Срок действия согласия бки. Кредитные истории, функционирование бюро кредитных историй и центрального каталога кредитных историй

31.07.2020

1. Источники формирования кредитной истории представляют всю имеющуюся информацию, определенную статьей 4 настоящего Федерального закона, в бюро кредитных историй на основании заключенного договора об оказании информационных услуг . Допускается заключение договора об оказании информационных услуг с несколькими бюро кредитных историй.

2. Договор об оказании информационных услуг, заключаемый между источником формирования кредитной истории и бюро кредитных историй, является договором присоединения, условия которого определяет бюро кредитных историй.

3.1. Источники формирования кредитной истории - кредитные организации, микрофинансовые организации и кредитные кооперативы обязаны представлять всю имеющуюся информацию, определенную статьей 4 настоящего Федерального закона, в отношении заемщиков, поручителей, принципалов хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй, без получения согласия на ее представление, за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на передачу информации в соответствии с частью 7 настоящей статьи, а также лиц, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены указанные ограничения.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Источники формирования кредитных историй - организации, являющиеся заимодавцами по договорам займа (за исключением кредитных организаций, микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов), вправе представлять в бюро кредитных историй имеющуюся информацию, определенную статьей 4 настоящего Федерального закона, в отношении заемщиков, поручителей хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй, без получения согласия на ее представление, а также обязаны представлять в бюро кредитных историй информацию о погашении займов, информация о которых была ранее передана в бюро кредитных историй.

3.3. Источники формирования кредитных историй - организации, в пользу которых вынесены вступившие в силу и не исполненные в течение 10 дней решения суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с неисполнением им обязательств по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов, при взыскании неисполненных алиментных обязательств, обязательств по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи вправе представлять имеющуюся информацию о денежных суммах, определенную пунктом 3 части 3 и пунктом 3 части 7 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также информацию, содержащуюся в титульной части кредитной истории в отношении должников, в бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй, без получения согласия на ее представление. Источник формирования кредитных историй - организация, в пользу которой вынесено вступившее в силу и не исполненное в течение 10 дней решение суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с неисполнением им обязательств по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов, - об исполнении алиментных обязательств, а также обязательств по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи обязаны сообщать в бюро кредитных историй информацию об исполнении решения суда (полном или частичном), информация о котором ранее направлялась в бюро кредитных историй, в течение пяти рабочих дней со дня, когда им стала известна соответствующая информация, а также обязаны направить уведомление должнику о передаче информации о нем в бюро кредитных историй в порядке , установленном Банком России. Бюро кредитных историй обязано включить такую информацию в состав кредитной истории.

3) о величине обязательства заемщика, поручителя на дату отзыва лицензии кредитной организации на осуществление банковских операций, исключения из государственного реестра микрофинансовой организации, кредитного кооператива и на дату завершения конкурсного производства организации;

4) об исполнении обязательства (об исполнении обязательства в соответствии с условиями договора займа (кредита) в принудительном порядке, о списании задолженности по договору займа (кредита) с баланса организации, об уступке права требования третьим лицам с указанием третьих лиц) на дату завершения конкурсного производства организации.

3.5. Источник формирования кредитной истории, находящийся в процессе ликвидации, обязан представлять следующую информацию:

1) об организации, которая находится в процессе ликвидации;

3) о величине обязательства заемщика, поручителя на дату отзыва лицензии кредитной организации на осуществление банковских операций, исключения из государственного реестра микрофинансовой организации, кредитного кооператива и на дату завершения процесса ликвидации организации;

4) об исполнении обязательства (об исполнении обязательства в соответствии с условиями договора займа (кредита) в принудительном порядке, о списании задолженности по договору займа (кредита) с баланса организации, об уступке права требования третьим лицам с указанием третьих лиц) на дату завершения процесса ликвидации организации.

3.6. Источник формирования кредитной истории, в отношении которого открыты конкурсное производство или ликвидация, представляет информацию в те же бюро кредитных историй, в которые он представлял информацию ранее. После завершения конкурсного производства или ликвидации организации передается в бюро кредитных историй вся оставшаяся информация (в случае ее наличия).

3.7. Информационная часть кредитной истории представляется источниками формирования кредитной истории в бюро кредитных историй без согласия субъекта кредитной истории в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня ее формирования.

3.9. В случае наличия у заемщика - физического лица кредитной истории на момент принятия к производству заявления о признании его несостоятельным (банкротом) источник формирования кредитной истории - финансовый управляющий обязан представлять информацию, определенную подпунктом "г" пункта 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, в бюро кредитных историй, в которых сформирована кредитная история указанного субъекта кредитной истории, а при отсутствии у заемщика - физического лица кредитной истории на момент принятия к производству заявления о признании его несостоятельным (банкротом) финансовый управляющий обязан направлять такую информацию хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй.

4. Информация о передаче сведений, определенных статьей 4 настоящего Федерального закона, о заемщике, поручителе, принципале в бюро кредитных историй должна содержаться в договоре займа (кредита), договоре поручительства, заключаемых источником формирования кредитной истории с заемщиком, поручителем, а также в банковской гарантии.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Субъект кредитной истории представляет источнику формирования кредитной истории код субъекта кредитной истории при заключении договора займа (кредита), если у субъекта кредитной истории на момент заключения договора займа (кредита) отсутствует кредитная история в каком-либо бюро кредитных историй. Источник формирования кредитной истории принимает от субъекта кредитной истории код субъекта кредитной истории и одновременно с информацией, определенной статьей 4 настоящего Федерального закона, представляет в бюро кредитных историй код субъекта кредитной истории.

4.2. Субъект кредитной истории вправе заменить код субъекта кредитной истории, а также создать для каждого пользователя кредитной истории дополнительный код субъекта кредитной истории для его представления в целях получения информации из Центрального каталога кредитных историй. Дополнительный код субъекта кредитной истории действует в течение двух месяцев со дня его формирования и аннулируется Центральным каталогом кредитных историй по истечении этого срока.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. Порядок формирования, замены и аннулирования кодов субъекта кредитной истории, в том числе дополнительных кодов, устанавливается Банком России.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Источники формирования кредитной истории представляют информацию в бюро кредитных историй в срок, предусмотренный договором о предоставлении информации, но не позднее пяти рабочих дней со дня совершения действия (наступления события), информация о котором входит в состав кредитной истории в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо со дня, когда источнику формирования кредитной истории стало известно о совершении такого действия (наступлении такого события). Источники формирования кредитной истории (за исключением источников, указанных в части 5.1 настоящей статьи) представляют информацию в бюро кредитных историй в форме электронного документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Источник формирования кредитных историй - организация, в пользу которой имеется вступившее в силу и не исполненное в течение 10 дней решение суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с неисполнением им обязательств по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи, либо федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов, при взыскании неисполненных алиментных обязательств, обязательств по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи вправе представлять соответствующую информацию в бюро кредитных историй в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, или в форме документа на бумажном носителе.

5.2. В случае, если представление информации источником формирования кредитных историй, указанным в части 5.1 настоящей статьи, осуществляется в отношении более чем четырех субъектов кредитной истории в течение одного года, источник формирования кредитных историй обязан представлять информацию в форме электронного документа.

5.3. В случае, если источник формирования кредитной истории прекращает представлять информацию в бюро кредитных историй по причине окончания срока действия договора об оказании информационных услуг с этим бюро кредитных историй, либо в случае уступки данным источником другому лицу права требования источник формирования кредитной истории передает соответствующую информацию в бюро кредитных историй в течение пяти рабочих дней.

5.4. В случае уступки источником формирования кредитной истории другому лицу права требования по договору займа (кредита) или по иной задолженности, информация по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом представляется в бюро кредитных историй, лицо, получившее право требования, за исключением физического лица или физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, становится источником формирования этой кредитной истории и в последующем обязано заключить договор об оказании информационных услуг и представлять информацию хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй, в порядке, предусмотренном настоящей статьей. В случае перехода права требования к субъекту кредитной истории к юридическому лицу, включенному в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, такое юридическое лицо обязано заключить договор об оказании информационных услуг и представлять информацию в те же бюро кредитных историй, в которые ранее представлялась информация о соответствующем субъекте кредитной истории. частью 10 статьи 4 статьей 4 настоящего Федерального закона, в бюро кредитных историй в соответствии с настоящей статьей не является нарушением служебной, банковской, налоговой или коммерческой тайны.

7. Правительство Российской Федерации вправе установить ограничения на передачу источниками формирования кредитной истории информации в бюро кредитных историй.

Нужно ли согласие на взаимодействие с БКИ от заёмщика? Многие предпочитают скрывать сведения о займах и кредитах, что обоснованно. Выясните, является ли эта информация строго конфиденциальной.

Передача данных в БКИ

Более десяти лет действует закон «О кредитных историях», определяющий взаимодействие участников кредитных отношений: субъектов (заёмщиков и поручителей), источников формирования (банков, кредитных кооперативов и организаций, МФО, а также зарегистрированные официально заимодавцев по договорам займа) и БКИ.

Согласно актуальному ФЗ, источники формирования КИ обязаны регулярно предоставлять все сведения о долговых обязательствах в БКИ. Основанием для передачи послужит оформление договора о получении информационных услуг. Условия сотрудничества определяет бюро.

Организации, предоставляющие гражданам средства в виде займов или услуг кредитования – это крупные и мелкие банки, имеющие официальную регистрацию МФО, кредитные кооперативы и операторы мобильной связи, имеющие право выдавать деньги в долг. Все они обязуются предоставлять данные о совершаемых операциях в отношении заёмщиков, принципалов (основных должников) и поручителей хотя бы в единственное БКИ, входящее в перечень гос. реестра. Но источник формирования может сотрудничать и с несколькими бюро, это положениями ФЗ разрешается и допускается.

Бюро кредитных историй СПБ и других городов страны сотрудничают с выдающими финансы на условиях займов и кредитования субъектами. И если раньше банковским, кредитным и микрофинансовым организациям требовалось разрешение от лица, заключившего договор и имеющего долговые обязательства, на направление сведений в бюро кредитных историй, то теперь ситуация иная и в корне противоположная. Согласия на предоставление от субъекта КИ теперь не требуется, то есть данные об операциях не конфиденциальны и доступны БКИ. Это позволяет вести всеобъемлющую, достоверную и подробную отчётность, которая может понадобиться разным группам лиц.

Полезно знать: организация, выдавшая средства, согласно актуальному законодательству, должна своевременно передавать все подробности заключаемых договоров. В них входят существующие долговые обязательства, совершаемые платежи, просрочки и неустойки, условия кредитования, закрытие договоров. Если какие-то данные переданы в бюро не были, клиент банка или МФО имеет право потребовать их предоставления для получения достоверной КИ.

Предоставление отчётов

Бюро не только хранят получаемые сведения, но и выдают их в виде отчётов по запросам. Для заявки можно обратиться в офис лично, направить письмо или телеграмму или зайти на имеющийся у БКИ официальный сайт (Москва и все другие города имеют полный доступ к интернет-ресурсам).

КИ выдаются субъектам кредитных отношений (физическим лицам, заключавшим договоры в банках, МФО, кооперативах) по запросам, судебным органам по поводу гражданских и уголовных дел, федеральным органам власти при исполнении актов, нотариусу при проверке состава имущества и Центральному Банку. Но доступными могут быть не все части отчёта, а только титульная и основная. Другие предоставляются в определённых ситуациях, устанавливаемым законодательством.

Сведения выдаются не только пользователям КИ. Индивидуальный предприниматель может получить данные о других лицах, как и официально зарегистрированные организации, причём осуществляющие не только финансовую деятельность. История может понадобиться работодателю при приёме сотрудника, партнёру при установлении сотрудничества, страховой организации. Сведения будут получены по запросу этих категорий граждан без согласия субъекта КИ.

Полезно знать: если заёмщик пожелает выяснить, какая информация о нём доступна другим субъектам, запрашивавшим его КИ, он может воспользоваться сервисом .

Согласие на взаимодействие с БКИ от субъекта кредитной истории не требуется, хотя раньше ситуация была иной. Это значит, что данные об имеющихся действующих и закрытых кредитных и займовых договорах доступны бюро, с которым банк или МФО заключит договор. И это изменение обоснованно, ведь кредитная история является основополагающим критерием принятия решения при рассмотрении заявок на выдачу средств гражданам под проценты. Чтобы получить более точные сведения, обратитесь к действующему ФЗ.

Интересная публикация

«О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях», совершенствующий порядок формирования, получения и хранения кредитных историй.

В чём суть нового закона?

Поправками были дополнены основные понятия и правила проведения идентификации заёмщиков, содержания кредитной истории, создания запросов и получения согласий на выдачу отчётов, права бюро кредитных историй и др.

Зачем потребовались такие поправки?

Принятые изменения, по мнению законодателей, положительно скажутся на возвратности кредитов, будут способствовать более качественному отражению информации в кредитной истории, снижению кредитных рисков кредитных организаций, а, следовательно, будут способствовать достижению цели снижения закредитованности населения и предприятий. Так, использование предусмотренных поправками способов подписания согласия субъекта кредитной истории позволит обеспечить развитие конкуренции на рынке финансовых услуг, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, предоставить доступный, технологичный и удобный сервис клиентам.

Кого затрагивают изменения?

Поправки касаются не только граждан и организаций, выступающих в качестве заёмщиков — субъектов кредитной истории, но и её пользователей: банков, микрофинансовых организаций, прочих финансовых структур, специализирующихся на кредитовании.

Будут ли направляться дополнительные сведения в бюро кредитных историй?

Да, расширено понятие договора займа (кредита). В него включены договоры банковского счёта, предусматривающие осуществление платежей со счёта при отсутствии на нём денежных средств (кредитование счёта). Внесение данной поправки связано с необходимостью включения информации о таком счёте в состав сведений, направляемых в бюро кредитных историй.

Изменилось ли содержание кредитной истории?

Да, новации затронули и содержание кредитной истории. В титульной части теперь выделено место, предназначенное для внесения данных из паспорта гражданами других государств, и сведений из других идентифицирующих документов лицами без российского гражданства. Кроме того, датой начала формирования кредитной истории является дата начала исполнения обязательств со стороны поручителя.

Каков порядок получения банком согласия на предоставление кредитного отчёта из бюро?

Поправками скорректированы требования к содержанию такого согласия и порядку его получения. Теперь правила предоставления и получения согласия различаются в зависимости от того, кем является субъект кредитной истории: физлицом, ИП или организацией. Согласие может быть составлено в бумажном и электронном виде.

Какой установлен срок действия согласия?

Согласие будет действительно в течение шести месяцев со дня его оформления. Сейчас — два месяца. Двухмесячный срок действия согласия зачастую не является достаточным для заключения кредитного договора, особенно ипотечного.

Сколько нужно хранить согласие на получение кредитной истории?

Согласие субъекта кредитной истории на её получение банк должен будет хранить в течение трёх лет со дня окончания срока действия данного согласия. В настоящее время источники формирования кредитной истории обязаны хранить согласия в течение пяти лет после окончания срока действия кредитного договора, а если договор не заключался, в течение пяти лет со дня окончания срока действия согласия (два месяца пять лет).

Как часто заёмщик может получать кредитный отчёт о себе?

Платно кредитный отчёт можно получить неограниченное количество раз, а бесплатно субъект кредитной истории сможет получить в бюро отчёт максимум два раза за год. Бумажный отчёт можно будет бесплатно получить только один раз. Сейчас бесплатно получить отчёт можно один раз в год. Привязки к форме этого документа правило не содержит.

Какое ещё новшество принёс закон?

К источникам формирования кредитной истории отнесены ликвидаторы юридических лиц (ликвидационные комиссии), а также ипотечные агенты или специализированные финансовые сообщества, приобретшие права требования по возникшим у заёмщиков обязательствам. Это изменение призвано повысить оперативность направления в бюро кредитных историй информации о ликвидации юридических лиц. Сейчас такие сведения попадают в бюро кредитных историй с большой задержкой.

Когда закон № 327-ФЗ вступает в силу?

Закон вступает в силу 31 января 2019 года, за исключением отдельных положений, например, правила получения и предоставления согласия на выдачу кредитного отчёта применяются с 03 августа 2018 года.

Каждый человек, который уже имеет статус заемщика, либо планирует воспользоваться банковским продуктом, должен самостоятельно осуществлять контроль за состоянием своей кредитной истории. Для этого достаточно время от времени делать запрос в БКИ и получать отчет о текущем состоянии дел. Но ввиду того, что в №218 были внесены некоторые изменения, физическим лицам стоит учитывать эти законодательные инновации.

Кого затрагивают изменения

Президентом РФ 03.08.2018г. был подписан закон ФЗ №327 о внесении изменений в ФЗ №218 «О кредитных историях». Вступившие в силу поправки касаются не только российских граждан, выступающих в качестве субъектов КИ, но и пользователей , коими являются:

Благодаря законодательным инновациям были дополнены основные понятия и правила:

  • проведения идентификации заемщиков;
  • содержания КИ;
  • создания запросов и получения согласий на выдачу отчетов;
  • права БКИ и т. д.

Изменение понятий

Законодателями было изменено основное понятие кредитного соглашения. Теперь к этой категории следует относить договоры банковских счетов, дающие право клиентам на осуществление платежей (по принципу кредитования), даже при отсутствии на них денежных средств.

Изменению подвергся и 4 пункт закона, в котором указывается, кто может представлять информацию в БКИ. Теперь это могут делать и ликвидаторы юридических лиц (ликвидационные комиссии), а также ипотечные агенты или специализированные финансовые сообщества, приобретшие права требования по возникшим у заемщиков обязательствам.

Законодательные инновации затронули и содержание КИ:

  1. В титульной части теперь выделено место, предназначенное для внесения данных из паспорта гражданами других государств, и сведений из других идентифицирующих документов лицами без российского гражданства.
  2. Датой начала формирования кредитной истории является дата начала исполнения обязательств со стороны поручителя.

Порядок формирования и отправки запросов в БКИ

Начиная с 03.08.2018г. изменились правила получения и предоставления согласия на выдачу БКИ отчета для физических лиц и субъектов предпринимательской деятельности. Если в качестве субъекта выступает коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, то согласие должно составляться на бумажном носителе информации и содержать следующие данные об официальном представителе (в конце ставится подпись):

  • паспорта или любого другого идентифицирующего личность документа;
  • документа, подтверждающего полномочия представителя.

Если согласие оформляется в электронной форме, то для заверения документа потребуется:

  • квалифицированная (усиленная) ЭП;
  • неквалифицированная (усиленная) ЭП;
  • простая ЭП.

Внимание! Срок действия согласия увеличен до 6-ти месяцев с момента оформления документа. Эта поправка в ФЗ вступит в силу 31.01.2019 г. Срок хранения согласия субъекта на получение основной части КИ сократился до 3-х лет, начиная со дня окончания его срока действия

Сегодня хотим кратко осветить такой скользкий момент как получение отчета кредитной истории БЕЗ согласия клиента. В интернете пишут о прецедентах, когда банк предварительно просматривал досье клиента, готовясь сделать ему коммерческие предложения. Такие случаи единичны, но они были.

Когда банк может получить данные Вашей кредитной истории

Прежде всего, хотим сказать, что сделать запрос в бюро кредитных историй, банк может только с письменного согласия заемщика . Никто не имеет права просматривать ее без согласия заемщика. При этом есть 3 момента:

  1. Как только заемщик обращается за кредитной заявкой, он ставит подпись о сборе персональных данных. Это позволяет банку осуществить запрос в бюро, и изучить кредитное досье. Данное согласие, по закону действует месяц.
  2. Как только заемщик оформил заем, банк также передает регулярно сведения о действиях заемщика в БКИ, но всё это также согласовывается путем подписи заемщика в договоре на стадии его подписания. Но, это не запрос данных, а просто их передача, которая и формирует кредитную историю заемщика.
  3. Любой официальный запрос кредитной истории должен сопровождаться пометкой в соответствующей закрытой части кредитной истории. К слову, закрытую часть может получить лишь сам заемщик.

Важно! Согласно поправкам в законе о кредитных историях 1 марта 2015г можно без согласия заемщика получить лишь информационную часть кредитной истории, и только юридическим лицам и ИП. В этой части содержится информация о заявках на кредит, отказах банка с указанием причины, а также признаки дефолта заемщика. (См. ) А вот запросить без согласия заемщика полностью его кредитную история — нельзя.

Вот и выходит, что без письменного согласия то, банк не вправе совершать какие-либо действия в отношении формирования и запроса кредитной истории.

Поэтому, НЕЛЬЗЯ без согласия субъекта (т.е. заемщика) делать запрос о его полном кредитном досье. Даже зная паспортные данные – запрашивать кредитную историю о человеке без его согласия нельзя !

С другой стороны — банкам разрешается просматривать информационную часть заемщика, но там информации минимум. Там можно посмотреть только общую картину.

Самое интересное заключается в том, что, опять таки, согласно закону, бюро кредитных историй должно накапливать также и сведения о тех, кто запрашивал кредитное досье. То есть любой запрос о кредитной истории оставляет след в ней в виде записи о том, что ее просматривали . Это и есть тот самый закрытый раздел в кредитной истории. Поэтому, просматривая свою кредитную историю, можно увидеть, кто интересовался Вашим кредитным досье, сравнив это с тем, кому из них Вы разрешали это делать.

Что говорит закон

Прежде всего, это Статья 183 УК РФ. «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»

Статья 5.53 КоАП РФ. «Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю»

Статья 14.29 КоАП РФ. «Незаконное получение или предоставление кредитного отчета»

Конечно, «бодаться» с банком будет довольно тяжело, пытаясь доказать, что Вам нанесен ущерб в связи с разглашением банковской тайны. Тем не менее, такие случаи не стоит оставлять без внимания. Прежде всего, так сказать, для разведки боем, можно сделать письменный запрос в банк, который сделал незаконный запрос, с требованием объяснить причину, по которой он запросил кредитную историю без Вашего согласия. И второе – примерно такое же письмо отправить в БКИ, которое предоставило отчет, с требованием объяснить, на каком основании без Вашего письменного согласия были переданы личные данные. Для пущей убедительности можно озвучить вышеприведенные статьи законов.

В дальнейшем, при желании можно попробовать оспорить незаконные действия в суде, однако, реальных случаев судебного обжалования подобных споров, мы не знаем.

Данной статьей мы ни в коей мере не хотим порицать банки, что они якобы совершают какие-то незаконные действия, а прежде всего, хотим проинформировать простых заемщиков о тех правилах и законах, которые должны соблюдать не только банки, но и они сами. Законы, на которых и держится современное общество.