Учет в коммерческой медицинской организации. Учет медицинского оборудования

23.07.2020

В соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации:

«Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов».

Бюджетные медицинские учреждения ведут бухгатерский учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (далее Инструкция №70н).

Согласно указанной Инструкции №70н:

«Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации

и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее в целях настоящей Инструкции - учреждения) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией».

Причем в пункте 2 Приказа Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70н указано, что до 1 октября 2005 года все бюджетные учреждения обязаны перейти на новый План счетов.

Введение нового Плана счетов связано с необходимостью отслеживать правильность расходования бюджетных средств, а также результативность использования этих средств. Новый план счетов поможет бухгалтерам бюджетных учреждений вести бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством.

Номер счета нового Плана счетов состоит из 26 разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 - 17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

18 разряд - код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности - 0; бюджетная деятельность - 1, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, - 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3;

19 - 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 - 26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18 - 23 образуют Код счета бюджетного учета.

Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Также в Инструкции №70н содержится информация о новых формах учетных документов (актов, ведомостей и так далее), приведена корреспонденция счетов.

В части третьей Инструкции №70н изложен порядок применения плана счетов бюджетного учета.

В новом плане счетов всего 5 разделов:

1. Нефинансовые активы.

2. Финансовые активы.

3. Обязательства.

4. Финансовый результат.

5. Санкционирование расходов бюджета.

И забалансовые счета.

Обратите внимание!

Помимо того, что изменилось содержание счетов, мы видим, что появились совсем новые для бюджетного учета счета, такие как, «Непроизведенные активы», «Нематериальные активы», «Амортизация», «Нефинансовые активы в пути».

Таким образом, с 1 октября 2005 года бюджетные медицинские учреждения обязаны организовать бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией №70н. В том случае, если ими в установленном порядке оказываются платные медицинские услуги, учет по таким операциям ведется раздельно с предоставлением всей установленной отчетности.

При принятии решения об оказании платных услуг государственные и муниципальные учреждения обязаны в установленном порядке оформить смету доходов и расходов по специальным средствам.

Порядок формирования сметы следующий. Исходя из планируемых объемов оказания услуг и расценок на них, определяются поступления средств по их источникам - так получается доходная часть сметы. Впоследствии, исходя из принятого порядка распределения средств за платные услуги, определяются направления их расходования (на оплату труда, начисления на оплату труда, приобретение хозяйственного инвентаря, медицинского оборудования, восстановление сметы доходов и расходов по бюджету, перечисление средств по подчиненности, формирование фондов развития и тому подобное).

Оказание платных услуг государственными и муниципальными учреждениями производится, как правило, в специально организованных структурных подразделениях (отделениях, кабинетах) медицинского учреждения.

Оказание услуг работниками лечебного учреждения осуществляется в свободное от основной работы время, с обязательным составлением графиков работы по основной работе и работе по оказанию платных медицинских услуг.

Выполнение платных услуг в основное рабочее время персонала допускается только с последующим внесением данных в табели учета рабочего времени.

В ряде случаев раздельный учет платных медицинских услуг организуется и по источникам поступления финансовых средств (наличные от физических лиц (граждан), оплата по договорам добровольного медицинского страхования и тому подобное).

Формирование и бухгалтерский учет затрат на оказание платных услуг бюджетными учреждениями, Инструкцией №70н не предусмотрены.

Новая Инструкция №70н разрабатывалась с учетом всех новых требований в отношении бухгалтерского и налогового учета, а также с учетом международных стандартов в области учета и отчетности.

Остановимся на самых значительных изменениях в бюджетном учете, обусловленных введением Инструкции №70н.

1. Отказ от применения мемориально-ордерной формы ведения бухгалтерского учета и переход на более прогрессивную журнальную форму.

Отказ от ведения бухгалтерского учета «вручную» и обязательный переход к использованию автоматизированного учета с применением наиболее прогрессивных бухгалтерских программ.

Для этой цели в новой Инструкции №70н приводятся, обязательные к применению, новые формы первичных документов, учетных регистров, учитывающих специфику современного бюджетного учета.

Автоматизация бюджетного учета основывается на едином, взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных данных и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета.

2. Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным Инструкцией №70н. Введение нового плана счетов бюджетного учета призвано разрешить ряд проблем.

Как уже отмечалось, бухгалтерский учет по всем источникам финансирования велся на едином балансе. Это правило нарушалось теми учреждениями, которые финансировались из нескольких источников.

Для эффективного контроля за расходованием средств бюджетным учреждением, вся бухгалтерская отчетность, включая баланс (форма 1) и отчет об исполнении сметы расходов (форма 2-мфб), на практике составлялась раздельно по каждому источнику финансирования.

Кроме этого, в учете не было предусмотрено разделения на активы, приобретенные за счет бюджетных средств и за счет внебюджетной (предпринимательской) деятельности. Это также усложняло ведение учета.

Применение нового плана счетов разрешит эти проблемы.

3. Новая Инструкция №70н привела нормы бюджетного учета, применяемые бюджетными организациями, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

В частности это:

В отношении учета основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Новая Инструкция №70н изменила порядок определения первоначальной стоимости основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств.

Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), в том числе налог на добавленную стоимость (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход);
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Вложения на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации, в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных учреждением по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

В новом плане счетов отсутствует счет «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и введены новые счета, такие как: «Непроизведенные активы», «Нематериальные активы».

4. Новой Инструкцией №70н введен счет «Амортизация».

Этот счет предназначен для отражения данных, характеризующих степень изношенности основных средств и нематериальных активов учреждения.

Расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов производится линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

В течение отчетного года амортизация на основные средства и нематериальные активы начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации не приостанавливается, кроме случаев перевода его на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленной Правительством Российской Федерации.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Срок полезного использования объектов нематериальных активов определяется учреждением исходя из срока действия лицензии, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов медицинской собственности согласно законодательству Российской Федерации, ожидаемого срока использования этого объекта.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности учреждения).

Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета или его выбытия в связи с уступкой (утратой) учреждением исключительных прав на результаты медицинской деятельности (для объектов нематериальных активов).

Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости объектов основных средств и нематериальных активов.

Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полной амортизации.

По объектам основных средств и нематериальных активов амортизация начисляется в следующем порядке:

  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью до 1000 рублей включительно амортизация не начисляется;
  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью от 1000 рублей до 10 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при передаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 10 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.
Таким образом, применение Инструкции №70н приводит к разрешению наиболее важных проблем бухгалтерского учета.

Рассмотрим на конкретном примере применение Инструкции №70н.

Пример.

Учреждение оказало медицинские услуги, не облагаемые НДС, заказчику на сумму 1500 рублей.

Себестоимость данной услуги составила 1 000 рублей.

Акт приемки-передачи выполненных медицинских услуг подписан, работы приняты заказчиком и оплачены.

Итак, проводки будут выглядеть следующим образом:

Окончание примера.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПОЛУЧЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Особенности использования вырученных за платные услуги денежных средств присутствуют в деятельности только государственных и муниципальных медицинских учреждений.

Коммерческие учреждения вправе самостоятельно распоряжаться средствами.

Государственные и муниципальные учреждения в выборе направлений расходования относительно не самостоятельны.

Во-первых, они используют их строго согласно смете по специальным средствам, во-вторых, они в обязательном порядке представляют отчетность об объемах вырученных средств (если объем таких средств значителен, то финансирующие органы вполне могут если не отказать, то задержать финансирование на неопределенное время).

Полученные средства государственными и муниципальными учреждениями после уплаты налогов, в соответствии с действующим законодательством, оплаты коммунальных услуг и амортизационных отчислений, связанных с функционированием структурного подразделения медицинского учреждения, оказывающего платные медицинские услуги и других обязательных платежей, направляются в обычном порядке на расходы, связанные с уставной деятельностью учреждения, в том числе на увеличение расходов на оплату труда, приобретение медицинского оборудования, хозяйственного инвентаря, медикаментов, оплату работ по капитальному, среднему и текущему ремонту.

Распределение же прочих средств осуществляется строго в соответствии со сметой доходов и расходов по специальным средствам (приобретение хозяйственного инвентаря, медицинского оборудования, материалов, на оплату труда персонала учреждения и так далее).

Использование средств на оплату труда работников учреждений осуществляется на основании разработанных положений об оплате труда работников, занятых оказанием платных услуг. При этом средства направляются, в том числе, и на выплату премий управленческому и обслуживающему персоналу.

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности бюджетной организации за отчетный период и состоит из таблиц, которые составляются на основе данных бухгалтерского учета.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в бюджетных учреждениях и иных организациях определен Приказом Минфина Российской Федерации от 21 января 2005 года №5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности».

Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций подразделяется на годовую, квартальную и месячную.

Органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения (далее главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов) составляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность (далее - бюджетная отчетность) по формам документов согласно приложению №1 Инструкции №70н.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты:

  • месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным:
  • квартальная - на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
  • годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.
Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных и электронных носителях информации.

Главные распорядители средств бюджета, органы, организующие исполнение бюджета, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, имеют право вводить дополнительные специализированные формы бюджетной отчетности, представляемые в составе форм годовой, квартальной, месячной отчетности, которые отражают специфику деятельности распорядителей, получателей средств бюджетов; органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

При ведении бюджетного учета на договорных началах централизованной бухгалтерией, либо специализированной организацией, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и руководителем централизованной бухгалтерии, либо специализированной организации.

Бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги. Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в общеустановленном порядке.

Бюджетная отчетность должна составляться нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Согласно пункту 8 Инструкции №70н:

«Получатели средств бюджета составляют бюджетную отчетность и представляют ее своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленные сроки.

Главные распорядители (распорядители) средств бюджета на основании представленной бюджетной отчетности составляют сводную бюджетную отчетность для представления ее органу, организующему исполнение соответствующего бюджета (главному распорядителю), в установленные им сроки.

Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, составляет и представляет отчет о кассовых поступлениях и выбытиях органу, организующему исполнение соответствующего бюджета.

Орган, организующий исполнение бюджета, на основании представленной сводной бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета и отчета о кассовых поступлениях и выбытиях соответствующего бюджета составляет консолидированную отчетность об исполнении соответствующего бюджета.

Орган, организующий исполнение местного бюджета, представляет консолидированную отчетность в органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, представляют консолидированную отчетность органу, уполномоченному на формирование консолидированной отчетности об исполнении бюджета по Российской Федерации. Отчетность представляется в тысячах рублей без копеек».

В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы документов (пункт 9 Инструкции №70н):

  • Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503130);
  • Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (форма 0503140);
  • Баланс по операциям кассового обслуживания бюджета (форма 0503150);
  • Баланс исполнения бюджета (форма 0503120);
  • Пояснительная записка (форма 0503160);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121);
  • Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (форма 0503123);
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503127);
  • Отчет об исполнении бюджета (форма 0503122);
  • Месячный отчет об исполнении бюджета (форма 0503128);
  • Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (форма 0503129);
  • Справка по внутренним расчетам (форма 0503125);
  • Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (форма 0503126).
Формы бюджетной отчетности составляются на отчетную дату и представляются соответствующему главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, органу, организующему исполнение бюджета.

Формы регистров бюджетного учета для органов государственной власти Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, а также рекомендации по применению регистров бюджетного учета утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 23 сентября 2005 года №123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

Бухгалтерский учет в медицине Фирстова Светлана Юрьевна

Глава 6. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в медицинских организациях (1-й ур.)

6.1. Учет средств медицинского страхования в учреждениях здравоохранения (2-й ур.)

Программы обязательного медицинского страхования (ОМС) являются важным дополнительным источником финансирования деятельности медицинских учреждений, которые по своей значимости уступает только бюджетному финансированию.

Порядок отражения средств, полученных в рамках обязательного медицинского страхования, отражен в Методических указаниях, утвержденных Приказом Минфина России от 24 февраля 2005 г. № 26н.

Суммы, полученные из страховых организаций в рамках обязательного медицинского страхования, следует отражать как целевые средства, но по правилам, установленным для предпринимательской деятельности.

Средства, полученные на оказание медицинских услуг, следует отражать на счете 3 205 03 000 «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг».

В разряде 18 всех используемых при этом счетов бюджетного учета в соответствии с изменениями, внесенными с 1 января 2006 года Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету», указывается код «2», определяющий источником используемых средств, приносящую доход деятельность, к которой относится и целевое финансирование.

Операции со средствами, полученными медицинскими учреждениями в рамках реализации программ ОМС, как правило, отражаются по таким кодам ведомственной (функциональной) классификации доходов или расходов бюджета (первые 17 знаков номеров соответствующих счетов бюджетного учета), как:

– 000 3 03 02090 09 0000 (операции по получению учреждением здравоохранением средств за оказание услуг в рамках программ ОМС), где: 000 – код администратора доходов (распорядителя бюджетных средств), которому подведомственно медицинское учреждение, 3 03 02090 – прочие безвозмездные поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, 0000 – код программы ОМС (доводится соответствующим территориальным ФОМС, если не доведен – указываются нулевые значения);

– 000 09 01 771 0000 455 (операции по расходованию учреждением здравоохранения средств за оказание услуг в рамках программ ОМС), где: 000 – код администратора доходов (распорядителя бюджетных средств), 09 01 – код подраздела «Здравоохранение» функциональной классификации расходов бюджетов РФ, 771 0000 – код территориальной программы ОМС, 455 – код мероприятий проводимых в рамках федеральных целевых программ в сфере здравоохранения;

– 000 09 01 771 0000 089 (операции по получению и использованию учреждением здравоохранения средств в рамках программ ОМС в виде целевого финансирования), где: 000 – код администратора доходов (распорядителя бюджетных средств), 09 01 – код подраздела «Здравоохранение» функциональной классификации расходов бюджетов РФ, 771 0000 – код территориальной программы ОМС, 089 – код расхода аппарата органа управления государственных внебюджетных фондов по организации и ведению единой интегрированной информационной системы по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также приобретению и модернизации оборудования и предметов длительного пользования для аппарата и единой интегрированной информационной системы по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Средства ФОМС могут поступать в бюджетные медицинские учреждения в виде:

– выручки от оказания ими медицинских услуг застрахованным гражданам (через страховые медицинские организации);

– целевого финансирования отдельных затрат этих учреждений;

– централизованного обеспечения их необходимым медицинским оборудованием (как от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, так и непосредственно от территориальных органов ФОМС РФ).

Расходы на лечение больных с полисами медицинского страхования (зарплата врачей, стоимость питания и медикаментов) нужно учитывать на затратных счетах с кодом 2:

– 2 401 01 211 «Расходы по оплате труда»;

– 2 401 01 213 «Начисления на оплату труда »;

– 2 401 01 272 «Расходование материальных запасов» и т. п.

Пример 1.

Расходы больницы на лечение граждан, имеющих полисы, составили 250 000 руб.

Они включили:

– оплату труда;

– покупку медикаментов;

– оплату спецодежды и т. д.

Отражение операций в учете:

Освобождение полученного финансирования по НДС на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Средства были израсходованы по назначению, поэтому больница не учла их при расчете налога на прибыль согласно подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Если страховая организация возмещает покупную стоимость лекарств, отпущенных бесплатно гражданам, имеющим право на получение социальной помощи, расчеты по возмещению нужно вести на счете 32206 15 000 «Расчеты с дебиторами по пособиям по социальной помощи населению».

На основании Приказа ФФОМС от 2 февраля 2005 г. № 9 финансирование социальной помощи может осуществлять и непосредственно территориальный фонд медстрахования только если в регионе, в котором находится аптека, нет страховой организации.

Пример 1.

Аптека отпускает бесплатно лекарственные средства гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь. И получает возмещение их стоимости из ТФОМС.

Всего отпущено лекарств на сумму 110 000 руб. (в том числе НДС – 10 000 руб.). Аптека считает НДС «по отгрузке».

Отражение операций в учете:

Средства ТФОМС были израсходованы по назначению, их не учитывают при расчете налога на прибыль.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Учет ценных бумаг и валютных операций автора Соснаускене Ольга Ивановна

8.3. Импорт товаров через российского посредника. Особенности бухгалтерского учета При импорте товаров через посредников с ними заключаются договоры комиссии, внешнеторговый договор с иностранными поставщиками заключаются не собственником товаров – комитентом, а

Из книги Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве автора Бычкова Светлана Михайловна

1.3. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Бухгалтерский учет на сельскохозяйственных предприятиях характеризуется рядом особенностей, отражающих специфику отрасли. Это вызвано естественным фактором: процесс производства связан с

Из книги Совместная деятельность: бухгалтерский учет и налогобложение автора Никаноров П С

5. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в рамках отдельных совместно осуществляемых видов деятельности (операций) 5.1. Капитальное строительствоВ соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,

автора Анохина Елена Владимировна

3.3.1. Особенности бухгалтерского учета Основополагающим документом для отражения хозяйственных операций у подрядчиков является ПБУ 2/94.Назовем основные способы ведения бухгалтерского учета для строительных организаций.Подрядчики при выполнении договоров на

Из книги Строительство при участии органов власти. Учет и налогообложение автора Анохина Елена Владимировна

3.6. Совмещение участниками строительства различных функций: особенности бухгалтерского учета и налогообложения При осуществлении строительной деятельности и реализации инвестиционных проектов его участники могут совмещать в себе несколько

автора Иванова Ольга Владимировна

7. Особенности учета и налогообложения ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте 7.1. Общие положения Нормативными документами бухгалтерского учета и налоговым законодательством предусмотрены особенности учета и налогообложения операций с ценными бумагами,

Из книги Учет и налогообложение ценных бумаг и долей автора Иванова Ольга Владимировна

7.4. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа у первичных владельцев 7.4.1. Общие положения Условия выпуска облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВГВЗ)

Из книги Посредническая деятельность: учет и налогообложение автора Никаноров П С

5. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в рамках отдельных посреднических договоров 5. 1. Оказание транспортно-экспедиционных услугКак указано в письме Минфина России от 16. 10. 2000 № 04-02-05/2, к транспортно-экспедиционным услугам в целях применения налогового

Из книги Нематериальные активы: бухгалтерский и налоговый учет автора Захарьин В Р

2.9. Особенности бухгалтерского учета НИОКР Результаты выполненных НИОКР также являются объектами нематериальных активов при условии соблюдения требований гражданского законодательства по документальному оформлению и регистрации данных результатов.Общие

Из книги Доходы и расходы по УСН автора Суворов Игорь Сергеевич

Глава 8. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения 8.1. При переходе на УСН с иных режимов

Из книги Бухгалтерский учет в медицине автора Фирстова Светлана Юрьевна

7.1. Начисление и уплата НДС и акцизов в медицинских организациях (2-й ур.) Акцизы.В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 НК РФ подакцизным товаром признается спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной

Из книги Все о бизнесе в Германии автора фон Люксбург Натали

14.3. Некоторые особенности ведения бухгалтерского учета и расчета прибыли 14.3.1. Учет прихода и расхода (реализации) товаров Независимо от системы бухгалтерского учета каждое предприятие обязано вести учет товаров (сюда включается сырье, материалы, полуфабрикаты).Учет

В бюджетном учреждении ведется предметно-количественный учет по всем медикаментам. Медикаменты с аптечного склада передаются старшей медсестре по требованию-накладной. Проверяющие указали, что в бухгалтерском учете необходимо видеть остатки старшей медсестры и остатки на посту. При этом фактически остатки числятся на старшей медсестре, как на материально ответственном лице.
Как ведется учет медикаментов в бюджетном учреждении от старшей медицинской сестры на пост?
Как оформляется выбытие медикаментов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения от старшей медицинской сестры на пост осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.

Обоснование вывода:
При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями:
- Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н);
- Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы", утвержденного Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
- Инструкции, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - N 174н).
Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее - Инструкция N 747), которая не утратила в настоящее время свою силу. Например, опираясь на положения Инструкции N 747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в бюджетных учреждениях здравоохранения (смотрите, например, Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036).
Отметим, что следует различать бухгалтерский и "специальный" учет медикаментов.
Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медицинским учреждением согласно Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их "специального" учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II Инструкции N 747.
Пунктом 45 Инструкции N 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства - 5-дневной, наркотические лекарственные средства - 3-дневной, все остальные - 10-дневной (п. 19 Инструкции N 747). А также в отделении (кабинете) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 Инструкции N 747).
Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений Инструкций NN 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.
При этом важным является вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения. Принятое решение закрепляется в учетной политике учреждения.
При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые.
Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость осуществления особого учета наркотических средств.
При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
- потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
- имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги.
Если в учреждении принимается решение о списании с бухгалтерского учета медикаментов непосредственно по факту оказания медицинской услуги, то в таком случае медикаменты, переданные старшей медицинской сестре, продолжают учитываться на счете 105 01 до момента их списания. На основании сведений, получаемых медицинской сестрой с поста с периодичностью, установленной учреждением (но не реже 1 раза за интервал, для которого установлен размер текущей потребности), она фиксирует дату выбытия медикаментов, которой затем отражается их выбытие в бухгалтерском учете. Иными словами, в бухгалтерском учете отражается списание по счету 105 01 в порядке Инструкции N 174н.
Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом - Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ ( Инструкции N 157н). Таким Актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств (Приложение N 5 к Минфина России от 30.03.2015 N 52н). То есть документы по "специальному" учету медикаментов.
Для целей отражения в учете остатков медикаментов, переданных на пост, может быть предусмотрено ведение дополнительного аналитического учета медикаментов на счете 105 01, переданных старшей медицинской сестрой непосредственно в отделение. Например, медикаменты учитываются на балансовом счете 105 01 с указанием материально ответственного лица - старшей медсестры. При их передаче в отделение отражается их внутреннее перемещение со сменой аналитики, например, "медикаменты на посту". Списание медикаментов в бухгалтерском учете со счета 105 01 в таком случае будет также производиться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного по данным, представленным старшей медицинской сестрой. Следует отметить, что подобный вариант учета является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается учреждением и закрепляется в рамках формирования его учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.
На основании изложенного в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 0 105 01 340 (Медикаменты, выданные на пост) Кредит 0 105 01 340 (Медикаменты у старшей медсестры) - отражены выданные на пост медикаменты;
2. Дебет 0 109 60 272 Кредит 0 105 01 440 (Медикаменты, выданные на пост) - отражено списание фактически израсходованных медикаментов, формирующих себестоимость конкретной услуги, непосредственно по факту оказания медицинской услуги.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Учет медикаментов в больницах строго регламентирован, он должен соответствовать правилам и порядку ведения лекарственных средств в медицинских учреждениях. В данной статье рассмотрим основные аспекты учета медикаментов, способы и правила закупки, узнаем правила учета лекарств в больницах с аптекой и без, а также познакомимся с бухгалтерскими проводками и с процедурой отпуска лекарств по рецептам. Вся информация приведена с учетом указания документов и соответствующих приказов.

Кто проводит учет медикаментов

Лекарственные средства, подлежащие учету, должны контролироваться следующими организациями:

  • Медицинские учреждения (все клиники и больницы)
  • Аптечные учреждения
  • Фармакологические компании

Учреждение назначает специальных сотрудников, которые за сохранность препаратов отвечают материально. Руководитель же следит за организацией правил и соблюдением норм хранения, реализации лекарств и списанием препаратов. Данный учет проводится, чтобы избежать риска нарушений со стороны органов контроля. Конкретное решение принимается самой медицинской организацией, которая формирует свои собственные рамки учетной политики.

Как закупаются медикаменты

Автономные (частные) поликлиники сами определяют порядок закупки. Это право предоставляется письмом Минэкономразвития от 26.04.2017 № Д28и-1865. Данную информацию необходимо указать в локальном акте частного медицинского учреждения. Для закупки медикаментов необходим типовой контракт.

Способы закупки:

  • Запрос предложения (через документацию на площадке закупок).
  • Посредством написания прямых писем непосредственно к поставщикам с запросом цен.

В документе о закупке необходимо указать дозировку, лекарственную форму и срок годности медикамента.

Учет каким медикаментам нужно вести

В приказе Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747 указан список лекарств, которые подлежат обязательному учету. К ним относятся:

  • Лекарственные препараты (медикаменты, сыворотки, вакцины, средства для дезинфекции)
  • Минеральная вода
  • Перевязочные материалы (к ним относятся марля, бумага, вата, бинты)
  • Различная тара (банки, бутылки, бидоны, склянки)
  • Вакцины

https://ru.freepik.com

Подлежат учету в специально разработанных формах в количественном выражении:

  • Спирт
  • Клинически исследуемые тара и лекарства
  • Вещества, которые содержат наркотические, сильнодействующие или ядовитые компоненты
  • Психотропные препараты.

Как ведется учет

Медикаменты в больнице и аптеке учитываются таким образом:

  1. Проверка составления регистров проводится раз в три месяца и является выборочной
  2. Необходим ежемесячный контроль особых медикаментов
  3. На проверенных документах обязательна подпись бухгалтера
  4. К статье расходов вспомогательные материалы относятся сразу же при поступлении в аптеку
  5. Списание цены невозвратной тары происходит одновременно со списанием соответствующих медицинских препаратов
  6. Обязателен контроль результатов ежегодной инвентаризации главой медицинской клиники.

Документация

Проводимые аптекой регистры учета

Детали составления

Приход медикаментов от поставщика

Выставленный продавцом счет

1. Форма 6-МЗ (представляет собой документ, регистрирующий поступившие счета)

2. Форма 11-МЗ – представляет собой отчет, оформляемый аптекой. Оговаривается денежный приход и расход медикаментов

Необходимо сделать 2 экземпляра отчета, один из которых заверяется заведующим аптекой и дальше хранится в бухгалтерии, а второй подлежит передаче заведующему аптекой.

Выдача лекарств из аптеки непосредственно для лечения

Накладная

1. Форма 7-МЗ (представляет собой документ, учитывающий требования по розничным ценам на лекарства)

2. Форма 11-МЗ (представляет собой аптечный отчет о поступлении и выбытии медикаментов)

Необходимо оформить два экземпляра. Первый выдается материально ответственному лицу, второй остается у аптеки. Страницы подлежат нумерации. Также необходима подпись главного бухгалтера. Затем данные отправляются в форму 11-МЗ

Прибытие и вычет медикаментов, подлежащих количественному учету

Оформление накладной либо счета от продавца

Форма 8-МЗ (являет собой документ, регистрирующий количество лекарственных средств)

Необходима подпись главного бухгалтера и обязательна нумерация страниц

Расход особых медикаментов

Накладная

Форма 1-МЗ (ведомость выборки особых медикаментов)

Необходимо заверение этого документа заведующим либо заместителем заведующего. Сумма по итогу отправляется в форму 8-МЗ

Как ведется учет медикаментов в больнице без аптеки:

Снабжение лекарствами учреждений без аптек происходит через аптечные склады поставщиков. При этом обязателен количественно-суммовой учет медикаментов. Условия следующие:

  1. Лимит выдачи лекарств оговаривается специально составленной инструкцией
  2. Необходима доверенность на выдачу препаратов
  3. Количество лекарств отвечает текущим нуждам медицинского учреждения

Документация

Регистры учета

Детали составления

Поступление лекарств сразу в отделение

1.Накладная

2. Информация по счету от поставщика (необходимы также приложенные накладные за обсуждаемый определенный промежуток времени)

Оформление накладной осуществляется в четырех экземплярах, каждая группа лекарств по каждому отделению. Происходит списание лекарств назначенным работником учреждения. Основанием для данной процедуры является выставленный счет

Поставка особых медикаментов

Накладная

Форма 2-МЗ (представляет собой документ-выписку о медикаментах, количество которых подлежит учету)

Необходимо сделать пять накладных, каждая группа лекарств по каждому отделению

Бухгалтерский учет

Журналы по лекарствам, входящим в перечень, должны вестись одновременно с оборотом документации. Документооборот отслеживает приход, расход и перемещение медикаментов в медицинском учреждении.

https://ru.freepik.com

Порядок организации лекарств, которые не подлежат предметно-количественному учету:

Поступление:

  1. Учет ведется аптекой
  2. Учетным регистром является форма 6-МЗ
  3. Документом-основанием является товарная накладная, либо выписанный счет-фактура. Также это может быть передаточный документ, который выдается поставщиком.

Выдача в отделении:

  1. регулирующий документ - требование-накладная (0504204)
  2. регистр – форма 7-МЗ
  3. ведение учета осуществляется аптекой.

Порядок организации лекарств, которые подлежат предметно-количественному учету:

Поступление:

  1. Учет ведет аптека
  2. Учетный регистр в данном случае – форма 8-МЗ
  3. Документ-основание – также счет-фактура или товарная накладная, либо передаточный документ от поставщика.

Расход медикаментов:

  1. Ведение учета реализуется аптекой
  2. Регистр учета - форма 1-МЗ
  3. Документом-основанием является требование-накладная (0504204). В ней обязательно указываются ФИО тех лиц, для кого поставляются данные препараты. Обязательны штамп и печать для заверения документа.

Бухгалтерские проводки по учету медикаментов

По учету медикаментов требуются соответствующие бухгалтерские проводки. Для этого необходимо использовать утвержденный приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

После оприходования медикаментов в частную клинику они должны находиться на учете у материально ответственных лиц. Далее осуществляется отпуск по выдаче лекарств больным. Данная операция представляет собой оприходование медикаментов на баланс частной клиники от вышестоящей организации. Приход лекарств, осуществляемый:

  • поставщиком: Д-т 0 105 31 341 К-т 0 302 34 734.
  • вышестоящей организацией: Д-т 0 105 31 341 К-т 0 304 04 341.

Учет в аптеке

Моменты, которые необходимо помнить в процессе учета медикаментов в аптеке:

  1. В аптечном учреждении необходимо создание действующей комиссии, которая подсчитывает все имеющиеся лекарства.
  2. Инвентаризация происходит ежегодно. При этом учитывается фасовка, доза и вид лечебных препаратов.
  3. Учет лекарств в аптеке регулируется формами 8-МЗ и 1-МЗ.
  4. Обязательны подпись и печать от руководителя организации при выдаче лекарств.
  5. Чтобы убедиться в правильности ведения журналов учета медикаментов, важно проводить выборочную проверку.

Как препараты отпускаются по рецептам

Правила отпуска лекарственных средств по рецепту регулируются Приказом Министерства Здравоохранения России от 11.07.17 года, №403н. Продажу препаратов по рецепту могут осуществлять аптечные организации, которые получили лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

Для получения особых препаратов необходимо иметь с собой форму, разрешающую получение медикаментов:

  • ф.148-1/у-88 – срок ее хранения осуществляется 3 года. По такой справке можно получить особые (подлежащие обязательному учету) лекарства;
  • ф.107/у-НП – хранится 5 лет. Выдается для получения психотропных средств, а также лекарств с наркотическими компонентами. По бланку этой формы можно получить только один тип препарата.

Списание медикаментов в медицинских учреждениях

Формы для списания лекарств:

  • Отчет 11-МЗ
  • Выборка 1-МЗ

Списание медицинских препаратов в бухгалтерском учете осуществляется в общем порядке на основании положений инструкций №№ 157н, 174н.

Для списания медикаментов в медицинских учреждениях используются две унифицированные формы:

  • ф. 0504210 (подойдет при списывании лекарств старшей медсестрой)
  • ф. 0504230 (возможно списание медикаментов постовой медсестрой, являющейся подотчетным лицом)

Учреждение само выбирает форму списания лечебных средств:

  1. По средней фактической цене
  2. По цене, которая указывается в товарной накладной

Кто несет ответственность

Учет и отслеживание реализации и хранения лекарственных средств в ЛПУ подлежит лицензионному контролю. Отсутствие учета организации расценивается как нарушение требования, в результате которого можно попасть под административную ответственность, в том случае, когда оно не содержит признаков уголовного деяния.

К ответственности привлекаются те лица, которые используют медицинские изделия с истекшим сроком годности, либо те, кто использовал лекарства в незарегистрированном законом порядке.

Нарушителю полагается штраф. Для физических лиц он составляет порядка трех-четырех тысяч рублей, для юридических – тридцать-сорок тысяч рублей.

кие медицинские организации ведут бухгалтерский учет согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н (далее План счетов бухгалтерского учета).

В структуре затрат медицинской организации большое место занимает стоимость использованных лекарственных средств, медикаментов и прочих материалов.

В соответствии с пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (далее ПБУ 5/01), материалы, используемые при оказании услуг, являются частью материально - производственных запасов организации.

К бухгалтерскому учету материалы принимаются согласно пунктам 5, 6 ПБУ 5/01 по фактической себестоимости, которой в случае приобретения за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета, для обобщения информации о наличии и движении материалов предназначен счет 10 «Материалы» . В бухгалтерском учете медицинской организации принятие на учет материалов отражается записью:

Фактический расход материалов при оказании услуг отражается по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство. В бухгалтерском учете для этого используется следующая запись:

Согласно пункту 16 ПБУ 5/01, медицинская организация вправе самостоятельно выбирать один из способов оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство (выбытии). Оценка материалов производится одним из следующих способов:

По себестоимости каждой единицы;

По средней себестоимости;

По себестоимости первых по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ФИФО);

По себестоимости последних по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ЛИФО).

Выбранный метод должен быть отражен в учетной политике организации и должен использоваться на протяжении всего отчетного года (по отдельному виду (группе) запасов).

Однако, в случае, если законодательно будут внесены корректировки и изменения в нормативную базу учета отдельных хозяйственных операций, организации вправе вносить изменения в действующую учетную политику.

Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (например, драгоценные металлы), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.

Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), то есть запасы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

Оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально- производственных запасов (способ ЛИФО) основана на допущении, что материально- производственные запасы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого способа оценка материально - производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.

Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, то есть по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых или последних по времени приобретений.

Ввиду значительного ассортимента используемых материалов медицинские организации должны обратить особое внимание на выбор метода оценки запасов, взвесив достоинства и недостатки каждого из них.

Помимо избранного метода оценки МПЗ, медицинские организации должны решить еще одну проблему - когда именно материалы списывать в расход.

Дело в том, что после отпуска со склада материалы могут храниться по различным структурным подразделениям медицинской организации (основным и вспомогательным) длительное время, в связи с чем просчитать остатки зачастую оказывается просто невозможно.

Исходя из этого, существует реальная необходимость введения оперативных отчетов медицинских работников об использовании полученных со склада материалов. В этом случае, медицинская организация может воспользоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов». Согласно пункту 98 указанного документа:

«Организация может осуществлять отпуск материалов или их отдельных групп, видов, наименований своим подразделениям без указания назначения. В этом случае отпуск материалов учитывается как внутреннее перемещение, а сами материалы считаются в подотчете у получившего их подразделения.

На фактически израсходованные материалы подразделение - получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ.

Списание материалов с подотчета соответствующего подразделения организации и отнесение их стоимости на затраты производства (в зависимости от того, на какие цели израсходованы материалы) производятся на основании указанного выше акта.

Конкретный порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливаются организацией».

При определении себестоимости оказанных медицинских услуг, медицинские организации (как впрочем, и все остальные субъекты предпринимательской деятельности) используют Положение по бухгалтерскому учету ПБУ «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н.

В соответствии с пунктом 2 ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Случаи выбытия активов, не признаваемых для целей бухгалтерского учета расходом, перечислены в пункте 3 ПБУ 10/99.

Согласно указанному бухгалтерскому стандарту расходы медицинской организации делятся на:

· расходы по обычным видам деятельности;

· операционные расходы;

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с оказанием медицинских услуг. Указанные расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

При формировании расходов по обычным видам деятельности медицинская организация должна сгруппировать их по следующим элементам:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация;

· прочие затраты.

Перечень статей затрат медицинская организация устанавливает самостоятельно.

Расходы медицинской организации признаются в бухгалтерском учете лишь в том случае, если у организации выполняются все условия, перечисленные в пункте 16 ПБУ 10/99. Если хотя бы одно из условий не выполняется, то в учете медицинской организации признается .

Расходы признаются в бухгалтерском учете независимо от намерения организации получить выручку от оказания медицинских услуг, операционных или иных доходов, и от формы осуществления расхода (денежная или натуральная). В соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99 расходы в бухгалтерском учете признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Если расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, то расходы должны быть обоснованно распределены.

Определение доходов в бухгалтерском учете медицинская организация также определяет в соответствии с нормами бухгалтерского законодательства, а именно в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (далее ПБУ 9/99).

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) (пункт 2 ПБУ 9/99).

В соответствии с пунктом 5 ПБУ 9/99:

«Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка)».

Следовательно, доходами от обычных видов деятельности у медицинской организации будет являться выручка от оказания медицинских услуг.

Кроме доходов от обычной деятельности в бухгалтерском учете признаются прочие доходы, к которым относятся операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы (пункт 4 ПБУ 9/99).

Для признания выручки (доходов от обычных видов деятельности) в бухгалтерском учете медицинской организации необходимо одновременно выполнение следующих условий:

· организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

· сумма выручки может быть определена;

· имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

· услуга оказана;

· расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете медицинской организации признается , а не выручка.

Обращаем внимание, что признание выручки при оказании медицинских услуг производится по факту оказания услуги.

Для отражения в бухгалтерском учете выручки от оказания услуг необходимо иметь документы, подтверждающие, что услуга оказана. Как правило, таким документом выступает акт выполненных работ (оказанных услуг).

Обратите внимание!

Первичные учетные документы принимаются к учету:

· если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации.

· если организацией утверждена форма первичного документа, не предусмотренная в альбомах унифицированных форм.

Форма акта выполненных работ (оказанных услуг) законодательно не утверждена, поэтому медицинская организация вправе разработать такую форму самостоятельно. При этом следует помнить, что самостоятельно разработанные формы в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон №129-ФЗ) должны в обязательном порядке содержать следующие реквизиты:

· наименование документа (формы);

· код формы;

· дата составления;

· наименование организации, составившей этот документ;

· измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

· перечень должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

· личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Образец разработанного акта утверждается отдельным организационно-распорядительным документом медицинской организации.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель медицинской организации по согласованию с главным бухгалтером (пункт 3 статьи 9 Закона 129-ФЗ).

Для учета выручки от оказания услуг в бухгалтерском учете медицинской организации используется счет 90 «Продажи» субсчет

Одновременно производится списание себестоимости оказанных услуг:

Более подробно с особенностями оказания услуг в области здравоохранения Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Услуги в области здравоохранения».