Фискальная политика и государственный долг. Бюджет и государственный долг

08.10.2020

Дискреционная фискальная политика

Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование правительственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Предположим, что правительство приняло решение осуществить закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд долл. вне зависимости от того, какова величина ЧНП. Добавив правительственные закупки к частным расходам (С + In + Хn) получаем более высокий уровень совокупных расходов, т.е. С + + In Хn + G, где G - государственные или правительственные расходы. Увеличение государственных расходов, как и рост частных расходов, приведет к росту величины равновесного ЧНП. По Кейнсу, правительственные расходы подвержены эффекту мультипликатора. Если увеличение на 20 млрд долл. правительственных закупок вызвало рост равновесного ЧНП на 80 млрд долл., то мультипликатор в данном случае равен 4.

Важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов на 20 млрд долл. финансируется не за счет роста налоговых поступлений, так как рост налогов ведет к снижению величины равновесного ЧНП. Чтобы иметь стимулирующее воздействие, государственные расходы должны сопровождаться бюджетным дефицитом. Фундаментальные рекомендации Кейнса как раз включали рост дефицитного финансирования для преодоления спада или депрессии.

Каковы же последствия сокращения государственных расходов? В любом случае результатом является кратное сокращение равновесного ЧНП. Если правительственные расходы сократятся с 20 млрд долл. до 10 млрд долл., то равновесный ЧНП сократится на 40 млрд долл. при мультипликаторе, равном 4.

Правительство не только расходует средства, но также собирает налоги. Каким образом взимание налогов влияет на величину равновесного ЧНП? Ответ: рост налогов вызовет сокращение величины равновесного ЧНП (рис. 32.1).

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных расходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного ЧНП на величину их прироста.

Например, увеличение G и T на 20 млрд долл. вызывает прирост ЧНП на 20 млрд долл.

В то же время изменения правительственных расходов имеют более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы.

Изменение же налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через изменения потребления. Основа так называемого мультипликатора сбалансированного бюджета раскрывается на рисунке 32.2.

Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных, расходов вызовет прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных расходов и налогов. При предельной склонности к потреблению (МРС), равной 3/4, увеличение налогов на 20 млрд долл. вызовет снижение дохода после уплаты налогов на 20 млрд долл. и сокращение потребительских расходов на 15 млрд долл. Поскольку мультипликатор равен 4, ЧНП сократится на 60 млрд долл. Прирост государственных расходов на 20 млрд долл., однако, вызовет более чем уравновешивающее увеличение ЧНП на 80 млрд долл. Следовательно, чистый прирост ЧНП составит 20 млрд долл., что равно величине прироста правительственных расходов и налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.

Цели фискальной политики

Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией.

Однако нужно помнить о том, что размеры ЧНП зависят не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита или положительного сальдо), но и от абсолютных размеров бюджета. В нашей иллюстрации мультипликатора сбалансированного бюджета рост G и T на 20 млрд долл. увеличивал ЧНП на 20 млрд долл. Если бы G и T возросли только на 10 млрд долл., то равновесный ЧНП возрос бы только на 10 млрд долл.

Методы финансирования дефицитов и способы избавления от бюджетных излишков. При данной величине дефицита государственного бюджета его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Аналогично: при данной величине бюджетного излишка его инфляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться.

Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.

1. Заимствования.

Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию к повышению уровня ставки процента и, таким образом, будет «выталкивать» некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы.

2. Создание денег.

Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

Вызванная избыточным спросом инфляция требует со стороны правительства фискальных действий, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его. Здесь возможны два способа:

1. Погашение долга.

Поскольку федеральное правительство имеет накопленную задолженность, логично, что правительство может использовать дополнительные средства для погашения долга. Эта мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление.

2. Изъятие из обращения.

Правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного избытка просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не вливаются вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка, т.е. уже нет никаких шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее дефляционному влиянию избытка как такового. Можно сделать заключение, что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих же средств для погашения государственного долга.

Что предпочтительнее: правительственные расходы или налоги?

Ответ на этот вопрос зависит в значительной степени от индивидуального взгляда политика и от того, насколько велик государственный сектор. «Либеральные» экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государственных покупок и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. И наоборот, «консервативные» экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогов и в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы

При рассмотрении дискреционной фискальной политики предполагалось существование постоянного налога, который обеспечивает изъятие одинаковой налоговой суммы при различных величинах ЧНП. При недискреционной фискальной политике встроенная, или автоматическая, стабильность возникает в связи с тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога, который изменяется пропорционально величине ЧНП. Чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП. В частности, индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. Более того, по мере роста ЧНП и роста объемов закупок товаров и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпораций, налога с оборота и акцизов. И аналогично увеличивается величина налогов на зарплату по мере того, как в ходе экономического подъема создаются новые рабочие места. Напротив, в случае падения ЧНП налоговые поступления от всех этих источников будут падать. Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») имеют прямо противоположное поведение. Выплата пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам - все они сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства.

Выше было сказано, что бюджет страны на 80% состоит из налоговых отчислений, которые перераспределяются с учетом государственных нужд страны. Поэтому в настоящие время употребляется понятие «фискальная политика». Данная политика связана с мероприятиями по формированию госбюджета и его использования. Нередко употребляется понятие «бюджетно-налоговая (фискальная) политика»

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесие платёжного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Государство может использовать стимулирующею бюджетно-налоговую политику (фискальная экспансия), для преодоления циклического спада (в краткосрочной перспективе), где предполагается увеличение государственных расходов G , снижение налогов Т или комбинирование этих мер.

А также может использовать сдерживающую бюджетно-налоговую политику (фискальная рестрикция), которая ограничивает циклический подъём экономики и предполагает снижение госрасходов G , увеличение налогов Т . В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе России.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение назван­ных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискре­ционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (умень­шение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величи­ной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правитель­ством трансфертов.


При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокуп­ного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например на финансирование программ по созда­нию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъе­ма целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутрен­ними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в пар­ламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и изли­шек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Результаты дискреционной политики можно увидеть также, если учитывать влияние мультипликатора сбалансированности бюджета. Он рассчитывается по формуле:

Дискреционная политика характеризуется сознательным манипулированием налогами и госрасходами с целью изменения размеров макроэкономических показателей.

Бурный рост интернационализации хозяйственной жизни сопровождается ускоренным развитием международного кредита. Государства все более активно используют для мобилизации необходимых им финансовых ресурсов источники свободных денежных средств, находящихся за пределами их национальных границ. В результате этого возникает внешний долг, который существенно отличается от внутреннего.

Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных её правительством.

Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Быстрый рост международного кредита является неизбежным результатом интернационализации хозяйственной жизни, межстрановой миграцией капиталов, углубление экономической взаимозависимости стран и регионов. Международный кредит даёт возможность существенно расширить возможности привлечения финансовых ресурсов как для удовлетворения потребностей частного сектора, так и покрытия дефицитов государственного бюджета. Вместе с тем рост внешней задолженности создаёт и весьма ощутимые проблемы. Главной из них является усиливающиеся зависимость экономики как стран-кредиторов, так и дебиторов от внешних факторов, не поддающихся контролю национальными средствами.

Все основные задачи государство решает за счёт средств бюджета. Он разрабатывается правительством и передаётся в парламент, где, после внесения необходимых поправок, принимается к исполнению и обретает силу закона.

Государственный бюджет - это свод доходов и расходов государства, который принимается высшим законодательным органом власти и имеет силу закона. Он составляется на один год и состоит из федерального бюджета и региональных бюджетов (в России - республиканских, краевых и областных).

Государственный бюджет включает сумму налоговых поступлений от физических и юридических лиц и потенциальных расходов./7,с.165-167/

При выполнении своих функций государство несёт многочисленные расходы. Расходы государства могут быть разделены по целям:

  • - расходы на политические цели - обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.); содержание аппарата управления государством;
  • - расходы на экономические цели - содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (прежде всего субсидирование) частного сектору экономики;
  • - расходы на социальные цели - социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий) ; образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

  • § государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
  • § трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);
  • § выплаты процентов (эти расходы также не входят в ВВП, так как выплачиваются из доходов государственного бюджета).

При этом государственные закупки товаров и услуг состоят из:

  • o расходов на государственное потребление, которые включают покупку государством потребительских товаров, оплату услуг государственных служащих, т.е. выплату жалования чиновникам, учителям, врачам;
  • o государственные инвестиций - покупки государством инвестиционных товаров для обеспечения процесса производства в государственном секторе экономики, т.е.расходы на строительство дорог, школ, больниц и т.п.

Источники доходов государства:

  • - налоги (включая на социальное страхование);
  • - прибыль (доход от эмиссии денег);
  • - средства от продажи государственных ценных бумаг;
  • - доходы от приватизации и др.

Рис. 1.2

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. На рис.1.2 представлены виды состояний государственного бюджета. Если сумма доходов бюджета в точности совпадает с суммой расходов (д=0), то бюджет сбалансирован. Иногда сумма доходов превышает сумму расходов (д>0). Это положительное сальдо - профицит бюджета. Однако в большинстве стран во все времена расходы государства превышали его доходы (д<0). То есть сальдо бюджета было отрицательным. Это дефицит бюджета.

Бюджетный дефицит - это состояние государственного бюджета, при котором расходы превышают доходы. Как правило, такая ситуация возникает в условиях структурного экономического кризиса ил вследствие нерациональной деятельности правительственных органов.

При экономическом спаде доходы бюджета сокращаются, так как сокращается деловая активность и, следовательно, уменьшается налогооблагаемая база. Поэтому дефицит бюджета увеличивается. Бум, наоборот, сопровождается уменьшением дефицита бюджета, поскольку увеличиваются налоговые поступления.

Классификация дефицита госбюджета может быть представлена следующим образом:

  • 1) первичный дефицит - общий дефицит за вычетом процентных выплат по государственному долгу;
  • 2) фактический дефицит - разница между действительным государственными доходами и расходами, являющаяся величиной отрицательной;
  • 3) структурный дефицит-фактический дефицит, рассчитанный для определен-ного уровня национального дохода в условиях полной занятости. Иными словами, это потенциальный показатель, т.е. тот, который мог бы быть получен, если бы при существующей системе налогообложения и деятельности законодательного органа в стране наблюдалась полная занятость всех ресурсов и производственных мощностей;
  • 4) циклический дефицит - это количественное различие между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Такой дефицит возникает в результате динамичности экономической активности в течение одного цикла. В этом величина налоговых отчислений и государственных расходов автоматически изменяется.

Все современные государства мира, так или иначе, сталкивались с дефицитом бюджета. Он, можно сказать, стал повсеместным явлением. Но последствия его могут быть различными. Когда дефицит бюджета становится слишком большим, государство не в состоянии выполнять свои обязательства перед обществом./6,с.305-306/

Дефицит бюджета имеет место, когда расходы правительства превышают доходы бюджета.

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами:

за счёт эмиссии денег (монетизация дефицита), за счёт займа у населения своей страны (внутренний долг) и за счёт займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий - долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

  • - Эмиссия денег. Опасна инфляцией, но есть и достоинства умеренной эмиссии: она быстро стимулирует прирост инвестиций и небольшой рост ВВП.
  • - Займы у населения и фирм своей страны (увеличение внутреннего долга). Государство выпускает ценные бумаги, продаёт их населению и фирмам, а полученные средства использует для финансирования дефицита госбюджета. Достоинства этого способа финансирования в том, что он не ведет к инфляции и достаточно оперативен. А недостатки его заключается в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счёт внутреннего займа, может построить финансовую пирамиду, провоцируя в будущем ещё больший дефицит, а также создаёт угрозу инфляции и вытесняет частные инвестиции. Увеличение количества государственных облигаций на фондовом рынке приводит к тому, что часть сбережений расходуется на покупку государственных ценных бумаг, что уменьшает средства, идущие на инвестиции.
  • - Займы у других стран у их граждан или у международных финансовых организаций (увеличение внешнего долга). Достоинство подобного метода заключаются в его неинфляционности и в возможности получения крупных сумм. Недостатки связаны с выплатой внешнего долга, что ведёт к сокращению внутреннего спроса и объёма производства и к истощению золотовалютных резервов страны.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: идея ежегодно сбалансированного бюджета; идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); идея сбалансированности не бюджета, а экономики (идея «функциональных финансов»)

1) Концепция ежегодно сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла и состояния экономики каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. На практике это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведёт к уменьшению совокупного спроса и, следовательно, объёма производство, то эта мера вызовет еще более глубокий спад. И наоборот, если в экономике бум и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя ещё больший «перегрев» экономики и, следовательно, ещё более высокую инфляцию.

Таким образом, реализация идей ежегодно сбалансированного бюджета ведёт к усилению циклических колебаний экономики и исключает возможность проведения правительством политики по стабилизации экономики.

2) Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: профицит бюджета, увеличивающийся в период бума (высокого уровня деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда доходы бюджета резко сокращаются. При этом, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, чтобы увеличить профицит бюджета и использовать его на покрытие бюджетного дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, действия правительства должны создавать позитивную антициклическую силу.

Существенный недостаток этой концепции состоит в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, спады более продолжительны и глубоки, а бумы относительно недолги), поэтому суммы профицита бюджета, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают. В результате задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла.

3) Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж.М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-х гг.

Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъёма должно увеличивать свои расходы и уменьшать налоги, что приведёт к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум («перегрев»), то государство должно сокращать расходы и увеличить налоги, что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведёт к её стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Бюджет должен выступать инструментов достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инструментов бюджетного регулирования (увеличение закупок и трансфертов), то эта теория получила название политики «дефицитивного финансирования».

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране./5,с.600-603/

Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счёт внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами покрытия бюджетного дефицита).

Соответственно различают два вида государственного долга:

  • 1) Внутренний государственный долг - это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенной момент государственных облигаций.
  • 2) Внешний государственный долг - это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

Проблемы и последствия государственного долга:

  • 1) Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга.
  • 2) Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
  • 3) Усиливается неравенство в доходах;
  • 4) Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны.
  • 5) Необходимость выплаты процентов по долгу может привести к повышению налогов, а это приведет к подрыву действия экономических стимулов.
  • 6) Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде.
  • 7) Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня из благосостояния.
  • 8) Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж.

Фискальная политика. Бюджетный дефицит и государственный долг

Дискреционная фискальная политика

Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование правительственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Предположим, что правительство приняло решение осуществить закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд долл. вне зависимости от того, какова величина ЧНП. Добавив правительственные закупки к частным расходам (С + In + Хn) получаем более высокий уровень совокупных расходов, т.е. С + + In Хn + G, где G - государственные или правительственные расходы. Увеличение государственных расходов, как и рост частных расходов, приведет к росту величины равновесного ЧНП. По Кейнсу, правительственные расходы подвержены эффекту мультипликатора. Если увеличение на 20 млрд долл. правительственных закупок вызвало рост равновесного ЧНП на 80 млрд долл., то мультипликатор в данном случае равен 4.

Важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов на 20 млрд долл. финансируется не за счет роста налоговых поступлений, так как рост налогов ведет к снижению величины равновесного ЧНП. Чтобы иметь стимулирующее воздействие, государственные расходы должны сопровождаться бюджетным дефицитом. Фундаментальные рекомендации Кейнса как раз включали рост дефицитного финансирования для преодоления спада или депрессии.

Каковы же последствия сокращения государственных расходов? В любом случае результатом является кратное сокращение равновесного ЧНП. Если правительственные расходы сократятся с 20 млрд долл. до 10 млрд долл., то равновесный ЧНП сократится на 40 млрд долл. при мультипликаторе, равном 4.

Правительство не только расходует средства, но также собирает налоги. Каким образом взимание налогов влияет на величину равновесного ЧНП? Ответ: рост налогов вызовет сокращение величины равновесного ЧНП (рис. 32.1).

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных расходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного ЧНП на величину их прироста.

Например, увеличение G и T на 20 млрд долл. вызывает прирост ЧНП на 20 млрд долл.

В то же время изменения правительственных расходов имеют более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы.

Изменение же налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через изменения потребления. Основа так называемого мультипликатора сбалансированного бюджета раскрывается на рисунке 32.2.

Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных, расходов вызовет прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных расходов и налогов. При предельной склонности к потреблению (МРС), равной 3/4, увеличение налогов на 20 млрд долл. вызовет снижение дохода после уплаты налогов на 20 млрд долл. и сокращение потребительских расходов на 15 млрд долл. Поскольку мультипликатор равен 4, ЧНП сократится на 60 млрд долл. Прирост государственных расходов на 20 млрд долл., однако, вызовет более чем уравновешивающее увеличение ЧНП на 80 млрд долл. Следовательно, чистый прирост ЧНП составит 20 млрд долл., что равно величине прироста правительственных расходов и налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.

Цели фискальной политики

Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией.

Однако нужно помнить о том, что размеры ЧНП зависят не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита или положительного сальдо), но и от абсолютных размеров бюджета. В нашей иллюстрации мультипликатора сбалансированного бюджета рост G и T на 20 млрд долл. увеличивал ЧНП на 20 млрд долл. Если бы G и T возросли только на 10 млрд долл., то равновесный ЧНП возрос бы только на 10 млрд долл.

Методы финансирования дефицитов и способы избавления от бюджетных излишков. При данной величине дефицита государственного бюджета его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Аналогично: при данной величине бюджетного излишка его инфляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться.

Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.

1. Заимствования.

Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию к повышению уровня ставки процента и, таким образом, будет «выталкивать» некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы.

2. Создание денег.

Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

Вызванная избыточным спросом инфляция требует со стороны правительства фискальных действий, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его. Здесь возможны два способа:

1. Погашение долга.

Поскольку федеральное правительство имеет накопленную задолженность, логично, что правительство может использовать дополнительные средства для погашения долга. Эта мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление.

2. Изъятие из обращения.

Правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного избытка просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не вливаются вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка, т.е. уже нет никаких шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее дефляционному влиянию избытка как такового. Можно сделать заключение, что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих же средств для погашения государственного долга.

Что предпочтительнее: правительственные расходы или налоги?

Ответ на этот вопрос зависит в значительной степени от индивидуального взгляда политика и от того, насколько велик государственный сектор. «Либеральные» экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государственных покупок и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. И наоборот, «консервативные» экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогов и в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы

При рассмотрении дискреционной фискальной политики предполагалось существование постоянного налога, который обеспечивает изъятие одинаковой налоговой суммы при различных величинах ЧНП. При недискреционной фискальной политике встроенная, или автоматическая, стабильность возникает в связи с тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога, который изменяется пропорционально величине ЧНП. Чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП. В частности, индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. Более того, по мере роста ЧНП и роста объемов закупок товаров и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпораций, налога с оборота и акцизов. И аналогично увеличивается величина налогов на зарплату по мере того, как в ходе экономического подъема создаются новые рабочие места. Напротив, в случае падения ЧНП налоговые поступления от всех этих источников будут падать. Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») имеют прямо противоположное поведение. Выплата пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам - все они сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства.

Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то дефициты, которые, как правило, автоматически появляются во время спадов, помогают преодолеть спад. Напротив, бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.

Рисунок 32.3 может служить хорошей иллюстрацией того, как налоговая система повышает встроенную стабильность. Правительственные расходы (G) в этой схеме считаются заданными и независимыми от величины ЧНП; расходы утверждаются парламентом на постоянном фиксированном уровне. Но парламент не определяет размер налоговых поступлений, скорее, он определяет величину налоговых ставок. Налоговые поступления затем колеблются в том же направлении, что и уровень ЧНП, которого достигает экономика. Прямая связь налоговых поступлений и ЧНП зафиксирована в отлого поднимающейся линии T.

Экономическое значение этих прямых взаимосвязей между налоговыми поступлениями и величиной ЧНП приобретает особую важность в связи с тем, что: 1) налоги представляют собой утечку или потерю потенциальной покупательной способности в экономике и 2) с точки зрения стабильности желательно увеличить объем таких утечек (изъятий) в периоды, когда экономика движется к инфляции, и, напротив, величина изъятий покупательной способности должна быть минимизирована в период замедления роста. Налоговая система, изображенная на рисунке 32.3, создает некоторый элемент стабильности в экономике, автоматически вызывая изменения в налоговых поступлениях и, следовательно, в государственном бюджете, которые противодействуют и инфляции, и безработице. Итак, встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Это именно то, что делает налоговая система. По мере роста ЧНП в период процветания налоговые поступления автоматически возрастают и - поскольку они представляют собой «утечку» - сдерживают экономический подъем. Иными словами, по мере того как экономика продвигается к более высокому уровню ЧНП, налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка. Напротив, когда ЧНП сокращается в период спада, налоговые поступления автоматически сокращаются, и это сокращение смягчает экономический спад: т.е. с падающим ЧНП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от бюджетного излишка к дефициту. Встроенная стабильность, обеспечиваемая налоговой системой, смягчала тяжесть экономических колебаний. Однако стабилизаторы не всегда способны скорректировать нежелательные изменения равновесного ЧНП.

Все, что делают стабилизаторы, - это ограничение размаха или глубины экономических колебаний. Поэтому кейнсианские экономисты соглашаются, что для коррекции инфляции или спада требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороны правительства, т.е. изменения налоговых ставок, и величины правительственных расходов. По оценкам, в США сегодня встроенные стабилизаторы в состоянии уменьшить колебания национального дохода приблизительно на одну треть.

Эффект вытеснения

Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика будет вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

Выглядит это следующим образом:

Предположим, что экономика находится в состоянии спада, и правительство в качестве одной из мер текущей фискальной политики увеличивает государственные расходы. Правительство теперь выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентные ставки, т.е. цену, уплачиваемую за заимствование денег. Поскольку расходы изменяются обратно пропорционально процентным ставкам, некоторые инвестиции будут отвергнуты или вытеснены. Тогда увеличение правительственных расходов может вызвать снижение частных инвестиций. Если бы инвестиции сокращались на такую же величину, на которую увеличивались правительственные расходы, тогда фискальная политика была бы полностью неэффективной.

Масштабы «эффекта вытеснения» являются предметом оживленных дискуссий. Например, некоторые экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рациональное зерно состоит здесь в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением правительственных расходов, могут улучшить ожидания прибыльности у предпринимателей, что является важной детерминантой спроса на инвестиции. Если кривая спроса на инвестиции сдвигается вправо, тогда инвестиционные расходы не должны падать - они могут даже увеличиться, хотя ставка процента возрастает.

Фискальная политика в открытой экономике

Дополнительные сложности осуществления фискальной политики возникают, когда экономика представляет собой часть мировой экономики, т.е. открытая экономика.

Известно, что события и меры экономической политики, предпринимаемые за рубежом, влияют на чистый экспорт и экономику. В этой связи можно быть подверженными действию непредвиденных международных шоков совокупного спроса, которые могут сократить ЧНП и обесценить мероприятия фискальной политики. Вопрос состоит в том, что все возрастающее участие в мировой экономике приносит с собой сложности международной взаимозависимости наряду с преимуществами участия в специализации и торговле. Примером может служить эффект чистого экспорта, который действует через международную торговлю, подрывая эффективность фискальной политики. Суть в следующем: сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. И наоборот: "симулирующая фискальная политика может повысить уровень внутренних ставок и в конечном счете сократить чистый экспорт.

Фискальная политика, ориентированная на предложение

Предполагалось, что фискальная политика оказывает воздействие исключительно на спрос, т.е. на величину совокупных расходов и совокупный спрос. Но экономисты признали, что фискальная политика - особенно изменение налогов - может изменять совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении «уровень цен - реальное производство».

Сторонники концепции «экономики предложения» считают, что более низкие ставки налогов не обязательно должны приводить к сокращению налоговых поступлений. В действительности можно ожидать, что снижение ставок налогов обеспечит рост налоговых поступлений за счет значительного роста национального выпуска и дохода. Эта расширившаяся налоговая база обеспечит рост налоговых доходов даже при более низких ставках. Таким образом, с точки зрения кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход «экономики предложения» предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.

Большинство экономистов с осторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов с позиций «экономики предложения»: 1) они чувствуют, что ожидаемое позитивное воздействие сокращения налогов на стимулы к труду, сбережению и инвестициям, а также стимулы к риску могут быть на самом деле не столь сильны, как надеются сторонники «экономики предложения»; 2) любые сдвиги кривой совокупного предложения вправо по своему характеру имеют долгосрочный характер, тогда как воздействие на спрос станет ощущаться в экономике намного быстрее.

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую расходы правительства превосходят его доходы за данный год.

Концепции регулирования бюджета.

А. Ежегодно балансируемый бюджет. До «Великой депрессии» 30-х гг. ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно считался желанной целью государственных финансов. Но ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает фискальную деятельность государства как антициклическую и стабилизирующую силу.

Ежегодно балансируемый бюджет должен: 1) либо увеличить ставки налога; 2) либо сократить государственные расходы; 3) либо использовать сочетание этих двух мер. Проблема заключается в том, что все эти меры являются сдерживающими по своему характеру; каждая из них еще больше сокращает, а вовсе не стимулирует совокупный спрос. Аналогично, ежегодно балансируемый бюджет будет вызывать ускорение инфляции. Как только в процессе инфляции повышаются денежные доходы, автоматически возрастают налоговые поступления. Для того чтобы ликвидировать грядущие бюджетные излишки, правительство в этой ситуации должно: 1) или снизить ставки налога; 2) или увеличить правительственные расходы; 3) или использовать сочетание обоих подходов. Ясно, что использование любого из этих трех подходов усилит инфляционное явление в экономике.

Итак, ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным; такая политика является про-, а не антициклической.

«Консервативные» экономисты выступили в поддержку бюджета, балансируемого на ежегодной основе, думая при этом больше всего не об опасностях дефицитов и растущего государственного долга как таковых, а о том, что, с их точки зрения, ежегодно балансируемый бюджет абсолютно необходим для того, чтобы ограничить нежелательное и неэкономичное расширение государственного сектора. Бюджетные дефициты, с их точки зрения, являются яркой демонстрацией политической безответственности.

Дефициты позволяют политическим деятелям дарить обществу выигрыши, связанные с ростом правительственных программ расходов, избегая при этом сопутствующих этим программам издержек в виде уплаты более высоких налогов. Другими словами, эти «фискальные консерваторы» считают, что правительственные программы имеют тенденцию расти быстрее, чем следовало бы, потому что общественная оппозиция этому росту намного меньше, когда он финансируется за счет роста дефицита, а не роста налогов.

Экономисты консервативного направления и соответствующие политические деятели хотели бы иметь законодательство или конституционную поправку, внедряющую сбалансированный бюджет с целью замедлить рост правительственных программ. Они рассматривают рост дефицитов как проявление более фундаментальной проблемы - посягательства правительства на само существование частного сектора.

Балансируемый бюджет на циклической основе. Идея бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую, политику и в то же время балансирует бюджет. В этом случае бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла.

Логическое обоснование этой концепции бюджета достаточно простое. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, т.е. сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительственные фискальные действия должны создать позитивную антициклическую силу, и правительство даже при этом условии может сбалансировать бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет.

Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. Например, длительный и глубокий спад, за которым последует короткий и скромный период процветания, будет означать появление большого дефицита в период спада, маленького или никакого положительного сальдо в период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета.

Государственный долг

Государственный долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.

Государственный долг возникает в результате роста военных расходов, особенно в периоды экономических спадов, и политики сокращения налогов (как подоходных, так и с прибыли предприятий). Федеральный бюджет является прежде всего инструментом для достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

Уровень государственного долга требует осуществления ежегодных процентных платежей. Если не использовать прирост размеров долга, эти ежегодные выплаты процентов должны производиться из суммы налоговых поступлений. Такие дополнительные налоги могут погашать стремление брать на себя риск, стремление к инновациям, к инвестициям, к работе. Существование большого государственного долга может подорвать экономический рост. Отношение процентных платежей к размеру ВНП показывает тот уровень налогообложения, который необходим для выплаты процентов по долгу. Поэтому некоторые экономисты обеспокоены тем фактом, что этот показатель резко увеличивается в последние годы.

Очевидно, что выплата процентов и суммы долга требует передачи части национального реального выпуска продукции в распоряжение других стран. Следует отметить, что доля государственного долга, приходящаяся на иностранных кредиторов, увеличивается в последние годы во всех странах. Это повод для серьезного беспокойства, особенно для России.

Может ли государство перенести реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений или оставить будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды - так, скажем, меньшую «национальную фабрику»? Эта возможность связана с эффектом вытеснения, который определяется тем, что дефицитное финансирование увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. Если это будет происходить, последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни будет ниже, чем в других случаях.

В основе растущих опасений по поводу дефицитов и государственного долга лежат несколько обстоятельств:

остается открытым вопрос о размерах долга;

процентные платежи, связанные с государственным долгом, растут очень быстро;

вызывает беспокойство то, что ежегодные дефициты сформировались в условиях мирной экономики, которая функционирует весьма близко к уровню полной занятости.

Крупные дефициты, существующие в период полной занятости, ставят несколько вопросов:

1) наиболее значительная вероятность «вытеснения» возникает, когда экономика функционирует при полной занятости;

2) стимулирующий эффект таких дефицитов может вызвать инфляцию избыточного спроса;

3) крупный бюджетный дефицит делает затруднительным для страны достижение баланса в международной торговле. Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт и сдерживать экспорт и нередко ведут к распродаже национального богатства.

При финансировании своих дефицитов правительство должно выходить на рынок капиталов и вступать в конкуренцию с частным сектором за получение средств. Это подталкивает процентные ставки вверх.

Рост ставок процента, в свою очередь, также имеет два важных последствия.

Во-первых, он не способствует частным инвестиционным расходам.

По общему мнению, дефициты сталкивают экономику на путь замедленного роста в долгосрочном плане.

Во-вторых, более высокий уровень процента по правительственным и частным ценным бумагам делает финансовые инвестиции более привлекательными для иностранцев. Приток иностранных средств может способствовать финансированию и дефицита, и частных капиталовложений. Но такой приток средств представляет собой прирост внешнего долга. А выплата процентов и погашение долгов иностранцам вызывает сокращение будущего национального производства.

В-третьих, сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на экономику. Заметим, что вышеизложенные соображения подкрепляют наш ранее сделанный вывод в том, что стимулирующая фискальная политика может быть для экономики намного менее стимулирующей, чем предполагает простая кейнсианская модель. Итак, стимулирующее воздействие дефицита может быть сглажено как за счет эффекта вытеснения, так и отрицательного эффекта чистого экспорта, вызванного дефицитом.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://matfak.ru/

Фискальная политика - это порядок формирования государственных доходов и налогообложения, направленный на обеспечение экономического роста, полной занятости, поддержания стабильности хозяйства и снижения темпов инфляции. Составной элемент экономической системы, реализует функции государства. Совокупность финансовых мер правительства по регулированию экономики.

Фискальную политику в США осуществляют два органа: Совет экономических консультантов (СЭК) создан для оказания помощи и выработки рекомендаций по экономическим вопросам президенту США. Собирает и анализирует экономическую информацию для составления прогнозов, выработки программ и формирования политики для национальной экономики.

Общественный экономический комитет (ОЭК) рассматривает широкий круг экономических проблем общенационального значения (занятость, социальная защита населения и.т.п.).

Основой фискальной политики служат финансовые отношения.

Финансовые отношения - экономические денежные отношения, опосредующие производство, распределение, перераспределение валового национального продукта (ВНП) посредством одностороннего, безэквивалентного, безвозмездного и безвозвратного движения денежных фондов в финансовой системе.

Финансовая система - это финансовые отношения и органы их реализующие. Центром финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет - финансовый план государства, баланс его доходов и расходов по источникам поступления и основным направлениям использования средств.

Существуют понятия: консолидируемый, циклический, структурный, реальный бюджет, бюджет полной занятости.

Консолидируемый бюджет - бюджет государства и бюджеты регионов.



Циклический бюджет учитывает изменения в доходах и расходах государства в зависимости от фазы цикла, в. которой находится Экономика.

Структурный бюджет отражает изменение доходов и расходов государства в результате структурной перестройки в экономике.

Реальный бюджет - определяется реально существующими доходами и расходами государства. Их соотношение может быть различным.

Бюджет полной занятости показывает, каковы были бы правительственные излишки или дефициты, если экономика функционировала бы в условиях полной занятости.

Бюджетные излишки - положительное сальдо бюджета, превышение доходов государства над его расходами.

Бюджетный дефицит - отрицательное сальдо бюджета, устойчивое превышение расходов государства над его доходами.

Существуют: структурный, циклический и реальный дефицит бюджета.

Структурный дефицит бюджета - результат правительственной фискальной политики. Возникает, когда экономика функционирует в пределах потенциального объема производства, но в условиях изменяющегося соотношения между отраслями хозяйства.

Циклический дефицит бюджета - следствие изменений в промышленном цикле возникает, когда экономика находится в той или иной фазе процесса воспроизводства.

Реальный дефицит бюджета определяется фактически существующим превышением расходов" над доходами государства.

Методы балансирования бюджета:

1) ежегодно балансируемый бюджет;

2) бюджет, балансируемый на циклической основе;

3) функциональный бюджет.

Ежегодно балансируемый бюджет дает возможность добиваться экономического роста; преодолевает безработицу и инфляцию. В то же время этот метод балансирования снижает возможности фискальной деятельности государства, углубляет колебания делового цикла и вызывает падение темпов экономического роста и темпов инфляции. Реализуется правительственным увеличением ставок налогов и сокращением государственных расходов.

Существует понятие мультипликатора сбалансированного бюджета.

Мультипликатор сбалансированного бюджета - это равные увеличения правительственных расходов, налогообложения, ведущие к соответствующему росту равновесного ЧНП. Он равен единице.

Бюджет, балансируемый на циклической основе - связан с антициклической политикой. Чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоговые ставки и увеличивает свои расходы.

Функциональный бюджет - метод балансирования бюджета, при котором все усилия государства сосредоточиваются на обеспечении полной занятости, стабилизации экономики, снижении темпов инфляции.

Существуют три способа финансирования государственного бюджета: 1) за счет займов у населения (внутренний заем); 2) посредством продажи процентных бумаг за рубежом (внешний заем); 3) за счет выпуска (эмиссии) новых денег.

Внутренний заем - выпуск и размещение государственных облигаций и других ценных бумаг среди населения и фирм в размере бюджетного дефицита или его части. Увеличение расходов государства осуществляется за счет потребления общества.

Внешний заем - договор с правительством другой страны о предоставлении в распоряжение иностранного заемщика материальных ценностей или денег, на условиях возврата, на срок и с выплатой процентов. Увеличивает внешний государственный долг, но не сокращает личного потребления в стране-кредиторе.

Эмиссия - способ финансирования бюджетного дефицита путем дополнительного выпуска денег в обращение. Приводит к росту инфляции.

Фискальная политика бывает автоматическая и дискреционная.

Автоматическая фискальная политика - так называемая политика "встроенных стабилизаторов". При ней прогрессивная шкала налогообложения приводит изменение налоговых поступлений в прямое соответствие с уровнем ЧНП, либо национального дохода; используется при автоматической стабилизации экономики.

"Встроенный (вмонтированный) стабилизатор" - это любая мера, имеющая тенденцию сократить положительное сальдо государственного бюджета в период спада производства и увеличить положительное сальдо (или уменьшить дефицит) в период инфляции, без необходимости принятия каких-либо специальных мер со стороны правительства.

Автоматическая стабилизация использует элементы автоматической фискальной политики государства включающей: 1) автоматическое изменение поступлений в бюджет с изменением доходов предпринимателей и населения; 2) помощь безработным и другие социальные выплаты; 3) льготы фермерам; 4) сбережения (нераспределенная прибыль
корпораций и накопление денежных средств населением).

Дискреционная фискальная политика состоит в сознательном манипулировании ставками налогов, структурой налогообложения, размерами государственных расходов с целью изменения объема национального производства и занятости, контроля за темпами инфляции и ускорения экономического роста. Бывает стимулирующая и сдерживающая.

Стимулирующая дискреционная политика включает: 1) увеличение государственных расходов; 2) снижение налогов; 3) их сочетание. При сбалансированном бюджете в период спада или депрессии необходим бюджетный дефицит.

Сдерживающая дискреционная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов; 2) повышение налоговых ставок; 3) их сочетание. Должна ориентироваться на положительное сальдо бюджета, если в экономике инфляция.

Существуют прямые и косвенные фискальные методы регулирования экономики.

Прямые методы - способы бюджетного регулирования, когда средства госбюджета используются для финансирования затрат на расширенное воспроизводство и покрытие непроизводственных расходов государства, на правительственные инвестиции и проведение структурной политики.

Государственные финансовые ресурсы используются для предоставления субсидий и дотаций фирмам и отраслям экономики, целевых кредитов; осуществления государственных закупок товаров и услуг с целью стабилизации хозяйственной конъюнктуры.

Субсидия - финансовая помощь в виде денежного пособия, предоставляемого правительством за счет государственного бюджета предпринимателям своей страны, зарубежным фирмам и государствам.

Дотация - форма централизованного регулирования доходов и расходов фирм, затраты которых превышают их прибыли. Денежная помощь из государственного бюджета для компенсирования убытков предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер.

Целевые кредиты - коммерческие и инвестиционные кредиты, предоставляемые фирмам на строго определенные цели.

Государственные закупки - закупки государством у фирм и корпораций товаров и услуг по контракту, либо государственному заказу с последующей их переработкой и реализацией на внутреннем либо внешнем рынках.

Государственный заказ - задание производителям по изготовлению дефицитного либо особого товара, имеющего общенациональное значение, пользующегося спросом внутри страны и за рубежом.

Косвенные методы бюджетного регулирования - мероприятия, с помощью которых государство воздействует на финансовые возможности производителей и на размеры потребительского спроса через систему налогообложения и политику ускоренной амортизации.

Система налогообложения - совокупность обязательных платежей (налогов) юридических и физических лиц в государственный бюджет; основной инструмент государственного регулирования экономики. Перечень налогов и их ставки определяются правительством страны.

Налоги - обязательные платежи предприятий, организаций, населения; основной источник дохода государственного бюджета, местных бюджетов. Влияют на затраты и прибыль предприятий, покупательную способность населения и уровень жизни.

Налоги различают:

По предмету налогообложения (прибыль, имущество и т.д.);

По учреждениям, которым поступают налоги (федеральный,
местный бюджет);

По субъекту обложения (фирмы, граждане);

По способу взимания {адвалорный, аккордный, паушальный);

По механизму взимания (прямые, косвенные);

По способу начисления (прогрессивный, регрессивный,
пропорциональный).

Система налогообложения Украины - утверждена законом "О системе налогообложения", принятым 25 июня 1991 года, которым определены следующие налоги, сборы и обязательные платежи:

Налоги на прибыль;

Налог на прибыль иностранных юридических лиц от
деятельности в Украине;

- налог с оборота;

- акцизный сбор;

- налог на добавленную стоимость;

Налог на экспорт и импорт;

Подоходный налог с граждан;

Плата за природные ресурсы;

Экологический налог;

Государственные пошлины (напр., с владельцев транспортных средств и др.);

Таможенные пошлины.

Существует двойное налогообложение.

Двойное налогообложение - это налог на прибыль иностранного участника СП. Первоначально этот налог уплачивается при переводе прибыли за границу, вторично налогообложение производится в стране иностранного партнера СП.

Методы налогообложения : 1) начисление; 2) удержание (уплата).

Начисление налога - определение размера задолженности, производится налоговыми органами на основе налоговой декларации (для физических лиц).

Налоговая декларация - официальное заявление лица о размерах его доходов в виде письменного документа, влекущего за собой юридическую и экономическую ответственность в случае сознательного искажения сведений.

Удержание налогов - вычет из получаемого дохода непосредственно (например подоходный налог на заработную плату).

Адвалорный налог - фиксированная процентная ставка, относимая к общей стоимости товара, на основе которой совершаются соответствующие платежи (торговые налоги, импортные пошлины и т.д.).

Паушальный платеж - лицензионное вознаграждение, определенная твердо зафиксированная в соглашении сумма.

Прогрессивный налог - налог, средняя ставка которого вырастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и снижается по мере сокращения этого дохода.

Пропорциональный налог - налог, средняя ставка которого остается неизменной при увеличении или сокращении дохода налогоплательщика.

Регрессивный налог - налог, средняя ставка которого уменьшается (повышается) по мере увеличения (уменьшения) дохода налогоплательщика.

Прямые налоги взимаются по фиксированной процентной ставке от суммы дохода. К ним относятся: налоги на доходы (прибыль) фирм, корпораций; индивидуальный подоходный налог, налоги с наследства, на транспортные средства и т.д.

Косвенные налоги . Механизмом взимания этих налогов служит ценообразование. Это налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с оборота, таможенные пошлины и др.

Налог на добавленную стоимость - часть вновь образованной стоимости на каждой технологической ступени производства товара или оказания услуги. Поступает в бюджет после их реализации, которая осуществляется по ценам, увеличенным на сумму налога.

Акциз - вид косвенного налога на товары массового спроса (винно-водочные, табачные изделия, соль, спички, бензин и др.). Уплачивается государству производителями и продавцами товаров. Акциз включается в цену товаров или тарифы за услуги.

Налог с оборота - часть чистого дохода общества, централизуемая в бюджете государством. Уплачивается с потребительских товаров и количественно представляет собой твердо фиксированную часть разницы между оптовой ценой продукции и издержками ее производства. Государство определяет перечень товаров, в цены которых включается этот налог.

В отдельных случаях государство предоставляет налоговые льготы.

Налоговые льготы - частичное или полное освобождение юридических или физических лиц от уплаты налогов; элемент налоговой политики; преследуют экономические или социальные цели. К льготам можно отнести налоговые каникулы.

Налоговые каникулы - установленный законом срок, в течение которого та или иная группа фирм освобождается от уплаты определенного вида налога.

Налоговые гавани - небольшие государства, регионы, территории и населенные пункты (порты), ориентированные на привлечение капиталов, как отечественных, так и из-за рубежа путем предоставления налоговых и других льгот в виде освобождения от тех или иных налогов или снижения ставок налогообложения.

Политика ускоренной амортизации сводится к освобождению предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Способствует экономическому росту и, вместе с тем, сокращает реальную покупательную способность населения в связи с ростом издержек и, следовательно, цен на товары.

Дефицитное финансирование из бюджета связано с образованием государственного долга.

Государственный долг формируется государственным кредитом.

Государственный кредит - кредитные отношения по поводу аккумуляции государством на началах возвратности денежных средств для финансирования правительственных расходов, покрытия бюджетного дефицита, стабилизации экономики и, в том числе, денежного обращения.

Кредиторами выступают юридические и физические лица, заемщиком - государство.

Государственный долг - это долг государства тем или иным экономическим, юридическим или другим субъектам, предоставившим взаймы денежные средства, материальные ценности, хозяйственные объекты и т.д. Представляет собой временную мобилизацию средств для покрытия расходов государства путем выпуска правительственных займов. Бывает внутренним и внешним.

Внутренний государственный долг - это задолженность государства гражданам, фирмам, организациям своей страны. Такая задолженность существует в форме эмитируемых государством ценных бумаг (облигаций, сертификатов, именных чеков и т.д.).

Облигации - ценные бумаги, удостоверяющие внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающие обязательство государства возместить их номинальную стоимость в предусмотренный срок с уплатой фиксированного процента. Могут быть как именными, так и на предъявителя, целевыми, выигрышными, свободно обращающимися (рыночными) или с ограниченным кругом обращения (нерыночными), сберегательными, казначейскими и др.

Сберегательная облигация - письменное свидетельство государства, удостоверяющее право владельца на получение по истечении установленного срока суммы облигации и процентов по ней.

Казначейские облигации - вид ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателем денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение срока владения. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц.

По срокам погашения облигации делятся: на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Срок погашения может быть правительством консолидирован.

Консолидация государственного долга - удлинение сроков займа.

Сертификат (денежный) - ценная бумага, удостоверяющая право ее собственника на получение определенной суммы денежных средств и процентов.

Именной чек - чек, выписанный на определенное лицо.

Внешний долг - это задолженность правительства страны иностранным гражданам, фирмам, государствам, международным организациям и фондам.

Обслуживание государственного долга - погашение основной суммы долга и уплата процентов по ней. В Украине обслуживание задолженности по внутреннему и внешнему государственному долгу поручено Национальному банку (НБУ).

Норма обслуживания внешнего долга выводится как отношение суммы платежей страны по обслуживанию внешней задолженности к объему ее экспорта. Эта норма показывает, какая часть валютной выручки в данный период изымается из экономики страны и не может быть использована в целях накопления или потребления.

Государственный долг оформляется государственными займами.

Государственные займы (внутренние и внешние) выпускаются как правительством, так и местными органами управления. Делятся на облигационные и Безоблигационные.

Безоблигационные займы это займы у банков или внешние межправительственные займы, международных организаций и фондов. Примером безоблигационного внутреннего займа может служить выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование Центральным банком государственного бюджета и т.д.

Существуют четыре направления воздействия государственного долга: распределение доходов, стимулирование, внешние связи, "эффект вытеснения".

Распределение доходов в связи с государственным долгом, владением облигациями и получением по ним процентов отдельными группами населения осуществляется неравномерно и ведет к их дифференциации.

Стимулирование - выплата процентов по государственному долгу вынуждает государство повышать ставки налогов, а это уменьшает мотивацию к предпринимательству.

Внешние связи - внешний государственный долг способствует усилению внешнеэкономических контактов.

"Эффект вытеснения" означает сокращение частных инвестиций вследствие дефицитного государственного финансирования.

Сущность "эффекта вытеснения" заключается в том, что фискальная политика, имеющая тенденцию к росту налоговых ставок, подрывает инвестиционный эффект частных предпринимателей.

Факторы, противодействующие "эффекту вытеснения": 1) увеличение государственных расходов на потребительские нужды и инфраструктуру; 2) наличие в стране безработицы, повышающей государственные расходы на социальные выплаты.

В руках государства имеются инструменты управления государственным долгом: рефинансирование, налогообложение, "создание денег".

Рефинансирование - это выпуск и размещение новых облигаций и погашение за этот счет предыдущего выпуска.

Налогообложение - способ управления государственным долгом путем манипулирования его структурой и ставками налогов.

"Создание денег" - увеличение массы денег в обращении, посредством использования механизма эмиссии в руках государства.

Для покупателей государственных облигаций существуют: финансовый, кредитный, рыночный, процентный и инвестиционный риски.

Риск - количественный размер потенциальных финансовых убытков. При превышении определенного уровня риска возникает такая ситуация, при которой инвестор отказывается принять риск на себя.

Инвестор - субъект инвестиционной деятельности осуществляющий вложение собственных средств в ценные бумаги (акции, облигации), производство, строительство и т.д.

Инвестиции - вложение средств в финансовые активы (ценные бумаги) и хозяйственную деятельность.

Финансовый риск - связан с возможностью ухудшения финансового положения эмитента облигаций (государства), который оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства по государственному долгу.

Кредитный риск - риск невыплаты основной суммы долга и процентов в связи с неплатежеспособностью или банкротством заемщика, нейтрализуется требованием гарантий, изучением кредитоспособности должника.

Рыночный риск - возникает в результате непредвиденных изменений на рынке облигаций, привлекательность которых, как объекта инвестиций может быть утрачена.

Процентный риск - изменение процентных ставок и связанное с ним снижение рыночной цены облигаций.

Инвестиционный риск - возможность получения дохода от инвестиций в меньшем размере, чем заранее рассчитанного инвестором.