Цели государственной стратегии экономической безопасности рф. Государственная стратегия экономической безопасности российской федерации

11.09.2020

Благополучие в сфере экономики - главное условие функционирования государства. Наличие в Российской Федерации стабильной системы позволит сохранять конкурентные позиции на мировом рынке. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России играет важнейшую роль, поэтому предлагаю рассмотреть этот вопрос подробно. Начнём с основного понятия.

Понятие экономической безопасности

Под национальной экономической безопасностью понимается защищенность экономики страны от внешних и внутренних факторов, неблагоприятно воздействующих на экономическое функционирование, подрывающих уровень жизни населения. Это главный элемент национальной безопасности.

Существуют 3 основных принципа:

  • независимость : формируется уровень экономики, позволяющий наименьшим образом зависеть от других государств и мирового рынка;
  • стабильность : устойчивость, исключение кризисов, социальных потрясений, криминала;
  • устойчивый рост национальной экономики : совершенствование системы, создание условий для работы граждан, снижение уровня безработицы, разработка уникальных продуктов, развитие промышленности.

Концепция

Концепция экономической безопасности России представляет собой комплекс положений, направленных на поддержание стабильности и роста экономических показателей, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан и сохранения надёжного статуса государства на международном рынке. Поддержание экономической устойчивости напрямую влияет на общую национальную безопасность. Именно поэтому при возникновении политических конфликтов первый удар всегда приходится по экономике.

Стратегия экономической безопасности России до 2030 года является документом, который приказал утвердить президент РФ Владимир Путин в 2017 году. В ней содержатся главные цели и задачи экономической политики, направленные на поддержание финансовой безопасности. Реализация стратегии должна полностью наладить обстановку в стране и на мировом рынке, несмотря на сложные международные отношения с некоторыми государствами.

Виды безопасности

Нельзя воспринимать экономическую безопасность как нечто абстрактное. Поддержание безопасного уровня подразумевает принятие конкретных мер в определённых сферах. Отсюда выделяются главные виды экономической безопасности России.

  • Финансовая . Состояние, когда государство способно гарантировать условия функционирования гос. учреждений, создавать благоприятные условия для развития рыночной экономики, создавать благополучные условия для граждан, снижать уровень безработицы. Необходимо контролировать бюджеты (государственный, консолидированный), уровень государственного долга, финансовые рынки, платёжный баланс и другие структурные элементы.
  • Энергетическая . Подразумевается состояние топливно-энергетических отраслей. Необходимо обеспечить надёжное энергоснабжение для успешного развития всех регионов страны.
  • Оборонная . Отражает готовность армии сдерживать внешние угрозы и противостоять им.
  • Оборонно -промышленная. Поддержание военной безопасности, готовность к самому неблагоприятному исходу международных отношений.
  • Информационная . Комплекс мер, направленных на поддержание защиты информации, правильного представления данных. Любая утечка или ложные данные ведут к усугублению обстановки. Также безопасность информации предполагает противостояние мошенническим действиям.

Основные показатели

Существует система показателей, способных наглядно охарактеризовать безопасность в стране. Она отличается многосторонностью, взаимосвязью элементов. Показатели отображают один процесс с разных сторон. Всего можно насчитать около 150 показателей, которые объединяются в 4 группы:

  • производственно-экономические (ВВП, дефлятор ВВП, чистый национальный продукт, доход (чистый и использованный), экономический рост;
  • финансово-экономические (платёжный баланс, госбюджет, дефицит, инвестирование, денежные показатели);
  • социально-экономические (занятость, безработица, прожиточный минимум, бедность + её верхний и нижний пороги, инфляция, индекс цен и пр.);
  • политические (легитимность власти).

Показатели экономической безопасности России не являются стабильными. Задачей опытных аналитиков становится поиск взаимосвязей, который помогает выявить закономерности и дать новые идеи для реализации на законодательном уровне.

Главные задачи

Проблемы обеспечения экономической безопасности России решаются следующим образом:

  • грамотная аналитика и выявление слабых мест в экономике страны, многогранное изучение вопроса на основе опыта прошлых лет (в т. ч. в других государствах);
  • прогнозирование : предполагает анализ риска появления угроз безопасности, даётся детальный прогноз возможных исходов;
  • разработка долгосрочной стратегии и конкретных мероприятий по снижению угроз;
  • создание независимых источников , включая научную и технологическую сферу;
  • нормализация и поддержка благоприятных международных отношений ;
  • разработка и улучшение законодательной базы в сфере экономики;
  • формирование финансовой независимости : снижение долга перед другими странами, отказ от кредитов.

Это далеко не весь перечень задач, но здесь представлено самое необходимое.

Угрозы экономической безопасности

Существуют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. Это явления и процессы, оказывающие негативное влияние на экономику в государстве, ограничивают интересы общества и отдельного гражданина, разрушают национальные ценности и общественные устои.

Внутренние

К внутренним угрозам относятся:

  • интенсивное расслоение общества - превышение уровня доходов высокообеспеченных граждан над уровнем менее обеспеченных;
  • криминализация - теневая экономика как угроза экономической безопасности России становится всё более опасной проблемой, коррупция среди чиновников и различных структур, по больше части государственных, также на высоком уровне;
  • разрушение потенциала в сфере науки и техники - в других странах затраты в данной сфере гораздо больше.

Коррупция как угроза экономической безопасности России представляет собой наиболее серьёзную внутреннюю проблему. Из-за коррумпированных представителей государственных и некоторых частных структур происходит огромная утечка бюджета, что крайне отрицательно сказывается на экономике нашей страны. Коррупция затрагивает практически все сферы жизни, начиная от здравоохранения, заканчивая оборонной промышленностью.

Внешние

Современные угрозы экономической безопасности России с внешней стороны выглядят следующим образом:

  • утечка интеллектуального потенциала - учёные и высококвалифицированные специалисты активно уезжают за рубеж, где имеют лучшие условия развития, нежели в России;
  • утечка капитала - средства нелегально утекают за границу;
  • импортная зависимость - относительно продовольствия и потребительских товаров Россия сильно зависима от западных стран, граждане привыкли пользоваться импортной продукцией, проблемы с импортозамещением крайне актуальны.

Внешняя политика является особенным фактором, т. к. её крайне сложно контролировать, всё зависит от коллег государства, особенно западных. Обострение ситуации в Сирии и на Украине, присоединение Крыма - всё это вызвало бурную реакцию в мире, РФ попадает под санкции. Экономические взаимоотношения между странами - первое, что попадает под угрозу, поэтому необходимо думать об импортозамещении и принятии новых мер, направленных на нормализацию внешнеполитической ситуации. Необходимые меры по нейтрализации угроз экономической безопасности России должны приниматься решительно и быстро, но главное - разработка стратегий в экономике.

Перспективы развития и повышения уровня безопасности

Минэкономразвития разработало концепцию, одним из главных ориентиров которой стало восстановление статуса мировой экономической державы. Россия должна стать одним из главных государств, выйти на уровень высокоиндустриальных стран. По уровню ВВП необходимо войти в шестёрку мирового топа, а также значительно увеличить уровень благосостояния среди населения. Неотъемлемой часть. Этого плана становится доминирование в научной, технологической и финансовой сфере.

Современное состояние экономической безопасности России оставляет желать лучшего, поэтому решением проблемы становится переход от экспортно-сырьевого развития к инновационному. Преимущества в науке, образовании и технологиях становятся решающим фактором, способствующим экономическому развитию. Важно сделать прорыв в отраслях, являющихся основной специализацией РФ на мировом рынке. 4 основных стратегии:

  1. конкуренция в энергетике, транспорте, аграрном секторе;
  2. формирование мощного НТК;
  3. диверсификация нац. хозяйства;
  4. развитие рынка, предпринимательства, обеспечение на законодательном уровне.

Тенденции развития создают и определённые риски. Перспективы зависят от объективных условий развития мирового хозяйства и субъективных - процессов, происходящих на мировой арене и в отдельных регионах РФ. Экономическая безопасность России 2018 года всё ещё оставляет желать лучшего, поэтому ищутся новые партнёры, экономика постепенно развивается. Стратегия до 2030 года должна помочь в решении множества проблем.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ЭКОНОМИКА / STATE STRATEGY / ECONOMIC SECURITY / FEDERAL LAW / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Бурмистрова Алевтина Анатольевна, Кондрашова Инна Сергеевна, Родионова Наталия Константиновна

Российская Федерация испытывает непростой исторический период становления новейших социально-экономических взаимоотношений. Переход к новым формам государственного управления совершается в условиях постоянного недостатка и двойственности правовой основы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в мире действий. В международных отношениях Российская Федерация встречается со стремлением промышленно развитых государств, больших зарубежных корпораций использовать обстановку в Российской федерации и странах участниках Содружества Независимых Государств (СНГ) в своих финансовых и политических интересах. Все это без исключения создает особо значительную целеустремленную деятельность по обеспечению финансовой защищенности государства и её граждан на основе общей государственной стратегии . Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является сложной составляющей государственной безопасности Российской Федерации в целом. Она нацелена на реализацию экономических переустройств в ближайшие три-пять лет. Государственная стратегия формирует и конкретизирует соответствующие утверждения разрабатываемой концепции национальной безопасности России с учетом государственных заинтересованностей в области экономики . Стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика категории и инструменты государственного регулирования экономики должны находиться во взаимозависимости и взаимодействии друг с другом. С одной стороны, стратегия экономической безопасности часть экономической политики отражает ее стратегические целевые ориентиры, желаемое качество регулируемой макроэкономической системы. С другой стороны, оценки количественных параметров, характеризующие желаемое состояние экономики , определяют ограничения на использование тех методов проведения экономической политики, возможные результаты применения которых способны снизить уровень экономической безопасности . В данной статье рассматриваются основные цели и задачи разработки государственной стратегии экономической безопасности РФ. Представлены принципы в соответствии с которыми разработана государственная стратегия .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Бурмистрова Алевтина Анатольевна, Кондрашова Инна Сергеевна, Родионова Наталия Константиновна

  • Формирование национальной платежной системы как одно из направлений обеспечения экономической безопасности государства

  • Теневая экономика как угроза экономической безопасности государства

    2016 / Бурмистрова Алевтина Анатольевна, Кондрашова Инна Сергеевна, Родионова Наталия Константиновна
  • Фиктивная и криминальная экономическая деятельность как угроза экономической безопасности России

    2017 / Бурмистрова Алевтина Анатольевна, Родионова Наталия Константиновна, Моисеев Павел Сергеевич
  • Обоснование новых мер по защите национальных интересов России в современной мировой экономике

    2015 / Климова Дина Николаевна, Кондрашова Инна Сергеевна
  • Экономическая безопасность в условиях глобализации: угрозы и возможности

    2014 / Климонова Анастасия Николаевна, Юрина Елена Александровна
  • Ключевые направления производства удобрений в Тамбовской области

    2014 / Свиридова Анна Ивановна, Родионова Наталия Константиновна, Бурмистрова Алевтина Анатольевна
  • Основные подходы к исследованию понятий «Экономическая безопасность» и «Экономическая безопасность государства»

    2014 / Климонова Анастасия Николаевна
  • Модернизация региональной инфраструктуры развития сельского хозяйства

    2012 / Родионова Наталия Константиновна, Кондрашова Инна Сергеевна, Бурмистрова Алевтина Анатольевна
  • О стратегии экономической безопасности

    2016 / Казанцев Сергей Владимирович

The Russian Federation tests the difficult historical period of formation of the latest social and economic relationship. Transition to new forms of public administration realizes in the conditions of a constant lack and duality of the legal basis governing the economic relations, lags of the legislation from the actions which are really happening in the world. In the international relations the Russian Federation meets aspiration of industrially developed states, big foreign corporations to use a situation in the Russian Federation and the countries participants of the Commonwealth of Independent States (CIS) in the financial and political interests. All this without exception creates especially considerable purposeful activities for ensuring financial security of the state and its citizens on the basis of the general state strategy . The state strategy of economic security of the Russian Federation is the difficult making state security of the Russian Federation in general. It aims at realization of economic reorganizations in the next three-five years. The state strategy forms and concretizes the corresponding approvals of the developed concept of national security of Russia taking into account the state interest in the field of economy . Strategy of economic security and the state economic policy categories and instruments of state regulation of economy have to be in interdependence and interaction with each other. On the one hand, strategy of economic security part of economic policy reflects its strategic target reference points, desirable quality of adjustable macroeconomic system. On the other hand, the estimates of quantitative parameters characterizing desirable state of the economy define restrictions for use of those methods of carrying out economic policy, possible results which applications are capable to reduce the level of economic security . In this article authors considered main objectives and problems of development of the state strategy of economic security of the Russian Federation and presented the principles according to which the state strategy is developed.

Текст научной работы на тему «Государственная стратегия экономической безопасности РФ: цели, задачи, принципы»

УДК 330.101 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-3-48-52

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ

БУРМИСТРОВА АЛЕВТИНА АНАТОЛЬЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

КОНДРАШОВА ИННА СЕРГЕЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

РОДИОНОВА НАТАЛИЯ КОНСТАНТИНОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Российская Федерация испытывает непростой исторический период становления новейших социально-экономических взаимоотношений. Переход к новым формам государственного управления совершается в условиях постоянного недостатка и двойственности правовой основы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в мире действий. В международных отношениях Российская Федерация встречается со стремлением промышленно развитых государств, больших зарубежных корпораций использовать обстановку в Российской федерации и странах - участниках Содружества Независимых Государств (СНГ) в своих финансовых и политических интересах. Все это без исключения создает особо значительную целеустремленную деятельность по обеспечению финансовой защищенности государства и её граждан на основе общей государственной стратегии. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является сложной составляющей государственной безопасности Российской Федерации в целом. Она нацелена на реализацию экономических переустройств в ближайшие три-пять лет. Государственная стратегия формирует и конкретизирует соответствующие утверждения разрабатываемой концепции национальной безопасности России с учетом государственных заинтересованностей в области экономики. Стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика - категории и инструменты государственного регулирования экономики -должны находиться во взаимозависимости и взаимодействии друг с другом. С одной стороны, стратегия экономической безопасности - часть экономической политики - отражает ее стратегические целевые ориентиры, желаемое качество регулируемой макроэкономической системы. С другой стороны, оценки количественных параметров, характеризующие желаемое состояние экономики, определяют ограничения на использование тех методов проведения экономической политики, возможные результаты применения которых способны снизить уровень экономической безопасности. В данной статье рассматриваются основные цели и задачи разработки государственной стратегии экономической безопасности РФ. Представлены принципы в соответствии с которыми разработана государственная стратегия.

Ключевые слова: государственная стратегия, экономическая безопасность, Федеральный закон, экономика

Государственная стратегия экономической безопасности РФ заключается в восстановлении в России экономического роста на новой основе и с помощью новых институтов рыночной экономики, обеспечения гарантированной защиты национальных интересов, социальной направленности политики, достаточного оборонного потенциала даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации обусловливается тем, что

она и на сегодняшний день владеет высокоразвитым производственным потенциалом, но развитие ее зависит от того пути, по которому она пойдет.

Первый курс наиболее тяжелый, ведущий к прогрессу. Он подразумевает политическое предвидение, административную свободу, потребует применения абсолютно всех внутренних ресурсов (это обозначает неминуемое повышение общественной напряженности). Этот курс связан с непростой перестройкой элементов финансового

контроля, приведением их в соответствие со структурой гражданского сообщества.

Второй курс подразумевает применение ресурсов, поступающих извне. Неизбежное следствие (и условие) - ослабление контроля, пренебрежение интересами экономической безопасности страны. Такой конкретизации способствует классификация угроз экономической безопасности Российской Федерации, которая представлена в разделе о государственной стратегии экономической безопасности Закона РФ «О безопасности», где говорится об отсутствии иллюзий относительно общего характера этих угроз у субъектов государственно-политического управления .

На первый план ставятся трудности, сопряженные с ростом общественных отклонений (девиаций) и социально-политических явлений. В ситуациях упадка к давним противоречиям, рождающим социальные девиации, прибавилось большое число новейших.

Современная Российская Федерация представляет собой безупречную совокупность абсолютно всех условий: состояния экономики, резкой общественной дифференциации и поляризации, экономического упадка, общественной дезорганизации, «смены вех» в идеологии и т. п.

Цель Государственной стратегии экономической безопасности России - это предоставление такого формирования экономики, при котором организовались бы приемлемые требование для существования и формирования личности, социально-экономической и военно-политической устойчивости сообщества и сбережения единства страны, эффективного противоборства воздействию внутренних и внешних угроз. Почти ни один из вопросов, стоящих перед государством, как внутри государства, так и в международном плане, нельзя разрешить без обеспечения экономической безопасности.

Реализация Государственной стратегии обязана сформировать требуемые условия с целью достижения единых целей государственной безопасности. В частности, гарантировать:

1) защиту гражданских прав жителей, увеличение уровня и качества жизни населения, гарантирующих социальное общество в государстве и умиротворение в мире;

2) эффективное разрешение внутренних политических, финансовых и общественных вопросов, отталкиваясь от государственных интересов;

3) активное воздействие на движения в обществе, касающиеся в том числе государственные интересы Российской Федерации.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации считаются: личность, социум,

правительство и ключевые компоненты экономической концепции, в том числе и концепция институциональных взаимоотношений при муниципальном регулировании финансовой деятельности.

Государственная стратегия экономической безопасности включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности факторов и условий, формирующих угрозу для жизненно значимых экономических интересов личности, сообщества и страны.

2. Установление критериев и параметров, определяющих государственный круг интересов в сфере экономики и соответствующих условиям экономической безопасности РФ.

3. Развитие экономической политики, институциональных переустройств и требуемых элементов, ликвидирующих либо смягчающих воздействие условий, которые подрывают стабильность государственной экономики.

4. Установление и наблюдение условий, подрывающих стабильность социально-экономической концепции страны, в краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу .

В целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую:

обеспечение устойчивости макроэкономической ситуации, стимулирование темпов роста экономики, превышающих аналогичные показатели развитых государств, поддержку реального сектора экономики ;

Повышение эффективности и качества государственного управления экономикой, снижение издержек и неэффективных бюджетных расходов, борьбу с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, повышение эффективности управления принадлежащими государству активами;

Укрепление финансовой системы, обеспечение ее суверенитета, устойчивости валютного курса рубля, оптимизацию валютного регулирования и контроля, снижение инфляции, развитие национальной инфраструктуры финансовых рынков, снижение банковских ставок, повышение уровня прямых инвестиций, доступности кредитования за счет «длинных» денег, привлечение внутренних накоплений, деофшоризацию экономики, возврат российского капитала и сокращение его вывоза за рубеж;

A. A. BURMISTROVA, I. S. KONDRASHOVA, N. Ж. RODЮNOVA

обеспечение сбалансированности бюджетной системы и совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации;

Повышение привлекательности российской юрисдикции, совершенствование условий для предпринимательской деятельности, развитие конкуренции, выработку новых подходов к деятельности органов государственного контроля (надзора), обеспечение стабильности налоговой и правовой систем, гарантированную защиту права частной собственности и выполнения договоров;

Осуществление рационального импорто-замещения, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, ускоренное развитие агропромышленного комплекса и фармацевтической промышленности;

развитие новых высокотехнологичных отраслей, укрепление позиций в области освоения космоса, ядерной энергетики, возвращение лидерства в традиционных промышленных отраслях (тяжелое машиностроение, авиа- и приборостроение), восстановление электронной и легкой промышленности, судо- и станкостроения, а также системы статистической оценки уровня технологического состояния отраслей экономики;

Развитие оборонно-промышленного комплекса страны как двигателя модернизации промышленного производства, обновление производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса на новой технологической основе, совершенствование их кадрового потенциала и выпуск ими востребованной продукции гражданского назначения;

создание стратегических резервов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и потребностей экономики страны на долгосрочную перспективу;

Формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры и роста уровня транспортной связности Российской Федерации, создание транспортных коридоров и мультимодальных транспортно-логистических узлов, увеличение объема и повышение качества дорожного строительства ;

Расширение использования инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики, завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур, особенно в Арктике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развития Северного морского

пути, Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей;

Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов;

Сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала;

Обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов, в том числе иностранных граждан, с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, совершенствование миграционного учета, обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах;

Развитие международных деловых контактов, привлечение иностранных инвестиций и технологий, реализацию совместных проектов, расширение рынков сбыта российской продукции, противодействие попыткам иностранных государств регулировать мировые рынки исходя из их политических и экономических интересов .

Государственная стратегия экономической безопасности России должна разрабатываться, приниматься и реализовываться в соответствии с принципами структурирования элементов экономической безопасности на основе метода системного подхода; консолидированности; эффективности государственного регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности; долгосрочности; внутренней непротиворечивости элементов системы экономической безопасности.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации должна устанавливать (или предполагать) систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, направленных на обеспечение экономической безопасности .

Экономическая безопасность - это положение экономики, при котором поддерживается надежный экономический рост, удовлетворяются нужды населения и существует результативное руководство. Обеспечение экономической безопасности государства должно иметь характер государственной политики и предполагать совокупность, концепцию граней общественно-политического, экономического,

административно-режимного, пропагандистского и особого нрава, связанных хитрым планом, едиными мишенями и проблемами.

Литература

1. Агаев И. А. Особенности концепции национальной безопасности в современных условиях// Российское предпринимательство. 2014. № 13 (259).

2. Балынин И. В. Комплексный анализ долговой политики в рамках рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации по уровню риска несбалансированности региональных бюджетов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5.

3. Радюкова Я. Ю., Пахомов Н. Н. Формирование конкурентных преимуществ национальной экономики на основе модернизации промышленной политики // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Вольного экономического общества России: сборник: Тамбов, 2015. С. 126-135.

4. Радюкова Я. Ю. Естественные монополии в системе экономических отношений национального хозяйства // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 2 (48). С. 96-101.

5. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 URL: http://www.scrf.gov.ru-/docu-ments/23.html

6. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI в. / под ред. А. Г. Гранберга [и др.] М., 2014.

1. Agaev I. A. Osobennosti kontseptsii natsional"noj bezopasnosti v sovremennykh usloviyakh // Ros-sijskoye predprinimatel"stvo. 2014. № 13 (259).

2. Balynin I. V. Kompleksnyj analiz dolgovoj politi-ki v ramkakh rejtingovoj otsenki sub"yektov Rossijskoj Federatsii po urovnyu riska nesbalansirovannosti region-al"nykh byudzhetov // Ekonomika i predprinimatel"stvo. 2014. № 5.

3. Radyukova Ya. Yu., Pakhomov N. N. Formirova-niye konkurentnykh preimushchestv natsional"noj ekono-miki na osnove modernizatsii promyshlennoj politiki // V sbornike: UCHENYE ZAPISKI Tambovs-kogo regional"nogo otdeleniya Vol"nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii Tambov, 2015. S. 126-135.

4. Radyukova Ya. Yu. Estestvennye monopolii v sisteme ekonomicheskikh otnoshenij natsional"nogo kho-zyajstva // Sotsial"no-ekono-micheskiye yavleniya i protsessy. 2013. № 2 (48). S. 96-101.

5. Gosudarstvennaya strategiya ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii (Osnovnye polozheniya) odobrena Ukazom Prezidenta RF ot 29 aprelya 1996 g. № 608 . URL: http://www.scrf.gov.ru-/documents/23.html

6. Strategiya i problemy ustojchivogo razvitiya Rossii v XXI veke / pod red. A. G. Granberga i dr. M., 2014.

STATE STRATEGY OF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: PURPOSES, TASKS, PRINCIPLES

BURMISTROVA ALEVTINA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

KONDRASHOVA INNA SERGEEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

RODIONOVA NATALIYA KONSTANTINOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

The Russian Federation tests the difficult historical period of formation of the latest social and economic relationship. Transition to new forms of public administration realizes in the conditions of a constant lack and duality of the legal basis governing the economic relations, lags of the legislation from the actions which are really

A. A. BURMISTROVA, I. S. KONDRASHOVA, N. K. RODIONOVA

happening in the world. In the international relations the Russian Federation meets aspiration of industrially developed states, big foreign corporations to use a situation in the Russian Federation and the countries - participants of the Commonwealth of Independent States (CIS) in the financial and political interests. All this without exception creates especially considerable purposeful activities for ensuring financial security of the state and its citizens on the basis of the general state strategy. The state strategy of economic security of the Russian Federation is the difficult making state security of the Russian Federation in general. It aims at realization of economic reorganizations in the next three-five years. The state strategy forms and concretizes the corresponding approvals of the developed concept of national security of Russia taking into account the state interest in the field of economy. Strategy of economic security and the state economic policy - categories and instruments of state regulation of economy - have to be in interdependence and interaction with each other. On the one hand, strategy of economic security - part of economic policy - reflects its strategic target reference points, desirable quality of adjustable ma-croeconomic system. On the other hand, the estimates of quantitative parameters characterizing desirable state of the economy define restrictions for use of those methods of carrying out economic policy, possible results which applications are capable to reduce the level of economic security. In this article authors considered main objectives and problems of development of the state strategy of economic security of the Russian Federation and presented the principles according to which the state strategy is developed.

Key words: state strategy, economic security, Federal law, economy

Ж. А. Перевалова

СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Работа представлена кафедрой гражданского права.

Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор Ю. Б. Шубников

В статье дается краткий анализ экономического содержания имеющихся на данный момент представлений о проблемах теоретического обоснования стратегии обеспечения экономической безопасности России. Уточняется сущность понятия «экономическая стратегия государ-

ства» и определяется ее место в системе категорий. Обосновываются основные принципы разработки экономической стратегии страны и предлагаются элементы алгоритма стратегического управления. Анализируются различные типы стратегий институциональных преобразований в экономике России за прошедший пятнадцатилетний переходный период. Рассматриваются основные этапы реализации концепции развития российской экономики и их задачи в долгосрочной перспективе.

The article represents a brief situation analysis of the main problems of development and prospects for providing economic safety in Russia and their directions. The term “economy strategy” is suggested in different aspects and its place in the system of economic definitions is settled. The main principles of economy strategy are worked out there and some elements of the strategy management are offered. Some different types of institutional economic changes in the Russian economy for the last fifteen years of reconstruction are suggested in the article. The main stages of realization of the economic development conception in Russia are researched here, as well as the solution of the main problems in long-term outlook.

Проблема обеспечения экономической безопасности России в последнее время как никогда привлекает к себе внимание не только политиков, но и экономистов. Сегодня важно не только выделить и охарактеризовать угрозы безопасности, но и предложить надлежащую и эффективную стратегию их нейтрализации как условие обеспечения экономической безопасности государства.

В разработке стратегии обеспечения экономической безопасности государства особое значение приобретают выявление и изучение факторов, способных эффективно нейтрализовать и предотвратить возникновение экономической нестабильности, неблагоприятных внешних и внутренних тенденций развития. Не только многоплановость и сложность экономических процессов требуют пристального внимания политиков и ученых именно к этой сфере общественных отношений, но также и то, что экономическая безопасность лежит в основе национальной безопасности.

В этой связи необходимо дать более глубокий экономический анализ имеющихся на данный момент представлений о проблемах становления стратегии обеспечения экономической безопасности России, рассмотреть ее составляющие и некоторые ключевые понятия, требующие уточнения.

В отечественном подходе к экономической безопасности основное внимание уделяется тому, как экономические процессы

сказываются на государственном суверенитете, стабильности внутриполитической обстановки, росте благосостояния населения. В качестве основных угроз экономической безопасности выступают: структурный перекос экономики, переход стратегических предприятий или отраслей в руки иностранного капитала, прямая зависимость от ситуации на мировом рынке, криминализация экономики, социальная диспропорция общества, сокращение прослойки научно-технической элиты, выезд населения за рубеж и истощение природных ресурсов.

В западном подходе к экономической безопасности, в отличие от российского, не выделяют единого комплексного понятия экономической безопасности, что объясняется сложившимся в последнее десятилетие миропорядком и отсутствием сопоставимых с российскими потенциальных угроз, свойственных развивающимся странам. В целом термин «экономическая безопасность» используется просто для выражения идеи о взаимосвязи устойчивого экономического роста, прочного положения на международном торговом рынке во взаи-мосвязи с военной безопасностью.

В экономическую науку понятие «стратегия» взято из военного лексикона и прочно вошло в оборот делового управления, где появились термины: «стратегическое планирование», «стратегическое управление», «стратегический менеджмент», «стра-

тегическое мышление»1. В стратегическом менеджменте стратегия рассматривается как план, маневр, позиция, взгляд в будущее. В соответствующей литературе дается, например, такая формулировка: «Стратегия компании представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. Ее цель - добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат компании высокую рентабельность»2. Согласно другим определениям, стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей3.

В теоретической экономике стратегическим называется поведение в ситуации, когда принятие решения о дальнейших действиях предполагает анализ возможных ответных действий других субъектов рынка. Важное место при этом отводится роли государства как антикризисного управляющего, задача которого - обеспечение макроэкономического равновесия с помощью в основном фискальной и денежно-кредитной политики. Однако на современном этапе происходит переход от антикризисного регулирования, когда целью было сохранение экономики страны, к стратегическому управлению. Предпосылками этого перехода является целый ряд факторов изменения внешней и внутренней среды, оказывающих противоречивое воздействие на систему управления национальной экономикой, вместе с тем имеющих общую доминанту, состоящую в том, что выход из системных тупиков возможен только через определение перспективных ориентиров и целей4.

Определяя место экономической стратегии государства в системе понятий, следует вычленить следующие ее основные признаки:

Во-первых, это принадлежность стратегического процесса управления государству, являющемуся основным субъектом управления общественными процессами.

Во-вторых, для адекватного стратеги -ческого поведения важна идентификация действий других хозяйствующих субъектов, функционирующих на исследуемом пространстве и представляющих определенную угрозу для субъекта государственной стратегии.

В-третьих, объектом такой стратегии выступает национальная экономика.

Два первых признака определяют место в системе понятий стратегии государства вообще. Последний дает этому понятию экономическую определенность, ограничивая его сферой национальной экономики.

Таким образом, экономическая стратегия страны может быть определена как процесс соотнесения целей и средств обеспечения долгосрочного экономического развития во времени и на конкретном территориальном пространстве. Именно выбор целей, связанных с удовлетворением социально-экономических потребностей общества, и ранжирование их по приоритетам составляют главное содержание экономической стратегии.

Стратегическое управление экономикой должно строиться в соответствии с оп-ределенным алгоритмом, или системой строгих правил, последовательное выполнение которых преследует решение ряда задач, что в итоге обеспечивает достижение стратегической цели. Можно выделить следующие элементы алгоритма стратеги -ческого управления:

1. Концептуальная стадия, на которой, главным образом:

а) анализируется и оценивается экономическая ситуация в стране и за рубежом;

б) разрабатываются система предложений о вариантах экономической стратегии, принципиальные подходы к принятию решений и реализации на их основе последующих мероприятий;

в) определяются основные приоритет -ные направления экономического развития, стратегические и тактические задачи;

г) формируется программа (комплексная, целевая) социально-экономического развития.

2. Технологический элемент, заключающий в себе формирование комплекса законодательных актов, инструктивных и методических документов, которые направлены на обеспечение управленческой деятельности по реализации выбранной стратегии.

3. Ресурсный элемент, определяющий виды, объемы, предназначение используемых средств.

Аксиоматичным представляется положение о том, что достижение стратегических целей, обеспечение стратегического управления невозможны при ограниченных людских, финансовых, технических и других ресурсах. Ресурсный элемент предполагает оптимизацию осуществления стратегического управления в сфере экономики. Это означает, главным образом, обеспечение эффективности управленческой деятельности, экономию ресурсов в процессе экономической деятельности.

4. Временной элемент связан с определением реальных сроков и последовательности действий (мероприятий), исключающим так называемое «забегание вперед или отставание назад» в угоду политическим лозунгам, желаниям вышестоящих руководителей.

5. Кадровый элемент предполагает развитие и эффективное использование кадрового потенциала организаций - участников социально-экономического развития и ориентирован на манипулирование человеческими ресурсами, занятыми в реализации стратегических программ.

6. Организационная стадия, на которой формируется организационно-управленческий механизм реализации программы и плана социально-экономического развития страны, оценки его результативности.

Стратегическое управление в сфере экономики строится на следующих общих принципах: законности, нравственности, целеустремленности, экономической обоснованности и эффективности. Вместе с тем проблема выбора стратегии заключается в том, что ей присущи личностные характе-

ристики и внутренние целевые установки как разработчиков, так и управленцев. Очень часто с заменой одного человека, находящегося на стратегическом посту, на другого серьезно меняется стратегический курс государства и даже может измениться сама социально-экономическая система.

Происходящие на протяжении последних 15 лет социально-экономические перемены хотя и были разной направленности, но так и не решили кардинальную проблему снижения отчужденности хозяйствующих субъектов от результатов своей деятельности, активизации их созидательных сил и формирования инновационной модели экономического роста. Именно поэтому в начале XXI в. страна вновь оказалась перед выбором стратегии институциональных преобразований. В широком спектре концептуальных возможностей неминуемо возникает выбор одной из трех стратегий.

Стратегия рыночно-бюрократической модернизации. В значительной степени по этому пути страна движется последние 15 лет, продолжая многовековые традиции осуществления реформ «сверху». Данная модель способствует чрезмерной концентрации власти у правящей элиты, она минимизирует трудовую мотивацию, ставит барьеры на пути формирования среднего класса и стабильности общества, крайне ограничивает возможности развития науки, образования, технологического прогресса и структурной перестройки экономики; приводит к распространению деструктивных процессов, криминализации хозяйственной жизни и способствует прочному закреплению страны на периферии мировой экономики.

Стратегия либерального фундаментализма исходит из необходимости минимизации роли государства в российской экономике. Многие принципиальные положения данной стратегии широко использовали и сторонники нынешней модели. Данная стратегия затрудняет развитие образовательного и научно-технического потенциала, игнорирует важность широкого

применения промежуточных форм и сетей хозяйственных связей, основанных на гибком сочетании рыночных и нерыночных регуляторов, активной роли государства в регулировании институционально-технологических преобразований во всех странах, которые добиваются успеха в повышении конкурентоспособности своего хозяйства. Реализация данной стратегии, как и предыдущей, не позволяет удовлетворительно решать проблемы перехода к инновационной модели и существенного сокращения отставания в модернизации экономики.

Стратегия институционально-рыночной трансформации, ориентированная на формирование инновационной модели экономического развития, предполагает pea -лизацию фундаментальных принципов при конструировании модели развития хозяйства, которые должны соблюдаться в контексте национальных особенностей соци -ально-экономических отношений. В этой модели традиционные общие принципы дополняются новыми. Во-первых, это принцип рационального сочетания хозяйственной свободы и хозяйственного упорядочения связей, на основе которого формируется смешанная экономика, обеспечивающая эффективную занятость населения. Во-вторых, принцип социального партнерства работников наемного труда, работодателей и государства и социальной справедливости в распределении доходов, способствующих формированию действенных трудовых и предпринимательских мотивов. В-третьих, принцип ориентации сотрудничества и конкуренции на поиск эффективных путей решения хозяйственных проблем. В-четвертых, принцип многообразия форм хозяйствования с учетом разнообразия его условий. В-пятых, принцип социальной поддержки нетрудоспособных и нуждающихся. В-шестых, принцип системной трансформации на основе демократического построения управления экономикой на всех ее уровнях. В-седьмых, принцип рационального распределения хозяйственных ресурсов по отраслям и сферам экономики с помощью рыноч-

ных и нерыночных механизмов для своевременного решения текущих и будущих задач, получения наибольшего синергетического эффекта и минимизации затрат совокупного времени.

Соблюдение этих принципов будет способствовать снижению отчуждения между обществом и государством, гармонизации хозяйственных отношений и генерированию хозяйственной энергии5.

В связи с достижением целей, которые поставлены в рамках концепции развития российской экономики, учеными и специалистами выделяется три этапа реализации экономической стратегии.

На первом этапе (2007-2010 гг.) намечается сосредоточить усилия на преодолении наметившейся тенденции деградации человеческого потенциала и сформировать режим наибольшего благоприятствования для развития российского высокотехнологичного комплекса. Ключевыми задачами первого этапа авторы считают: 1) достижение 4-6% среднегодового прироста ВВП; 2) предотвращение кризиса воспроизводства основного и человеческого капитала на базе прироста инвестиций в размере 12-15% в год; 3) удержание на уровне 4-6% среднегодового темпа прироста реальных располагаемых доходов населения; 4) частичную модернизацию машиностроения и повышение его конкурентоспособности.

Второй этап (2011-2015 гг.) предусматривает завершение процесса модернизации машиностроения, призванного эффективно обслуживать инвестиционный спрос реального сектора на высоко- и среднетехнологических основах. На этом этапе ожидаются: 1) среднегодовой темп прироста ВВП на уровне 5-8%; 2) снижение темпов прироста инвестиций до 10-12% в год и постепенное сокращение государственного участия в инвестиционной политике; 3) возрастание темпов прироста реальных располагаемых доходов до 10% в год в связи с ростом потребления ВВП.

Третий этап (2016-2025 гг.) связывается с завершением формирования конкурен-

тоспособной российской экономики нового типа и ее дерегулирования на общепринятых условиях глобального рынка.

В рамках этих стратегий социально-экономического развития возможны три сценария развития ситуации в России: пессимистический сценарий - ориентирован на развитие ресурсодобывающих отраслей; оптимистический сценарий - предполагает развитие научно-технического и инновационного потенциала; третий вариант предполагает сочетание оптимистического и пессимистического сценариев социально-экономического развития страны. Как реально будут протекать события и какой будет выбран сценарий, пока сказать трудно.

Таким образом, экономической стратегии развития страны принадлежит ключевая роль в определении и достижении национальных приоритетов социально-экономического развития во всех сферах общественной жизни. Еще в послании Президента страны от 25 апреля 2005 г. В. В. Путин высказал мнение о том, что практически по всем стратегическим проблемам России должны быть четко определены направления государственного строительства, развития здравоохранения, образования, борьбы с преступностью, создания условий для развития предпринимательства, повышения зарплаты бюджетникам, сохранения свободы слова и т. д.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998. С. 14.

2 Веснин В. Р. Стратегическое управление: Учебник. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. С. 7.

3 Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Экономистъ, 2004. С. 31.

4 Кузнецова Е. И. Стратегический анализ в системе государственного управления национальной экономикой: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2006. С. 13-14.

5 Метелев С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2006. С. 44-46.

Предполагается, что реализация Стратегии будет осуществляется в два этапа: на I-м этапе (до 2019 года) - разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствования механизмов мониторинга и оценки ее состояния; на II-м этапе (до 2030 года) - выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.

2. В Стратегии экономической безопасности национальные экономические интересы сосредоточены в основном на обеспечении экономического суверенитета страны, единства ее экономического пространства. При этом экономический суверенитет РФ расплывчато позиционируется как «объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств», а целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности (кроме непосредственно самого суверенитета) являются: повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; обеспечение экономического роста; поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности; поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны, и, к сожалению, только на последнем месте стоит повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

3. С нашей точки зрения вызовы и угрозы экономической безопасности, очерченные в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030, обладают слишком абстрактно-глобальным характером. Стратегия больше направлена «во вне», а не на внутреннее развитие страны: на обеспечение единства экономического пространства России, повышение качества жизни народонаселения России. Так, например, согласно Стратегии, главные угрозы лежат в области глобального изменения климата, мировой политики, глобальной конкуренции, глобальных финансов, усилении колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков, информационной безопасности и т. п., а внутренним проблемам страны уделено значительно меньше внимания.

4. Не очень понятны пункты 6 и 9 вызовов и угроз экономической безопасности: «6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие "зеленых технологий"»; «9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями». То есть, по мнению разработчиков Стратегии, исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития - это важная угроза национальной экономической безопасности России? Вроде и в самой Стратегии, и в других официальных документах и в СМИ властные структуры ратуют за инновационное развитие страны.

5. Среди внутренних вызовов и угроз экономической безопасности Стратегия выделяет: недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, слабую инновационную активность, несбалансированность национальной бюджетной системы, недостаточно эффективное государственное управление, коррупцию, высокую долю теневого сектора экономики, снижение человеческого потенциала и качества жизни россиян, а также неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития.

6. Анализ Стратегии также показывает, что среди вызовов в сфере экономической безопасности нет ни слова о критически высокой зависимости от импортной продукции. Импортные товары в структуре потребления по ряду отраслей выше 50%, а временные успехи импортозамещения, достигнутые в некоторых отраслях, закрепить не удалось: краткосрочные преимущества от девальвации рубля, санкций и контрсанкций не были подкреплены преобразованиями, которые бы стали основой долгосрочного роста. В то же время мы не можем обеспечить наше инвестиционное высокотехнологическое развитие, потому что в значительной степени зависим от импорта высокотехнологичной продукции.

7. При этом, согласно Стратегии, основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики; обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере; устойчивое развитие национальной финансовой системы; сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства; повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики; обеспечение безопасности экономической деятельности; и опять же на последнем месте - развитие человеческого потенциала.

8. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года подкреплена 40 показателями состояния экономической безопасности. Эти показатели (как и вся Стратегия) в основном имеют глобально-ориентированный или макроэкономический характер; при этом они на данный момент слабо структурированы по направлениям. Например, валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности); доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте и т.д. Доля показателей, ориентированных на анализ непосредственно качества жизни народонаселения России составляет не более 17%. Среди них можно выделить: уровень инфляции; коэффициент напряженности на рынке труда; доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения; доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения); доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; уровень преступности в сфере экономики. Справедливости ради стоит отметить, что

9. В качестве основного недостатка Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года стоит отметить слабую взаимосвязь ее частей, когда есть вызов и угроза, но нет задач ее нейтрализации; или есть задача, но нет ни одного целевого параметра, мониторинг которого мог бы характеризовать состояние исполнения этой задачи; называя угрозы в Стратегии не анализируются их причины, поэтому это скорее тактика, а не стратегия, направленная на решение проблем, а не на преодоление их причин. Правда Стратегия подразумевает последующую проработку и уточнение (расширение и т.д.) системы показателей.

10. В качестве заключения: в целом не оспаривая значимость глобальных, макроэкономических, пространственных и отраслевых, факторов, вызовов и угроз обеспечения экономической безопасности России, стоит отметить следующие. Стратегия экономической безопасности РФ рассчитана именно на период до 2030 года, иначе говоря имеет среднесрочный характер; многие глобальные экономические и другие вызовы и угрозы, отмеченные в стратегии, плохо поддаются управлению на национальном российском уровне. К тому же, исходя из самой логики обеспечения национальной экономической безопасности, Стратегия должна быть направлена прежде всего на увеличение «независимости» страны от глобальной экономической системы. При этом Россия самая большая, но одна из самых «неосвоенных» стран мира, поэтому как с точки зрения национальных экономических интересов, так и политических возможностей - пространственно-экономическое развитие страны должно стать приоритетным. А самое главное, как ни один раз отмечали и международные, и отечественные исследования: обеспечение роста человеческого капитала, качества народонаселения, качества и уровня жизни населения страны - залог социально-экономического развития страны, и в частности обеспечения ее национальной экономической безопасности. И мы надеемся, что в ходе реализации Стратегии в виде непосредственно федеральных и региональных программ человеческое развитие, качество жизни и их показатели станут приоритетным направлениями государственной политики России в области обеспечения её экономической безопасности.

Прежде чем рассматривать вопросы обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики, видимо, следует проанализировать ее особенности, которые проявляли себя в процессе создания, и проявляются в процессе функционирования.

Прежде всего, это смешанный административно-рыночный характер, который проявляется в том, что функционирование отрасли происходит преимущественно на товарных рынках, а управление осуществляется в жестких административных рамках - вплоть до вмешательства Правительства России.

В качестве особенности отметим специализацию в рамках специфики номенклатуры выпускаемой продукции, это ограничивает возможности усиления рыночной безопасности за счет межотраслевой диверсификации.

Отметим также, что принципиальной особенностью отрасли является отсутствие стратегических финансовых целей, обусловленное макроэкономической моделью, то есть механизм перераспределения доходов включается в налоговую систему на макроуровне. Также имеет место противоречие между характером операций и невозможностью их выполнения, обусловленное законодательными ограничениями на выполнение бизнес-операций административными органами, осуществляющими управление.

Следует иметь в виду, что отрасль отличает принципиальная невозможность монопольного использования бюджетных ресурсов, возможными вариантами использования бюджетных средств является предоставление бюджетных гарантий по обслуживанию целевых займов.

Функционирование отрасли осуществляется в условиях жесткой конкуренции с подобными отраслями в глобальном масштабе, что повышает угрозу экономической безопасности, а также усиливает необходимость регулирования условий функционирования субъектов отрасли на макроуровне.

Кроме этого имеется острая потребность в высококлассных специалистах при реальных ограничениях в оплате их труда, что влечет за собой использование услуг профессиональных участников рынка и предоставление им взамен определенных прав в употреблении части выделяемых средств на их стимулирование.

Перечисленные особенности отрасли национальной экономики существенно отличают ее как от функционирования фирмы с чисто рыночной ориентацией, так и от административно-ориентированной организации. Следовательно, обеспечение экономической безопасности отрасли должно осуществляться на основе синтеза административных и рыночных методов управления, а это, в свою очередь означает необходимость компромиссных решений.

Рассмотрим теперь экономическую безопасность как отдельно взятое понятие, что необходимо как для понятийного аппарата, так и для выработки концепции обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики. Сама по себе категория экономической безопасности является достаточно новой и мало применяемой в теории и практике управления. Традиционное понимание безопасности чаще всего сводится к национальной безопасности, которая определяется как гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспечение национальных интересов граждан и страны.

Значительное количество определений понятия "экономическая безопасность" и смысловых значений, которые вкладывают в него авторы исследований, говорит о том, что, во-первых, имеется большой интерес к этой проблеме, во-вторых, об ее актуальности, а также о том, что пока еще нет единого категориального суждения. Видимо именно поэтому в "Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации" отсутствует единое определение экономической безопасности.

Это свидетельствует о том, что исследования в данной области будут продолжены, а удовлетворяющее всех окончательное определение, на основе которого появится общая концепция, отражающая цели, задачи, структуру, функции, комплексы задач, обеспечивающие экономической безопасности в стране, ее национальной экономике и различных институтах - дело пусть недалекого, но будущего. Небезынтересно то обстоятельство, что понятие "экономическая безопасность" вошло в экономическую жизнь страны по мере становления рыночных отношений, и, как нам кажется, является следствием развития этих отношений. Во всяком случае, думается, что и мы имеем право на собственное суждение по этому вопросу, тем более что объект нашего исследования в значительной мере отличен от объектов исследований большинства авторов.

Среди разработок, выполненных на государственном уровне, следует особо выделить "Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации", одобренную Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г.

Государственная стратегия развивает и конкретизирует положения Концепции национальной безопасности России с учетом национальных интересов в области экономики. Ее цель - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Государственная стратегия включает :

  1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненного важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.
  2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России.
  3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация упомянутой Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и др.

Правительство РФ, в свою очередь, приняло Постановление "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности РФ". В нем приведен перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности:

  1. сокращение имущественной дифференциации населения в целях обеспечения относительного баланса социальных интересов;
  2. предотвращение дальнейшего деформирования структуры российской экономики, в том числе:
    • 2.1 снижение уровня неравномерности социально-экономического развития регионов;
    • 2.2 выявление и устранение причин, приводящих к криминализации общества и хозяйственной деятельности.

Особое место в Стратегии отводится экономическим приоритетам страны, среди которых отмечается: стратегия экономики, структурные преобразования, финансовые и кредитно-денежные отношения, бюджетные приоритеты, научно-техническая политика, аграрная политика, ликвидация преступности, региональная политика, внешнеэкономическая деятельность, отношения со странами СНГ, сырьевая политика.

Сравнивая данные приоритеты с концептуальными основами экономической безопасности конкретной отрасли, можно убедиться в практически полном их соответствии. Это свидетельствует о том, что отрасль сама является комплексным инструментом обеспечения экономической безопасности страны (в рассматриваемом случае - экономики отрасли трубопроводного транспорта). В подавляющем большинстве разработок и публикаций, посвященных проблеме экономической безопасности:

Из анализа литературных источников и разработок, посвященных проблеме экономической безопасности можно сделать один общий интересующий нас в контексте нашего исследования вывод. Основными объектами в разработках авторы избирают государство, общество, субъект федерации (регион), фирму, семью, личность, а в качестве обеспечения экономической безопасности функционирования этих объектов выступают меры по совершенствованию инфраструктурных систем, таких, например, как научно-техническая, экономическая, финансовая, политическая, социальная, информационная, правовая, военная, экологическая, культурная, криминологическая и т. п.

Примечательным является то обстоятельство, что ни в одной из известных авторам разработок по экономической безопасности в качестве объекта не избирается ни одна из перечисленных выше инфраструктурных систем, что объясняется явной недостаточной проработанностью проблемы экономической безопасности, а одновременно определяет перспективы исследования этой проблемы. Сказанное еще и еще раз убеждает нас в актуальности избранной темы исследования, посвященного экономической безопасности отрасли национальной экономики России.

Используя приведенные подходы к определению понятия экономической безопасности, попытаемся сформулировать таковое для отрасли национальной экономики. По нашему мнению оно может выглядеть так: под экономической безопасностью отрасли национальной экономики понимается экономическая защищенность отрасли и интересов ее участников от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать для исполнения своей миссии ее экономический потенциал.

Миссия отрасли состоит в удовлетворении потребностей рынка в продукции отрасли путем совершенствования технологических процессов, на основе снижения объемов бюджетного финансирования, в рамках государственной стратегии развития национальной экономики. Это означает, что если отрасль находится в состоянии развития, то основным критерием эффективности ее деятельности являются именно перечисленные выше факторы.

Необходимо отметить, что потребность в постановке проблемы экономической безопасности определяется наличием внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) деструктивных факторов (угроз) по отношению к отрасли и, как следствие, всей национальной экономике. К внешним деструктивным факторам, например, можно отнести:

  • экономическую и политическую нестабильность;
  • несовершенство законодательства;
  • известную неготовность потенциальных инвесторов к взаимодействию с отраслью;
  • диверсионную деятельность различных субъектов;
  • динамическую подвижность товарных рынков;
  • отсутствие достоверной информации для инвесторов о состоянии рынка и эмитентов ценных бумаг и др.

К числу внутренних факторов, порождающих угрозы, чреватые рисками появления сбойных ситуаций, можно отнести:

  • ограниченные возможности по страхованию предпринимательских рисков;
  • отсутствие четких технологий взаимодействия профессиональных участников товарного рынка в России;
  • сложная система взаимосвязей между отраслями.

Следует сказать, что с понятием "экономическая безопасность" тесно связаны такие понятия как:

  1. Мониторинг состояния отрасли как инструмент предсказания, если возможно - предотвращения, а также минимизации потерь при возникновении сбойных ситуаций.
  2. Рациональные мотивационные схемы экономических стимулов для предприятий отрасли, позволяющие учесть и удовлетворить их экономические интересы в сфере основной деятельности.
  3. Нормативное обеспечение деятельности предприятий отрасли, которое дает им возможность существовать, действовать и развиваться в относительно стабильных и предсказуемых условиях в рамках обозримого временного интервала, а также в условиях относительной внешнеэкономической стабильности.

Ссылки

  1. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 "О государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основных положениях)".
  2. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. // Безопасность. 1994. №3.
  3. Бизнес и безопасность. Толковый терминологический словарь. - М.: "Бек", 1995., с. 336.