Фонд консолидации банковского сектора: что это и как работает. Экстренная консолидация банковского сектора Средств фонда консолидации банковского сектора

05.08.2020

Управляющую компанию (УК) при фонде консолидации банковского сектора, которая будет заниматься санациями банков, возглавит бывший гендиректор УК «ЕФГ управление активами» Алексей Кузнецов, пишет «Интерфакс» со ссылкой на материалы новой управляющей компании. Два человека, знакомых с Кузнецовым, подтвердили «Ведомостям» то, что новую работу он действительно нашел в Центробанке. Источники «Ведомостей» в мае этого года сообщали, что основной претендент на пост руководителя УК при фонде консолидации – директор департамента банковского надзора ЦБ Анна Орленко. Однако в пресс-службе регулятора не стали объяснять, почему выбор пал на другого кандидата.

Год назад председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что действующий механизм санации неэффективен и надо передать оздоровление банков от Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и частных инвесторов фонду, которым будет управлять регулятор. По ее словам, ЦБ беспокоило, что «банки-санаторы пытались на санируемые банки перебросить проблемные активы, недосоздать резервы, потому что банкам на санации мы давали отсрочку по формированию резервов».

Примечательно, что группа «Бин», активами которой управляет ЕФГ, является одним из крупнейших санаторов, которая значительно нарастила активы за счет спасения банков по старой схеме. Участники рынка связывают УК с группой «Бин», хотя представители ЕФГ уверяют, что они никак не связаны.

ЕФГ занимается управлением активов частных пенсионных фондов (НПФ) группы «Сафмар», Кузнецов возглавлял компанию с 2012 по 2017 г. Как раз при нем группа «Бин» приобрела самый крупный свой пенсионный актив – НПФ Райффайзенбанка, который впоследствии был переименован в «Сафмар». Сейчас в пенсионную группу «Сафмар» помимо одноименного НПФ и «Доверия» входит «Моспромстрой-фонд». По данным RAEX, «ЕФГ управление активами» на конец 2016 г. управляла бумагами на 190,4 млрд руб., из которых 155,4 млрд руб. – пенсионные накопления.

«Это опорная УК группы «Бин», которая росла очень быстро, поэтому в управление ЕФГ переходили совершенно разные активы этой группы – как пенсионные, на которых она концентрируется сейчас, так и банковские», – замечает аналитик RAEX Павел Митрофанов. По его словам, даже сам процесс чистки и повышения качества портфеля НПФ напоминает то, чем, скорее всего, придется заняться в УК фонда консолидации.

УК будет управлять банками, которые попадут в фонд на финансовое оздоровление, однако полномочия руководителя УК фонда консолидации в законе не прописаны: там лишь указано, что, получив акции санируемых банков, УК будет создавать паевые инвестиционные фонды и продавать паи ЦБ. Регулятор может наделить УК функциями временной администрации. Представитель ЦБ лишь уточнил «Ведомостям», что капитал УК составит 1,5 млрд руб. и она начнет работать до конца июля.

Все основные решения, касающиеся деятельности фонда, все равно будут приниматься Центробанком, говорит член совета директоров группы «Сафмар» Олег Вьюгин. Правда, УК фонда консолидации – это не только управление бумагами санируемых банков, но и само управление деятельностью таких банков, что далеко выходит за полномочия классических компаний, добавляет он: «Такие специалисты на рынке стоят очень дорого, вряд ли столько можно будет заработать в Центробанке, однако это очень хорошая позиция для будущего карьерного роста». Судя по предыдущему опыту работы Кузнецова, его будущая деятельность не должна вызвать у него проблем, полагает директор департамента по подбору персонала для финансовых институтов агентства «Контакт» Андрей Захаров.

Друзья, всех приветствую. С нами всё в полном порядке). Просто так получилось, что не было времени написать полноценную статью, совершенно зашились в других проектах по времени. А писать какую-то проходную, не информативную статью – это не в наших правилах.

Поэтому еще раз просим извинить нас.
Надеемся, в следующем году, постараемся вернуться к графике 2-3 статьи в месяц (к сожалению, как раньше 2-3 статьи в 1-2 недели, уже, наверное, не получится.
Давайте завершим год, не продуктовой статьей, а новостной. Про банковские услуги мы успеем с вами и в следующем году пообщаться, да и тем более, об основных продуктах мы уже по большей части рассказали.
Сегодня будет говорить про… Фонд консолидации банковского сектора.
Всё же, этот год банковскому сектору запомнится введением временной администрации в три крупнейших частных банка: Открытие, Бин, Промсвязьбанк.
Если кто не в курсе, то очень коротко – летом текущего года, аналитиком Альфа-Банка, была разослана информация для vip-клиентов, о том, что у четырех московских банков, входящих в единый «круг», будут проблемы. Собственно совет заключался уходить клиентам из этих банков. Четвертый банк из данного сообщения (МКБ) на текущий момент находится еще в частном статусе.
Следом за этим, Открытие в августе, Бин в сентябре, а Промсвязьбанк в декабре – лишились частного статуса, т.к. самостоятельно не могли справиться с «проблемами» в бизнесе, в связи с чем и получали временную администрацию.
Очень повезло и удачно получилось, что в мае 2017го, была создана Управляющая компания Фонд консолидации банковского сектора, через отдельный федеральный закон, который регулировал ее деятельность.
Итог, уже через 3 месяца после этого закона, был по сути санирован государством первый банк – Открытие.
Ах да. Если вы не в курсе, что это за консолидирующая банковский сектор компания. Ее суть в поддержке значимых для банковской системы банков, через отстранение текущего менеджмента, и введении временной администрации, для осуществления финансового оздоровления банка. Ранее действовавший механизм отзыва лицензии, банк не спасал, а государство из-за этого несло огромные расходы, т.к. обязано было возвращать частным лицам их депозитам, по суммам не более 1,4 млн.руб.
Суть УК ФКБС (так сокращенно называется Управляющая компания фонда) это поддержание ликвидности банка, через осуществление непрерывности деятельности банка, без наложения моратория на какие-либо банковские операции. И вхождение Банка России в капитал консолидированного банка в размере не мене 75%.
Мы можем обратить с вами внимание, что действительно все вышеобозначенные банки продолжают функционировать, массовых сокращений, проблем у кредиторов и т.д. не замечено.
В интернете гуляет масса версий, что же это такое, почему так произошло, что частного банковского бизнеса становится всё меньше и меньше. Мы не будем погружаться в аналитику каждой из версий, т.к. наш блог читают умеющие и любящие самостоятельно анализировать и принимать решения люди.
Перечислим лишь основные версии, как обычно, истина будет у каждого своя.
1) Политические решения. Необходимость спасения банков понимается на государственном уровне. Все банки имеют высокие профессиональные компетенции в работе с клиентами, следовательно, нельзя потерять накопленные знания, умения и технологии. Для чего государство собственными средствами закрывает дыры банков, но для спасения денег клиентов, и сохранения конкуренции на рынке.
2) Обратная приватизация. Перевод банка в государственный статус, из-за мошеннических действий предыдущего руководства (на сегодняшний день из доступных СМИ есть информация что собственник Открытия и Промсвязьбанка не находятся уже в стране.
3) Стабилизация обстановки перед выборами. Подстраховка государства перед президентскими выборами, т.к. в случае дефолта любого из обозначенных банков, будет находится под вопросом компетенция ЦБ, помимо потери средств сотрудниками банков и собственника различных компаний, обслуживающихся в этих банках. Следовательно избежать напряженной обстановки.
4) Конфликт собственников банков с властью. Причины совершенно различные, кто какие может придумать, вот такие истории в интернете и обсуждаются.
Постарались свести весь интернетный трафик по данной тематике в основные четыре раздела.
Выводы, повторимся, у каждого свои будут. Но самое главное, это сохраненные 30-40 тысяч рабочих мест, сотрудников, которые продолжают трудиться в этих банках, стабильно получающих зарплату и т.д.
Отсутствие моратория на банковские операции, что могло убить огромное количество бизнесов, державших деньги в этих банках. Ведь каждый бизнес, это не просто семья собственника, но и огромные предприятия, с большим количеством сотрудников, каждый из которых также имеет ответственность перед своими семьями.
Время покажет насколько данный механизм будет успешен, удастся ли банкам убедить предпринимателей продолжать работу, для поддержания правильного баланса между активными и пассивными операциями в банке.
Думаем это будет понятно уже до апреля 2018 года, т.к. к этому времени, скорее всего, закончатся процедуры оздоровления и банки должны будут возобновить свою обычную работу.

За сим прощаемся, желаем в новом году получать только положительные эмоции от своих достижений. Вам огромное спасибо, что продолжаете читать наш блог. По-прежнему отвечаем на комментарии. Ждем вашим пожеланий по новым статьям. С новым годом!!! Пусть он будет лучше предыдущего.

Источник Александр MSBHelp Киселев

С конца августа по середину декабря 2017 года Банк России объявил о начале санации трех частных банков, относящихся к разряду крупнейших, включая два системно значимые. Во всех случаях финансовое оздоровление начато по новой процедуре - де-факто за счет самого ЦБ РФ через Фонд консолидации банковского сектора. Что из себя представляет новоиспеченный фонд, каковы полномочия его органов управления и оправдано ли его создание, чем новая схема санирования кредитных организаций лучше или хуже прежней?

Зачем и как создан ФКБС

До принятия датируемого 1 мая 2017 закона №84-ФЗ финансовым оздоровлением российских кредитных организаций занимались банки-санаторы, бравшие у Центробанка РФ на санирование льготные кредиты (на 10-15 лет под 0,51% годовых) через Агентство по страхованию вкладов.

Эффективность этой схемы оказалась низкой, поскольку одни банки после санации все равно были ликвидированы, а оздоровление других затянулось на долгие годы — и только единицам удалось вернуться к полноценной деятельности. Но самое печальное, что сразу несколько крупных кредитных организаций, активно занявшихся санированием и поглощением банков и страховых компаний, в итоге сами оказались на грани банкротства.

При этом, как утверждала глава ЦБ Эльвира Набиуллина, банки-санаторы не создавали в санируемых организациях необходимые резервы и не гнушались переброски на них проблемных активов. Однако Эльвира скромно умалчивает о том, что в функции входит контроль за всеми банковскими организациями — так что если описанные шаги были сделаны, незамедлительно должны были последовать санкции от регулятора.

В итоге регулятор инициировал передачу оздоровления финансовых организаций от АСВ и частных банков-инвесторов Фонду консолидации банковского сектора (ФКБС), который будет действовать под управлением непосредственно Банка России. Днем рождения фонда стало 12 июля 2017 года, а 4 августа он получил лицензии ЦБ на управление: ценными бумагами, инвестиционными фондами, ПИФами и НПФ.


Функции ООО «УК ФКБС»

Сам по себе фонд не имеет статуса юр. лица, а мероприятия по оздоровлению проблемных банков осуществляет ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора». Общество стопроцентно подконтрольно единственному учредителю в лице Банка России. Де-факто оно является его автономным подразделением, но де-юре, согласно уставу - коммерческой организацией.

Устав Общества, размещенный на официальном сайте Фонда консолидации банковского сектора amfbc.ru, содержит перечень видов деятельности:

  • осуществление мер по предотвращению банкротства финансово-кредитных организаций с использованием средств, составляющих фонд;

  • доверительное управление паевыми фондами, создаваемыми для предотвращения упомянутого банкротства;

  • управление долями / акциями банковских организаций;

  • управление ценными бумагами;

  • доверительное управление денежными средствами, имуществом и имущественными правами, передаваемыми в управление Центробанком РФ (как временным собственником санируемых банков), а также имуществом и средствами, обретенными в процессе управления;

  • дилерская деятельность;

  • хранение и учет имущества, составляющего ПИФы;

  • другая не запрещенная российским законодательством деятельность, соответствующая целям ООО «УК ФКБС».

В целях санирования Общество исполняет функции временной администрации санируемых банков либо делегирует в ее состав своих работников, участвует в анализе финансового состояния банков и разработке плана финансового оздоровления банков под руководством регулятора.

Структура и капитал фонда

Высший орган управления ООО «УК Фонда консолидации банковского сектора» - не кто иной, как лично Центробанк РФ, оставивший за собой внушительный список полномочий.

Следующий по старшинству - Наблюдательный совет в составе трех служащих ЦБ и двух независимых членов коллегиального органа, председатель которого, по уставу ФКБС, избирается из троицы сотрудников регулятора.

Текущей деятельностью руководит единоличный исполнительный орган - генеральный директор управляющей компании. Первым гендиректором Общества в июле 2017 назначен Алексей Кузнецов, ранее в течение нескольких лет возглавлявший УК «ЕФГ управление активами» группы «Бин» («Сафмар»).

Проверку финансово-хозяйственной деятельности ФКБС не реже 1 раза в год проводит независимый аудитор, в любое время - ревизионная комиссия Общества.

Уставной капитал фонда составляет доля, внесенная ЦБ РФ как единственным участником ООО «УК ФКБС», равная 1,5 млрд рублей.

Помимо уставного капитала источниками средств и имущества ФКБС являются:

  • вклады единственного участника ООО;

  • доходы от оказываемых управляющей компанией услуг и выполненных работ;

  • иные поступления, не запрещенные законом и не противоречащие целям деятельности.

Основной источник денег на оздоровление крупнейших финорганизаций, требующее сотен миллиардов рублей - безусловно, вклады ЦБ, которые делаются через выкуп регулятором паевых фондов, создаваемых Обществом. Деньги вливаются в санируемые банки не единовременно, а по мере необходимости. Задача сотрудников УК ФКБС - умело управлять проблемными активами, играя роль антикризисных менеджеров.

Указанным способом регулятор инвестирует в капитал санируемых банков, становясь владельцем контрольного пакета акций. Планируется, что после успешной санации Банк России будет их продавать на открытых аукционах, притом не обязательно с извлечением прибыли.

Санации через ФКБС

В настоящее время (на начало 2018 года) продолжается санация через Фонд консолидации банковского сектора крупных финансово-кредитных структур согласно решениям ЦБ:

Функции временной администрации по управлению «Открытием» возложены на УК ФКБС только 29 ноября, Бинбанком и Промсвязьбанком - 15 декабря.

По словам первого замглавы ЦБ Дмитрия Тулина, санирование будет проходить в два этапа. Первый включает оценку финансового положения банка временной администрацией, составление и утверждение плана участия регулятора в предотвращении банкротства. На втором этапе уставный капитал банка уменьшается до реального размера имеющихся собственных средств, а если он отрицательный - до 1 рубля с дальнейшей эмиссией акций, не менее 75% которых будет принадлежать Банку России. Оздоровление будет завершаться прекращением работы временной администрации и созданием новых органов управления кредитной организации.


Заключение

Как уверяют в ЦБ, санация «Открытия» (а значит, и других банков) будет продолжаться в течение 6-8 месяцев против 10-15 лет оздоровления по прежней схеме.

Если после санации на кредитные организации не найдется покупателей, они пополнят список крупных государственных банков. Такое огосударствление специалисты называют чрезмерным и потому неэффективным, но признают, что оно отвечает сегодняшнему тренду российской экономики. Время покажет, станет ли ФКБС и его политика более эффективным инструментом решения проблем в банковской сфере.

ЦБ продолжает экстренную консолидацию банковского сектора. Одна страна - один банк. Санация Бинбанка и «Открытия» делает из ЦБ главного банкира страны.

Новый механизм санации, который ЦБ применил к банку «ФК Открытие», а с 21 сентября и к Бинбанку, радикально меняет саму конфигурацию банковского сектора в России. Из мегарегулятора Банк России превращается в главного участника системы. А она сама все больше переходит в режим ручного управления.

Вслед за «ФК Открытие» Банк России может приступить к операции спасения еще одного банка из «высшей лиги», пусть и не входящего в список системообразующих, - Бинбанка. Эта кредитная организация занимает 12-е место по активам на 1 сентября 2017 года. О спасении попросил сам собственник банка.

Утром 20 сентября циркулировавшие среди участников рынка не один день слухи о больших проблемах и возможной санации Бинбанка как банка из так называемого московского кольца начали обретать плоть и кровь.

«Собственник Бинбанка обратился к Банку России с просьбой рассмотреть возможность санации через Фонд консолидации банковского сектора. Мы примем решение по этому вопросу в ближайшее время» , - сказали Банки.ру в пресс-службе регулятора.


Микаил Шишханов, с 20 сентября возглавляет совет директоров Бинбанка

«Сейчас мы находимся в активной переговорной стадии с Банком России. Наша цель - при поддержке ЦБ через Фонд консолидации банковского сектора провести эффективное финансовое оздоровление Бинбанка и Рост Банка. Это оптимальный вариант, который полностью гарантирует соблюдение интересов всех клиентов Бинбанка, включая каждого вкладчика» , - заявил в свою очередь Микаил Шишханов, который с 20 сентября «внезапно» принял решение возглавить совет директоров Бинбанка. Причем на этом посту он сменил главную фигуру в семейном бизнесе - Михаила Гуцериева. Сам Гуцериев по просьбе Шишханова возглавил совет директоров Бинбанка совсем недавно, в марте 2017 года.

«Уверен, совместные действия регулятора и команды Бинбанка позволят сделать все необходимое для защиты интересов всех клиентов», - сообщил Шишханов. Кроме того, он публично признал, что «не рассчитал бизнес-силы». По его словам, «проблемы Рост Банка, взятого на санацию, и МДМ Банка оказались намного серьезнее, чем предполагалось в условиях падающего рынка и сложившейся экономической конъюнктуры».

Сразу на просьбу Бинбанка о санации Банк России не ответил. В середине дня 20 сентября на сайте регулятора появилось скупое сообщение: «Банк России принял решение о предоставлении Бинбанку средств для поддержания ликвидности на основании обращения кредитной организации» .

Без указания суммы и условий, на которых она предоставлена. По некоторым сведениям, речь шла о 120 млрд рублей. Понятно, что после такого транша речи об отзыве лицензии идти уже не могло - это прямо бы угрожало репутации самого Банка России.

По виду это очень напоминало экстренное вливание ЦБ ликвидности в «Открытие» незадолго до принятия решения о санации банка. С той лишь разницей, что в случае с «Открытием» ни банк, ни регулятор не афишировали, что ведут переговоры о санации.

Санация, как и было сказано

Рано утром 21 сентября источник в Бинбанке рассказал Банки.ру, что сообщение регулятора о санации можно ожидать в районе 9 утра по московскому времени. Оно появилось около 9:20 под названием .

Как и в случае с «Открытием», Банк России становится основным инвестором Бинбанка и Рост Банка, используя средства Фонда консолидации банковского сектора. В банки введена временная администрация ЦБ.

«Реализация мер по повышению финансовой устойчивости банков осуществляется в сотрудничестве с действующими собственниками и руководителями банков, что позволит обеспечить непрерывность их деятельности на рынке банковских услуг и осуществить в последующем все необходимые мероприятия с целью дальнейшего развития деятельности банков» , - говорится в сообщении регулятора.

По сообщению ЦБ, «ПАО «Бинбанк» и АО «Рост Банк», а также иные банки группы - АО «Бинбанк Диджитал» (г. Москва) и АО «Уралприватбанк» (г. Екатеринбург) - продолжат работу в обычном режиме, исполняя свои обязательства и совершая новые сделки. Банк России будет оказывать финансовую поддержку банкам группы, гарантируя непрерывность их деятельности».

Как и в случае с «Открытием», мораторий на удовлетворение требований кредиторов не вводится. Механизм конвертации средств кредиторов в акции (bail-in) не применяется.

Новый председатель правления Бинбанка Евгений Давыдович, утвержденный в этой должности в начале недели, призвал клиентов не беспокоиться и заверил, что банк продолжит работать в обычном режиме. Разумеется, уже при новом собственнике - Банке России.

ЦБ готовился к худшему

29 августа Банк России принял решение о санации банка «ФК Открытие» через Фонд консолидации банковского сектора и фактически объявил, что становится собственником кредитной организации. И уже с 1 сентября ввел .

Тогда ЦБ сообщил, что банки, испытывающие временные проблемы с ликвидностью, смогут обратиться за такой помощью в случае исчерпания других источников привлечения средств, в том числе в рамках стандартных инструментов Банка России. Новый механизм создан по аналогии с широко распространенным в международной практике механизмом экстренного предоставления ликвидности (МЭПЛ). Банк России будет принимать решение о предоставлении банку средств в рамках МЭПЛ с учетом его финансовой устойчивости, а также системной значимости.

Для рассмотрения Банком России вопроса о предоставлении ликвидности в рамках МЭПЛ банк обращается с ходатайством в подразделение ЦБ, осуществляющее надзор за деятельностью данного банка. К ходатайству банк, в частности, должен приложить информацию о причинах возникновения потребности в МЭПЛ, а также прогнозный график притоков и оттоков денежных средств в течение предполагаемого срока привлечения ликвидности, свидетельствующий о способности банка решить возникшие проблемы («стратегия выхода» из МЭПЛ). В случае с Бинбанком такой вариант кажется маловероятным.

А вот если другие банки, видя ситуацию с «Открытием» и Бинбанком, захотят обратиться к ЦБ как к последнему и единственному спасителю, МЭПЛ может для кого-то сыграть роль спасательного круга.

Материалы по теме: Выпускаются новые банкноты 200 и 2000 рублей

В любом случае, похоже, слово «консолидация» в названии нового фонда, который теперь спасает гибнущие крупные банки, следует воспринимать с предельной буквальностью. ЦБ именно консолидирует сектор: если раньше крупные банки поглощали более мелкие (в том числе с помощью явно провалившегося прежнего механизма санации ), то теперь таким поглощением занимается сам регулятор. И если кроме Сбербанка и группы ВТБ в России скоро появится новая, третья гигантская государственная банковская группа из тех кредитных организаций, которые теперь санирует ЦБ, это станет вполне логичным развитием событий. Найти в обозримом будущем стороннего покупателя таких гигантских банков с такими проблемами будет крайне трудно. Неслучайно Михаил Задорнов, назначенный председателем правления «ФК Открытие», заявил, что на исправление ситуации в банке уйдет 3-4 года.

«А сейчас всё, приехали»

Банки.ру спросил у экспертов, как изменит российскую банковскую систему санация Бинбанка и «ФК Открытие»:


Олег Вьюгин, председатель совета директоров ПАО «Сафмар Финансовые инвестиции», член наблюдательного совета ПАО «Московская биржа», бывший председатель совета директоров МДМ-Банка:

Олег Вьюгин, председатель совета директоров ПАО «Сафмар Финансовые инвестиции»

Через три-четыре года в российской банковской системе будет большой госсектор плюс банки, которые попадут под санацию и из них будут строить большой государственный банк. Потому что потом, скорее всего, эти активы на рынке не продать. Скорее всего, если создадут систему управления, их акции на рынок потихоньку выпустят, и они станут полугосударственными или негосударственными. Но это не очень короткий путь.

Останутся небольшие банки, которые нашли нишу в этой жизни - у которых мощный акционер с интересом. Например, у «Роснефти» есть интерес к ВБРР - они его поддерживают и будут развивать. А может быть, частный акционер, который будет развивать банк, как правило, на региональном уровне. Таких банков немного, но они могут быть. Ну и несколько крупных частных банков, заметных на рынке.

Кризис в банковской системе был раньше - в 2008-2009 годах и отчасти в 2014-2015 годах. А сейчас мы наблюдаем его последствия, государство вынуждено принимать меры. Если посмотреть на кризис с американскими банками - власти отреагировали быстро. Британцы взяли под государство все банки, кроме двух, купировали проблему. В нашем случае по каким-то обстоятельствам это было сильно отложено. Пытались решить проблему какими-то полумерами - например, триллион добавили в капиталы (программа докапитализации банков из топ-30 в рамках антикризисного плана ЦБ) после 2014-2015 годов, что было абсолютно недостаточно. А сейчас придется действовать решительнее и масштабнее.

Не отошел ли ЦБ от принципов повышения конкуренции? От принципов конкуренции отошли очень давно, когда вместо приватизации госбанков стали их развивать и поддерживать. Это было уже десять лет назад. И, к сожалению, мы тоже пожинаем плоды этой ситуации, отказа от мер, которые политически казались опасными и рискованными. А сейчас всё, приехали. Уже и приватизировать Сбербанк очень сложно в этой ситуации.

Почему санация, а не отзыв? Когда у банка большие обязательства и требования кредиторов, санация выглядит лучше, чем отзыв лицензии, поскольку надо выплачивать большие средства и могут быть большие потери. Особенно у тех, у кого средства не застрахованы: у корпораций и других организаций. Так что шаг вполне понятный. Один раз американцы сделали это с Lehman Brothers - получили по полной программе и поняли, что ни под каким страхом смерти этого делать нельзя. Сейчас по такой же логике у нас все развивается.


Сергей Хотимский, первый заместитель председателя правления Совкомбанка:

Сергей Хотимский, первый заместитель председателя правления Совкомбанка

Такие крупные банки, как «Открытие» и «Бин», начали просить о помощи именно сейчас, потому что появился закон о фонде консолидации. И ЦБ взялся за проблемы, для которых раньше не было инструмента.

В ближайшие годы в России останется 50-100 банков, а банковских групп - еще меньше. Возможны различные сценарии. Но и в частном секторе, и в государственном, и в сегменте иностранных банков останутся только те, кто умеет зарабатывать много и одновременно прозрачно. В какой-то момент доля частных активов в банковской системе может упасть до 10-12%, но затем будет расти. Наиболее сильные частные банки будут расти, привлекая и зарабатывая капитал. Государство же после волны огосударствления активно приступит к избавлению от ненужных госбанков, но это перспектива пяти лет.

Лучшие банки выигрывают, слабые - выбывают. Для вкладчиков никаких последствий не будет. Сейчас нет банковского кризиса, так как страдают не клиенты, а собственники банков и владельцы суборда.

Проблемы в банковской системе накапливались 20 лет. Соответственно, теперь требуется не менее десяти лет для ее полного оздоровления, чтобы не вызывать шоки.

«В целом ситуация напряженная»
Председатель правления банка из топ-100, на условиях анонимности:

Никто не ожидал, что Гуцериев попросит ЦБ о санации Бинбанка. Не удивлюсь, что в этой истории есть интрига, что, к примеру, им дадут беззалоговый кредит, а дальше уже, мол, работайте сами. На самом деле получается очень нехороший прецедент. Сейчас очень важна политическая оценка этих событий.

Для России с ее задачами, которые поставил президент (например, развитие малого и среднего бизнеса), огосударствление банковского сектора - серьезная системная проблема. Ведь источники фондирования малого и среднего бизнеса будут только частными, со всеми вытекающими ограничениями.

Для частных вкладчиков сокращение числа банков обернется сокращением комплексного предложения. Продукты не будут столь многообразными. До сих пор рынок развивался в условиях жесткой конкуренции. Частные банки вынуждены внедрять передовые технологии, тогда как госбанки могут работать гораздо медленнее. Посмотрите на Россельхозбанк - он никуда не спешит. Другое дело - Сбербанк, управляемый амбициями Германа Оскаровича (Грефа). Но Греф не вечен.

Материалы по теме: Легко дают, сами себе?

В то же время госбанки имеют в развитии много внутренних и внешних ограничений, особенно в виде санкций. Поэтому существенное наращивание доли государства в секторе не приведет ни к чему позитивному. Потому что никто не знает, как тот же Сбербанк будет фондироваться в рамках четвертого пакета санкций: расчет только на внутренние ресурсы в условиях свободно конвертируемого рубля. В целом ситуация напряженная.

Если государство хочет оставить этот сегмент экономики частным, то банковская система должна быть представлена надежными частными банками. Я не отрицаю, что слабые активы - системная проблема частных банков и сектор надо лечить. Но заниматься этим надо системно, пруденциально, работая индивидуально с каждым банком. У ЦБ есть все инструменты для этого.

«У ЦБ нет других альтернатив, кроме как перехватывать ручное управление»
Валентин Попов, директор финансово-экономического департамента РосЕвроБанка:

На текущий момент говорить о полноценном кризисе в банковской сфере преждевременно. Спасение «ФК Открытие» и Бинбанка - это, скорее, отголоски банковского кризиса 2013 года. Безусловно, решение ЦБ начать спасать банки сделало его ключевым игроком в оперативном банковском бизнесе, а АСВ ушло на второй план. Ситуация в банковской системе сейчас довольно сложная, и в таких условиях у ЦБ нет других альтернатив, кроме как перехватывать ручное управление.


Дмитрий Феденков, начальник аналитического управления Нордеа Банка:

Есть определенные формальные критерии кризиса - в частности, объем потраченных государством средств на поддержку стабильности в банковской системе. На сегодняшний день этот показатель достаточно объективно отражает кризисные явления в секторе. С другой стороны, кризис - явление, которое затрагивает практически каждого участника. Последние события на банковском рынке были заметными, поскольку их участниками стали очень крупные банки. Однако нельзя говорить, что они отражают общую тенденцию в отрасли.

ЦБ всегда был и останется ключевым игроком в банковском бизнесе, причем и как «кредитор последней инстанции», готовый подставить при необходимости плечо, и как строгий регулятор, пресекающий недобросовестное поведение в банковской среде.

Конкуренция и саморегулирование рынка - важные факторы развития в любой отрасли. Однако, если речь идет о финансовой стабильности в системе в целом, вмешательство в рыночные процессы в большинстве случаев оправданно на 100%.

Помогут ли такие санации оздоровить банковскую систему? Безусловно. Оздоровление, как мы видели, может происходить и за счет ухода с рынка неблагонадежных или слабых игроков, и за счет санации. Банки, проходящие сейчас процедуру «интенсивной терапии», имеют все шансы по ее окончании вернуться в ряды сильных и надежных участников банковского сообщества.

Сабина Хасанова, руководитель информационно-аналитической службы Банки.ру:

Сабина Хасанова, руководитель информационно-аналитической службы Банки.ру:

На мой взгляд, наличие кризиса в системе очевидно. Здесь и кризис доверия, и кризис управления, и кризис избыточного регулирования, и кризис частных небольших банков. И теперь уже кризис крупных частных банковских групп, по тем или иным причинам не способных самостоятельно справиться с управлением. И стремительно нарастающий рост доли государства в секторе. Происходит стягивание ресурсной базы, активов и капитала, достигшее феноменальных масштабов. Из действующих на текущий момент 532 банков 166 по итогам работы за август убыточны. То есть убыточен каждый третий банк в России.

Не становится ли ЦБ ключевым игроком в оперативном банковском бизнесе? Около 60% от всех активов, капитала и прибыли приходится на топ-5 российских банков, 80% сосредоточено в банках топ-20. Остальные 500 банков довольствуются тем, что осталось. Доля государства в банковской системе уже достигает 70% и с большой вероятностью продолжит расти - этому будет способствовать Фонд консолидации банковского сектора.

Не является ли такой подход доказательством отхода ЦБ от принципов развития конкуренции в системе? Регулятор понимает, что равные условия конкуренции являются залогом успешного развития системы и экономики. Является ли наращивание доли государства в банковском секторе намеренным шагом или вынужденной мерой - неизвестно, и любые рассуждения на эту тему без доступа к соответствующей информации - не более чем предположения.

Кирилл Яковенко, аналитик «Алор Брокер»:

В данной ситуации говорить об отходе регулятора от принципов развития конкуренции или огосударствлении банковского сектора не совсем уместно. Допустим, ЦБ не стал бы создавать новый механизм прямой санации и Фонд консолидации банковского сектора, придерживаясь принципов рынка. В таких условиях санировать «Открытие» и «Бин», занимающие соответственно седьмое и 12-е места по активам, пришлось бы одному из участников рынка. Допустим, что санаторы бы нашлись и получили на руки активы двух крупных кредитных организаций, а также санируемых этими организациями банков. Не исключаю, что при таком раскладе в перспективе двух, максимум трех лет санатор потребовался уже самому санатору. Это порочный круг передачи проблемных активов, разомкнуть который с использованием привычных механизмов оздоровления просто невозможно.

С другой стороны, банкротство крупных и уж тем более системно значимых участников рынка в текущих условиях невозможно. Да, пример Татфондбанка и его сателлитов, а также «Югры» показывает, что далеко не всегда определяющим фактором является масштаб. Мог ли ЦБ опробовать новые механизмы санации на Татфондбанке или «Югре»? Теоретически мог, но не стал, очевидно, взвесив все возможные риски.

На мой взгляд, также нельзя называть совпадением и то, что проблемы в «Открытии» и Бинбанке всплыли на поверхность аккурат к завершению работы по подготовке новых механизмов санации. Таких совпадений просто не бывает.

Увеличивает ли это значимость ЦБ? Безусловно, но стоит признать, что в текущей ситуации, когда от проблем не застрахованы даже крупнейшие игроки рынка, без средств Банка России и ручного управления справиться почти невозможно. Учитывая тот факт, что «спасение утопающих» требует все больше средств, а бесконтрольное накачивание банковского сектора через санаторов ликвидностью в перспективе чревато возникновением проблем куда более высокого уровня, винить регулятор в стремлении самостоятельно управлять собственными же средствами не стоит.

Материалы

На грани краха

Согласно отчету о развитии банковского сектора в 2017 году, подготовленному ЦБ, 140 кредитных организаций завершили прошлый год с убытками в 772 млрд рублей. Около 95% этой суммы приходилось на банки, в отношении которых принимаются меры по предупреждению их банкротства.

Одной из убыточных организаций был Бинбанк — в конце сентября 2017 года ЦБ сообщил, что собственники 8-го по размеру активов банка просят рассмотреть возможность его оздоровления через ФКБС. Основной владелец признал, что проблемы взятых на санацию и оказались слишком серьезными, и в условиях падающего рынка справиться с ними не удалось.

«По новой схеме для рекапитализации проблемного банка ЦБ делает вливание непосредственно в его капитал, и таким образом, банк сразу же соблюдает все нормативы, - рассказал он «Газете.Ru», отметив, что раньше поблажки для санируемых банков становились лазейками для недобросовестных инвесторов, скупавших проблемные кредитные организации и превращавшие их в «сточные канавы» для своих токсичных активов. И это преимущество - не единственное. «При использовании старой схемы есть риск, который по факту и реализовался, что ставки упадут, и банки не смогут получать достаточный доход от вложения бесплатных денег ЦБ на всем сроке жизни кредита, - поясняет Данилов, отмечая, что это порождало риск необходимости новой санации. При использовании новой схемы такого риска просто нет, потому что банк рекапитализируется сразу.

Кроме того, санация через ФКБС дешевле. «По старой схеме, чтобы закрыть дыру в капитале, к примеру, в 100 млрд рублей при рыночных ставках больше 10% годовых ЦБ должен был выделить сумму, превосходящую ее примерно в полтора раза - 150 млрд рублей. Сейчас ставки упали, соответственно, сумма для закрытия дыры такого же объема составила бы уже 200 млрд рублей или больше. Деньги, которые выдает ЦБ - это рублевая эмиссия, что чревато ростом инфляции. По новой схеме для закрытия дыры в 100 млрд рублей нужно и напечатать аналогичную сумму, то есть соотношение один к одному. Рублевая эмиссия все равно есть, но она значительно меньше, при текущих ставках - в два раза», - рассказывает эксперт.

Активы раздора

«Банк России нацелен на максимальный возврат средств, которые были выделены на финансовое оздоровление. И не только за счет продажи банка и работы с проблемными и непрофильными активами, об этом мы многократно говорили. Но в том числе за счет принуждения бывших собственников к покрытию убытков и возврату выведенных активов», - говорила глава ЦБ 7 июня на ХХVII Международном финансовом конгрессе. По ее словам, сейчас единственный механизм, позволяющий это сделать - судебный иск.

«Мы предлагали и предлагаем механизм субсидиарной ответственности. Пока не встретили в этом вопросе понимания, но будем убеждать коллег и далее», - отметила руководитель регулятора.

Некоторые экс-владельцы банков, впрочем, готовы идти навстречу регулятору и передавать в ФКБС свои активы для покрытия убытков на санацию - правда, пока единичным примером такого добровольного сотрудничества является бывший бенефициар Бинбанка.

«В Бинбанке все относительно хорошо закончилось - банк был докапитализирован, огромный межбанковский кредит, который висел на Бинбанке, за счет денег ЦБ ушел с его баланса. Бинбанк теперь более-менее чистый, у него меньше проблемных активов, чем у , опять же собственник передал больше активов в счет погашения дыры в капитале», — поделился с «Газетой.Ru» мнением кредитный аналитик S&P .

О начале передачи активов экс-акционерами Бинбанка в конце октября 2017 года сообщал зампред ЦБ . В частности, Микаил Шишханов уступил регулятору свои активы на рынке недвижимости — весь бизнес «Интеко» и часть «А101 Девелопмент» с совокупным размером девелоперского портфеля почти 5 млн кв. м. Предполагается, что ЦБ позже продаст эти организации профильным игрокам рынка. Как говорила Набиуллина в интервью , переданные активы оцениваются в 100 млрд руб.

Продажа ждет и сам Бинбанк - после того, как в 2019 году его объединят с . «Хочу обозначить здесь принципиальную позицию. Доля государства в экономике должна постепенно снижаться. В этой связи отмечу, что в последнее время в результате оздоровления банковской системы (и это очень правильный процесс, я его поддерживаю) под контроль государства перешёл ряд финансовых активов. Но нужно их энергично выводить на рынок и продавать», - заявлял в послании Федеральному собранию президент .

Аналогичную мысль еще в сентябре 2017 года озвучивала Эльвира Набиуллина. «Мы планируем достаточно быстро приводить в порядок финансовые институты, которые получают средства от Фонда консолидации банков, и при необходимости реструктурировать такие банки, в том числе объединять и выводить на рынок, не обязательно путем поиска стратегического инвестора, а и путем продажи по частям, неодномоментно или проведением IPO. У нас нет задачи увеличить долю государства в банковском секторе. Наоборот, наша задача состоит в том, чтобы на российском рынке работали здоровые и успешные частные банки, имеющие жизнеспособную и прибыльную бизнес-модель», — заверяла глава ЦБ.