Nalog gov by электронное декларирование. "Всё о налогах TUT": Что дает система электронного документооборота

17.03.2021

Начиная со второго квартала 2009 года стала меняться привычная система подачи .

До этого процесс, в общем виде, выглядел так: плательщик заполнял, чаще на компьютере, установленную форму налоговой декларации за отчетный период. Затем этот документ предоставлялся налоговому инспектору, который проверял его (при приеме, как правило, бегло), затем принимал, или возвращал для исправления ошибок. Иногда ошибки находились уже после передачи декларации инспектору. Тогда у плательщика раздавался телефонный звонок с предложением переделать документ. В налоговой инспекции информация из принятой на бумажном носителе декларации заносилась в компьютерную базу данных.

Система, со всеми ее недостатками, уже успела стать привычной.

Хотя очереди в последние дни подачи отчетов, необходимость в спешке проверять документы вызывали объяснимое раздражение у подающей и принимающей стороны.

Предполагалось, что переход на передачу электронного документа из компьютера в компьютер устранит имеющиеся противоречия, уменьшит количество ошибок, и сделает весь процесс значительно более быстрым и эффективным.

Предложения перейти на бесконтактный и безбумажный способ подачи деклараций стали раздаваться с середины 2009 года. Формально переход на электронное декларирование не являлся обязательным и не лишал права сдавать отчетность на бумаге. Однако настойчивость, с которой сотрудники ИМНС продвигали инициативу, скорее подогревало ожидание подвоха у рядовых плательщиков. Стоимость услуги также казалась завышенной, да и сама мысль, что нужно заплатить за возможность платить налоги вызывала внутреннее сопротивление. Конечно, сказывалось и нежелание менять привычки.

Однако процесс перехода на электронное декларирование набирал обороты и, в течение следующих лет, стал основным способом подачи отчетности в налоговые органы.

Вопросы электронного декларирования регулируют: Указ Президента Республики Беларусь от 26.03.2007г. №136 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.08.2008г. №1227 «О государственной целевой программе по разработке программно-технического комплекса по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде на 2008 - 2011 годы», статья 63 Налогового кодекса Республики Беларусь. Принимаются новые нормативные документы в этой области, так для организации численностью свыше 50 человек электронное декларирование стало обязательным. С 1 января 2014 года декларации по НДС подаются только в электронном виде - неприятный момент в том числе и для « » плативших за импортный товар фиксированную ставку в двойном размере. Можно предположить, что в перспективе, электронное декларирование станет всеобщим.

Как подключиться к электронному декларированию

На практике подключение к системе электронного декларирования выглядит так:

  • Плательщик регистрируется в удостоверяющем центре РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» в качестве абонента.
  • В регистрационном центре генерируется личный ключ электронно-цифровой подписи, пользуясь которым плательщик может подписывать электронные документы
  • Создается сертификат открытого ключа плательщика, используя который налоговые органы проверяют подлинность подписанных плательщиком электронных документов.

Регистрационные центры постоянно действуют в Минске и областных городах, в райцентры периодически выезжают специалисты для подключения абонентов. Как правило, все процедуры по подключению и обслуживанию проходят по предварительно согласованному графику.

Одним из достоинств электронного декларирования является возможность отправлять в налоговые органы любые документы, в том числе и при осуществлении административных процедур. Абонент может направлять электронные обращения в адрес налоговой инспекции, получать разъяснения о принятых решениях, направлять запросы о разъяснении законодательства и получать ответы, запрашивать выписки из своих лицевых счетов, получать справки о состоянии расчетов с бюджетом и др.

Подключившиеся к системе электронного декларирования, получают возможность отправлять отчеты в «Белгосстрах», а также в органы государственной статистики, организации электронного взаимодействия с Министерством юстиции Республики Беларусь.

В настоящий момент электронное декларирование становится привычным способом коммуникации с государственными органами.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Начиная с версии 4.1.3 изменен механизм обновления справочников: установку ПО справочники необходимо выполнить один раз, после этого справочники будут обновляться в автоматическом режиме, как и основное ПО АРМ «Плательщик» (см. инструкцию «Переход к автоматическом обновлению справочников »).

Начиная с версии 4.2.41 для решения проблемы контроля учётной записи в операционной системе Windows Vista и выше рекомендуется проводить первоначальную установку программы на диск D, а при его отсутствии - в каталог для размещения данных приложений (для Windows Vista и выше - C:\Users\%UserName%\AppData\Local, для Windows XP - C:\Program Files).

Начиная с версии 4.2.43 после первоначальной установки программы при первом запуске открывается форма "Доступное программное обеспечение" для установки справочников и новых типов деклараций (ранее это делалось в п.м. Помощь > Установить новое ПО).

В версии 4.2.65 добавлена возможность представления налоговых деклараций (расчетов) в деноминированных единицах (порядок их представления см. в постановлении МНС от 29.04.2016г. №16). Обращаем ваше внимание, что после 01.07.2016г. необходимо в обязательном порядке работать с версией АРМ "Плательщик" не ниже 4.2.65

В версии 4.2.77 реализована работа интерактивных подсказок при заполнении форм налоговых деклараций: по налогу на добавленную стоимость, по налогу при упрощенной системе налогообложения, по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально), по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Чтобы увидеть подсказки при заполнении форм налоговых деклараций плательщикам необходимо отредактировать "статус плательщика" ("предприниматель", "юридическое лицо", "физическое лицо") в пункте меню "параметры/данные о плательщике".

В версии 4.2.79 добавлена возможность создавать наряды на отпуск спиртосодержащей продукции (пункт меню «Наряды/Создать наряд»).
Для заполнения форм нарядов п осле обновления с версии 4.2.77 и ниже до версии 4.2.79 необходимо предварительно установить их. Для этого в пункте меню «Помощь/Установить новое ПО…» выбрать «сайт обновления МНС» в «Документах плательщика» выбрать «Наряды на отпуск спиртосодержащей продукции» и выполнить стандартную установку (порядок добавления новых документов плательщика описан в пункте « 2.6. Добавление документов плательщика (деклараций, отчётов и др.)» на странице 24 «Инструкции по установке и настройке программного обеспечения и компонентов «АРМ Плательщика».Многопользовательская версия», странице 19 «Инструкции по установке и настройке программного обеспечения и компонентов «АРМ Плательщика».Однопользовательская версия»).

1. Для плательщиков, которые впервые подключаются к электронному декларированию, необходимо:

  • настроить автоматическое обновление в соответствии с Инструкцией по настройке обновлений ,
  • выбрать необходимые декларации и справочники (далее выбранные декларации и справочники будут обновляться автоматически)

2. Для плательщиков, у которых установлен АРМ «Плательщик» версии 4.3.19 и ниже, необходимо:

  • настроить автоматическое обновление в соответствии с Инструкцией по настройке обновлений ,
  • выполнить обновление версии 4.3.19 (или более младшей версии) до 4.4.26 ,
  • выбрать необходимые декларации (далее выбранные декларации буду обновляться автоматически).

ВНИМАНИЕ!

1. При обновлении ПО АРМ Плательщика с версии ниже 4.1.3 до версии 4.4.26 обновление справочников не происходит. Поэтому после обновления до версии 4.4.26 необходимо выполнить установку ПО справочников «Помощь > Установить новое ПО …» .

2. Плательщикам, у которых установлен АРМ Плательщика версии 3.1.2, выполнить следующие действия:

  • заменить в установленном АРМе каталог EDECL на ранее сохраненный (например, из D:\ArxivED\ копируете EDECL в C:\Program Files\EDeclaration\),
  • войти в программу, настроить АРМ и обновить ПО в соответствии с Инструкций по настройке обновлений.

3. Плательщикам, у которых установлен АРМ Плательщика версии 4.0.1, выполнить следующие действия:

  • сохранить резервную копию каталога EDECL (например, из C:\Program Files\EDeclaration\копируете EDECL вD :\ArxivED \) для последующего переноса данных перед проведениемустановки новой версии,
  • установить АРМ Плательщика версии 4.4.26 ,
  • заменить в установленном АРМе каталог EDECL на ранее сохраненный (например, изD :\ArxivED \копируете EDECL вC:\Program Files\EDeclaration\),
  • войти в программу, настроить АРМи обновить ПО в соответствии с Инструкций по настройке обновлений.

4. Плательщикам, у которых установлен АРМ Плательщика версииниже, чем 3.1.2, необходимо предварительно провести обновление до версии 3.1.2 . Руководство по обновлению содержится в инструкции по обновлению . Затем выполнить действия в п.2.

Одним из самых частных вопросов, которые задают нам клиенты при открытии компаний, звучит так «Какие налоги платят предприятия в Беларуси? ». В этой статье мы постараемся дать Вам полное представление о налоговом бремени организаций и рассказать об основных нормах налогового законодательства.

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Местные налоги и сборы

Давайте рассмотрим что же в себя включают местные налоги в Республике Беларусь.

Налог за владение собаками

Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор

Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей

Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики. Смотрите ниже детальное описание каждого налога.

Налог на прибыль

При расчете валовой прибыли учитываются затраты по производству и реализации продукции, а также внереализационные расходы.

Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливает следующие ставки налога на прибыль:

  • 24% – основная ставка налога;
  • 10% -для организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, для резидентов научно-технологических парков и некоторых других организаций;
  • 5% – для членов научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке;
  • 12% – применяется к выплачиваемым дивидендам.

НДС

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

Налоговые ставки:

  • 20% - общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% - ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на недвижимость

Ставка этого налога составляет 1% остаточной стоимости основных фондов.

С 2017 года введена льгота по данному налогу в отношении капитальных законсервированных строений, которые включены в Перечень неиспользуемых (неэффективно используемых).

Ранее они не освобождались от уплаты налога.

Для юридических лиц налогооблагаемая база рассчитывается ежегодно по остаточной стоимости по состоянию на 1 января отчетного года. Порядок уплаты налога на недвижимость - ежеквартально, не позже 22-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным.

Земельный налог

Платят этот налог все юрлица, владеющие участками на территории Беларуси, а иностранные и совместные предприятия платят его, как и белорусские компании - без льгот в этой области.

Ставка земельного налога (или арендной платы за землю) рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а за земли сельхозназначения - от балла кадастровой оценки.

Ставки земельного налога для юрлиц также зависят от площади и территориального расположения земельного участка, наличия повышающих коэффициентов и т.д.

Подоходный налог РБ

Сумма ежемесячных начислений зависит от деятельности, за которую гражданин получает доход.

Единая ставка физлиц – 13%. 16% начисляется нотариусам, адвокатам и предпринимателям.

Подоходный налог в РБ установлен для лиц, получающих доходы от арендной платы за недвижимость. Размер зависит от района проживания. Физлица, официально работающие в сфере высоких технологий, должны ежемесячно выплачивать 9% подоходного налога в РБ.

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Хранение или захоронение отходов производства.
  • Сброс сточных вод.

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

Налоговые ставки:

  • 15% - передача международным организациям.
  • 20% - выдача копий простых и переводных векселей.

Налоги для физических лиц

Трудящиеся граждане обязаны ежемесячно выплачивать НДФЛ. Физическим лицам начисляется подоходный налог в размере 13%, на недвижимость – 0,1% от цены помещения, земли, ТС. Граждане страны, согласно НК РБ, должны оплачивать местные сборы. Физические лица могут являться плательщиками НДС, акцизов, государственных пошлин.

Электронное декларирование

Электронное декларирование об уплате косвенных налогов и ввозе продукции с территории республик Евразийского Экономического Союза было введено в Беларуси в 2015 году 1 января.

Страны, входящие в ЕАЭС:

  • Армения.
  • Белорусская Республика.
  • Республика Казахстан.
  • Киргизия.
  • Российская Федерация.

Напомним, что косвенными считаются такие налоги, как:

  • Акцизы.
  • Налог на добавленную стоимость.
  • Фискальные монополии.
  • Таможенная пошлина.

Электронное декларирование позволяет не только осуществлять контроль за экспортом и импортом товаров, но и обмениваться информацией с другими странами ЕАЭС.

Другие налоги

Давайте рассмотрим какие существуют еще налоги в Республике Беларусь.

Налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начал действовать с апреля 2016 года.

С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Налог на продажу автомобиля

Налог на продажу автомобиля – это подоходный налог, который относится к республиканским налогам и сборам Республики Беларусь. Продажа первого автомобиля налогами не облагается, а вот продажа второй машины за год означает, что человек обязан заплатить сбор в казну РБ.

Исчисление налога: ставка – 13%.

Налог на задолженность

Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами. Налогом облагается невозвращённый долг.

Ставка подоходного налога равна 13% от долга.

Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются.

Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников.

Налог на тунеядство

Налогом на тунеядство в Беларуси называется специальный сбор, который обязаны оплачивать все граждане РБ, не имеющие работы на протяжении больше полугода. Данный налоговый взнос был введён с целью предупреждения социального иждивенства и снижения уровня безработицы в республике.

Налог не будет взиматься с:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины – 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте).

Заключение

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.

С апреля 2009 года субъекты хозяйствования Беларуси имеют возможность пользоваться системой электронного декларирования. Какие преимущества она дает? Сокращает ли количество документов, необходимых для подачи в налоговые органы? О перспективах развития электронного взаимодействия между налоговыми органами и субъектами хозяйствования в рамках программы "Все о налогах TUT" рассказали Алла Германович, заместитель начальника главного управления информационных технологий Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Виктор Могилевский, начальник управления защиты информации и регистрации абонентов РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам".


Скачать аудио (17.02 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Скачать видео

В чем заключается принцип электронного декларирования? Как давно он применяется в нашей стране?

Алла Германович: Электронное декларирование применяется с 1 апреля 2009 года. Основной его принцип - возможность подать декларацию в виде электронного документа на портал Министерства по налогам и сборам. Данный способ взаимодействия с налоговыми органами позволит сократить время подготовки плательщиками деклараций и время для подачи этих деклараций в налоговые органы. Это повысит эффективность работы налоговых органов.



Насколько я понимаю, есть заготовленные шаблоны, которые достаточно заполнить и отправить на портал.

Алла Германович: Да. АРМ предоставляется плательщику бесплатно и распространяется через портал Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Он также выдается РУП "Информационный издательский центр по налогам и сборам". Его можно получить в налоговой инспекции. Этот АРМ позволяет работать в двух режимах. Можно заполнить показатели декларации вручную, либо, если есть собственная бухгалтерская система, которая интегрирована для взаимодействия с электронным декларированием, то можно загрузить эту информацию, подписать ее электронной цифровой подписью и отправить на портал Министерства по налогам и сборам.

По большому счету, ничего сложного делать не нужно, не нужно готовить дополнительную документацию - система сделает все сама.

Алла Германович: Необходимо заполнить показатели. Эта система помогает контролировать вводимые показатели. Надо соблюдать ряд определенных требований. Но интерфейсы и формы декларации на экране максимально приближены к формам бумажной декларации.

Будет понятно даже тем, кто привык работать с бумагами. Какие документы, кроме налоговой декларации, можно подавать таким образом?

Алла Германович: В этом году стало возможным подавать ряд дополнительных документов - заявление и уведомление. Это заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, заявление о выдаче справки, заявление о зачете и возврате излишних уплаченных сумм, заявление о зачете и возврате сумм превышения налоговых вычетов над суммой НДС, исчисленной по реализации, и заявление о переносе сроков плановой проверки. Это и уведомление о ликвидации, реорганизации, прекращении деятельности ИП, изменении местонахождения и иных сведений.

К концу этого года планируется предоставить возможность подавать в электронном виде отчеты о принятых наличных денежных средствах с использованием кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, отчетов, балансов по обороту и производству алкогольной продукции и табачных изделий.

В следующем году планируется сделать возможным предоставление в электронном виде акта сверки и ряда документов, которые возможно включить в электронный документооборот. Например, заявление о ввозе товаров, которое должно иметь отметку налогового органа страны-участницы Таможенного союза. При отсутствии регламентированного международного электронного документооборота оно не будет включаться в электронный документооборот. В ближайшие годы в электронный документооборот будут вовлечены все возможные документы, которые плательщик подает в налоговую инспекцию. Сегодня уже есть возможность подавать запрос в свободной форме, подписанный электронной цифровой подписью. Ответ, получаемый плательщиком, также подписан электронной цифровой подписью и имеет статус электронного документа.

Сколько субъектов хозяйствования в республике использует систему электронного декларирования?

Алла Германович: В настоящее время порядка 60 тыс. плательщиков пользуется этой системой. Три четверти из них - юридические лица. Одна четверть - индивидуальные предприниматели.

Есть ли перспективы по привлечению большего числа пользователей?

Алла Германович: Планируется внести изменение в Налоговый кодекс и сделать обязательной подачу декларации в электронном виде для субъектов, в штате которых 50 и более сотрудников.

Я так понимаю, речь идет о предприятиях, которые находятся в Минске и крупных городах.

Алла Германович: В регионах тоже подключаются к этой системе. Подать электронную декларацию можно из любой точки республики.

Достаточно иметь компьютер и интернет.

Алла Германович: И средства ЭЦП, полученные в РУП "Информационный издательский центр по налогам и сборам".

Что такое средства ЭЦП?

Виктор Могилевский: Средства ЭЦП - это программно-аппаратные средства, позволяющие подписывать электронной цифровой подписью документы, после чего они получают статус электронного документа. Согласно закону Республики Беларусь об электронном документе и электронной цифровой подписи этот документ имеет юридический статус, аналогичный бумажному документу, заверенному собственноручной подписью. Чтобы получить средства ЭЦП, физическое лицо, ИП или представитель юридического лица должен обратиться в РУП "Информационный издательский центр по налогам и сборам", предоставить необходимые документы. Наше предприятие заверит электронную цифровую подпись обратившегося цифровым сертификатом. На этом построено действие всей инфраструктуры открытых ключей.

Как физически выглядит ключ?

Виктор Могилевский: Физически электронная цифровая подпись - это набор символов, который хранится на цифровом носителе. Он похож на USB-носитель, поэтому многие пользователи в первое время путали его с флешкой. Некоторые приносили свои, не понимая, что физическое устройство, на котором хранится цифровая подпись, является специализированным устройством.

В какие государственные органы можно подать документы, используя этот ключ?

Виктор Могилевский: Удостоверяющий центр нашего предприятия организовывался для поддержания электронного документооборота Министерства по налогам и сборам. Впоследствии в 2010 году инфраструктурой открытых ключей стал успешно пользоваться "Белгосстрах" для подачи формы отчетности №4. В этом году с 1 сентября заработал портал Министерства юстиций Республики Беларусь, где можно подать заявления в виде электронного документа. Физическим и юридическим лицам можно регистрировать субъекты хозяйствования.

В ближайшее время планируется подключение к инфраструктуре открытых ключей Белорусской универсальной торговой биржи. У нее сейчас есть свой удостоверяющий центр, но планируется параллельное использование электронной цифровой подписи, выданной нашим предприятием.

Ведутся переговоры с Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь об использовании наших ЭЦП в его СЭДе. В 2012 году планируется пилотный проект, а с 2013 года их система электронного документооборота (СЭД) должна заработать в полную силу.

Я так понимаю, что пользователю выдается определенный набор цифр, и с ней он сможет подавать документы в различные организации. Ему не нужно будет заводить 10 ключей для разных организаций.

Виктор Могилевский: Он использует ее, чтобы подписать файл с данными и тем самым придать ему статус электронного документа.

Алла Германович: Но применяться он может только в тех органах, с которыми установлены отношения доверия удостоверяющего центра РУПа.

Виктор Могилевский: Сама система построена на доверии удостоверяющему центру двух субъектов. Между собой субъекты могут не доверять друг другу, но они доверяют удостоверяющему центру. Соответственно, если электронная цифровая подпись заверена сертификатом нашего удостоверяющего центра, они ей доверяют. Доверие нашему центру обеспечивается неукоснительным выполнением всех правил и процедур нашего регламента, как нашим удостоверяющим центром, так и субъектами, которым мы предоставляет эту электронную цифровую подпись.

Давайте перейдем к вопросам от пользователей. "Система электронного документооборота позволяет отправлять отчеты в "Белгосстрах". Планируется ли включение в СЭД отчетов в Фонд социальной защиты населения, отчеты в статистические органы, то есть создание единой системы документооборота?"

Виктор Могилевский: Вопрос немного некорректный. Дело в том, что у различных ведомств, организаций существуют свои СЭД. Министерство по налогам и сборам имеет СЭД, которая обменивается электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью, выдаваемой нашим предприятием. Фонд соцзащиты начал свое функционирование гораздо раньше, и у него есть своя СЭД, свои ключи. Насколько я знаю, в ближайшее время объединение СЭД не планируется, и на сегодняшний день речи не идет об использовании наших ключей для подачи отчетности в Фонд или наоборот.

В принципе возможно объединить все эти системы в одну? Наверное, это было бы удобно.

Алла Германович: Это неправильно. Пользуясь Word или Exсel, пользователь не просит объединить и сделать один ярлык, по клику на который вызывались бы обе программы. У каждого ведомства свои цели. И их объединение сродни объединению разнородных программ. В будущем возможно их включение в портал правительства и предоставление единой точки доступа, но система обработки может оставаться самостоятельной.

Виктор Могилевский: Немаловажен вопрос безопасности информации. Владельцем информации, которая обрабатывает конкретный СЭД, является конкретное ведомство. Я не думаю, что фонд поручит хранить информацию Министерству по налогам и сборам или позволит иметь доступ к этой информации другим ведомствам. Объединение информации данных - это очень сложный вопрос.

"Возможно ли при помощи СЭД отправлять отчеты в нерабочее время, выходные (праздничные) дни, а также из-за пределов Республики Беларусь?"

Алла Германович: Возможно, технология это позволяет. День подачи декларации - 20 число отчетного месяца или следующего за отчетным кварталом. Своевременно поданной считается, например, декларация, если она отправлена до 23:59 часов.

"Сохраняются ли данные предыдущей декларации при исчислении налога нарастающим итогом для контроля данных?"

Алла Германович: Сохраняются. При создании новой декларации предоставлена возможность воспользоваться данными, взятыми из предыдущей декларации. Есть возможность откорректировать эти данные. Плательщик не всегда может предоставить все декларации в электронном виде. Он может начать предоставление электронных деклараций с середины отчетного периода. Тогда возникает необходимость откорректировать показатели за предыдущий период.

А если что-то случилось, произошла порча ко мпьютера, или его украли, можно ли восстановить документы?

Алла Германович: Можно. Документы, которые переданы на портал, можно восстановить. Когда готовится декларация, у нее есть несколько статусов обработки. Когда она только подготовлена, но еще не прошла форматно-логический контроль, не подписана и не готова к отправке, она сохраняется только на компьютере плательщика. Соответственно, декларация, не отправленная на портал, не может быть восстановлена с портала или архива налоговых органов. А те декларации, которые переданы туда, подписаны порталом, рассмотрены инспектором, могут быть восстановлены. Из архива они могут быть восстановлены не плательщиком, а при его обращении в налоговый орган, потому что архив не размещается на портале.

Виктор Могилевский: Так как электронная декларация заверена подписью плательщика, она защищена от изменений. В случае необходимости, Министерство по налогам и сборам сто процентов восстановит документ, потому что он не подвергался изменениям.


А если плательщик потерял ключ, как его восстановить?

Виктор Могилевский: Утерю ключа или даже его компрометацию можно сравнить с утерей кредитной карточки. Плательщик обязан заявить в удостоверяющий центр о том, что он хотел бы перерегистрировать ключ, выпустить сертификат заново с отзывом предыдущего сертификата. В связи с этим использование его электронной цифровой подписи в неблагонадежных целях будет невозможно.

Если плательщик переходит из одной инспекции в другую, этот ключ сохраняется? Или его нужно менять?

Виктор Могилевский: Новый сертификат необходимо выпускать, если изменилось его содержимое. Его содержимое включает в себя данные о физическом лице (ФИО, личный номер паспорта), и если это ИП или представитель юридического лица, то еще и данные о юридическом лице или ИП (наименование организации, учетный номер плательщика, код единого государственного Регистра). Если данные не менялись, то при переходе из одной налоговой инспекции в другую можно пользоваться тем же ключом. Если сменился юридический адрес и поэтому переходит в другую инспекцию, то ключ надо менять - у него изменились реквизиты сертификата.

То есть если я поменяю паспорт, мне надо предоставить свежие сведения.

Виктор Могилевский: Паспорт - немного другой вопрос. При смене паспорта личный номер сохраняется. А если сменилось уполномоченное лицо, бухгалтер, юридический адрес, тогда старый сертификат необходимо отозвать и выпустить новый. Данная процедура называется перерегистрацией. Она позволяет сделать необходимые действия с сертификатом, чтобы продолжить работу с электронными документами.

Но действия пользователя такие же: он должен обратиться к вам, предоставить обновленные данные.

Виктор Могилевский: Он должен предоставить все необходимые документы, чтобы регистратор мог удостовериться в данных, которые вводит в сертификат. Он должен идентифицировать субъекта и внести данные паспорта в сертификат. После этого выпускается сертификат открытого ключа.

"Применяется ли к плательщику ответственность в случае сбоя связи? Например, плательщик отправил декларацию, и об этом имеется отметка в Министерстве по налогам и сборам, а инспектором она не получена".

Алла Германович: Такой ситуации не может быть, потому что если она получена порталом, то к ней будет предоставлен доступ инспектора. Инспектора обращаются к порталу не через интернет, а через корпоративную сеть. Отметка портала о получении декларации является датой и временем предоставления декларации. Отчетная дата подтверждает своевременность подачи декларации. Инспектор может подписать декларацию и отметить, что она принята без ошибок, или подписать ее и указать ошибки. Это то же самое, как при предоставлении бумажной декларации: когда в ней обнаруживаются ошибки, составляется акт камеральной проверки.

Подписание декларации - это обязанность инспектора. Для плательщика важно своевременное предоставление и подписание порталом. В соответствии с инструкцией о порядке передачи, приема, рассмотрения, обработки декларации, которая утверждена постановлением Министерства №128 от 31 декабря 2008 года, инспектор должен подписать ее не позднее рабочего дня, следующего за днем получения. Своевременность подписания инспектором - это уже его ответственность. Для плательщика важна дата предоставления.

Но плательщику важно обратить внимание, подписана ли декларация инспектором, дождаться получения второго уведомления. Это скажет о качестве предоставленной декларации. Так же как и при работе с бумажными декларациями, инспектор заявляет, что декларация принята, что в ней правильно рассчитаны все показатели, подписывает ее. Но датой предоставления электронной декларации является дата подписания ее порталом.

Например, в воскресение 20 числа поздно вечером я отправляю свою декларацию. Мне приходит уведомление о том, что портал ее принял. Допустим, в понедельник инспектор ее принимает и подписывает, но мне не приходит уведомление. Возможна такая ситуация?

Алла Германович: Такая ситуация возможна. Но неполучение вами уведомления не налагает на вас ответственность. Ответственность возникает при несвоевременной подаче декларации, если она несвоевременно представлена на портале. Такие ситуации могут возникать в случае сбоя связи. Каждый такой случай будет разбираться, и ответственность будет применяться при доказательстве вины.

Есть много альтернативных способов предоставить декларацию. Если по какой-то причине не работает компьютер или сбой связи, у плательщика есть возможность предоставить декларацию на бумажном носителе, отправить декларацию по почте. В случае если этими способами было невозможно воспользоваться, необходимо представить объективные доказательства. Неоплаченный интернет - это необъективная причина, это вина плательщика. В случае доказательства вины плательщика, к нему будут применяться меры ответственности.

"Надо ли распечатывать электронные декларации на бумажные носители с отметкой инспектора ИМНС о приеме после каждого отчетного периода, в случае налоговой проверки?"

Алла Германович: Такого обязательства нет. Но в соответствии с законом о бухгалтерском учете и национальном архивном фонде и архивах надо обеспечить сохранность электронных деклараций. АРМ плательщика предоставляет несколько способов хранения электронных документов: он может сохранять их отдельно или копировать соответствующий каталог. Распечатывать необязательно, но обеспечить сохранность электронной декларации необходимо.

"Имеется ли возможность обратной связи с ИМНС через СЭД (например, подач заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения со следующего налогового периода, заявление на возврат налогов)?"

Алла Германович: Есть возможность. Сегодня формализован ряд документов, и предоставлена возможность подавать ряд документов помимо электронной декларации. В том числе можно предоставить заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения для производителей сельхозпродукции. Обратная связь - это возможность предоставления налоговому органу ответа плательщику. Есть возможно подавать заявление о выдаче справки о переходе плательщика на определенную систему налогообложения. Есть возможность подать запрос в произвольной форме. Плательщик сам формирует запрос, подписывает его электронной цифровой подписью и получает ответ от налогового органа с подписью уполномоченного лица налогового органа.

"Будет ли реализована возможность подтверждения экспорта через СЭД без посещения ИМНС для предоставления заявления о ввозе с отметкой налоговых органов государства-члена Таможенного союза либо подтверждения о вывозе товаров за пределы Республики Беларусь?"

Алла Германович: Так как заявление о ввозе предполагает наличие отметки налогового органа страны-участницы Таможенного союза, и электронный международный документооборот не регламентирован, то не планируется включать в электронный документооборот возможность подать заявление в виде электронного документа. Предоставления плательщиком подтверждения о вывозе сегодня не обязательно. Возможность получить подтверждение предоставлена налоговым инспекторам. С помощью удаленного доступа инспектора получают доступ к информации Государственного таможенного комитета и получают подтверждение о факте вывоза товаров за пределы Республики Беларусь.

Ситуация с Таможенным союзом интересна. Возможно ли создание единой системы электронного документооборота?

Алла Германович: Мы возвращаемся к вопросу, который задавали плательщики. Единая система электронного документооборота нецелесообразна. СЭД преследует цели конкретного ведомства и обеспечивают сохранность полученной информации. Нерационально создавать единую систему, которая будет охватывать информационные ресурсы разных ведомств. А вот реализация взаимодействия - это нормальный процесс.

Заявление о ввозе сегодня не будет включено в электронный документооборот, потому что в нем ставится оригинальная отметка налогового органа - штамп. Международного электронного документооборота сегодня нет, поэтому по объективным причинам это заявление не может быть включено в СЭД. Подтверждение о вывозе не будет включаться в документооборот, потому что плательщику нет необходимости предоставлять его в электронном виде. Наличие фактического вывоза проверяют инспектора.


"Отсутствуют отдельные отчеты, например, отчет по контрольным знакам. Как скоро будут включены в СЭД недостающие отчеты?"

Алла Германович: В 2011-2013 годы мы планируем включить максимально все документы, которые могут быть вовлечены в электронный документооборот.

Алла Германович: В инструкции по установке, которая расположена на портале, предъявлены минимальные требования к техническим характеристикам компьютеров и сетей. Персональный компьютер должен обладать минимум 128 Мб оперативной памяти, процессором Pentium 3 с частотой 600 МГц. Требования к объему накопителя на жестком диске - минимум 20 Гб. Эти требования обеспечат возможность работы. Чтобы было комфортно работать, нужен компьютер с характеристиками повыше. Приемлемым будет считаться компьютер с объемом оперативной памяти 512 Мб, лучше 1Гб.

Я думаю, сейчас все работают на хороших компьютерах.

Алла Германович: Можно работать на более слабом компьютере, но для комфортной работы нужен компьютер посильнее. Плательщикам, которые подают декларации по налогу о земле и недвижимости с объемом показателей 30-40 тыс. объектов по недвижимости, нужен компьютер с оперативной памятью 2-4 Гб. Но это редкие плательщики. Для многопользовательской работы для компьютера те же характеристики, но для сервера они не критичны и совпадают с рекомендуемыми: частота должна быть 3 ГГц, объем винчестера 80 Гб и оперативная память 1Гб.

Я так понимаю, что для получения электронной цифровой подписи и ключа требований нет.

Виктор Могилевский: Есть определенные требования. Технические требования для работы с АРМом можно найти прямо на портале Министерства по налогам и сборам. Для использования электронной цифровой подписи необходимо специальное криптографическое программное обеспечение, которое выдается при регистрации. У него также есть требования к операционной системе, ничего особенного: должна быть клавиатура, экран разрешением не менее 800 на 600 и 256 цветов. На данный момент поддерживается 32-разрядная операционная система с криптографическим программным обеспечением, начиная с Windows 2000 и заканчивая Windows 7.

Алла Германович: Для работы специализированного АРМ-плательщика необходимо, чтобы было приложение Adobe Acrobat.

Алла Германович: Оригинальные декларации в виде электронного документа хранятся в PDF-формате. Это тоже минимальное требование.

Виктор Могилевский: Естественно, так как сам носитель ключевой информации имеет USB-формат, нужен хотя бы один слот USB.

Ничего сверхъестественного в этих требованиях нет. Все работают на более-менее современных машинах, поэтому, я думаю, всем это доступно. В связи с СЭД возникает вопрос, что такое электронное консультирование?

Алла Германович: Электронное консультирование существует в двух версиях. Не имея электронной цифровой подписи, можно задать вопрос на сайте министерства и получить ответ. Можно поискать аналогичные вопросы или требуемую тематику. Если плательщик не хочет, чтобы консультация была афиширована, он может указать, что информация предназначается только для него. Тогда она отправляется ему на электронный почтовый ящик или, зарегистрировавшись, он просматривает ее в своем личном кабинете, она доступна только ему.

Второй вариант - с использованием электронной цифровой подписи, АРМ-плательщика. Плательщик излагает свой запрос в произвольной форме, подписывает электронной цифровой подписью и получает ответ, который доступен для просмотра только ему.

Для этого я обязательно должна быть включена в СЭД.

Алла Германович: Необязательно. Вы должны иметь средства ЭЦП, установить у себя АРМ-плательщика. Этого достаточно, чтобы получить электронную консультацию. Маловероятно, что кто-то приобретает средства ЭЦП только для того, чтобы проконсультироваться.

Как быстро приходит ответ?

Алла Германович: Ответ приходит в соответствии со сроками, которые предусмотрены законом об обращении граждан и юридических лиц. Как правило, это две недели. Есть возможность продлять сроки до месяца или дополнительно на месяц, если требуются уточнения.

Есть ли возможность ссылаться на них, как на официальное разъяснение налогового органа?

Алла Германович: Да, в соответствии с законом об электронном документе документ, подписанный электронной цифровой подписью, носит статус электронного документа, имеет юридическую силу, и на него можно ссылаться.

Его нужно распечатать и показать.

Алла Германович: Процесс разбирательства немного сложнее. Чтобы подтвердить юридическую значимость, надо обратиться в налоговый орган, который удостоверит форму внешнего предоставления этого ответа. Обратиться с ним для обжалования официального разъяснения налогового органа можно будет с 1 января 2012 года, когда вступит в силу новый закон об обращении граждан и юридических лиц. Там предусмотрены нормы, регламентирующие обращение в виде электронных документов.

Мы идем по принципу упрощения общения между налоговыми органами и пользователями. Какие перспективы развития взаимодействия налоговых органов и субъектов хозяйствования?

Алла Германович: Максимально будут охвачены все документы и будет расширяться сфера применения средств ЭЦП. Естественно, при создании государственной системы управления открытыми ключами вопрос будет рассматриваться отдельно.

Над чем еще работает ваша организация, кроме электронных цифровых подписей?

Виктор Могилевский: РУП "Информационный издательский центра по налогам и сборам" занимается изданием журналов "Налоги Беларуси", "Консультант предпринимателя", "ОТИЗ". Также мы проводим семинары для плательщиков по вопросам налогообложения. Специалисты удостоверяющего центра часто участвуют в этих семинарах, при необходимости разъясняя преимущества и вопросов использования электронных документов.

Специалист МНС:

Специалисты налоговых органов, требуя подключения к электронному декларированию, во всех случаях руководствуются налоговым законодательством.

Инна Александровна , аудитор:

Я считаю, что информационные технологии должны делать администрирование налогов не только проще и прозрачней, но и дешевле для налогоплательщиков. Причем не вообще, а конкретно для каждого.

Вот вам ситуация из практики. В связи с финансовыми трудностями организация с января 2018 г. финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет. Организация - плательщик НДС и применяет общую систему налогообложения. Срок действия электронного ключа истек в феврале 2018 г. На расчетном счете денег нет. В I квартале надо сдать только пустую декларацию по прибыли. На новый ключ потратились, а пользы от этого мало. Проще и дешевле сдать пустую декларацию раз в квартал на бумажном носителе.

Вадим Станиславович , аудитор:

Вот вам еще ситуация. Организация, назовем ее «А», являлась плательщиком НДС и отчетность сдавала в электронном виде. В марте она присоединилась к другому юридическому лицу («В»), которое работает на УСН и отчетность сдает на бумажных носителях . При присоединении к организации «В» в порядке правопреемства переходят права и обязанности «А», и «В» должна подать налоговую декларацию по НДС один раз. Налоговый инспектор однозначно ответила, что «В» должна подключиться к электронному декларированию.

По моему мнению, эта норма требует уточнения со стороны законодателя. Ведь на практике возникают случаи, когда плательщик по объективным причинам не имеет возможности представить декларацию в электронном формате. И применение в этом случае к плательщику мер административного взыскания мне кажется как минимум несправедливым.

Может быть, при разработке НК 2019 г. законодателю следует установить правило представления деклараций всеми плательщиками только в электронном формате, предусмотрев при этом отсутствие мер ответственности в случае представления плательщиком деклараций на бумажном носителе.