Шесть новых проектов нти получили государственную поддержку. Национальная технологическая инициатива Стратегия развития нти в регионе

11.09.2020

Благосостояние населения напрямую зависит от состояния национальной экономики. Российский кризис последних лет, возникший из-за снижения цен на углеводороды, еще раз доказал необходимость коренных изменений. Национальная технологическая инициатива призвана выделить самые перспективные отрасли хозяйства и простимулировать их. Их развитие повлечет за собой развитие всей экономики в целом и позволит преодолеть зависимость от цен на углеводороды. Для людей это означает продление жизни и улучшение ее качества.

Национальная технологическая инициатива (НТИ) как направление впервые была официально озвучена в декабре 2014 года. Именно в этот период президент РФ В. В. Путин сделал акцент на ней в своем послании к Федеральному Собранию и определил должностные лица, ответственные за реализацию данной программы. Суть НТИ состоит в том, чтобы выделить перспективные отрасли экономики и создать в них российские предприятия. При правильном выборе такая стратегия может принести многомиллиардные обороты в будущем. Россия сможет на равных конкурировать с самыми развитыми странами и завоевывать все большую часть мирового рынка. Наибольшее внимание уделяется отраслям, связанными с передовыми технологиями. Одним из направлений в медицине, в частности, является продление жизни. Однако успешность реализации НТИ зависит не только от правительства. поддержки, бесспорно, важны, однако наибольшее внимание должно уделяться созданию эффективной системы, ошибки в работе которой быстро выявляются и исправляются. По мнению директора направления «Молодые специалисты» Д. Пескова, НТИ должна представлять собой систему приоритетов, матрицу управления. Национальная технологическая инициатива не должна рассматриваться в качестве основы для создания большой государственной структуры.

Исторический дискурс

Впервые понятие «национальная технологическая инициатива» было использовано в докладе министра образования и науки РФ на заседании президиума по модернизации экономики и инновационному развитию в сентябре 2014 года. Речь шла о разработке проекта, связанного с новыми производственными технологиями (НПТ). Его целью было ускорение развития отраслей. Проект получил статус Национальной технологической инициативы (НТИ - НТП). Однако заговорили о нем только в декабре 2014 года. Такой всплеск интереса был связан с тем, что НТИ было уделено особое внимание в Послании президента РФ Федеральному Собранию. По задумке, Национальная технологическая инициатива должна стать инструментом, с помощью которого России удастся занять лидирующие позиции на рынках товаров и услуг. На первый план выходит необходимость сделать правильный стратегический выбор.

К вопросу о перспективности

Очень важно определить, что будет определять экономику в будущем. Например, одним из перспективных сегодня направлений считаются интеллектуальные транспортные системы. Их функционирование напрямую сопряжено с передачей данных. Так одна отрасль тянет за собой другую. Еще одним направлением является развитие воздушного транспорта, что способствовало бы значительному сокращению времени, необходимого для перевозки грузов и пассажиров. Однако правилен ли этот выбор, может показать только время. Например, в начале 2000 годов считалось, что в скором времени произойдет революция в РФ, связанная с нанотехнологиями. В 2006 году ожидался темп роста этого рынка на уровне 40% в год. Но этого не произошло. Реализация проекта развития нанотехнологий в РФ не привела ни к реиндустриализации страны, ни к избавлению от сырьевой зависимости, ни к заметному повышению уровню экономического роста.

Приоритеты

Разработкой концепции НТИ занимается правительство России во исполнение поручения президента РФ. Были выделены так называемые новые производственные технологии, которые должны стать двигателем развития. Предполагается их использование для создания отечественной системы проектирования, моделирования и автоматизации работы наукоемких отраслей. В протоколе заседания президиума в сентябре 2014 года содержался перечень технологий, которые должны получить поддержку в рамках НТИ. Среди них:

  • Средства роботизации и автоматизации, интеллектуальные транспортные системы.
  • Технологии проектирования материалов и конструкций.
  • Средства цифрового производства.
  • Технологии отечественного программирования, которые необходимы для создания продукции.

Сходные направления предложил и Минпромторг РФ. В последние годы программы по технологическому развитию реализуются во всех развитых и новых индустриальных странах. Мировой опыт показывает, что их реализация дает ощутимый социально-экономический эффект и позволяет усилить конкурентоспособность национального хозяйства.

Критерии выделения рынков

Важно не только объединить усилия бизнеса, науки и правительства, но и правильно найти точки их приложения. Поэтому НТИ должна строиться на долгосрочном прогнозировании, с помощью которого необходимо определить, какие вызовы будут стоять перед Россией через 10-15 лет. В основе Национальной технологической инициативы лежат следующие гипотезы:

  • Отправная точка - это потребности людей, которые изменяются с течением времени.
  • Рынки будущего - сетевые по своему построению.
  • Период планирования - 2018-2035 год.

Рынки НТИ выделяются на основании следующих критериев:

  • Объем в глобальном масштабе к 2035 году - более 100 млрд долларов США.
  • На текущий момент рынка нет или на нем отсутствуют общепринятые технологические стандарты.
  • Ориентация на людей как на конечного потребителя.
  • Сетевое построение рынка, при котором посредники заменяются программным обеспечением.
  • Важность сферы для России для обеспечения удовлетворения базовых потребностей людей и национальной безопасности.
  • Наличие в РФ условий для достижения конкурентных преимуществ.
  • Существование стремлений предпринимателей создавать новые компании на данном высокотехнологическом рынке.

Оценка потенциала России

В рамках НТИ предполагается создание девяти новых высокотехнологических рынков:

  • EnergyNet.
  • FoodNet.
  • SafeNet.
  • HealthNet.
  • AeroNet.
  • MariNet.
  • AutoNet.
  • FinNet.
  • NeuroNet.

Одним из показателей, с помощью которых можно оценить потенциал лидерства государства в развитии производственных технологий, является количество опубликованных им патентных документов. Абсолютное первенство по этому показателю принадлежит Китаю. Почти половина всех выданных патентов по состоянию на 2015 год приходится на КНР. Россия не входит в топ-10 по данному показателю. На РФ приходится только 0,18% от общемирового количества документов, охраняющих новые технологические решения. Зарубежные технологические компании регистрируют в России в 4 раза больше патентов, чем резиденты.

Риски и критика проекта

Реализация НТИ в РФ сопряжена со следующими проблемами:

  • Портфель патентов российских резидентов в сотни раз меньше, чем у стран-лидеров по новым производственным технологиям. Среди них такие страны, как Китай, США, Япония и Южная Корея.
  • До 60-95% патентов РФ выдаются нерезидентам России.
  • В мире в области новых промышленных технологий лидируют компании. В России патентообладателями в основном выступают исследовательские и образовательные учреждения.

Текущее положение дел

На заседании рабочей группы «НТИ», которая была создана Агентством стратегических инициатив, которое состоялось 22 июня 2016 года, обсудили перспективы внедрения в РФ телепортации (безопасной передачи сообщений), квантовой связи и отдельного российского языка программирования. Целью реализации такого проекта является сокращение убытков от киберпреступности к 2035 году. Ожидается, что данные мероприятия помогут сохраниться 0,1% ВВП. Проект SafeNet предполагает переход в ряде субъектов на стандарт связи 5G, создание сети центров защиты населения от киберугроз, разработку отечественных интеллектуальных систем управления хозяйством, операционных систем, автономного транспорта и компилируемого языка программирования. К 2035 года в РФ планируется создание инфраструктуры квантовых коммуникаций, которая обеспечит полностью безопасную связь. На реализацию данного проекта требуется около 10 миллиардов рублей. Причем большую часть должно профинансировать государство, в том числе и через и институты развития.

Выводы

Лидерства по предполагаемым направлениям НТИ требует экстраординарных усилий. Новые бесспорно, обладают огромным потенциалом для развития экономики, однако имеются существенные проблемы для реализации запланированной программы. Их решение требует ориентации на долгосрочную перспективу. Однако мировой опыт показывает, что достижение технологического лидерства возможно и в чрезвычайно короткие сроки. Например, Китаю понадобилось только около семи лет. В основе такого результата лежит формирование кадрового состава, преумножение существующих заделов, взаимодействие между университетами и бизнесом.

  • Основные принципы
  • Рынки
  • Реализация
  • Международная кооперация
  • Разное
  • Что находится внутри повестки Национальной технологической инициативы (НТИ)? Это про импортозамещение?

    В состав Национальной технологической инициативы входят:

    • определение новых рынков, включая основные факторы возникновения спроса, ключевые рыночные ниши и возможные типы продуктов и услуг, которые будут заполнять эти ниши;
    • определение ключевых технологий, за счет которых будут созданы продукты и сервисы на новых рынках;
    • комплекс мер поддержки и стимулирования, включая институциональные, финансовые и исследовательские инструменты, позволяющие вырастить национальные компании-чемпионы на новых рынках.

    В НТИ нет задач импортозамещения или модернизации существующих отраслей. НТИ предполагает создание стратегий разворачивания принципиально новых рынков. Но часть ключевых технологий, формирующих рынки-предшественники для рынков НТИ, может появляться в рамках процесса импортозамещения и модернизации.

  • Как НТИ соотносится с существующей системой госуправления, с предпринимательским сообществом, с научной системой, с системой образования и пр.?

    НТИ вырабатывает матрицу приоритетов и сообществ вокруг дорожных карт по новым рынкам и ключевым технологиям. Из этой матрицы вытекают:

    • постановка задач для фундаментальных и прикладных исследований;
    • политика в области опережающей подготовки кадров – и соответствующие задачи для системы образования;
    • приоритеты инвестиций в новые отрасли со стороны госкомпаний;
    • совместные проекты общества и бизнеса, не требующие участия государства;
    • направления международной технологической кооперации.
  • В России в последние годы уже хватало начинаний в области технологического развития - зачем нам еще одна инициатива?

    Мы сделали много ошибок в управлении инновациями. Часть этих ошибок была неизбежна – у нас не было опыта в построении подобных моделей управления, мы подчас бездумно переносили на российскую почву западные институты и мемы, блестяще работающие в США, но не пригодные в российских условиях. Теперь накопился опыт, мы понимаем, что работает, а что нет. В то же время мы не можем вернуться в СССР, восстанавливать советскую систему контрпродуктивно – командно-административной системы больше нет. Даже СССР, обладавший мощью сверхдержавы и человеческим потенциалом в 270 миллионов человек, не выдержал научно-технологической гонки в 1970-80ых годах. Нет оснований полагать, что во втором десятилетии 21 века, с потенциалом в 143 миллиона человек, Россия будет способна восстановить советскую систему, тоже не слишком эффективную. Это будет прямой путь к Северной Корее.

    Для того, чтобы создать новую систему управления инновациями, нужно пройти между Сциллой советской административно-командной системы и Харибдой американской модели венчурной экономики.

    НТИ не предполагает вкачивания триллионов рублей в лоббируемые проекты. Мы не планируем строительство монументальных сооружений или ведение пропаганды с центрального телевидения. Мы предлагаем выделять будущие рынки и формировать коалиции, нацеленные на захват этих рынков. Остальное приложится.

  • И почему вы думаете, что у вас что-нибудь получится?

    До сих пор все основные вопросы инновационного развития решали умные чиновники, это была сфера бюрократического регулирования. НТИ должна создать условия, где частные деньги будут важнее государственных денег – и мы верим, что проекты с частными инвестициями будут эффективнее. Просто раздавать деньги государства – самая неэффективная стратегия. Должны появиться «умные» стратегии управления развитием, практики совместных инвестиций, совместных фондов, краудфандинга и краудинвестинга. Отдельные элементы такой экосистемы уже созданы. Например, обоснованной представляется модель фонда фондов Российской венчурной компании. Мы распространим лучшие практики РВК и других институтов развития в НТИ.

    Однако самый главный вопрос – не в деньгах или красивой документации. Любой документ, который мы напишем, будет еще одной «стратегией» в ряду множества уже принятых и не работающих дорожных карт. Группа единомышленников важнее стопки бумаг. Поэтому нужна сеть ярких лидеров с разделяемым видением и ценностями из сфер бизнеса, науки и государственного управления – и именно эти лидеры смогут реализовать любой план при любом политическом и институциональном климате. Этих лидеров можно назвать «технологическими патриотами» - потому что каждый из них верит, что страна способна породить технологический прорыв, и их доверие друг к другу по высоким ценностным основаниям важнее борьбы за ресурсы. Это люди, готовые протянуть свои личные интересы на 20 лет вперед, чтобы их дети и внуки ходили бы в те же школы, что и они – и не было бы стыдно ни за внуков, ни за школы, ни за страну.

  • В стране плохой инвестиционный климат, не работают базовые институты современного общества, зашкаливающий уровень коррупции. О каком технологическом развитии может идти речь? Как вы собираетесь удерживать высококлассных специалистов и предпринимателей – ведь многим проще уехать и сделать проект там, где институты работают гораздо лучше?

    Институциональный и инвестиционный климат, в отличие от обычного, меняется совокупными усилиями людей, а не милостью Божьей. В России никогда не было полностью благоприятного для бизнеса делового климата. Все, для кого комфорт, солнце, вино, горы и океан Калифорнии важнее всего, как нам кажется, из России уже уехали. Остальные понимают, что в Севастополе солнце, вино, горы и море ничуть не хуже.

    Плохой климат не дает оправданий бездеятельности. Надо двигаться вперед возможными шагами, а не ждать, что кто-то этот климат изменит за вас. При этом в каждой дорожной карте НТИ должны быть сформированы предложения по изменению ситуации, за которые мы вместе будем бороться. Наш опыт в реализации Национальной предпринимательской инициативы, программе «Глобальное образование», WorldSkills показывает, что иногда получается даже больше, чем рассчитываешь. Мы должны выработать позитивные инструменты удержания высоких профессионалов в стране.

  • Вы выбрали для прогноза 2035 год – а в нашей стране никто так далеко не планирует. За ближайшие 20 лет очень многое изменится, вы вообще собираетесь отвечать за ваши прогнозы?

    2035 год – это горизонт планирования, то есть крайняя точка, до которой мы распространяем прогнозы и проекты. При этом дорожные карты НТИ на уровне практических действий будут строиться на 2015-2018 гг. с контролем реализации через каждые полгода. Это означает, что мы должны смотреть на 20 лет вперед, а делать, начиная с сегодняшнего дня.

    Результатами работы уже в ближайшее время станут новые компании, новые образовательные программы, новые научные лаборатории – и если все пойдет как надо, через несколько лет мы увидим значимый прирост высокотехнологичного российского экспорта.

  • Почему Национальной технологической инициативой занимается Агентство стратегических инициатив? Вы собираетесь заменить собой РВК и ФАНО?

    Агентство стратегических инициатив – структура, основной задачей которой является запуск стратегических инициатив по заказу руководства страны. Мы доказали свою успешность в программах поддержки предпринимательства и в проектах, связанных с развитием детского и профессионального образования. В национальной тематике технологического развития не хватало именно этих связок – работа с предпринимателями, которые дают заказ на новые технологические решения, и работа с образованием (в том числе, детские клубы и кружковое движение), которое создает конкурентоспособные навыки для развития технологий и рынков.

    Мы не собираемся управлять наукой или венчурным сектором. Агентство стратегических инициатив – это площадка, где удобно договариваться разным группам и слоям общества; наша роль – модератор, а не начальник. АСИ не планирует претендовать на бюджеты в управлении НТИ. Вся практика нашей предыдущей работы – в том, чтобы инициировать большие процессы изменений, но при этом оставаться маленькой управляющей структурой.

    А кто именно должен будет управлять НТИ - покажет форсайт и последующая работа по созданию дорожных карт. Как у модераторов этого процесса, у нас нет особого тайного знания.

  • Вы выбрали для НТИ девять рынков – ЭнергоНет, НейроНет, АэроНет, МариНет и другие. Почему вы начинаете с рынков? Почему «Нет» - почему они так странно называются? Почему именно эти девять?

    Мировая технологическая революция замещает сложившиеся отрасли и создает новые рынки. Большинство западных технологических стратегий используют в качестве ключевой точки 2035 год: ближайшие десять лет они отводят на доработку технологических решений и вывод на рынок новых продуктов, а следующие десять лет уйдет на раздел мирового рынка и замещение существующих технологий. Например, нет ни одной крупной автомобильной компании, которая инвестировала бы в двигатель внутреннего сгорания или в человека за рулем после 2025 года – все они готовятся к беспилотному электротранспорту. Мы же пока продолжаем инвестировать в строительство отрасли, которой осталось жить 10 лет, и которая находится под контролем иностранных производителей, не собирающихся передавать нам интеллектуальную собственность по ключевым компетенциям будущего рынка.

    Почему в названии всех рынков будущего присутствует слово ‘net’, то есть «сеть»? Все складывающиеся новые рынки либо используют физическую инфраструктуру Интернета, либо его протоколы, либо строятся по его подобию. По такому принципу будут работать «умные сети», связывающие множество производителей и потребителей электроэнергии – то есть ЭнергоНет. Так будут организованы системы транспорта будущего – АэроНет, АвтоНет и МариНет. Даже консервативные рынки, типа сельскохозяйственной техники, превращаются в сети киберфизических устройств, которыми владеет производитель, а фермеры пользуются им в лизинг и обновляют лицензии на программное обеспечение. То есть – все рынки будущего одновременно являются сетями.

    Почему именно эти? Мы не верим, что может быть исчерпывающая модель описания будущего, и наш рецепт – это комбинация системного анализа и лидерской энергии. В пилотной работе над дорожными картами НТИ мы сделали ставку на очевидные рынки, где мы видим аналогичные движения в других странах, и где в России есть сильные лидеры и сообщества. Список рынков не исчерпывающий, и мы предполагаем запускать работу над новыми рынками каждый год. Если мы увидим, что упустили какой-то значимый рынок, мы стартуем работу над ним в 2016 году.

    Те рынки, которые выделены в работу сейчас, организованы по следующей логике:

    • три из них касаются безопасности страны и ее системного обеспечения ресурсами: это рынок питания (FoodNet), энергии (EnergyNet) и безопасности (SafeNet)
    • три касаются преобразований в транспортной системе: это рынок беспилотного автотранспорта (AutoNet), воздушного транспорта (AeroNet) и морского / речного транспорта (MariNet)
    • и наконец три касаются наиболее важных сфер человеческой жизни, где происходят «сумасшедшие» технологические изменения: это рынок «цифрового» здоровья (HealthNet), новых финансов (FinNet) и нейрокоммуникаций (NeuroNet).
  • Почему упор делается на создание рынков, а не на развитие науки или технологий?

    Сами по себе технологии не значат ничего, если на них нет спроса. Для этого, как правило, нужен рынок – и если технология не востребована рынком, то ее развитие становится затруднительным.

    Безусловно, подход через рынки – не единственный возможный. Не менее важен взгляд через задачи государственной безопасности – так развивались многие современные рынки, от рынков энергоносителей и базовых продуктов питания до рынков кибербезопасности и космических запусков. Но максимальный эффект достигается там, где решаются обе задачи – удовлетворение рыночного спроса и государственная безопасность. Примером может служить проект ГЛОНАСС – одновременно это и госбезопасность в сфере геопозиционирования, и очень большой рынок для тех компаний, которые начали с ним работать. Возможно, форсайт-флот 2016 года будет организован именно через эту призму.

  • Если я считаю, что вы не учли какой-то важный рынок, могу я выйти со своим предложением? Что нужно, чтобы меня услышали и мое предложение учли в дальнейшей работе?

    Если вы считаете, что есть важный новый рынок, который нужно учесть в дальнейшей работе над НТИ, то прежде всего ответьте себе на следующие вопросы:

    • Есть ли в данной сфере возможность создать принципиально новые технологические стандарты? (то есть, является ли рынок новым)
    • Есть ли или нет в России сообщество предпринимателей и ученых, разделяющих идею о возможном появлении такого рынка? (то есть, существует ли лидерская энергия)
    • Есть ли или нет аналогичные международные проекты или консорциумы в том же направлении? (то есть, можно ли найти международных партнеров, с которыми может быть реализован запуск этого рынка)

    Если ответ на эти вопросы утвердительный, то просим вас подать в АСИ заявку на включение нового рынка, и мы обещаем организовать ее всестороннее публичное обсуждение и включение в случае положительного решения.

  • В нашей стране более 80% экономики находится под прямым или косвенным контролем государства - почему вы вообще делаете такой акцент на предпринимателях и рынках?

    Мы считаем, что эксперимент с построением госкапитализма в России уже показал неэффективность этой модели, и будущее – за эффективными моделями государственно-частного партнерства. Нам в целом не обойтись без значимой роли государства даже в новых областях экономики. Это показывает, к примеру, разворачивающаяся на наших глазах борьба между Яндексом и Google. Но делать ставку только на государственных гигантов – бесперспективно, нам нужны развитые цепочки поставщиков и экосистемы средних и малых технологических компаний.

  • Зачем нам обсуждать новые рынки, если на носу у нас кризис, и нужно будет кормить страну?

    Один из ключевых рынков НТИ – FoodNet, то есть рынок питания, решает задачу более эффективного производства, доставки и переработки продуктов питания с учетом потребностей больших городов. Этот рынок уже формируется на наших глазах, и хотя он достигнет зрелости через 15-20 лет, многие решения можно применять уже сейчас: к примеру, роботизация молочных ферм многократно повышает удои, контроль качества продукции и эффективность доставки до конечного потребителя – и подобная технология окупается за очень короткий период времени. К сожалению, потребитель пока не знает о большинстве современных технологических решений и не мотивирован их применять – и это является следствием текущей модели государственного стимулирования в данной сфере. Поэтому государство должно продемонстрировать новые приоритеты, чтобы запустить технологическое обновление. Практика показала, что наша страна способна быстро создавать целые отрасли сельского хозяйства – меньше чем за 10 лет из импортеров курятины мы превратились в ее экспортеров. В этой логике мы к 2035 году можем стать лидерами во многих направлениях высокотехнологичного сельскохозяйственного производства.

  • Где в НТИ место идеи о том, что для глобальной конкурентоспособности страна должна решать глобальные проблемы? Скажем, экологические проблемы или обеспечение населения планеты водой и продуктами питания?

    Решение глобальных проблем – это возможная стратегия достижения глобального лидерства, через призму которой крайне важно будет посмотреть на все наши технологические инициативы. Мы обязательно сделаем это в рамках проекта, в том числе на Форсайт-Флоте.

  • Зачем нам развивать новые технологические бизнесы, если под них еще нет рынка? Если они создадут что-то ценное, их купят либо Ростехнологии, либо Google.

    Это один из ключевых рисков НТИ. Однако сама по себе продажа компаний российским государственным компаниям с глобальным потенциалом (типа Ростехнологий) или даже международным технологическим компаниям (типа Google) не обязательно плоха – на инновационных рынках это одна из рыночных стратегий, позволяющая создателям бизнеса капитализировать свои усилия.

    Важно, чтобы оставалась часть новых бизнесов, которые решат развиваться самостоятельно и бросить вызов существующим гигантам в борьбе за новые рынки – именно такие компании и смогут стать новыми глобальными чемпионами. Задача НТИ в том, чтобы именно таких компаний было как можно больше, и чтобы у них сохранялся потенциал глобального роста. Как именно этого достичь – предлагаем решить вместе в ближайшие месяцы, мы открыты для идей и предложений. Одним из решений является практика корпоративных спиноффов – крупные корпорации должны научиться создавать свои венчурные фонды и выделять перспективные направления в отдельные бизнес-единицы. Другим – создание «патентных троллей» нового поколения в незанятых нишах. Третьим – практика переноса в страну IP и быстрого выращивания национальных чемпионов под государственный заказ, с заранее заложенной моделью экспорта на азиатские рынки. Варианты есть.

  • Мы сделаем 20 дорожных карт развития – а что дальше? Почему вы считаете, что они будут реализованы?

    Для реализации НТИ мы хотим использовать успешный механизм Национальной предпринимательской инициативы (НПИ), который позволил России существенно улучшить свои позиции в мировых рейтингах делового климата (так, в рейтинге Doing Business Россия показала рекордную динамику, поднявшись с 124-го на 60-е место за 2 года). В основе НПИ лежит следующая модель: дорожные карты по улучшению делового климата формируются при координации АСИ; каждую дорожную карту ведет группа, состоящая из предпринимателей и чиновников, которые следят, чтобы карта не была бюрократически выхолощена. При этом карты НПИ контролируются с самого верхнего уровня власти. Аналогичный механизм заложен в НТИ.

  • А что будет, если Президент не примет дорожные карты НТИ?
  • Из каких денежных ресурсов будет оплачиваться реализация дорожных карт НТИ? Если моему проекту нужно финансирование – как я могу получить его в рамках НТИ?

    НТИ в первую очередь – это люди, а не крыша и не карман. Если для успеха проекта вам нужны государственные деньги, и только – вероятно, вам не стоит участвовать в НТИ.

    Но при этом понятно, что для успеха НТИ должны запускаться новые научные исследования и должна оказываться поддержка высокорисковым технологическим проектам. Поэтому в разработке НТИ участвуют представители РНФ, РАН, РВК, Сколково, Фонда содействия, МОН, МПТ, МЭР которые воплотят приоритеты НТИ в своей политике по поддержке новых проектов.

    Набор институциональных решений, необходимых для запуска рынка, должна вырабатывать сама рабочая группа. Но мы не собираемся превращать это в лоббистский процесс и предопределять те или иные решения. Конечным критерием является возможность сформировать рынок с максимальным потенциалом роста, а не учет интересов отдельных игроков.

  • Если государство начинает НТИ – что будет с уже существующими инициативами и проектами? Должны ли мы отменить действующие государственные программы поддержки технологического развития и закрыть какие-либо из существующих институтов развития?
  • Почему в разработке дорожных карт НТИ не участвуют иностранные специалисты?

    При выработке национальной технологической политики принципиально, чтобы она начиналась на национальном уровне. На следующем шаге мы будем строить системы кооперации и консорциумы с международными партнерами, но на старте этот вопрос преимущественно национальный.

    При создании дорожных карт НТИ мы используем результаты всех основных международных, национальных и корпоративных форсайтов в соответствующих областях. Участники Форсайт-флота по отдельным областям глубоко интегрированы в международный процесс выработки будущих рыночных стандартов.

    В частности, на основе российской инициативы «Форсайт образования 2035» в 2014 году был запущен проект «Глобальное будущее образования» (Global Education Futures), в рамках которого лидеры образования со всего мира формируют видение и глобальные стандарты для развития рынков нового образования, поддерживающих обучение на протяжении всей жизни.

  • Где в НТИ робототехника, Интернет вещей, устойчивое развитие, изменение климата и другие темы, актуальные для современной международной повестки?

    Мы считаем, что целый ряд ошибок в научно-технологическом развитии был связан с некритичным заимствованием западных понятий-мемов, за которыми стояли маркетинговые интересы в продвижении конкретных компаний. Нам принципиально важно соблюдать «семантическую гигиену» и использовать термины, которые указывают на конкретные рынки и технологии, чтобы сосредотачиваться на конкретных областях с потенциалом роста.

    Примером некритического отношения является понятие «умный город с централизованным управлением». Практика показывает, что за этим стоит попытка навязать сверхдорогие технологические решения, в то время как наиболее эффективными оказываются решения, поддерживающие децентрализованное управление с опорой на местные сообщества.

  • Страна находится в сложной геополитической ситуации. Как можно строить технологическое будущее, находясь в изоляции и под санкциями со стороны международного сообщества, в том числе в области технологической кооперации?

    Когда в 1932 году стартовал ракетно-космический проект, страна находилась в существенно менее выгодном положении – и справилась. Даже в самом плохом сценарии мы обречены на то, чтобы обновлять и развивать свою экономику – без этого у нас просто нет будущего.

    Однако мы надеемся, что процесс выработки технологической политики у нас будет происходить в кооперации с крупнейшими странами мира, с которыми у нас нет никакой изоляции, и уже началась работа по ряду стандартов, – это Китай, Индия и другие страны BRICS, а также ряд быстроразвивающихся новых экономик. Но мы надеемся, что наука останется глобальной, и в ней не будут создаваться новые «железные занавесы». В России продолжается ряд проектов, ориентированных на глобальную кооперацию, а не на изоляцию – это программа «5 в топ-100» для ведущих российских университетов, это программа «Глобальное образование» по обучению специалистов в ведущих учебных учреждениях мира с возвратом на родину, проекты Big Science, и другие.

  • Современные технологические стандарты по определению глобальны – как вы собираетесь войти со своими стандартами и почему вас будут слушать?

    Согласно нашему определению, новые рынки отличаются от существующих именно тем, что в них отсутствуют сложившиеся международные технологические стандарты. При этом нужно понимать, что на ряде технологических рынков – в том числе в Интернете, - слишком сильно доминирует позиция США, и это не устраивает многие другие экономики. Общая позиция стран BRICS заключается в том, что стандарты для рынков следующего поколения не должны быть американо- и евро-центричными, и что должны возникать подлинно глобальные стандарты.

    Мы видим актуальность задачи построения подлинно глобальных стандартов для всех стран BRICS. Поэтому мы сразу идем в диалог с ними по этому вопросу, чтобы была возможность взаимно учесть наши национальные интересы – как минимум, в формате «второго стандарта», который может быть построен на принципах открытой архитектуры. Мы не ограничиваем участие в этом диалоге США и стран ЕС, но оно должно происходить на общих правилах. И со временем, весьма вероятно, условием допуска на рынки стран BRICS станет именно способность соответствовать сформулированным стандартам – так же, как это происходит сейчас с допуском на рынки Европейского Союза и Северной Америки.

  • Как соотносится форсайт НТИ и научно-технологический прогноз, который по запросу Министерства образования и науки делает Высшая школа экономики?

    НТИ использует результаты научно-технологического прогноза. Его соавторы работают во всех группах НТИ.

  • В проекте участвуют в том числе предприниматели, которые провалили создание высокотехнологичных производств и принесли инвесторам большие убытки. Почему вы зовете в проект не только успешных, но и разорившихся бизнесменов?

    Самое ценное свойство бизнесмена – его практический опыт, который можно наработать только в бою. Если не выпускать в бой всех единожды проигравших, то бойцов у нас не останется. При этом нужно смотреть на достижения каждого конкретного лидера, в том числе научные и общественные, и на его способность восстанавливаться после поражений.

  • В какой мере НТИ опирается на научно-технологические заделы, которые есть в нашей стране?

    НТИ строит работу из будущего и из потребности рынков. Ставка только на заделы, служившая основой научно-технологической политики в последние десятилетия, уже показала свою неэффективность. Нельзя бесконечно опираться на советский опыт, пришла пора создавать новые заделы там, где их потенциал может быть максимально задействован.

149150 прочтений

Национальная технологическая инициатива (НТИ)

"Технет" - план мероприятий («дорожная карта») Национальной технологической инициативы по развитию кросс-рыночного / кросс-отраслевого направления "Передовые производственные технологии" (ППТ) , которое обеспечит конкурентоспособность отечественных компаний на рынках НТИ и в высокотехнологичных отраслях промышленности.

"Технет" - первая в рамках НТИ дорожная карта, разработанная для развития и эффективного применения "сквозных технологий", в первую очередь, новых производственных технологий.

К передовым производственным технологиям в соответствии с концепцией НТИ, в первую очередь, мы относим: цифровое проектирование и моделирование, включая суперкомпьютерный инжиниринг, новые материалы, в первую очередь, композиционные материалы, метаматериалы, металлопорошки, аддитивные и гибридные технологии, гибкие производственные ячейки / робототехнические комплексы, всевозможные датчики, промышленный интернет, большие данные, технологии виртуальной и дополненной реальности, экспертные системы и искусственный интеллект.

Ключевую роль в Цифровой экономике будут играть Цифровые фабрики - это определенный тип системы бизнес-процессов, способ комбинирования бизнес-процессов, который имеет следующие характеристики:

  • создание цифровых платформ, своеобразных экосистем передовых цифровых технологий; именно платформенный подход позволяет объединить территориально распределенных участников процессов проектирования и производства, повысить уровень гибкости и кастомизации с учетом требований потребителей, и всё это на основе предсказательной аналитики и больших данных;
  • разработка системы цифровых моделей как новых проектируемых изделий, так и производственных процессов; здесь важно подчеркнуть, что цифровые модели должны обладать высоким уровнем адекватности реальным объектам и реальным процессам (здесь уместно говорить про конвергенцию материального и цифрового миров, порождающих синергетические эффекты);
  • цифровизация всего жизненного цикла изделий (от концепт-идеи, проектирования, производства, эксплуатации, сервисного обслуживания и до утилизации); все понимают, что стоимость изменений тем больше, чем позже мы эти изменения вносим, а потому мировая практика показывает, что “центр тяжести” смещается в сторону процессов проектирования, в рамках которых и закладываются характеристики глобальной конкурентоспособности или высокие потребительские требования."

Принципиально важно понимать, что на этапе формирования Цифровой фабрики происходит и формирование новых ключевых компетенций, например:

  • быстрая кастомизация отклика на запросы Рынка или Заказчика,
  • использование системных подходов (“системный инжиниринг” ), когда мы должны в каждый момент времени держать в поле зрения всю Систему, все её взаимодействующие компоненты;
  • формирование многоуровневой матрицы целевых показателей и ограничений как основы нового проектирования, значительно снижающего риски, объемы натурных испытаний и объемы работ, связанных с “доводкой изделий и продукции на основе испытаний”;
  • разработка и валидация (“сравнение с “экспериментами”) математических моделей с высоким уровнем адекватности реальным объектам и реальным процессам - так называемые “умные” модели,
  • управление изменениями на протяжении всего жизненного цикла, наконец,
  • “цифровая сертификация”, основанная на тысячах виртуальных испытаний как отдельных компонентов, так и всей системы в целом.

Для того, чтобы Цифровые фабрики были гармонично встроены в формируемую Цифровую экономику , необходимо комплексно решить ряд задач:

  • в области образования, исследований и разработок: формирование прикладных магистратур (новый принцип - “обучение в ходе выполнения реальных НИОКР”, подготовка “инженерного спецназа”), проведение актуальных проблемно-ориентированных НИОКР, отработка ключевых компетенций в инжиниринговых центрах университетов, в центрах компетенций и инжиниринговых компаниях, в инновационных компаниях малого и среднего бизнеса;
  • формирование цифровой экосистемы как инфраструктуры - создание “испытательных полигонов” как центров сборки, тестирования и эффективного применения передовых мультидисциплинарных и кросс-отраслевых технологий и формирования компетенций мирового уровня;
  • в области “нормативной регуляторики”: совершенствование институциональных условий в области стандартизации и сертификации новых материалов, изделий и продукции, отметим, - с возрастающими объемами “цифровой сертификации” на основе виртуальных испытаний, что отвечает лучшим практикам мировых лидеров.

В рамках первой очереди предлагается одновременно сформировать три испытательных полигона:

  • “университетский” на базе Института передовых производственных технологий СПбПУ как прообраз и генератор Цифровых фабрик для различных отраслей высокотехнологичной промышленности;
  • “производственный” на базе НПО “Сатурн” как прообраз “Умных” фабрик с высокой степенью автоматизации и роботизации трудоемких производственных процессов;
  • “сертификационный” на базе МГУ им. М.В. Ломоносова, Сколтеха и ряда других организаций для отработки современных подходов к сертификации материалов и изделий с высокой долей "цифровой сертификации".

Предстоит сделать много и сделать в достаточно короткие сроки, объективно оценивая темпы развития IV промышленной революции, но у нас в России есть серьёзные научно-технологические заделы, опыт подготовки инженеров, обладающих компетенциями мирового уровня, наконец, опыт проектирования и создания глобально конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.

В частности, во время проведения были представлены результаты работы в парадигме “Фабрик Будущего” по заказам мировых лидеров высокотехнологичной промышленности, как отечественных, так и зарубежных компаний.

Помощник президента России А.Р. Белоусов о "Фабриках будущего". (Интервью после заседания президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России, которое прошло в СПбПУ 24 июня 2016 года).

В первую очередь, я имею ввиду уникальный опыт работы с немецким автопромом в рамках концепции Индустрии 4.0 с 2011 года, подчеркну - фактически, с момента запуска этой программы.

Именно этот опыт послужил основой для успешной реализации совместно с головным исполнителем ФГУП НАМИ проекта “Единая модульная платформа” (проект “Кортеж”) , в рамках которого, а фактически, в рамках концепции Цифровой фабрики , были применены многие подходы, передовые технологии и уникальные компетенции, о которых я говорил ранее.

Именно сформированная Цифровая фабрика и обеспечила получение в июне 2016 года с первой попытки (!) высшего балла (!) по пассивной безопасности во время испытаний седана на независимом полигоне (!) в Берлине. Но для получения такого результата “практически с нуля”, за 1,5 года, и были разработаны и впервые применены принципиально новые подходы “проектирования на основе моделирования”, в процессе которого одновременно учитывалось около 30 000 целевых показателей и ограничений, были выполнены тысячи виртуальных испытаний на основе разработанных уникальных “умных” моделей, впервые полностью разработана “цифровая рабочая конструкторская документация”, наконец, выполнена “цифровая сертификация” в соответствии с мировыми требованиями.

Комментарий Д.В. Мантурова о проекте "Кортеж" и Фабриках будущего в рамках .

Именно эта Цифровая фабрика СПбПУ и положена в основу для дальнейшего масштабирования и тиражирования, учитывая, что применяемые подходы являются инвариантными, а передовые технологии - “сквозными”, то есть применимыми практически во всех отраслях высокотехнологичной промышленности.

В частности, совместно с Агентством стратегических инициатив, Российской венчурной компанией, Фондом содействия инновациям, Фондом “Сколково”, Минпромторгом России, Минобрнауки России, Агентством технологического развития проработаны многие вопросы масштабирования и тиражирования лучших практик и уже начата реализация проектов в рамках концепции “Фабрик Будущего”.

К указанным предприятиям в рамках направления "Технет" НТИ готовы присоединиться и другие корпорации, предприятия малого и среднего бизнеса, университеты, наконец, целые регионы - - здесь я бы отметил, в первую очередь, глубокую заинтересованность Республики Татарстан, в которой под председательством Президента РТ Рустама Нургалиевича Минниханова было проведено , где рассматривались вопросы реализации "Технет" НТИ.

Что для этого нужно?

В кратчайшее время приступить к реализации ДК "Технет" НТИ , учитывая цели "дорожной карты":

    формирование комплекса ключевых компетенций в Российской Федерации, обеспечивающих интеграцию передовых производственных технологий (ППТ) и бизнес-моделей для их распространения в качестве "Фабрик Будущего" первого и последующего поколений;

    создание глобально конкурентоспособной кастомизированной / персонализированной продукции нового поколения для рынков НТИ и высокотехнологичных отраслей промышленности

и задачи "дорожной карты":

    создание инфраструктуры для развития комплекса ключевых компетенций для Фабрик Будущего;

    реализация комплекса ключевых компетенций путем создания глобально конкурентоспособных компаний на рынках НТИ и в высокотехнологичных отраслях промышленности;

    долгосрочное планирование развития передовых производственных технологий и связанных с ними бизнес-моделей;

    формирование экосистемы создания, привлечения, развития и передачи лучших в своем классе технологий;

  • создание законодательных и институциональных условий для развития передовых производственных технологий,

что позволит сформировать экосистему Цифровых фабрик и на основе реализации системы мероприятий получить указанные эффекты от внедрения Цифровых фабрик .

Презентация А.И. Боровкова "О дорожной карте "Технет" (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы - (.pdf, 1,18 МБ)

Первоочередные мероприятия по реализации дорожной карты в 2017-2019 годах:

    Запуск испытательных полигонов, в том числе на базе Института передовых производственных технологий СПбПУ и на базе НПО "Сатурн";

    Запуск пяти "Фабрик будущего" в высокотехнологичных отраслях промышленности;

    Запуск системы акселерации компаний в области передовых производственных технологий и создание центров экспериментально-цифровой сертификации;

    Создание Национального Центра тестирования, верификации и валидации программного обеспечения в области компьютерного и суперкомпьютерного инжиниринга, Национального сетевого Центра реверсивного инжиниринга и прототипирования и Центров трансфера ППТ, исследований, обучения и поддержки экспорта "Технет" НТИ (в Китае и Европе);

Согласно дорожной карте, к 2035 году будет создано 40 "Фабрик будущего".

На первых этапах дорожная карта охватит не менее восьми отраслей промышленности. Активными потребителями продуктов и разработок, создаваемых на полигонах "Технет", станут компании транспортных рынков ("Автонет", "Аэронет" и "Маринет").

«Ряд проектов уже реализуется. В автомобилестроении - это проектирование и производство принципиально нового автомобиля "УАЗ-Патриот 2020", а также . В судостроении выделяется проект Балтийского завода - самый большой атомный ледокол в мире 22220 "Арктика". В атомной энергетике перспективные проекты ведет Росатом, внедряющий инновационные системы управления сложнейшими инженерными объектами. Несколько других проектов относятся к авиастроению и ракетно-космической отрасли».

Заместитель Министра промышленности и торговли России

  • Презентация В.С. Осьмакова "О дорожной карте "Технет" - (.pdf, 1,56 МБ)
  • Презентация В.А. Швецова "Проект "Цифровая платформа УАЗ" - (.pdf, 1,08 МБ)

История развития направления "Технет" НТИ

Национальная технологическая инициатива - программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году.

4 декабря 2014 года в своем Послании Федеральному собранию Владимир Путин обозначил Национальную технологическую инициативу одним из приоритетов государственной политики.

«На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада».

В.В. Путин,

«Форсайт-флот 2015». Ключевая точка проектирования и сборки дорожных
карт НТИ в 2015 году.

Проректор по перспективным проектам, научный руководитель Института передовых производственных технологий СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ профессор А.И. Боровков в инициативном порядке совместно с коллегами из «НПО «Сатурн» и Фонда «Сколково» сформировал единственную рабочую группу, посвященную технологиям будущего - TechNet

С мая 2015 года ведется большая системная работа в рамках Национальной техноло-гической инициативы (НТИ) . Экспертами была сформирована Матрица НТИ , объединяющая рынки, технологии, инфраструктуру и институты.

Матрица НТИ объединяет ключевые понятия :
рынки, технологии, инфраструктура / ресурсы и институты. Источник: asi.ru

Ключевой точкой проектирования и сборки дорожных карт НТИ в 2015 году стал «Форсайт-флот» .

В течение 5 дней свыше 600 участников - технологических предпринимателей, венчурных инвесторов, ученых, представителей образовательной среды и институтов развития, деловых и общественных объединений, лидеров предприятий реального сектора экономики, федеральных органов исполнительной власти - проектировали перспективные рынки и разрабатывали «дорожные карты» появления на этих рынках российских технологических компаний - национальных чемпионов к 2035 году.

Проректор по перспективным проектам СПбПУ, научный руководитель Института передовых производственных технологий А.И. Боровков был активным участником "Форсайт-Флота-2015", на котором в инициативном порядке совместно с коллегами из ОАО «НПО «Сатурн» и Фонда «Сколково» сформировал единственную рабочую группу, посвященную технологиям будущего - группа получила наименование TechNet и была позиционирована как центральная и технологическая часть рынков будущего: AeroNet , AutoNet , MariNet , EnergyNet , NeuroNet , SafeNet , HealthNet , FoodNet , FinNet .

А.И. Боровков - интервью с "Форсайт-флота", где были сформированы рынки будущего, в том числе, сформирована рабочая группа TechNet

Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

На заседании президиума Совета, посвященном рассмотрению вопроса "О разработке и реализации Национальной технологической инициативы", проф. А.И. Боровков был представлен лидером рабочей группы TechNet

Следующим знаковым событием в развитии НТИ стало прошедшее 9 июня 2015 года заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, где было озвучено, что системообразующими документами НТИ станут дорожные карты, нацеленные на формирование перспективных технологических рынков.

Было обозначено, что дорожные карты должны включать обоснование выбора таких рынков, перечень целевых показателей к 2035 году и необходимое обеспечение для достижения показателей. Ответственным за разработку карт назначено Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, функции проектного офиса закреплены за ОАО «Российская венчурная компания». Дополнительно при президиуме Совета по модернизации и инновационному развитию России создана специальная межведомственная рабочая группа во главе с заместителем председателя Правительства А. В. Дворковичем и помощником Президента А. Р. Белоусовым.

На заседании президиума Совета, посвященном рассмотрению вопроса "О разработке и реализации Национальной технологической инициативы", проф. А.И. Боровков был представлен лидером рабочей группы TechNet (Передовые производственные технологии, ППТ) , а за рабочей группойбыли закреплены базовые технологии:

  • Цифровое проектирование и моделирование;
  • Новые материалы;
  • Аддитивные технологии.


Сессия стратегического планирования в Рыбинске на площадке "НПО "САТУРН"

В рамках рабочей группы TechNet (ППТ) сформирован Проектный Консорциум, в который вошли Фонд "Центр стратегических разработок", Сколковский институт науки и технологий, ИППТ СПбПУ, включая Инжиниринговый центр СПбПУ, группа компаний CompMechLab®, Фонд "Сколково", "НПО "Сатурн", "НИАЭП", Российское технологическое агентство, "Датадванс" и ряд других организаций и компаний. Основная задача - реализация долгосрочного видения "Фабрик Будущего" до 2035 года.

II Форум развития региональных инновационных экосистем России «Экосистема инноваций»

Представлен проект дорожной карты развития передовых производственных технологий ("Фабрики будущего"), проекты испытательных площадок «Фабрик будущего».

Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России

Проректор по перспективным проектам, научный руководитель ИППТ СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ профессор А.И. Боровков утвержден соруководителем рабочей группы "Технет" Национальной технологической инициативы.

Заседание президиума Совета при президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России

Заседание, посвященное потенциалу высших учебных заведений при реализации Национальной технологической инициативы (НТИ), провел Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев. Совещание состоялось в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого.

Форум стратегических инициатив, посвященный формированию концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2035 года

Национальная технологическая инициатива (НТИ) - это долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет. Реализация программы предполагает формирование групп единомышленников из технологических предпринимателей, представителей ведущих университетов и исследовательских центров, крупных деловых объединений России, институтов развития, экспертных и профессиональных сообществ, а также заинтересованных органов исполнительной власти. При этом НТИ формирует новые и усиливает действующие программы поддержки научно-технологического развития, обеспечивая формирование и трансляцию запросов со стороны потенциальных лидеров новых рынков в систему государственного управления.

НТИ концентрируется на новых глобальных рынках , которые сформируются через 15–20 лет. Большинство рынков будут иметь сетевую природу (наследовать подходы, которые существуют в Интернете, или использовать инфраструктуру Сети). Новые рынки будут ориентированы на человека как конечного потребителя, расстояние между производителем и потребителем на них будет минимальным. Россия в рамках НТИ сфокусирует внимание на тех рынках, в которых есть возможность создать отрасли нового технологического уклада, значимых с точки зрения обеспечения национальной безопасности и высокого уровня жизни граждан.

Отличительная особенность НТИ состоит в том, что содержательная часть перечня мер по достижению Россией лидерства на новых рынках формулируется самим высокотехнологичным бизнесом . По каждому рыночному направлению формируется Рабочая группа, которую возглавляет уже состоявшийся технологический предприниматель, профессионал в соответствующей тематической области, и профильный заместитель министра ответственного федерального органа исполнительной власти. В состав Рабочей группы НТИ входят представители бизнеса, научного и образовательного сообществ, органов исполнительной власти и другие заинтересованные участники.

В настоящее время действуют 12 рабочих групп, у которых в проработке находятся «дорожные карты» по развитию девяти перспективных рынков и трех кросс-рыночных направлений, одним из которых является Кружковое движение НТИ . Деятельность кружкового движения НТИдолжно привести к появлению компетентных специалистов в различных группах технологий, которые могут обеспечить развитие новых рынков НТИ до 2035 года.

Дорожная карта «Кружковое движение» НТИ

Состав рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы

Земцов Д.И. – лидер (соруководитель) рабочей группы, проректор по развитию Дальневосточного Федерального университета

Синюгина Т.Ю. – соруководитель рабочей группы, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

Сапрыкина В.В. – ответственный секретарь рабочей группы, директор программ и проектов НТИ

Анисимов Н.Ю. – ректор Дальневосточного Федерального университета

Асонов И.Е. – координатор взаимодействия с программами образовательного центра «Сириус», программный директор Научного парка «Сириус»

Бухало А.Б. – член Общественной палаты, представитель общероссийской общественной организации «Молодая инновационная Россия»

Кравченко Д.Б. – депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию

Курмышев И.Н. – директор по развитию технологических партнерств АО «РВК»

Насибулин М.М. – руководитель программы инкубации Фонда Сколково

Недорослев С.Г. – сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

Нуралиев Б.Г. – директор ЗАО «1С Акционерное общество»

Потехина И.П. – заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

Пронькин В.Н. – первый заместитель генерального директора Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело»

Ракова М.Н. – генеральный директор Фонда новых форм развития образования

Светушкова А.А. – вице-президент по социальному направлению «Рыбаков Фонд»

Семенов А.Л. – академик РАН

Уразов Р.Н. – генеральный директор Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия»»

Федосеев А.И. – президент Ассоциации участников технологических кружков

Шадрин А.Е. – директор Департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации

Шишкин Д.А. – директор департамента инфраструктурных проектов Госкорпорации «РОСКОСМОС»

Ященко И.В. – директор Центра педагогического мастерства

- Долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет.

Принципы

  1. Национальная технологическая инициатива существенным образом отличается от других российских национальных проектов своими принципами, поэтому знакомство с ними играет важную роль в понимании всей программы.
    Во-первых, это программа объединяет людей, а не организации. НТИ изначально строится как широкое коалиционное действие, предполагающее формирование проектных групп из технологических предпринимателей, представителей ведущих университетов и исследовательских центров, крупных деловых объединений России, институтов развития, экспертных и профессиональных сообществ, а также заинтересованных органов исполнительной власти.
  2. Во-вторых, с точки зрения развития и продвижения НТИ включает новые глобальные высокотехнологичные рынки, борьба за лидерство на которых состоится на горизонте ближайших 20 лет в процессе цифровизации мировой экономики. Именно в этих направлениях у талантливых российских технологических предпринимателей есть наибольшие шансы на успех. При текущей мировой конъюнктуре попытка догнать мировых лидеров на уже сложившихся рынках или использовать их бизнес-модели для русскоязычной аудитории признана бесперспективной.
  3. В-третьих, значительная роль в программе отведена компаниям с «геном НТИ» - коллективам талантливых единомышленников, способных эффективно справиться с глобальными технологическими вызовами, именно поэтому с точки зрения образования приоритетный фокус внимания сосредоточен на опережающей подготовке талантливых исследователей, инженеров и предпринимателей в сфере деятельности НТИ.
  4. В-четвертых, с точки зрения науки и технологий программа направлена на формирование в нашей стране реального научно-технического задела по направлениям НТИ, а не на превращение государственных грантов в формальные отчеты.
  5. В-пятых, государство не является лидером в настоящей программе, определяющим логику стратегического маневра на новых рынках. Эта функция отведена отечественному высокотехнологичному бизнесу, компаниям с «геном НТИ». Государство здесь принимает участие как сервисная организация, помогая высокотехнологичному бизнесу ускорить темпы его развития в перспективных направлениях как внутри страны, так и на мировых рынках. Кроме того, НТИ, будучи национальной программой, не отрицает необходимость международного сотрудничества, а напротив - поддерживает данное направление работы. Кооперация с международными партнерами - залог успеха отечественных высокотехнологичных компаний в мире глобальных технологий.

Матрица НТИ

Для отечественных высокотехнологичных компаний матрица НТИ работает по принципу улитки (или по принципу спирали) – компании, работающие на глобальных рынках НТИ, могут разрабатывать и использовать перспективные технологии совместно с российским научным сообществом и компаниями из смежных сфер деятельности, пополнять свой штат талантливыми специалистами, заранее подготовленными государством для перспективных рынков НТИ, а также воспользоваться целым набором государственных сервисов, адаптированных под потребности компаний НТИ.

Данный подход позволит объединить усилия представителей бизнеса, научного и образовательного сообщества, государства, международных партнеров и всего общества в интересах развития новых высокотехнологичных отраслей отечественной экономики.