Каким финансовым компаниям требуется присоединяться к фатка. Fatca сбербанк что это

20.10.2020

Due to the U.S. Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA) coming into force on July 1, 2014 and Federal Law 173-FZ dated 28.06.2014 «On peculiarities of financial transactions with foreign nationals and legal persons, amending the Russian Federation Code of Administrative Offences and the Annulment of Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation» PAO Sberbank (hereinafter - the Bank) has registered at the U.S. International Revenue Service (IRS) under the status of the financial institution which complies with the FATCA requirements (participating financial institution not covered by an IGA)

Bank has been assigned Global Intermediary Identification Number, GIIN: JPCJ0H.00028.ME.643.

Therefore, we inform customers - individuals, individual entrepreneurs and individuals engaged in private practice according to the procedure provided for by the legislation of the Russian Federation (lawyers, notary officers, etc.) interested in contracting the Bank - of the possibility of disclosure of information about their status as a U.S. taxpayer for the purposes of FATCA.

For a contract for any service, you may fill in a questionnaire from the Bank containing additional FATCA information (hereinafter - Questionnaire). The form of the Questionnaire and procedures for filling it out are published on the Bank"s website in the relevant sections of products and services, as well as in the information brochures in the branches.

  • If you are a U.S. citizen or a U.S. tax resident, you must provide a completed W-9 form (form W-9 can be found at the U.S. Internal Revenue Service website: http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw9.pdf). Consult your tax advisor regarding filling out the form.
  • If you were born in the U.S. but you are not a U.S. citizen, you must provide (1) a Certificate of loss of nationality of the U.S. under the form DS 4083 of the Bureau of Consular Affairs of the U.S. Department of State, or (2) a written explanation regarding the absence of citizenship in the U.S. (for example, an indication of the reason for which the U.S. citizenship was not obtained by birth).
  • FATCA Questionnaire for customers - individuals who trade on current accounts, deposit accounts (deposits), current and card accounts

Therefore, we inform customers - legal entities, including financial institution (credit organization) that are interested in entering into contracts with the Bank, the possibility of disclosing information about themselves for purposes of FATCA.

You can fill in special sections of the Bank profiles that provide additional information FATCA (hereinafter - Questionnaire), in the standard identification procedures when applying for a service to the Bank. The form of the Questionnaire and procedures for filling it out are published on the Bank"s website in the relevant sections of products and services.

As part of filling out the Questionnaire, and depending on your answers, you will be required to provide the following additional documents:

  • Forms US Tax Service W-9 / W-8 and other documents
  • Templates form W-9 and W-8 are placed on the portal of the Tax Service USA: http://www.irs.gov. The Bank does not have any advice on how to fill questionnaires FATCA and other additional documents in order to establish the status of a particular taxpayer for the purpose of FATCA. Consult with your tax advisor about the rules of filling out forms.

The Questionnaire and the documents listed above (if available) should be given to the bank officer at your place of service.

Information on the U.S. taxpayers, including data on the customer’s bank account/accounts number/numbers, account/accounts balance/balances, account/accounts operations, may be transferred by the Bank to the U.S. Internal Revenue Service (IRS) or a person acting on behalf of said authority to the extent and in the manner prescribed by the legislation of the Russian Federation.

При открытие банковского счёта в иностранном или крупном российском банке многие сегодня сталкиваются с необходимостью заполнения формы FATCA. Но что это такое и почему мы должны её заполнять.

В соответствии с американским законом о налогообложении иностранных счетов от 2010 года, который вступил в силу с 1 июля 2014 года (Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA)), американские граждане обязаны отчитываться о наличии у них за рубежом иностранных счетов и предоставлять по ним информацию. Кроме того, обязательство сообщать в налоговую службу Штатов (IRS) о наличии счетов американских налогоплательщиков возникает у всех иностранных (неамериканских) финансовых институтов (в первую очередь это банки, а также депозитарии, страховые компании и пр. финансовые институты, о чём подробнее напишу далее). Таким образом Штаты организовали полный контроль за деятельностью и возникающими от этой деятельности доходами своих граждан (обращу внимание, что Америка единственная страна, в которой все без исключения граждане являются налоговыми резидентами страны по факту гражданства, вне зависимости от места проживания).

У других государств обязательство предоставлять информацию по счетам американских граждан возникает на основании межправительственных соглашений FATCA, которые заключены (или в процессе согласования) практически всеми европейскими, и не только европейскими, странами. Есть две модели такого соглашения:

  • Model 1 IGA - финансовые институты страны отчитываются по американским клиентам в местные налоговые органы, а те в свою очередь автоматически передают информацию в федеральную налоговую службу Штатов.
  • Model 2 IGA - финансовые институты страны отчитываются об американских клиентах напрямую в федеральную налоговую службу Штатов (IRS).

В случае не предоставления информации применяются санкции, о которых пойдёт речь далее. Причём если требования FATCA не выполнил конкретный банк, то санкции будут применены конкретно к его клиентам, а если FATCA не подписала целая страна, то данная мера по удержанию налога будет применена ко всем клиентам банков данной страны.

На сегодняшний день Россия не подписала межправительственного соглашения FATCA. И в связи с международной обстановкой и введёнными против России санкциями, в ближайшее время подписание не ожидается. Соответственно российские банки (и прочие финансовые институты) не обязаны сообщать информацию по американским клиентам. Но не всё так хорошо, как хотелось бы. Потому что в итоге при расчётах с американскими банками к клиентам российских банков могут применяться санкции. Чтобы избежать этого, многие российский финансовые организации (90%) в частном порядке присоединились к требованиям FATCA (путём регистрации в федеральной налоговой службе и получения глобального промежуточного идентификационного номера (GIIN)) и собирают необходимую информацию со своих клиентов. О соотношени действий данных банковских структур с внутренним российским законодательством и международным напишу в отдельной статье.

Остановимся немного подробнее на применение санкций к не участникам FATCA (так называемые недобросовестные держатели счетов). Налоговые агенты в Штатах взимают 30% налоговых отчислений от конкретных налогооблагаемых американских платежей, осуществляемых в пользу сторон, не выполняющих требования Закона FATCA, и такие платежи включают в себя:

  • Выплаты из источников на территории США по процентным отчислениям, дивидендам, премиям, аннуитетам и т.д., а также другие регулярные выплаты (FDAP) из источников на территории США, начиная с 01 июля 2014 г (потому что все желающие финансовые институты должны были зарегистрироваться в IRC до 01 июля 2014 года).
  • Валовую выручку от продажи или распоряжения имуществом, на которую могут начисляться проценты или дивиденды от источников на территории США, начиная с 01 января 2017 г.
  • Начиная с 2017 г., 30% налоговых выплат также будут взиматься с конкретных иностранных сквозных платежей. Налоговые агенты будут передавать отчеты о соответствующих отчислениях в Федеральную налоговую службу.

Итак, если при открытии счёта банк просит вас заполнить форму FATCA, то не удивляйтесь и не пугайтесь. Тем более если вы не налогоплательщик США, можете смело её заполнять. Если вы при этом не представляете компанию, которая является финансовым институтом и не работаете в интересах американских бенефициарах, то информация о вас никогда не поступит в федеральную налоговую службу. Потому лучше заполнить форму, в противном случае банк может отказать вам в открытие счёта или проведение операций.

Для того, чтобы идентифицировать вас, банк просит указать в анкете тип компании, к которой вы относитесь (применимо к юридическим лицам). Основные типы: финансовая компания и нефинансовая компания. Если нефинансовая компания, то активная или пассивная нефинансовая компания. Определить вашу принадлежность необходимо для понимания объёма информации, которую с вас надо получить. Если вы пассивная нефинансовая компания (например, холдинговая компания), то вы должны сообщить сведения о бенефициарах своего бизнеса, чтобы подтвердить, что там нет резидентов США. Если же вы активная нефинансовая компания, то количество предоставляемых вами сведений минимально (по сути вы ограничиваетесь проставлением одной галочки в форме).

Сложностей с определением типа компании, к которой принадлежит ваша организация возникнуть не должно, потому что к форме приложен словарь с подробными определениями. Если кратко, то:

Финансовые компании - банковские, депозитарные, инвестиционные, специализированные страховые организации, а также холдинговые компании, которые входят в одну группу с перечисленными выше организациями.

Нефинансовые компании - все другие, не относящиеся к финансовым, в частности различные некоммерческие организации (общественные, административные, благотворительные, культурные и пр.).

Активные нефинансовые компании - это компании, которые отвечают одному из перечисленных признаков:

  • Менее 50% составляет пассивный доход или активы, обеспечивающие пассивный доход;
  • Ценные бумаги котируются на организованных торгах;
  • Учреждена в Штатах и её акционеры американцы;
  • Правительство любой страны и его подразделения;
  • Холдинговые компании, финансирующие дочек, которые ведут активный бизнес и при этом не занимаются финансовой деятельностью, как было указано в определениях выше;
  • Компании, осуществляющие финансовую деятельность в интересах аффилированных лиц, не являющихся финансовыми компаниями;
  • Компании, которые пять лет как прекратили ведение финансовой деятельности.

Пассивные нефинансовые компании - все компании, которые не отвечают выше перечисленным признакам. И соответственно более 50% составляет прибыль в виде пассивного дохода (проценты, дивиденды, роялти, арендные платежи и пр.).

Таким образом, если вы видите, что ваша компания относится к финансовым институтам - то у вас возникает обязательство присоединиться к FATCA и докладывать о своих американских клиентах. Если ваша компания пассивная нефинансовая - то вам надо сообщить в банк о своих бенефициарах. Если же вы активная нефинансовая компания - то к вам минимальные требования - только подтвердить в форме свой статус. Можете смело заполнять. Если вдруг вы немного ошиблись или ваша компания поменяла статус, то в этом так же ничего страшного, банк вам сообщит об этом по мере выявления ошибок. Никаких санкций за это не предусмотрено.

FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) – это Закон США «О налогообложении иностранных счетов», целью которого является противодействие уклонению от налогообложения в США доходов американских налогоплательщиков, полученных через финансовые институты за пределами США. К числу американских налогоплательщиков вне зависимости от фактического местонахождения лица относятся:

  • граждане США;
  • американские компании;
  • налоговые резиденты США.

Для исполнения основной цели закона FATCA – контроль за финансовыми счетами американских налогоплательщиков – все финансовые и нефинансовые институты должны:

  • осуществлять идентификацию своих клиентов как американских, так не относящихся к США юридических и физических лиц;
  • предоставлять в Налоговую службу США информацию об инвестициях и доходах американских налоговых резидентов и сведения о лицах, отказавшихся предоставить информацию для идентификации, а также о лицах, не участвующих в применении требований FATCA.

Участники процесса:

  1. финансовые институты, расположенные в США;
  2. иностранные финансовые институты;
  3. нефинансовые иностранные организации.

Положения FATCA требуют от финансовых институтов заключения договора с Налоговой службой США путем регистрации на портале Налоговой службы США (IRS). НКО АО НРД (далее – «НРД») осуществил регистрацию в Налоговой службе США в статусе финансового института, соблюдающего требования FATCA (Participating FFI). По результатам регистрации присвоен Глобальный идентификационный номер посредника (GIIN) – XNBBND.00000.LE.643.

НРД зарегистрирован в качестве Ведущей компании (Lead FFI) для группы Московская биржа.

В связи с тем, что НРД принял на себя обязательство в полной мере соблюдать требования FATCA, клиентам необходимо осуществить ряд действий:

  1. Заполнить Анкету идентификации лица в соответствии с нормами и положениями закона FATCA (далее – «Анкета FATCA/CRS»)
  2. Предоставить дополнительные документы при необходимости

Указанные требования распространяются на всех клиентов при заключении следующих договоров:

  • Договор банковского счета
  • Договор счета депо владельца
  • Договор междепозитарного счета депо
  • Договор счета депо доверительного управляющего
  • Договор счета депо иностранного номинального держателя
  • Договор казначейского счета депо

В случае невыполнения требований закона FATCA могут иметь место негативные последствия: отказ от заключения договора, расторжение договора с клиентом и закрытие соответствующего счета или применение 30% ставки налога с доходов из источников в США, а впоследствии – с валовых поступлений из США и транзитных платежей.

CRS (Common Reporting Standard) – Стандарт по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах, разработанный ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития).

CRS – это международный аналог FATCA, направленный на увеличение налоговой прозрачности и предотвращение глобального уклонения от уплаты налогов.

Российская Федерация в мае 2016 года подтвердила свое участие в выполнении требований CRS.

Описание процесса идентификации для целей FATCA/CRS:

Новые клиенты

Существующие клиенты

  1. Клиент на сайте ПАО Московская Биржа по следующей ссылке http://moex.com/ru/fatca заполняет электронную форму Анкеты FATCA/CRS и сохраняет ее в zip файл [кнопка «Получить zip файл»].
  2. Если в процессе формирования Анкеты FATCA/CRS требуется заполнение и предоставление дополнительных документов, в частности форм W-9 и W-8, Клиент распечатывает необходимую форму непосредственно из Анкеты FATCA/CRS или с сайта Налоговой службы США (IRS), заполняет и подписывает данные формы уполномоченным лицом , после чего прикрепляет отсканированный файл в формате. Рекомендуется сохранять файл в формате pdf.
  3. Клиент направляет в НРД Анкету FATCA/CRS (сформированный zip файл) следующими способами:
    • через ЛРМ СЭД НРД (ПО «Луч»): необходимо выбрать команду Документы\Создать\Анкета FATCA /CRS, на экранной форме документа прикрепить zip-файл (поле «Имя файла») и направить документ в адрес NDC000000000, используя стандартный функционал ПО «Луч».
    • через WEB-сервисы: необходимо переименовать zip-файл в соответствии с правилами ЭДО, подписать zip-файл электронной подписью, в сертификате ключа которой указана область действия «Электронный документооборот НКО АО НРД», и направить в НРД с использованием WEB-сервиса как стандартный пакет ЭДО.
    • через службу SWIFT FileAct Store-and-Forward: необходимо просто направить сформированный zip-файл без подписания электронной подписью.
  4. Если в процессе проверки Анкеты FATCA/CRS и дополнительных документов возникли ошибки или документы оформлены не должным образом, НРД направляет клиенту Уведомление об обработке Анкеты идентификации юридического лица в соответствии с нормами и положениями закона FATCA 1 с указанием причины, по которой Анкета FATCA/CRS не принята НРД.
  5. При положительных результатах проверки Анкеты FATCA/CRS и дополнительных документов НРД направляет клиенту в порядке, установленном Правилами ЭДО НРД, Уведомление об обработке Анкеты FATCA/CRS, в котором указываются присвоенные клиенту FATCA-статус, CRS-статус. В случае если Анкета FATCA/CRS была направлена в НРД через SWIFT FileAct, то и Уведомление об обработке будет направлено Клиенту через SWIFT FileAct.
  6. В случае необходимости внести изменения в ранее созданную Анкету FATCA/CRS клиент имеет возможность загрузить на сайте ПАО Московская Биржа ранее сформированный zip файл и отразить изменения в Анкете FATCA/CRS, после чего необходимо выполнить ранее перечисленные шаги.

    Обращаем Ваше внимание на то, что Клиент должен уведомить НРД о любом изменении информации, ранее предоставленной в Анкете FATCA и дополнительных документах, посредством повторного заполнения Анкеты FATCA/CRS.

    1 - Информация о формате и спецификации данного Уведомления размещена на официальном сайте НРД на странице «

На сегодняшний день мы являемся свидетелями создания мировой системы межгосударственной кооперации в вопросах налогообложения – все больше государств принимают внутренние законы и заключают межправительственные соглашения, направленные на получение налогов с иностранных счетов и вкладов своих налогоплательщиков. Первопроходцем на этом пути были США, сейчас такие процессы происходят по всему миру.

Ажиотаж в банковской среде по всему миру возник в связи с вступлением в силу с 1 июля 2014 года положений о налогообложении иностранных счетов (англ. Foreing Account Tax Compliance Act, далее – FATCA). Этот подраздел входит в закон США о стимулах по восстановлению занятости от 18 марта 2010 г. (англ. The Hiring Incentives to Restore Employment Act), однако со временем FATCA приобрел собственное исключительное значение.

Данный подраздел был принят с целью возврата в бюджет США всех недополученных налогов с доходов американских налогоплательщиков в иностранных государствах, хранящихся на их банковских счетах за пределами США.

Учитывая соглашения об избежании двойного налогообложения, к лицам, обязанным раскрывать информацию о наличии иностранных активов, FATCA относит не только граждан США , вне зависимости от наличия второго гражданства, но и физических лиц, родившихся на территории США и не имеющих американского гражданства, и даже лиц, не имеющих американского гражданства, если хотя бы один из родителей такого лица проживал в США более пяти лет после достижения этим родителем возраста 14 лет. Обязаны раскрывать информацию о зарубежных счетах также постоянные резиденты США, а именно лица, имеющие вид на жительство (green card) или пребывающие в США более 31 дня в текущем году и более 183 дней в совокупности за три последних года. Исключение составляют официальные лица, учителя и тренеры, студенты, спортсмены, прибывшие в США для участия в благотворительных соревнованиях, а также лица, сумевшие доказать сохранение тесной финансовой связи с другим государством. Наличие такой тесной связи может подтверждать уплата налогов в другой стране, наличие в другом государстве постоянного места жительства, семьи, основных активов или бизнеса в целом. Требовать уплаты налогов с иностранных активов будут и с юридических лиц. К этой категории принадлежат американские организации за небольшим исключением (кроме банков, организаций США, освобожденных от налогов, включая благотворительные организации и некоторые пенсионные фонды и т.п.), и иностранные юридические лица, если 10% и более их уставного капитала, акций или доходов принадлежат прямо или косвенно гражданину США, постоянному резиденту или американскому юридическому лицу.

FATCA требует от российских финансовых организаций идентифицировать вышеперечисленных лиц и передать полученную информацию в Налоговую службу США (англ. Internal Revenue Service, далее – IRS). Существует несколько вариантов поведения банков при исполнении требования о передаче информации. По первому варианту, иностранный банк, помимо передачи информации о наличии счетов американского налогоплательщика, берет на себя часть функций фискального органа и самостоятельно удерживает налог в размере 30% от доходов американского налогоплательщика и перенаправляет эти средства в IRS. Второй вариант предусматривает передачу этой функции американскому налоговому агенту, специально наделенного IRS такими полномочиями.

Для передачи информации в Налоговую службу США российские финансовые организации (в частности банки) до 5 мая 2014 года должны были заключить соглашение с IRS и пройти процедуру регистрации на ее сайте. Если финансовая организация до этого момента не зарегистрировалась в IRS или в принципе отказывается передавать информацию об американском налогоплательщике, то с 1 июля 2014 года США имеют право применять санкции, удерживая 30% от сумм операций с участием американских контрагентов.

Требование такой информации у иностранных банков, никоим образом не обязанных напрямую отчитываться перед Налоговой службой США, порождает массу юридических проблем и вопросов . Как минимум предоставление любой информации IRS нарушает принцип банковской тайны, закрепленный в ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I " ". Российское законодательство предусматривает предоставление информации о счетах и вкладах клиентов только российским налоговым органам, которые могут действовать по запросу иностранной налоговой службы и только при наличии международного договора России с иностранным государством (). И такие ограничения закреплены в законодательстве практически всех стран мира. Поэтому США в рамках FATCA предусмотрели заключение межправительственных соглашений, которые позволят преодолеть определенные юридические препятствия и выполнить требования IRS не нарушая внутреннего законодательства государства. Межправительственные соглашения могут предусматривать две модели взаимодействия финансовых организаций с IRS.

Первая модель предусматривает внедрение отчетности FATCA путем межправительственного обмена информацией и предполагает непосредственное взаимодействие налоговых органов США и иного государства. Следует отметить, что в рамках этой модели информация передается на взаимной основе – как о счетах американских налогоплательщиков в банках страны соглашения, так и о счетах граждан страны соглашения в банках США.

НАША СПРАВКА

Модель межправительственного обмена информацией о счетах налогоплательщиков была принята и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входит как США, так и страны-члены Европейского Союза. 6 мая 2014 года страны ОЭСР и 13 других присоединившихся государств подписали декларацию о внедрении системы автоматического обмена налоговой информацией. В рамках этого соглашения налоговые органы этих стран смогут обмениваться информацией о счетах налогоплательщиков ежегодно на автоматической основе в рамках единой информационной базы – то есть без направления официальных запросов.

Вторая модель предусматривает прямое предоставление отчетности в Налоговую службу США финансовыми организациями, не привязывая таких действий к национальным налоговым органам. В этом случае информация предоставляется в IRS в одностороннем порядке.

Межправительственное соглашение между Россией и США подписано не было и российские финансовые организации оказались между двух огней – с одной стороны, угроза США удерживать 30% от финансовых операций с участием американских контрагентов при неисполнении требований FATCA. С другой - уголовная ответственность за распространение банковской тайны и лишение свободы как один из вариантов наказания, наравне со штрафом и принудительными работами ().

Законодатели не остались в стороне и для решения этой проблемы был принят Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 173-ФЗ " " (далее – Закон).

Данный закон определил круг российских субъектов, относящихся к тем финансовым организациям, на которые FATCA возлагает обязанность по передаче информации. К ним, помимо банков и кредитных организаций, также относятся страховщики, осуществляющие добровольное страхование жизни, брокеры, доверительные управляющие, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды и другие организации, которые оказывают финансовые услуги лицам, на которых распространяется иностранное налоговое законодательство ().

Банк или иная финансовая организация в обязательном порядке должна уведомить Центральный банк РФ, ФНС России и федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем (далее - уполномоченные органы) о своей регистрации в Налоговой службе США не позднее трех дней с момента регистрации ().

В законе определены лица, информация о которых не подлежит сбору и передаче (). К ним относятся физические лица – граждане РФ, не имеющие второго гражданства, кроме как в странах-членах Таможенного союза, и не имеющие вида на жительство в иностранном государстве. Стоит отметить, что даже если гражданин РФ был рожден на территории США, но не имеет ни американского гражданства, ни вида на жительство, закон прямо устанавливает запрет на сбор и передачу информации о таком лице, хотя по правилам FATCA информация о нем должна передаваться в IRS. Не подлежит сбору и передаче информация о юридических лицах, созданных в соответствии с законодательством РФ, 90% которых прямо или косвенно контролируются государством или гражданами РФ, отвечающими требованиям первого пункта. Таким образом, информация о счетах и вкладах любых организаций, имеющих "американскую" долю в уставном капитале свыше 10% должны быть переданы в Налоговую службу США.

Критерии отнесения и конкретные меры по выявлению клиентов-иностранных налогоплательщиков (далее клиентов) банки должны разработать самостоятельно и опубликовать на своем официальном сайте в Интернете (). Закон не устанавливает срок, в течение которого должны быть разработаны эти внутренние документы, но предусматривает обязанность банка опубликовать их не позднее 15 календарных дней со дня их утверждения.

Проанализировав сайты банков из первой двадцатки рейтинга банков по активам нетто Ассоциации российских банков, упоминание о регистрации в IRS было обнаружено на сайтах только трех банков (ВТБ, ЮниКредит Банк и "АК БАРС" Банк), однако внутренние документы с критериями идентификации клиентов-иностранных налогоплательщиков найдены не были. Еще два банка имеют лишь косвенное упоминание о соблюдении FATCA, остальные 15 банков никакой информации ни о регистрации, ни о критериях и мерах выявления клиентов-иностранных налогоплательщиков на официальных сайтах не имеют. При случайной выборочной проверке за пределами топ-20 был обнаружен один банк (Связной Банк), определивший критерии отнесения клиентов к категории иностранных налогоплательщиков в объявлении на сайте.

НАША СПРАВКА

Перечень российских банков, зарегистрированных в IRS.

В законе установлено существенное ограничение – банки имеют правопередавать информацию о клиенте только с его согласия (). Согласие должно быть запрошено банком в письменном виде. Согласие клиента на передачу информации иностранному налоговому органу также автоматически считается согласием на передачу той же информации в уполномоченные органы – Центральный банк РФ, ФНС России и федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем.

На ответ клиенту предоставляется срок не менее 15 рабочих дней . Если клиент не дал своего согласия на передачу информации или не подтвердил и не опровергнул свою принадлежность к иностранным налогоплательщикам в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса банком, последний имеет право в одностороннем порядке остановить финансовые операции такого клиента и даже расторгнуть с ним договор оказания финансовых услуг (). В случае принятия решения об отказе совершения финансовых операций клиента, такой отказ не распространяется на осуществление списания средств в порядке очередности, установленной , а именно – по исполнительным листам на взыскание зарплаты или выходного пособия, поручениям российских налоговых органов, по уплате страховых взносов в государственные фонды, по исполнительным листам других денежных требований, по остальным денежным требованиям в порядке календарной очередности. Также блокировка финансовых операций клиента не распространяется на переводы денежных средств на банковский счет клиента, открытый в другом банке, или выдачу наличных денежных средств клиенту.

Также закон возлагает на банк обязанность "дублировать" всю собираемую и обрабатываемую информацию о клиенте в российские уполномоченные органы. Так, банк должен сообщать о самом факте выявления такого клиента () в сроки, устанавливаемые Правительством РФ; о получении запроса из иностранного налогового органа в течение двух дней со дня его получения (). Не позднее 10 рабочих дней до отправления информации о клиенте в иностранный налоговый орган, банк обязан предоставить собранную информацию в уполномоченные органы. По результату рассмотрения этой информации федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов может наложить запрет на отправление информации в иностранный налоговый орган.

Еще одной новацией стал порядок открытия клиентами счетов и вкладов в банках. При наличии у банка обоснованного, документально подтвержденного предположения, что клиент относится к категории иностранных налогоплательщиков, банк должен запросить у него данные, необходимые для точной идентификации его в качестве такого клиента (например, копию паспорта, свидетельство о регистрации юридического лица, перечень учредителей и т.п.) и одновременно согласие на передачу информации иностранным налоговым органам. Если в течение 15 рабочих дней такие данные и согласие от клиента не получены, банк имеет право отказать в заключении договора банковского счета или вклада.

Закон также предусматривает ответную обязанность иностранных финансовых организаций сообщать о реквизитах открытых у них счетов или вкладов граждан РФ и юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами РФ, ежегодно в срок до 30 сентября года, следующего за годом, в котором указанные счета были открыты.

    ДЛЯ СПРАВКИ

    Контролирующим предлагалось признать лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) могло определять действия или влиять на решения юридического лица (Проект федерального закона № 47538-6 " "). Предполагалось установить в "презумпцию контролирующего лица" в одном из следующих случаев, если лицо:

    • имело преобладающую долю в уставном капитале юридического лица;
    • было признано контролирующим на основании договора;
    • имело право давать обязательные для юридического лица указания;
    • имело возможность влиять на избрание или назначение единоличного исполнительного органа или более половины состава коллегиального органа управления.

    Лица, через которых или совместно с которыми осуществляется такой контроль, также предлагалось признать контролирующими лицами. Однако одной возможности наложить "вето" на решение органа управления юридического лица было недостаточно для признания контроля над этим юридическим лицом.

    Указанные изменения не были приняты и в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует легальное определение контроля и контролирующего лица.

Этим же законом внесены изменения в КоАП РФ, предусматривающие ответственность как должностных лиц финансовых организаций, так и самих финансовых организаций за не предоставление или предоставление с нарушением срока или иных условий информации о клиенте. Штраф варьируется от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 300 тыс. руб. до 1 млн. руб. для финансовой организации по всему спектру нарушений ().

Как ни странно, санкции в отношении иностранных финансовых организаций за не предоставление иными государствами информации о российских налогоплательщиках, по аналогии с FATCA, законом не установлены.

Предпринимаемые шаги призваны увеличить наполняемость национальных бюджетов и повысить прозрачность банковских операций для отслеживания финансирования террористических и иных преступных организаций. Что из этого выйдет, покажет только время.