Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.
Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время этот закон действует с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.
Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней РФ.
Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.
Классификация доходов предусматривает следующие группы: Дальнейшая детализация доходов осуществляется по подгруппам, статьям и подстатьям бюджетной классификации, например:Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджеты всех предусмотренных законодательством видов доходов. Для каждого из них в бюджетной классификации предусмотрен самостоятельный код.
Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:
Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных .
Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.
В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):На основе приведенной функциональной классификации строятся бюджеты всех уровней. Понятно, что при этом учитывается специфика бюджета конкретного уровня. В полном объеме функциональная классификация используется для .
Ведомственная классификация бюджетов является группировкой расходов по получателям бюджетных средств. Перечень получателей средств из федерального бюджета утверждается законом на очередной год.
Ведомственные классификации бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов утверждаются соответственно органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Пример функциональной классификации расходов по 4-м уровням:Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Она отражает виды финансовых операций, осуществляемых при выполнении государственными органами своих задач. Экономическая классификация включает группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.
Группами расходов являются:
Название |
|
Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. |
|
Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты. |
|
Предоставление кредитов (бюджетных ссуд) |
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации была преобразована в классификацию операций государственного сектора . Она определяет направления доходов и расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.
Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.
В рамках данной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).
Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:
Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные в настоящем документе, не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Методических рекомендаций.
Классификация расходов бюджетов Российской Федерации по операциям государственного сектора (Коды и наименование статей и подстатей)Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов и операций публично-правовых образований в бюджетной системе. Она применяется для составления и исполнения бюджетов, формирования бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов в бюджетной системе страны. До 2008 г. применяли восемь классификаций, в том числе классификацию доходов, три классификации расходов (экономическую, функциональную и ведомственную), две классификации источников финансирования дефицита государства.
Определение принципов, структуры кодов, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации осуществляются Министерством финансов. В новой бюджетной классификации выделены четыре вида:
Базовые позиции двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации устанавливает непосредственно Бюджетный кодекс. Они едины для всех бюджетов бюджетной системы Министерство финансов Российской Федерации имеет право утверждать единые позиции классификации доходов и классификации операций сектора государственного управления на более низких уровнях, что гарантирует единство бюджетного учета и отчетности.
Классификация доходов бюджетов Федерации является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:
Главный администратор доходов - это органы государственной власти, государственных внебюджетных фондов, местного управления, Центральный банк и другие организации, определяющие перечень подотчетных администраторов доходов бюджета.
Он обладает следующими бюджетными полномочиями:
Администраторами поступлений в бюджеты являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Банк России, а также бюджетные учреждения. Они осуществляют контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты, принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Администраторы осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника.
Код доходов занимает 20 разрядов, в том числе код администратора состоит из трех знаков. Код вида доходов (4-13-й разряды кода) состоит из 10 знаков и включает: группу (4-й разряд кода); подгруппу (5-6-й разряды кода); статью (7-8-й разряды кода); подстатью (9- 11-й разряды кода) и элемент (12- 13-й разряды кода).
Классификация доходов бюджетов состоит всего из двух групп:
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов должны быть отражены в рамках группы «Налоговые и неналоговые доходы». Код вида доходов предусматривает следующие группы
В группу «Доходы» включаются подгруппы, приведенные в табл. 2.1.
В группу «Безвозмездные поступления» включаются следующие подгруппы:
Детализация подгрупп кода вида доходов осуществляется в разрезе статей и подстатей. Далее устанавливаются следующие коды элементов доходов:
Код подвида доходов (этот код в бюджетах на 2007 г. обозначал программу или подпрограмму) занимает 4 разряда - с 14-го по 17-й, а для классификации операций сектора государственного управления выделены 3 разряда - с 18-го по 20-й.
Коды подвидов доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, утверждают соответственно Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования.
Например, код 1000 означает сумму платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность), а 2000 - пени и проценты, 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов). При мобилизации вывозных таможенных пошлин на сырую нефть таможенные органы обязаны доводить до плательщиков полный код бюджетной классификации, например 1001 - сумма вывозной таможенной пошлины на сырую нефть от налогооблагаемого экспорта (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу).
Экономическая классификация доходов предусматривает группировку операций по их экономическому содержанию, например:
С учетом изложенного поступления, зачисляемые в бюджеты бюджетной системы, будут иметь варианты, приведенные в табл. 2.2 и 2.3.
Классификация операций сектора государственного управления предусматривает группировку бюджетных операций по их экономическому содержанию и возможность ее применения в бюджетном учете. Возможны два подхода к отражению операций в учете - кассовый метод начислений. Метод начислений позволяет сопоставить себестоимость услуг, оказываемых различными единицами сектора государственного управления, повысить прозрачность финансовой деятельности органов власти и бюджетных учреждений.
Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней. Она отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций и решение социально-экономических задач. Классификация расходов состоит из трех составных частей:
С 2008 г. перечни и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. При этом целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, на этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов появилась возможность адаптации бюджетной классификации к специфике и потребностям каждого уровня бюджета.
Бюджетный кодекс устанавливает четкие требования к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые должны отражать соответствующие расходные обязательства, публичные обязательства, долгосрочные целевые программы, объекты, обособленные функции органов власти и т.д., обеспечивая тем самым прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.
Существенно расширяются возможности более детального отражения расходных обязательств, исполняемых главными распорядителями бюджетных средств, реализуемых ими долгосрочных или ведомственных целевых программ. К этому сектору относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения.
Код классификации расходов по-прежнему насчитывает 20 знаков и имеет следующую структуру: код главного распорядителя бюджетных средств - 3 знака; раздел - 2 знака; подраздел - 2 знака; код целевой статьи, включающий программный срез, - 7 знаков; код лица расходов - 3 знака; код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, - 3 знака.
Главным распорядителем бюджетных средств могут быть органы государственной власти, управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, местной администрации, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения. Они имеют право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Классификация расходов бюджетов содержит 11 разделов, отражающих направления финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделенных детализированными подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Новым Бюджетным кодексом установлены единые для всех бюджетов бюджетной системы разделы и подразделы. Так, раздел 0100 «Общегосударственные вопросы» отражает расходы на функционирование главы государства, высших должностных лиц субъектов, глав администрации муниципального образования, законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, правительства, высших органов исполнительной власти субъектов, местных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах. По этому разделу отражают расходы на проведение выборов и референдумов, международное сотрудничество, международную экономическую и гуманитарную помощь, фундаментальные исследования, обслуживание государственного и муниципального долга, а также бюджетные ассигнования по резервным фондам, расходы на прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и другие общегосударственные расходы.
По разделу 0200 «Национальная оборона» отражаются расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, содержанием и обеспечением деятельности вооруженных сил, а также расходы на обеспечение коллективной безопасности и миротворческой деятельности, на прикладные научные исследования.
В разделе 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний, расходы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороны и др.
Раздел 0400 «Национальная экономика» отражает расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики (на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб и агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере национальной экономики, в том числе промышленности и энергетики). По разделу отражают расходы на соблюдение законодательства о конкуренции на товарных рынках, рынке финансовых услуг, в сфере природопользования, технологического и атомного надзора. В разделе выделяют подразделы по направлениям экономики, в том числе «Топливо и энергетика», «Исследование и использование космического пространства», «Воспроизводство минерально-сырьевой базы», «Сельское хозяйство и рыболовство», «Водные ресурсы», «Лесное хозяйство», «Транспорт, связь и информатика», «Прикладные научные исследования в области национальной экономики».
Раздел 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» включает новый подраздел 0503 «Благоустройство». Раздел 0600 «Охрана окружающей среды» включает новый подраздел 0601 «Экологический контроль». В разделе 0700 «Образование» выделяют подразделы 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» и 0706 «Высшее и послевузовское профессиональное образование».
Существуют также раздел 0800 «Культура, кинематография, средства массовой информации»;раздел 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт»; раздел 1000 «Социальная политика»; раздел 1100 «Межбюджетные трансферты».
В разделе 1100 отражают дотации, субсидии, субвенции. Они имеют номер подраздела, например:
Виды расходов детализируют по целевым статьям, целевым программам расходов бюджетов. Они утверждаются законами о федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов (в составе ведомственной структуры расходов бюджетов либо в сводной бюджетной росписи).
Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов и участников бюджетного процесса в пределах подразделов классификации расходов бюджетов. Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции деятельности органов государственной власти (местного самоуправления) или проекту для осуществления бюджетных инвестиций присваиваются уникальные коды целевых статей и видов расходов соответствующего бюджета.
Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов устанавливается Министерством финансов. Перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или субсидий, определяются финансовым органом, осуществляющим организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются субвенции и межбюджетные субсидии.
Отдельные виды расходов в силу своей универсальности могут быть использованы в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах. В их состав включены следующие статьи:
Классификация источников финансирования дефицита бюджетов стала единой как для внутренних, так и для внешних источников финансирования дефицитов бюджетов. Она является группировкой источников финансирования дефицитов всех уровней бюджетной системы, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов. Код классификации источников состоит из 20 разрядов и включает:
Главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета определен законом об этом бюджете. Это органы государственной власти, местного самоуправления, местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом и иные организации, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
Администратором источников финансирования дефицита соответствующего бюджета являются органы государственной власти, местного самоуправления, местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом и иные организации, имеющие право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.
Группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов являются едиными для всех бюджетов в бюджетной системе. В классификации источников финансирования дефицитов выделены две группы, в том числе:
Группа источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов детализирована в виде следующих подгрупп
К иным источникам внутреннего финансирования дефицитов бюджетов относят:
Группа 000 0107 00 00 00 0000 000 включает бюджетные кредиты, предоставленные федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований). Данная подгруппа отражает разницу между средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и т.д.
Группа источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов детализирована следующими подгруппами:
Данная подгруппа отражает:
Дальнейшая детализация подгрупп рассматриваемого кода производится посредством выделения статей источников финансирования дефицитов бюджетов. Перечень статей и видов утверждается законом о соответствующем бюджете.
Элемент источника финансирования дефицитов бюджетов отражает его принадлежность соответствующему бюджету бюджетной системы (12-13-й разряды кода). Выделяются следующие коды элементов статьи источника финансирования дефицитов бюджетов :
В рамках вида источников (14-17-й разряды 20-значного кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) законодательными актами субъектов или решением муниципальных образований производится дальнейшая детализация источников финансирования дефицитов с учетом специфики исполнения бюджетов.
До недавнего времени в составе бюджетной классификации отсутствовала универсальная для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов классификация операций по их экономическому содержанию, что не позволяло объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета.
В целях устранения этих муниципальных недостатков сложившейся системы бюджетного учета утверждена классификация операций сектора государственного управления. К данному сектору относятся органы государственной власти (в том числе органы местного самоуправления) и государственные (муниципальные) учреждения.
Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. Данная классификация состоит из следующих групп:
По группе «Доходы » выделяют отдельные статьи, например ст. 130 «Доходы от оказания платных услуг», ст. 150 «Безвозмездные поступления от бюджетов», подстатья 152 «Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств», подстатья 153 «Поступления от международных финансовых организаций».
По группе «Расходы » также выделяют статьи и подстатьи, например ст. 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», ст. 213 «Начисления на выплаты по оплате труда», ст. 220 «Оплата работ, услуг», а в ней, соответственно, подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы, услуги», ст. 230 «Обслуживание государственного (муниципального) дожа» и, соответственно, подстатьи 231 «Обслуживание внутреннего долга» и 232 «Обслуживание внешнего дожа».
По группе «Увеличение обязательств » можно назвать ст. 710 «Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу», ст. 720 «Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу», а по группе 800 «Уменьшение обязательств» - ст. 810 «Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу», ст. 820 «Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу».
Коды бюджетной классификации (КБК) — это не просто набор цифр, это по сути план счетов учета доходов и расходов бюджета России. Предлагаем вам краткое описание структуры кода доходов по налоговым поступлениям в бюджет. Полное можно найти в Приказе Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»
Вид доходов является единым для всех бюджетов страны и включает в себя:
01 — федеральный бюджет;
02 — бюджет субъекта Российской Федерации;
03 — бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
04 — бюджет городского округа;
05 — бюджет муниципального района;
06 — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
07 — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
08 — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
09 — бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
11 — бюджет городского округа с внутригородским делением;
12 — бюджет внутригородского района;
13 — бюджет городского поселения.
Код подвида доходов бюджетов применяется для детализации поступлений по кодам вида доходов бюджетов. Он состоит из двух частей: группа подвида доходов бюджетов (14 — 17 разряды КБК) и аналитическую группа подвида доходов бюджетов (18 — 20 разряды КБК). Все эти коды утверждены Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации
Группа подвида при администрирование налогов и сборов установлены следующие:
Для уплаты административных и налоговых штрафов используется группа подвида 6000.
Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из двух групп: 100 — доходы и 400 — выбытие нефинансовых активов. Нас интересует только первая.
Группа доходов детализирована статьями 110 — 180:
КБК-2018 есть в наших И помните, что коды прошлого года могут не действовать в текущем, даже если вы уплачиваете налог за прошлый год.
Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации. Такой документ до 1996 года ежегодно утверждался приказами Министерства Финансов РФ, а № 115-Ф3 О бюджетной классификации был принят лишь в августе 1996 года. В действующем БК РФ бюджетной классификации посвящена глава 4.
Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач как:
Контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;
Получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;
Формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;
Обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.
Бюджетная классификация РФ (рис. 3), является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Бюджетная классификация позволяет обеспечивать
сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включает в себя:
Классификацию доходов бюджетов РФ;
Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
Классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
Классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
К лассификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Все доходы делятся на налоговые и неналоговые.
Функциональная классификация расходов бюджетов является четырехступенчатой группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по отраслям деятельности и звеньям управления, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства. Она позволяет характеризовать главную цель
финансируемых мероприятий, направленных на удовлетворение общественных потребностей с учетом их приоритетов.
Первый уровень названной классификации – разделы. Например:
01 Государственное управление;
Второй – 92 подраздела, конкретизирующих направление бюджетных средств на выполнение функций государства.
Третий – отражает финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных сре дств в р амках подразделов.
На четвертом уровне направления финансирования
детализируются по целевым статьям и видам затрат, отражающих отраслевую специфику расходов и основные направления деятельности министерств.
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ
представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она составлена на основании рекомендаций МВФ. Например:
Закупки товаров и оплата услуг
Оплата труда государственных служащих
Оплата транспортных услуг
Капитальные вложения в основные фонды
Создание государственных запасов и резервов
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в т.ч. за счет кредита Банка России и изменения остатков средств бюджета, государственных ценных бумаг, бюджетных ссуд, полученных от государственных внебюджетных фондов и от бюджетов других уровней, кредитов международных финансовых организаций, правительств иностранных государств и иностранных банков, изменения золотого запаса в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней).
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных сре дств пр ивлекаемых правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ представляет собой группировку долговых обязатель ств Пр авительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ является группировкой государственных внешних долговых обязательств осуществляемых правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов отражает распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов. Она не является единой по стране и утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных получателей бюджетных средств. Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям. При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации. Это позволяет органам государственной власти принимать обоснованные решения о приоритетности определенных видов деятельности, размерах финансирования, обеспечивать контроль за их исполнением и установить меру ответственности за расходование средств соответствующего ведомства.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе проводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Таким образом, бюджетная классификация – это, не только документ, выполняющий важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет РФ, но и документ, имеющий большое экономическое значение.
Бюджетная классификация РФ – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по однородным признакам, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, определяемая природой государственного бюджета, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней с бюджетной системой РФ.
Согласно ст. 23 БК РФ классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.
Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.
Источники финансирования дефицитов бюджетов делятся на внешние и внутренние.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов отражает:
5) сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам;
6) изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета соответствующего уровня.
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов отражает:
1) получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным финансовым и нефинансовым кредитам;
2) получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных правительствами иностранных государств, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным финансовым и нефинансовым кредитам правительств иностранных государств;
3) поступление средств от реализации внешних облигационных займов и платежи в погашение основной суммы долга по внешним облигационным займам;
4) изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте, включая курсовую разницу.
Глава 4. Бюджетная классификация Российской Федерации
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Бюджетная классификация РФ – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Она имеет важное значение, так как используется для:
· составления, утверждения и исполнения бюджета;
· контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
· обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
· составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Бюджетная классификация утверждена ФЗ «О бюджетной классификации в РФ» от 15.08.1996 №115-ФЗ (в редакции от 5.08.2000 № 115-ФЗ). В нее входят: классификация доходов бюджетов; расходов бюджетов; источников финансирования дефицитов бюджетов; видов государственных долгов РФ, субъектов Федерации и местных органов власти.
Бюджетная классификация РФ включает:
1) классификацию доходов бюджетов РФ;
2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
3) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
5) классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
6) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;
7) классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;
8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетная классификация РФ в части пунктов 1-7 является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджета всех уровней бюджетной системы страны.
Функциональная классификация расходов бюджета РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства.
Ведомственная классификация бюджетов РФ Является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ, отражающей распределение бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субъектов федерации.
Экономическая классификация бюджетов РФ – это группировка расходов всех уровней по их экономическому содержанию.
Бюджетная классификация имеет важное организующее и юридическое значение:
1. ее применение обеспечивает четкую организацию работы органов государственной власти по формированию и исполнению бюджетов всех уровней.
2. она облегчает экономический анализ бюджетных показателей.
3. в ней выражена правовая организация бюджетов, т. к. она является юр. документом, лежащим в основе составления и исполнения бюджета.
4. составленная на ее основе роспись доходов и расходов устанавливает рамки полномочий соответствующих субъектов по формированию и использованию бюджетных средств.
Бюджеты разных организаций имеют множество характерных отличий, но, так как все они подлежат включению в общую систему, возникает необходимость в их сопоставлении и объединении друг с другом по общим критериям. Такие критерии должны выявляться с помощью единой классификации бюджетов, порядок применения которой определяется и утверждается посредством законодательных органов.
Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов, причем последние имеют намного больше подразделов. Все они могут быть распределены на четыре ступени, это касается функциональной системы. В связи с экономическим содержанием применяется соответствующая систематизация данных.
Существует также ведомственная классификация. Она представляет собой разделение имеющихся ассигнований бюджетного характера по требуемым секторам, коими являются целевые затратные статьи. Ее утверждают конкретно для каждого уровня, соблюдая в обязательном порядке адресное предоставление материальных средств.