиражом выпущены монеты номиналом 15 и 7,5 рублей по весу 10 и 5 старых рублей соответственно. А новые 10 рублей снизили массу в полтора раза, их и приравняли к 10 новым «золотым» бумажным рублям.
С 1895 года многие государственные сборы начинают выражаться в золоте и рассчитываются ежедневно по курсу приёма металла. Серебряный рубль стал приравниваться к 17,424 долям чистого золота, то есть к 0,774 граммам. Это составляло как раз 2/3 веса золотого рубля старого образца. Бумажные деньги старого типа принимаются по курсу 15:10. То есть население постепенно осваивало расчёты в золотых слитках, бумажной формой которых и должны были стать кредитные билеты.
Новые кредитные билеты выпускаются в обращение в 1898 году. Номиналы 1, 3, 5, 10 и 25 рублей остались прежнего дизайна, но вместо указания об обязательном размене на серебряную монету, на них появилась надпись о размене каждого рубля на 17,424 доли чистого золота, или 1/15 империала. Название «империал» переходит на 15-рублёвую монету. Появляются совершенно новые банкноты в 50, 100 и 500 рублей с портретами: Николая I, Екатерины II и Петра I соответственно. Старые золотые монеты не изымались и приравнивались к 1,5 новым. Серебряные и медные монеты внешнего вида и веса не поменяли, но стали второстепенным средством платежа. Выпуск кредитных билетов ограничивался как минимум 50% обеспечением золотой монетой, а выпуск свыше 600 миллионов должен был полностью обеспечиваться золотом.
Купюры уже на протяжении многих лет выпускались без изменений, отличия были только в подписях управляющего и кассира, а также в сериях номера. Сопоставив все эти параметры, коллекционеры могут определить точный год печати, поскольку на всех стоит только дата образца. Например, рубль с датой «1898» был с подписью управляющего Плеске, который находился у руля Государственного банка до 1903 года, затем его место занял Тимашев, а в 1910 году Коншин. Среди рублей с подписью «И. Шипов» выделяют четыре основных типа: 1914-1916 года, 6 цифр в номере; 1916 года, 3 цифры в номере; выпуск временного правительства и выпуск советского правительства. Были и местные выпуски Архангельской губернии с перфорацией «ГБСО», они существуют с разными номерами и подписями. Начинающий коллекционер берёт в руки купюру с датой «1898» и даже не подозревает, что она выпущена уже при советской власти, хотя таких банкнот большинство.
При Временном правительстве вместо разменной монеты продолжали выпускаться деньги-марки номиналами 1, 2 и 3 копейки. Они отличались наличием чёрной надпечатки в виде цифры номинала на лицевой стороне. При советской власти в первое время эти номиналы также печатались, но на оборотной стороне вместо герба был повторен номинал чёрной краской.
1. Гусаков А.Д. "Денежное обращение дореволюционной России". – М., 1954.2. Гусаков А.Д. "Очерки по денежному обращению России". – М.: Госфиниздат, 1946.
3. Щёлоков А.А. "Бумажные деньги. Исторические факты, легенды, открытия".
Фотографии предоставлены пользователями сайта: Шурик92, Летта, Кузбасс, Admin, MushrO_Om
Сегодня сайт вспоминает и показывает эволюцию денежных знаков России, начиная с эпохи Екатерины II и заканчивая ограниченной серией купюр новой России в честь Олимпийских игр в Сочи 2014.
Первые бумажные деньги Российской Империи
Первыми бумажными деньгами в Российской Империи стали купюры достоинства 25, 50, 75 и 100 рублей, выпущенные в 1769 году.
Они были напечатаны на белой бумаге с водяными знаками. Тогда это было пиком технологий.
Новые российские деньги назывались ассигнациями и печатались в двух учреждённых императрицей Екатериной II банках в Москве и в Санкт-Петербурге.
Официальная цель замены медных денег на бумажные — необходимость снижения себестоимости выпуска денег, хотя говорят, что на самом деле таким образом мудрая императрица провела сбор средств для организации русско-турецкой войны.
Государственные кредитные билеты 1843−1865 гг.
Внедрение новой техники в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг позволило улучшить внешний вид билетов и усилить их защиту.
Все выполнено в традиционных цветах: 1 руб. — желтый, 3 руб. — зеленые, 5 руб. — синие, 10 руб. — красные, 25 руб. — фиолетовые, 50 руб. — серые и 100 руб. — коричневые. Лицевая пропись с номером и гербом России выполнена черной краской.
На оборотной стороне текст выполнен черной краской, а на билетах достоинством 100 руб. подложечная сетка цветная — радужная печать (ирис). Это сделано впервые. Впоследствии ирис применяли на сетках очень часто.
«Петенька»
Самой крупной по размеру купюрой Российской империи является купюра достоинством 500 рублей, выпускавшаяся с 1898 по 1912 год.
500-рублёвая денежная купюра
Размер купюры — 27,5 см на 12,6 см. В 1910 году один «петенька» — это две годовые зарплаты среднестатистического российского рабочего.
Керенки
Денежные купюры, которые в 1917 году в России выпускало Временное правительство, и в период с 1917 до 1919 года Госбанк РСФСР на одних и тех же клише до появления советских денежных знаков, назывались «керенки», по имени последнего председателя Временного правительства А. Ф. Керенского.
Как денежные знаки они ценились очень низко, и народ отдавал предпочтение царским деньгам или же денежным знакам правительства, которое в это время захватило власть на конкретной территории.
Мелкие керенки (20 и 40 рублей) поставлялись на больших неразрезанных листах без перфорации, и во время выдачи зарплаты их просто отрезали от листа. Лист в 50 керенок общим номиналом 1000 рублей в народе называли «штука». Печатали их разными красками, на неподходящей бумаге, а иногда и на обороте этикеток товаров и продуктов.
Купюра 250 рублей 1917 года выпуска
Лимбард
Купюра один миллиард рублей
В начале 1920-х годов в период гиперинфляции в Закавказской Советской Социалистической республике (а это Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР) выпустили денежный знак номиналом 1 миллиард рублей (разговорное — лимард, лимонард).
Купюра один миллиард рублей
На лицевой стороне купюры изображался номинал цифрами и прописью и содержались предупредительные надписи, а на обратной стороне художники изобразили женщину-рабочую, герб ЗСФСР и растительные орнаменты.
Бумажные червонцы
Самой крупной по покупательной способности после 1917 года стала купюра в 25 советских червонцев.
Она была обеспечена 193,56 граммами чистого золота. Стоит отметить, что одновременно с выпущенным осенью 1922 года бумажным червонцем Советы начали выпускать золотые червонцы в виде монет 900-ой пробы.
По размеру советский червонец полностью соответствовал дореволюционной монете в 10 рублей.
Расчётные чеки Натурсоюза
В 1921 году, во время безудержной гиперинфляции советских рублей и голода, Киевским Натурсоюзом были выпущены расчётные чеки достоинством 1 пуд хлеба. Натурчеки были выпущены номиналом 1, 2, 5, 10, 20 натуррублей или пудов.
Сообщалось, что «наименьшая купюра натурчека Союза равна 1 натуркопейке, составляющей 1/100 пуда ржаной муки, 10 натуркопеек составляют 1 пай, а 100 натуркопеек — 1 натуральный рубль (пуд ржаной муки)»
Денежная реформа 1947 года
Билет достоинством в 1 руб. отпечатан с лицевой стороны типографским способом в две краски, а с оборотной стороны орловским способом в пять красок, включая ирис.
Билеты банка СССР 1961 года
Билеты достоинством в 10 и 25 руб. отпечатаны с лицевой стороны металлографским способом по двухкрасочной типографской сетке, а с оборотной стороны — типографская печать по орловской пятикрасочной подложечной сетке. На всех банковских билетах два шестизначных номера. Бумага с общим водяным знаком.
Билеты достоинством в 100 руб. аналогичны билетам в 50 руб., но орловская сетка на лицевой стороне. С лицевой и оборотной сторон металлографская печать.
Чеки Внешторгбанка СССР
В СССР существовала сеть магазинов «Берёзка», где принимали чеки серии «Д».
Такие чеки представляли собой денежное обязательство Госбанка (Внешторгбанка) СССР о выплате указанной в чеке суммы и предназначались для расчётов определенных категорий граждан за товары и услуги. Все чеки печатались на ГОЗНАКе.
Талоны на дефицитные товары. СССР
В начале 1990-х страну Советов поразил массовый дефицит, и для приобретения товаров только денег стало недостаточно.
Советская бюрократия вспомнила проверенный способ распределения дефицитных продуктов по карточкам, но при этом употребила деликатное слово «талоны».
Билеты Государственного банка СССР образца 1991−92 гг.
Когда начался распад СССР (1991−1995 гг), рубль стали постепенно выводить из обращения. Последняя страна, которая 10 мая 1995 года отказалась от валюты — стал Таджикистан.
Билет Банка России образцы 1995 года
Билеты Банка России образца 1995 года
Дизайнером, который разрабатывал дизайн для большинства советских купюр — был гравер и художник Иван Иванович Дубасов.
Билеты Банка России образца 1997 года
100 рублей образца 1997 года
500 рублей образца 1997 года
Вертикальная банкнота
100-рублёвая банкнота, выпущенная к Олимпиаде-2014
К Олимпиаде-2014 Банком России выпущена памятная банкнота номиналом 100 рублей. Общий тираж банкноты — 20 млн экземпляров. Это первая российская вертикально ориентированная банкнота.
Большинство нумизматов желают приобрести в свою коллекцию весьма специфическую банкноту достоинство в 10 рублей 1909 года эмиссии. В чем ее уникальность? Экземпляры этого денежного знака удостоверялись подписью трех разных управляющих Госбанка России и именно этот фактор ныне является определяющим при установлении стоимости монеты. Сколько же можно выручить за исторический раритет, которому через два года исполнится уже 110 лет?
Купюры номиналом в 10 рублей 1909 года появились в обращении 1 ноября. Они не предполагали полной замены прежних бумажных денежных знаков и потому обращались на правах законного средства платежа наряду с банкнотами 1898 года.
Оборот они покинули только 8 сентября 1922 года, после окончательного установления власти Советов (по окончании Гражданской войны) и переходу на новый дизайн банкнот. Следовательно, 10-рублевая банкнота, эмитированная в 1909 году, стала свидетельницей царской власти, правления Временного правительства и управления Советами народных депутатов.
10 рублей 1909 года имеют несколько характерных особенностей, в числе которых:
1909 года эмитировались в период с 1909 по 1917 год. Оставшееся время их обращения повторные выпуски не проводились. Какими же внешними характеристиками обладает денежный знак?
На лицевой его стороне размещен герб Российской империи в изысканной рамке, по бокам которого размещены аккуратные десятки. Под гербом расположена надпись: «Государственный кредитный билет», номинал и сообщение о том, что банкноты в любой сумме размениваются Госбанком на монеты (с указанием пропорции обмена – 1 рубль = 17, 424 долей золота). Далее следуют подписи управляющего, кассира, номер и серия купюры, а также год эмиссии.
На оборотной стороне можно увидеть ромбовидный картуш, заключенный в две рамки и оформленный растительными узорами. В нем приведены три правила обращения бумажных рублей в Российской Империи:
Общий вид банкноты весьма роскошный: ее украшают многочисленные рамки, изящные шрифты, растительные узоры. Он напоминает страницы из книг периода царской России.
Что касается защиты 10 рублей 1909 года, то эта купюра имела водяной знак в виде мелких цифр, обозначающих номинал, которые размещены непосредственно по диагонали.
Опытные нумизматы выделяют целых шесть разновидностей банкноты 1909 года, номиналом в 10 рублей, а именно:
На нумизматических аукционах имеют хождение купюры разного качества от хорошего до идеального, именно поэтому продать 10-рублевые банкноты указанных выше разновидностей можно в таком диапазоне цен:
Таким образом, купюра достоинством в 10 рублей, которая прошла три исторических периода – царскую Россию, власть Временного Правительства и управление Советов периода Гражданской войны может принести своему владельцу немалую прибыль. При этом, чем старше денежный знак, тем выше его цена.