Федеральный закон о банковских переводах.

17.11.2020
электронные деньги

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ

Статья 9. Порядок использования электронных средств платежа

1. Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.

2. Оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа.

3. До заключения с клиентом договора об использовании электронного средства платежа оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента об условиях использования электронного средства платежа, в частности о любых ограничениях способов и мест использования, случаях повышенного риска использования электронного средства платежа.

4. Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.

5. Оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) о его использовании без согласия клиента.

6. Оператор по переводу денежных средств обязан фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления, а также хранить соответствующую информацию не менее трех лет.

7. Оператор по переводу денежных средств обязан предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, в порядке, установленном договором.

8. Оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств.

9. Использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.

10. Приостановление или прекращение использования клиентом электронного средства платежа не прекращает обязательств клиента и оператора по переводу денежных средств, возникших до момента приостановления или прекращения указанного использования.

11. В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.

12. После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с частью 11 настоящей статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления.

13. В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.

14. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.

15. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.

16. Положения части 15 настоящей статьи в части обязанности оператора по переводу денежных средств возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления, не применяются в случае совершения операции с использованием клиентом - физическим лицом электронного средства платежа, предусмотренного частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Полный текст Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О национальной платёжной системе" можно посмотреть или скачать

За последние несколько лет налоги в РФ были увеличены, следовательно, нагрузка на граждан страны значительно возросла. С ростом налогообложения начинают стремиться вверх цены на товары и предоставляемые услуги. В результате изменений законодательной базы страны многие россияне уверены, что жить 10-15 лет назад было намного легче, нежели в наше время.

18 июня нынешнего года один из наиболее крупных российских банков «Сбербанк» сообщил, что со всех платежей, согласно новому закону о переводе денежных средств, будет автоматически уплачиваться 13-процентный налог. Кредитная организация отметила, что налогооблагаться будут даже те суммы, которые перечисляются с карты на карту одного и того же финансового учреждения.

С первого числа следующего месяца в Российской Федерации начнет действовать новый закон. В документе указано, что с каждого перевода с карты на карту или с терминала на карту физических и юридических лиц будет уплачиваться в казну страны 13%. Информация о платежах будет автоматически отправляться в Федеральную налоговую службу, сотрудники организации будут списывать налог, если назначение платежа не подтвердится. Только с заработной платы и еще нескольких источников доходов россиянам не придется платить проценты в бюджет.

Например, если осуществляется перевод денег с карты на карту «Сбербанка» в размере 20 000 рублей, то 2 600 рублей будет списано налоговой. Чиновники отметили, что налогом будут облагаться суммы свыше 100 000 рублей. Чтобы не платить в бюджет, стоит просто предоставить документы, подтверждающие источник дохода. Подтверждением может выступать выписка банка, договора между организациями и тому подобное.

Руководитель «Сбербанка» Герман Оскарович Греф отметил, что в ближайшем времени физическим лицам волноваться не стоит, поскольку транзакции по счетам отследить достаточно трудно, особенно если переводятся небольшие суммы денежных средств. Политический деятель и опытный управленец уверен, что экономисты неправильно трактуют статьи нового закона о переводе денег с карты на карту, поэтому вводят всех россиян в заблуждение. Он отметил, что есть подобный закон, который функционирует с июля 2014 года, и за 4 года физические и юридические лица не пострадали.

Глава крупной кредитной организации Российской Федерации добавил, что обычные граждане в безопасности, поскольку данная мера может быть введена только для отслеживания платежей между большими компаниями, которые незаконно отмывают деньги.

Также Греф подчеркнул, что автоматически сниматься налог не может, поскольку это незаконно. Сначала россиянин должен будет подтвердить источник дохода, если он это сделает, то не уйдет «в минус». Если не будет подтверждено, откуда и за что получены деньги, то сам гражданин страны должен будет заплатить 13 процентов. При неуплате в новом законе указано, что на человека накладывается штраф в размере 20% от суммы, переведенной с карты на карту банка.

Греф уверен, что причины для паники отсутствуют. Политик добавил, что с первого числа следующего месяца все так же можно будет осуществлять транзакции без уплаты тринадцатипроцентного налога. «Сбербанк» во главе с руководителем Германом Оскаровичем выступает против введения такого налога, поскольку источники доходов простых людей являются их личным делом.

В ведомстве объяснили, что налогом в этом случае облагается оплата товаров, интернет-услуг или же вознаграждение за договор гражданско-правового характера. Например, это может быть ежемесячная оплата за съем жилой площади. В подобных случаях физическое лицо обязано предоставить Налоговой декларацию налога на доход физического лица. Это форма 3 Подоходного налога, и его придется все-таки заплатить.

Налогом не будет облагаться карточный перевод, который предназначен как дарение денег, денежная помощь от родственников, возвращение долга или что-то в этом роде. Сотрудники Налоговой Службы сообщили, что отчитываться о таких переводах перед соответствующими службами не стоит. Но, если налоговая заподозрит что-то неладное, то физическое лицо обязано дать внятный ответ по поводу того или иного карточного перевода.

Напомним, что еще четыре года назад правительственным комитетом был принят законопроект, который обязывает сотрудников банковских учреждений сообщать об открытии и закрытии вкладов или банковских счетов физических лиц. В этом году были внесены некие поправки. В результате этого переводы свыше 600 тысяч рублей должны обязательно направляться в российское ведомство финансового мониторинга.

Как разъяснили эксперты, не каждый перевод на карточку считается доходом. Перед ФНС не нужно отчитываться за все полученные деньги и платить 13% от стоимости любых подарков дороже 4 тыс. рублей.

Налог на доходы платят только с доходов, которые этим налогом облагаются по закону, сообщает сайт Ros-Registr. Обычно его начисляет и удерживает налоговый агент: работодатель на официальной работе, банк при выплате процентов по вкладу или биржа фриланса при оформлении безопасной сделки.

Налог нужно платить самостоятельно лишь, например, при продаже имущества или выигрыше в лотерею. Также если в прошлом году вы получали на карту деньги за работу, а работодатель не удерживал НДФЛ и не отчитывался в налоговую, тоже нужно заплатить 13% от поступлений.

В налоговом кодексе есть полный список видов доходов, с которых не нужно платить налог, даже если они получены посредством перевода на карту.

Налогом не облагаются:

· стипендии и пособия,

· суточные в пределах лимита,

· алименты,

· благотворительная помощь,

· доходы от продажи овощей со своего огорода,

· деньги и имущество по наследству,

· возмещенные судебные расходы,

· господдержка ипотечников,

· вознаграждение репетиторов, сиделок и помощников по хозяйству.

Более того, не облагаются налогом переводы на карту, которые не связаны с получением дохода. Например, если коллеги перевели деньги кому-то одному, чтобы купить общий подарок на юбилей начальника отдела. Или бабушка отправила перевод ко дню рождения внука.

Подарки от предпринимателей и организаций облагаются налогом, если стоят дороже 4 тыс. рублей. Подарок от работодателя не облагается налогом при стоимости до 50 тыс.

Так что если, скажем, любовник подарил девушке 100 тыс. рублей и перевел всю сумму на карту, она не должна их декларировать и платить налог. Когда дарят шубу, лабутены, штаны, кольцо с бриллиантом или антикварную вазу, с этих подарков не нужно платить налоги. Если папа подарил дочери квартиру, а сыну - машину, дети не будут платить НДФЛ.

Может, но для этого ФНС нужно понять, что это был за перевод, найти основания для проверки, провести ее и лишь на этом основании сделать вывод о доначислении налога.

То есть даже если налоговая увидит такие суммы, она не сможет автоматически начислить с них налоги. У налогоплательщика запросят пояснения: откуда деньги и за что.

Плохая новость в том, что ваши денежные поступления теперь становятся прозрачными для государства и фактически не являются более предметом банковской тайны.

Если у налоговой появятся вопросы, связанные с неуказанными средствами в декларации гражданина о доходах, то гипотетически к нему могут быть приняты решения о санкциях. Скажем, в виде штрафов и требований к оплате дополнительного налога с прибыли. Например, с прибыли от поступивших на счет гражданина неучтённых сумм при сдаче в аренду недвижимости, фриланса и т. п.

Налоговая может узнать об этом из банка и попросить выписку по счету, если увидит, что в прошлом году вы купили машину и квартиру, но не задекларировали никаких доходов или платите налог с зарплаты в 8 тысяч рублей.

От покупателя. Человек, который купил у вас какое-то имущество, может передать эти данные в налоговую.

От соседей. Например, вы сдавали квартиру шумным арендаторам и поругались с соседями. А они сообщили в налоговую, что вы скрываете доходы и не платите налоги.

От налоговых агентов. Иногда налоговый агент не может удержать НДФЛ. Тогда он отправляет данные в налоговую, там всё считают и присылают уведомление.

Блокировка карты банком более вероятна, чем претензии со стороны инспекции. Банки в рамках законодательства о противодействии легализации незаконных доходов постоянно отслеживают движение денег по картам физлиц.

Под подозрение могут попасть, в частности, следующие операции:

«На признаки сомнительности банки проверяют клиентов, когда они открывают счет или проводят операции по счету. По итогам проверки банк вправе: отказать в открытии счета, отказать провести операцию, приостановить обслуживание через «Клиент-Банк», расторгнуть договор банковского счета в одностороннем порядке, если в течение календарного года дважды выносил решение об отказе проводить платеж.»

Новости СМИ

Новости партнеров

Переводы денежных средств осуществляются в РФ в соответствии со 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Суть этого нормативного акта состоит в установлении организационных основ НПС. Документ регулирует также порядок осуществления денежных операций. Внесенные в 161-ФЗ "О национальной платежной системе" изменения коснулись электронных средств, используемых при осуществлении переводов. Рассмотрим подробнее некоторые нормы.

Общие сведения

Национальная платежная система 161-ФЗ определяется как совокупность операторов, осуществляющих денежные переводы, агентов и организаций почтовой связи. Оказание услуг осуществляется в соответствии с договорами. Они заключаются с клиентами и между операторами. Перевод средств производится в рамках используемых форм безналичного перечисления, согласно требованиям нормативных актов РФ.

Особенности участия в НПС

161 "О определяет, что банковские субагенты оказывают услуги по переводу денег в соответствии с договорами. Они оформляются с операторами и агентами. При этом должны выполняться требования ст. 14 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Организации почтовой связи вправе оказывать услуги по переводу денег в соответствии с нормативным актом №176 от 17.-07.1999 г. Платежные агенты участвуют в системе по правилам, установленным ФЗ №103 от 03.06.2009 г.

Правила переводов

161-ФЗ "О национальной платежной системе" предусматривает, что оказание оператором услуг производится на основании распоряжения клиента. Им может выступать как получатель, так и отправитель средств. Распоряжение должно оформляться по правилам, предусмотренным для применяемой формы безналичного перечисления. Перевод выполняется за счет средств плательщика. Они могут находиться на его индивидуальном счете или предоставляться им без открытия р/с. Полученные у клиента средства зачисляются на счет адресата или выдаются ему наличными. Перевод может осуществляться путем учета денег в пользу адресата без открытия р/с. Такая ситуация имеет место, в частности, при перечислении электронных денег.

161-ФЗ "О национальной платежной системе": разъяснения

Не является переводом внесение наличности клиентом на собственный банковский счет либо получение средств с него у одного оператора. Срок зачисления денег при оказании услуг, по 161-ФЗ, не должен превышать трех рабочих дней с момента списания их с р/с либо с даты предоставления денег клиентом. В переводе средств, кроме оператора, могут участвовать посредники. Если другое не обуславливается используемой формой безналичного перечисления либо федеральным законодательством, безотзывность перевода наступает в момент списания денег со счета или предоставления их клиентом. Исключение составляют перемещения электронных средств. Безусловность перевода, в соответствии со 161-ФЗ "О национальной платежной системе", наступает с момента исполнения условий, определенных клиентом. Данное правило распространяется и на случаи встречного представления документов, перечисления в другой валюте, передачи финансовых инструментов (ценных бумаг). Окончательность перевода, если клиент обслуживается одним оператором, наступает в момент внесения средств на счет получателя либо обеспечения возможности выдачи их наличными. Данное правило не действует в отношении перемещений электронных денег. Если клиент обслуживается разными операторами, окончательность перевода наступает при зачислении средств на счет оператора получателя. При этом должны учитываться требования ст. 25 161-ФЗ " О национальной платежной системе".

Обязательства оператора

Они прекращаются в момент наступления окончательности перевода. Оператор до зачисления средств на счет получателя или выдачи их ему наличными должен предоставить клиентам возможность ознакомиться с информацией об условиях оказания услуг. Сведения должны быть доступны для понимания. Ознакомление в том числе осуществляется с:

  1. Размером комиссии и порядком ее взимания, если она предусматривается в договоре.
  2. Способом определения курса обмена при выполнении перевода в инвалюте.
  3. Порядком направления претензий.
  4. Другими сведениями, имеющими значение при оказании платежных услуг.

Особенности переводов по требованию получателя

При прямом дебитовании оператор, в соответствии с договором с плательщиком, производит списание средств с его счета с его согласия (акцепта) по поступившему распоряжению. Право предъявлять требование должно предусматриваться соглашением с получателем. Плательщик может дать согласие до поступления распоряжения либо после этого. Акцепт может предусматриваться в договоре с оператором либо оформляться отдельным документом (сообщением). Клиент вправе дать согласие в отношении одного или большего числа получателей или требований. Распоряжение может отправляться непосредственно оператору или через него. В случае отсутствия предварительного акцепта обслуживающий субъект должен передать требование для получения согласия не позднее дня, идущего после принятия сообщения. Если он был дан заранее, и распоряжение получателя соответствует его условиям, оно должно быть выполнено. Срок и размер исполнения устанавливается акцептом. Если требования получателя противоречат условиям согласия плательщика либо отсутствует возможность их проверить, оператор должен вернуть распоряжение без исполнения. В договоре может устанавливаться обязанность обслуживающего субъекта в таком случае запросить акцепт.

161-ФЗ "О национальной платежной системе": статья 9

В рассматриваемом нормативном акте предусматриваются положения, регламентирующие правила использования электронных средств. Оно осуществляется в соответствии с договором. Соглашение заключается между оператором и клиентом или только между первыми. Обслуживающий субъект имеет право отказать в оформлении договора.

Общий порядок

До заключения соглашения об использовании электронных платежных средств оператор должен проинформировать клиента обо всех условиях. В частности, ознакомление осуществляется с любыми ограничениями, а также случаями повышенного риска проведения операций. Оператор также обязан информировать о каждом переводе электронных средств. Для этого клиенту направляется соответствующее уведомление. Правила его оформления и отправки устанавливаются в договоре. В обязанности оператора также входит обеспечение возможности направления уведомления о потере электронного платежного средства либо его использовании при отсутствии согласия клиента. Все извещения должны фиксироваться, а соответствующая информация должна храниться в течение трех лет. Оператор обязан предоставлять сведения и документы, связанные с использованием клиентом электронного платежного средства. Правила, в соответствии с которыми это осуществляется, определяются договором. Оператор также должен рассматривать заявления, при возникновении споров в том числе, касающихся использования электронного платежного средства. Клиенту должна предоставляться возможность получать сведения о результатах разбирательства по его обращениям.

Прекращение/приостановление использования электронного средства

161-ФЗ допускает данные действия при наличии уведомления, полученного от клиента. Прекращение/приостановление использования может быть также инициировано оператором. В последнем случае это допускается при совершении клиентом нарушения правил, установленных в договоре. Прекращение/приостановление использования не устраняет обязательств оператора и клиента по переводу денег, если они возникли до принятия соответствующего решения.

Дополнительно

При утрате или использовании электронного платежного средства без согласия клиента он должен направить уведомление об этом оператору. Форма извещения определяется договором. Направление уведомления осуществляется незамедлительно после выявления соответствующего факта и не позднее дня, который следует за днем принятия сведений о совершении несанкционированной операции. После получения извещения оператор должен компенсировать клиенту списанную без его согласия сумму.

Нюансы

Если оператор не выполняет обязанностей, связанных с информированием клиента о совершаемых операциях в соответствии с ч. 4 ст. 9 рассматриваемого закона, он обязан возместить суммы, о списании которых пользователь не был извещен и которые были переведены без его согласия. Если обслуживающий субъект отправлял уведомления в соответствии с требованиями нормативного акта, а клиент не отправил ему сообщения по правилам ч. 11 ст. 9, компенсация не предусматривается. Если оператор исполняет обязанность, связанную с информированием пользователя-физлица о произведенной операции по ч. 4, а гражданин, в свою очередь, направил извещение в порядке части 11, первый обязан возместить сумму, списанную без согласия, до момента отправки физическим лицом сообщения о несанкционированных действиях. В данном случае компенсация назначается, если обслуживающий субъект не докажет, что клиентом были нарушены правила использования электронного платежного средства, что и повлекло соответствующие последствия. Из указанного правила, однако, есть исключения.

Положения части 15 статьи 9 рассматриваемого нормативного акта, касающиеся обязанности оператора возместить клиенту-физлицу сумму операции, осуществленной без его согласия, до момента отправки им соответствующего уведомления не распространяются на случаи использования электронного платежного средства, предусмотренного ч. 4 ст. 10.

В 2011 году в России был принят федеральный закон №161 «О национальной платёжной системе» (НПС). Документ призван упорядочить процедуру переводов и иных транзакций с электронными деньгами, создавая правовые условия для качественного обслуживания граждан и юридических лиц. Он закрепляет правовые и организационные основы деятельности НПС и её субъектов, утверждает порядок выполнения платёжных операций и проведение надзорной деятельности.

Закон о национальной платёжной системе

Основные положения закона

Закон №161-ФЗ определяет, что такое национальная платёжная система и вводит понятие «значимые платёжные системы». В документе указан перечень всех субъектов НПС, а также закреплены их обязанности и функции. Впервые на законодательном уровне утверждены понятия «электронное средство платежа» и «электронные денежные средства» (ЭДС).

В федеральном законе прописан механизм осуществления платёжных услуг:

  • общий порядок денежных переводов;
  • специфика переводов, выполняемых по требованию получателя;
  • особенности переводов электронных денег;
  • механизм выполнения распоряжений клиентов;
  • порядок применения электронных средств.

Надзорные функции в НСП возложены на Центробанк. Закон регламентирует механизм контрольно — надзорной деятельности регулятора и указывает меры принуждения, используемые при несоблюдении поднадзорным субъектом требований №161-ФЗ.

С полным текстом закона можно ознакомиться по ссылке

Плюсы и минусы закона

Принятие №161-ФЗ позволило навести порядок в сегменте моментальных электронных платежей и определило статус субъектов рынка. Норма установила единые правила работы для всех игроков, в том числе небанковских кредитных организаций (НКО), чей правовой статус определён Инструкцией ЦБ РФ №137-И.

Одновременно закон породил ряд противоречий и проблем, которые вызвали озабоченность рыночных участников. Среди них:

  • идентификация выгодоприобретателей;
  • необходимость установления назначения перевода;
  • отсутствие законодательно определённой процедуры получения статуса оператора по переводу ЭДС;
  • различный характер решения вопроса выплаты налогов с помощью ЭДС для физических и юридических лиц;

Банковское сообщество обеспокоено обязанностью возмещать пользователю сумму транзакции, выполненной без его согласия. Это накладывает на операторов обязанность расследования фактов краж электронных средств и создает предпосылки для мошеннических действий с целью компенсации суммы операции, якобы проведённой без разрешения клиента.

Новые поправки 2019 года

Депутаты Госдумы 28 июля 2019 года приняли в окончательном чтении законопроект, предусматривающий внесение изменений в №161-ФЗ. Корректировки касаются деятельности субъектов НСП и могут всерьёз повлиять на рынок электронных платежей.

Право ЦБ ограничивать величину комиссий банков при оплате карточками

Закон наделяет Центробанк правом самостоятельно утверждать предельный размер комиссий по эквайрингу при оплате банковскими карточками, изменить который финучреждения будут не вправе. Аналитики считают, что принятие этой нормы стало следствием неспособности банков и ритейлеров прийти к компромиссу. Идею сократить банковские комиссии в феврале публично одобрил и президент, охарактеризовав их как «квазиналог для бизнеса».

Наличие права ЦБ РФ устанавливать максимальную комиссию может сделать сговорчивее банкиров и продавцов, чьи интересы противоположны. Первые утверждают, что нынешние комиссии (1-3%) позволяют совершенствовать финансовые продукты, вторые говорят о высоких издержках, вынуждающих компенсировать их повышением цен.

Ограничение на пополнение e — кошельков без идентификации

Поправки к №161-ФЗ ограничивают возможность пополнения электронных кошельков без выполнения идентификации. Теперь чтобы внести средства на анонимный кошелек необходимо использовать банковский счет. Это означает, что клиенты популярных сервисов «QIWI Кошелек», Яндекс.Деньги, VK Pay, WebMoney и других не смогут вносить средств в офисах операторов и с помощью платёжных терминалов.

Изменения затронут около 10 млн обладателей неидентифицированных кошельков. Представители QIWI выразили недоумение по поводу необходимости новшеств, так как ранее поправки в закон о НПС уже серьёзно ограничили функции анонимных кошельков. В 2014 году был установлен лимит в 15 тыс. рублей и ограничены переводы на другие кошельки. Сейчас они могут использоваться только для оплаты за товары и услуги российских компаниях.

Обязанность международных платёжных систем работать по российским законам

Проект закона предусматривает введение новых требований к российским дочерним подразделениям международных платёжных систем (МПС). Им запрещается прекращать выполнение расчётов по карточкам коммерческих банков, попавших в санкционный список.

Позиция авторов законопроекта

Поддержанные Госдумой поправки позволят защитить граждан страны в случае введения антироссийских санкций США или Евросоюза. Если они остановят работу своих платёжных систем, и миллионы соотечественников при нынешнем состоянии законодательства не смогут пользоваться карточками Visa и MasterCard.

По словам одного из авторов документа, главы думского комитета по финрынку А. Аксакова, до принятия изменений платёжные системы при выполнении транзакций между российскими и иностранными банками основывались на зарубежном законодательстве. В случае нарушения российских норм у регулятора не существовало правовых механизмов для влияния на нарушителей.

В Центробанке поддержали документ, подчеркнув, что российские «дочки» зарубежных компаний должны выполнять требования российского законодательства. Это станет гарантией обеспечения защиты интересов граждан, отечественного бизнеса и всей финансовой инфраструктуры.

Перспективы международных платежных систем на российском рынке

Трактовка понятия «иностранная платежная система» предусматривает исключение из этой категории МСК, которые зарегистрированы в Центробанке. Такие субъекты обязаны подчиняться правилам, распространяемым на обычные платёжные системы. Однако и эти операторы по собственной инициативе не смогут вводить критерии приостановления и прекращения участия в платёжной системе.

Указанные новшества вынуждают присутствующие на российском рынке международные платёжные системы корректировать деятельность своих дочерних подразделений. По состоянию на июль 2019 года дочерние структуры, находящиеся в реестре операторов ПС Центробанка, есть у Visa, JCB, MasterCard, ChinaUnionPay и других компаний.

Как технически реализовать задачу продолжения работы в России при объявлении санкций пока точно не знают головные компании, их российские подразделения и партнёры. Один из вариантов - продажа «дочек» Центробанку или не связанным с их бизнесом российским компаниям. Это позволит обойти санкции и одновременно выполнить новые требования законодательства РФ. При этом ряд экспертов, в том числе управляющий партнер инвестиционной компании EXANTE А. Кириенко считают, что МПС скорее просто уйдут с отечественного рынка, нежели будут продавать свои активы.

В числе других предложений выдача банками дублирующих карточек для расчётов за границей, либо выпуск «пластиков» с двумя разными чипами для работы в РФ и за рубежом.

Главное опасение экспертов вызывает возможное прекращение работы карт Visa и MasterCard, на которые приходится до 90% рынка. Также существует риск ограничения приёма карточек отечественных банков на территории иностранных государств, а зарубежных финучреждений в России.

Меры ответственности

Чтобы привести внутренние правила в соответствие с обновленными требованиями у МПС есть 180 дней с момента вступления в силу поправок. Все противоречащие закону правила будут признаны недействительными. Это означает, что после истечения данного срока приостановка расчётов любого отечественного банка станет квалифицироваться как нарушение.

В этом случае Банк России вынесет предписание устранить нарушение. Если оно не будет выполнено российское дочернее подразделение МПС исключат из реестра операторов платёжных систем, что означает запрет деятельности ПС на территории России. При этом уже эмитированные карты, принадлежащие запрещённой в России системе, продолжать функционировать через НСПК.

Как утверждают эксперты, изменить свои правила в соответствии с требованиями регулятора у Visa, MasterCard нет возможностей, так как дочернее подразделение чисто юридически не может игнорировать требования головной компании.

Вопросы — ответы

Как будет решен вопрос с интеллектуальной собственностью МПС?

Всеми интеллектуальными правами владеют головные организации ПС, которые передаются банкам в рамках взаимодействия с зарубежной организацией. Порядок урегулирования интеллектуальных прав в проекте закона не указан.

Почему введено правило пополнения e — кошелька со счёта в банке?

Использование банковского счёта позволит установить личность плательщика и даст возможность заблокировать его счёт в случае подозрения в осуществлении противоправной операции.

Кто и почему предложил ввести запрет на пополнение электронных кошельков через платёжные терминалы?

Поправки инициированы Росфинмониторингом с целью борьбы против распространения наркотиков и предотвращения фактов терроризма.

С уществует ли возможность работать на отечественном рынке у российских «дочек» МПС в случае их исключения из реестра ЦБ?

Они могут пройти регистрацию, получив статус иностранных платёжных систем. Банкам, пожелавшим выпускать карты, необходимо зарегистрироваться в качестве операторов ИПС и эмитировать их только для себя.

За исключением отдельных положений Законы N 162-ФЗ и N 161-ФЗ вступают в силу 29 сентября 2011 г.

60;физических лиц в банках Российской Федерации"" href="http://my.consultant.ru/cabinet/?mode=stat;click;d=2011-07-12;r=iw;s=consultant;dst=http%3A%2F%2Fwww.consultant.ru%2Fonline%2Fbase%2F%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DLAW%3Bn%3D108932">закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и страхованию не подлежат.

60;платежной системе" ------------------ Не вступил в силу" href="http://my.consultant.ru/cabinet/?mode=stat;click;d=2011-07-12;r=iw;s=consultant;dst=http%3A%2F%2Fwww.consultant.ru%2Fonline%2Fbase%2F%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DLAW%3Bn%3D115625%3Bdst%3D100142">ч. 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).

Оператор по переводу денежных средств может избежать возмещения клиенту суммы операции, совершенной без его согласия. Для этого он должен доказать, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что и повлекло совершение такой операции (ч. 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ). Такие же последствия для клиента наступают, если он не был идентифицирован оператором по переводу денежных средств в соответствии с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

5. Особые требования к переводу электронных денежных средств

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ оператором электронных денежных средств может быть любая организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, указанная в п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности. Такое лицо обязано уведомить Банк России в установленном им порядке о начале своей деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств. На это отведен срок не более 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств. Закона N 161-ФЗ устанавливает, что оператор электронных денежных средств обязан разработать правила осуществления перевода таких средств, которые должны включать:

Порядок деятельности оператора электронных денежных средств, связанной с их переводом;

Порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием;

Порядок деятельности оператора электронных денежных средств при привлечении банковских платежных агентов, организаций, оказывающих операционные услуги и (или) услуги платежного клиринга;

Порядок обеспечения бесперебойности осуществления перевода электронных денежных средств;

Порядок рассмотрения оператором претензий (включая процедуры оперативного взаимодействия с клиентами);

Порядок обмена информацией при осуществлении переводов электронных денежных средств.

В качестве главной и безусловной обязанности оператора электронных денежных средств установлена обязанность обеспечивать бесперебойное осуществление перевода электронных денежных средств в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России (ч. 6 ст. 12

Проводить инспекционные проверки поднадзорных организаций;

Осуществлять действия и применять меры принуждения, если поднадзорные организации нарушили требования законодательства в сфере НПС.

Для осуществления этих полномочий Банк России вправе определять формы и сроки предоставления специальной отчетности, методику ее составления. Кроме того, он может запрашивать и получать от поднадзорных организаций и участников платежной системы документы и иную необходимую информацию, а также издавать нормативные акты, касающиеся осуществления надзора в НПС (ч. ч. 2 - 4 ст. 32 Закона N 161-ФЗ).

Банк России осуществляет плановые и внеплановые инспекционные проверки поднадзорных организаций. Плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в два года в соответствии с утверждаемым Банком России планом проверок (ч. 1 ст. 33 Закона N 161-ФЗ). Внеплановые проверки должны осуществляться при нарушении бесперебойности функционирования значимой платежной системы.

Также ч. 3 ст. 33 Закона N 161-ФЗ установлено, что инспекционные проверки могут проводиться комплексно либо по отдельным вопросам деятельности поднадзорных организаций.

Закона N 161-ФЗ).Б) Наблюдение

Наблюдение в НПС Банк России проводит с целью совершенствования субъектами НПС своей деятельности и оказываемых ими услуг, а также развития платежных систем и платежной инфраструктуры на основе рекомендаций Банка России (ч. 5 ст. 31 Закона N 161-ФЗ).

Наблюдение в НПС включает следующие виды деятельности:

Сбор, систематизацию и анализ информации о деятельности субъектов НПС и связанных с ними объектов наблюдения (мониторинг);

Оценку деятельности наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (оценка);

Подготовку по результатам оценки предложений по изменению деятельности оцениваемых наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (инициирование изменений).

О банках и банковской деятельности понятие "расчеты" как банковская операция было заменено термином "перевод денежных средств". Из текста данного РФ, а также в Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предполагают создание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" дополнен следующим правилом. Сделка, совершенная кредитной организацией - участником или субъектом платежной системы, по которой такая организация несет обязательства в результате определения платежных клиринговых позиций (на нетто-основе) в рамках платежной системы, при условии соответствия требованиям Закона N 161-ФЗ не может быть признана недействительной согласно законодательству о банкротстве.

В Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" введена новая норма. Согласно ей при осуществлении перевода денежных средств по требованию клиента - физического лица его идентификация обязательна лишь в случае, если сумма перевода превышает 15 тыс. руб. или эквивалентную сумму в иностранной валюте.

В Кодекс РФ об административных правонарушениях введены составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за неисполнение требований Закона N 161-ФЗ в виде штрафа, который может достигать 500 тыс. руб. (ст. 15.36 КоАП РФ).

Примечательны изменения, внесенные в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". Закон N 162-ФЗ устанавливает, что денежные средства, являющиеся авансом абонента - физического лица за услуги связи, могут быть использованы для увеличения его остатка электронных денежных средств в соответствии с