Механизм исчисления налога на добавленную стоимость. Действующий механизм исчисления и уплаты НДС (на примере ООО «Сибирь») Ндс механизм исчисления

05.08.2020

Ознакомившись с основами налогового законодательства, необходимо разобраться с механизмом расчета налогов, которые уплачивают налогоплательщики.

Как отмечалось выше, НДС взимается с каждого акта продажи в форме изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до предметов потребления.

Акцизы также направлены на обложение потребления, но не всего, а лишь его определенных частей и несут не только фискальную, но и иную целевую нагрузку (часто ограничительную). Например, акцизами облагаются определенные товарные группы (прежде всего алкогольная и табачная продукция), что дает возможность с помощью высоких цен несколько ограничить потребление этой продукции.

Налоговая база и механизм исчисления НДС

Продавцы товаров (работ, услуг) включают НДС в цену каждого товара (работы, услуги) и выделяют их отдельной строкой, чтобы было видно, какую сумму компания получила от своего покупателя и должна перечислить в бюджет. Однако покупатель имеет право сумму НДС, предъявленную продавцом, принять к вычету при расчетах с бюджетом. Таким образом, в общем случае компания имеет право уменьшить суммы НДС, которые были предъявлены ей при приобретении материальных ресурсов поставщиками таких ресурсов:

где НДС пач - начисленный НДС, исчисленный с реализации:

ПДС ВЫЧ - сумма НДС, предъявленная покупателю продавцом.

Основной документ для осуществления такого вычета - счет-фактура, полученная от поставщика. В счете-фактуре цена ресурса указывается без НДС, а сумма НДС - отдельно.

Однако если поставщик материальных ресурсов не является плательщиком НДС , например работает по УСН, то он не выставляет счет-фактуру, у покупателя нет оснований для вычетов, так как он не уплачивает НДС в цене приобретенного ресурса. В этом случае сумма НДС к уплате в бюджет равна сумме НДС, начисленной со стоимости реализованной продукции:

Если же сам покупатель приобретает ресурс для совершения операций, не облагаемых НДС, то сумму НДС, выставленную ему поставщиком, он относит на расходы компании.

Пример. Компания «А» занимается производством обуви.

Исходные данные: себестоимость продукции - 1000 руб., в том числе стоимость сырья - 600 руб. Плановая норма прибыли - 30%.

Определите сумму НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, и цену готовой продукции.

Добавленная стоимость - это рыночная цена продукции фирмы за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков:

где Ц - цена без налогов (затратный метод); С - стоимость товара (работ, услуг) без НДС; V - заработная плата и другие расходы; М - прибыль (до налога на прибыль).

Таким образом, С + V - себестоимость продукции; V + М - добавленная стоимость;

где Ц„ - цена с НДС;

Исчисление НДС:

НДС ПЫЧ = 600 0,18 =108 руб., сумма НДС уже начисленная и перечисленная в бюджет продавцом сырья и выделенная в счете-фактуре;

Ситуация 1. Допустим, за налоговый период (для НДС - квартал) отгружено своим оптовым покупателям 500 пар обуви по цене 1534 руб. за пару, в том числе 234 руб. НДС (без НДС - 1300 руб.). Тогда

НДС ВЫЧ = 54 000 руб. (600 0,18-500) - выделенная сумма в счет-фактуре с реализации продукции, в данном случае сырья.

С реализации продукции НДС к уплате в бюджет: 117 000 - 54 000 = 63 000 руб.

Оптовые покупатели : отгрузили обувь своим покупателям в розничные сети по цене 2000 руб. за пару (без НДС). Тогда

Розничные сети : продали обувь населению по цене 2950 за пару (в том числе НДС 450 руб.). Тогда

Ситуация 2. Допустим, оптовики работают по УСН и не являются плательщиками НДС (ст. 146 гл. 26.2 НК РФ).

Оптовые покупатели: НДС в бюджет нс начисляют, а сумму НДС, выставленную им фабрикой (63 000 руб.), учтут в расходах. Тем самым их прибыль до налогообложения уменьшится на эту сумму.

Розничные сети : начислят к уплате в бюджет сумму НДС в размере 225 000 руб. К вычету 117 000 руб. не могут предъявить, на эту сумму у них увеличатся расходы и снизится прибыль до налогообложения.

Налогообложение производится в основном по налоговой ставке 18%, но также предусмотрена налоговая ставка 10% при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров и др., перечень которых дан в ст. 164 НК РФ.

Согласно ст. 147, 150, 164 ПК РФ товары, отгружаемые с территории РФ и реализуемые за ее пределами, так называемый экспорт, а также некоторые виды услуг, в частности услуги международной телефонной связи, услуги в космическом пространстве и некоторые другие, облагаются по ставке 0%. В этом случае компании не начисляют НДС, а сумму НДС, выставленную им продавцами при приобретении товарно-материальных ценностей (ТМЦ), используемых для производства продукции, облагаемой по ставке 0%, имеют право принять к вычету. Таким образом, компаниям, работающим только на экспорт, бюджет должен возвращать сумму НДС, выставленную им поставщиками. Для возврата такой суммы налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, установленные ст. 165 НК РФ, а именно:

  • - контракт с нерезидентами;
  • - выписку банка о поступлении средств на расчетный счет экспортера;
  • - таможенную декларацию;
  • - транспортные документы, подтверждающие вывоз товара за пределы территории РФ.

Возврат суммы НДС осуществляется по решению налоговых органов после камеральной проверки представленных документов. На представление указанных документов налогоплательщику отводится 180 дней. Если документы не будут представлены в указанный срок, НДС к уплате в бюджет исчисляется в общем порядке с даты отгрузки товара с уплатой пени за несвоевременную уплату НДС.

Ситуация 3. Представим, что оптовые покупатели отгружают обувь на экспорт, тогда НДС в бюджет начисляется по ставке 0%, а компания предъявляет к вычету из бюджета сумму НДС в размере 117 тыс. руб., предъявленную ей обувной фабрикой.

  • 12. Социальные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 16. Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность в рф через постоянное представительство.
  • 19.Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей: назначение. Механизм исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога, перспективы развития.
  • 20.Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
  • 21.Внереализационные доходы и расходы, особенности учета для целей налогообложения прибыли.
  • 25.Действующий механизм исчисления ндс, направления его совершенствования
  • 26.Ндс:плательщики, освобождение от исполнения обязанностей плательщика ндс
  • 27. Ндс:объект налогообложения, налоговые ставки, налоговый период
  • 31.Внереализационные доходы и расходы, особенности учета для целей налогообложения прибыли.
  • 32.Порядок определения доходов и расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
  • 34 Земельный налог: механизм исчисления и уплаты
  • 37. Налогообложение доходов организации в виде дивидентов.
  • 39. Ндфл. Объект, налогоплательщики, налог.База, необлагаем.Доходы, налоговые ставки
  • 40. Специфика налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности.
  • 42. Налог на прибыль организации: плательщики,нал.Ставки,нал.Период,порядок исчисления
  • 43. Расходы не учитываемые для целей налогообложения прибыли.
  • 44. Доходы и расходы не учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика. Классификация доходов
  • 45. Порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль российских организаций.
  • 49. Ндфл: состав плательщиков, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления и уплаты.
  • 50. Стандартные налоговые вычеты по ндфл и их характеристики.
  • 51. Социальные налоговые вычеты по ндфл и их характеристики.
  • 52. Имущественные налоговые вычеты по ндфл при реализации имущества
  • 53. Имущественные налоговые вычеты по ндфл при приобретении имущества
  • 54 Профессиональные налоговые вычеты по ндфл
  • 55. Особенности и пути совершенствования налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей.
  • 58. Упрощенная система налогообл.(усн) - общ.Хар-ка и порядок применения.
  • 64. Налог на добычу полезных ископаемых: назначение и характеристика элементов налогообложения,перспективы развития налога
  • 65. Фискальное и регулирующее значение налогообложения природопользования.
  • 62. Патентная система налогообложения: назначение, сфера применения, общая характеристика.
  • 56,57 – Нет, по непонятным причинам
  • 25.Действующий механизм исчисления ндс, направления его совершенствования

    НДФЛ является прямым налогом, уплачиваемым с полученного ф/л реального дохода.

    Порядок исчисления :НДС=НБ*СТ-В где НБ-нал. база, СТ-% ставка(0%,10%18%)В-вычеты

    Сумма налога исчисляется как соответствующая нал. ставке % доля нал.базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов,исчисляемых отдельно как соответствующие нал. ставкам %-ные доли соответствующих нал. баз.Сумма налога подлежащего уплат в бюджет,исчислятся по итогам каждого нал. периода(Как уменьшенная на сумму нал. вычетов общая сумма налога и увеличенная на суммы налога и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные нал.вычеты.Вычетам подлежат только суммы налога, предъявили поставщики (подрядчики, исполнители) при приобретении товаров (работ, услуг); уплачены при ввозе товаров на территорию РФ в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;уплачены при ввозе на территорию РФ товаров, с территории государств - членов Таможенного союза)

    Уплата производится по итогам каждого нал. периода исходя из факт.реализации(передачи) товаров (выполнения работ) за истекший нал.период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим нал. периодом Уплачивается по месту учета налогопл.в нал.органах. Нал. декларация предоставляется по месту учета не позднее 20-го чиса месяца, следующего за истекшим нал. периодом.Среди особо значимых проблем, связанных с НДС, выделяют следующие пути совершенствования НДС:

    1. Изменение нал.ставки

    2. Использование эффективных налоговых льгот

    3.Совершенствование администрирования НДС (Среди положительных для налогоплательщиков изменений налогового администрирования можно назвать Приказ Минфина РФ от 07.11.2006 N 136н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доб. стоимость и Порядка ее заполнения" (далее - Приказ). С вступл. в силу этого Приказа утратил силу Приказ Минфина России от 28.12.2005 N 163н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на доб.стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию РФ с террт. Респуб. Беларусь и порядков их заполнения". Вместо трех форм деклараций введена одна - единая декларация для экспортного и внутреннего НДС, которая позволила налогоплат. уплачивать в бюджет только разницу между ними. В январе 2015 года перечень обязанностей налогоплат НДС станет меньше. Из него исчезнет обязанность по ведению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. А сам журнал будет исключен из списка документов, которые нужно предоставлять при подтверждении права на освобождение от налога на добавленную стоимость. Это произойдет благодаря поправкам, которые будут внесены в пункт 3 статьи 169 НК РФ и в пункт 6 статьи 145 НК РФ соответственно и др)

    Изменение налоговой ставки является приоритетной среди других вариантов. В данном случае, речь здесь идет о переходе на единую пониженную ставку НДС.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Экономическая сущность и характеристика элементов налога на добавленную стоимость (НДС). Направления совершенствования механизма исчисления и уплаты НДС. Организация системы учета и обложения НДС в организации. Порядок предоставления налоговой отчетности.

      дипломная работа , добавлен 23.10.2014

      Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Проведение анализа приказа об учетной политике организации. Оценка уровня налоговой нагрузки предприятия ООО "АнгараИнвестСервис". Методика налоговой проверки и оформление ее результатов.

      курсовая работа , добавлен 10.11.2012

      Теория и практика организации налогового учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость. Его экономическая сущность. Анализ налоговой политики предприятия. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на примере ПАО "МОЭК".

      курсовая работа , добавлен 20.03.2017

      Теоретические основы налогообложения добавленной стоимости в Российской Федерации и зарубежных странах. Организационно-экономическая характеристика ООО "РусТех 36". Порядок исчисления налога на добавленную стоимость; сравнение различных схем оптимизации.

      курсовая работа , добавлен 18.04.2015

      Сущность и понятие налога на добавленную стоимость (НДС) и его место в системе налогов Российской Федерации, его основные элементы. Роль в структуре доходной части бюджета. Анализ механизма исчисления и уплаты НДС на примере ООО "Канатные дороги".

      дипломная работа , добавлен 26.02.2014

      Сведения по налогу на добавленную стоимость (НДС). Налогоплательщики, объект налогообложения, место реализации товаров (работ, услуг). Расчетные ставки по НДС, порядок его исчисления и уплаты. Изменения в начислении и уплате НДС плательщиками налога.

      курсовая работа , добавлен 17.04.2015

      История появления налога на добавленную стоимость (НДС). Роль НДС в Российской Федерации. Основные механизмы исчисления НДС, проекты их реформирования и возможные варианты улучшения. Проблемы, связанные с администрированием исчисления и уплаты НДС.

      В настоящее время перед Россией стоит проблема выбора пути дальнейшего развития, а перед учеными - задача разработки концепции, которая, основываясь на положительном опыте экономического развития и профессиональной оценке негативных последствий проводимых реформ, умело сочетала бы исторический опыт развития экономики России, ее особенности с перспективой прогрессивного экономического роста и решения проблемы выхода из финансового кризиса.

      Одним из самых противоречивых в методологическом аспекте для российской налоговой системы является . НДС введен в российскую налоговую систему в 1992 г. и действует в настоящее время в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

      Как недостатком в НК РФ считаем отсутствие правовой дефиниции "добавленная стоимость" и ее экономического содержания, нет и алгоритма исчисления добавленной стоимости.

      Анализ и оценка суждений финансистов-налоговедов, критические статьи специалистов в области налогового права (С.В. Овсянникова, И.А. Майбурова, А.Ю. Гаганова, Ю.М. Лермонтова, Б.А. Минаева, Е.В. Кудряшовой, И.В. Трунина, В.А. Кашина) подтверждают, что изучение вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования НДС, имеет огромную теоретическую и практическую значимость.

      В деловых кругах обсуждается вопрос об изменении ставки налога. Популярностью пользуется идея замены НДС налогом с продаж, предлагается изменить метод исчисления налога с зачетного на прямой. Особенно много критических замечаний на несоответствие гл. 21 НК РФ положениям научной теории разработчиков этого налога.

      Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, и необходимо учитывать три критерия отнесения налогов к косвенным: их перелагаемость, способ взимания налога и способ определения платежеспособности (согласно последнему критерию косвенные налоги причисляются к налогам на потребление).

      В действующей редакции гл. 21 НК РФ существует противоречие между названием налога и фактическим механизмом его исчисления, которое в практике приводит к отрицательным последствиям.

      Из названия налога - "налог на добавленную стоимость" - следует, что предметом его обложения является такая экономическая категория, как "стоимость", представляющая собой, согласно экономическому учению, оценку потребительским рынком результатов абстрактного труда и являющаяся (как количественное выражение такой абстракции) составной частью меновой стоимости реализуемого товара.

      Структура меновой стоимости имеет агрегированную (сложную) природу и состоит из двух компонент - фиксированной и вариативной. Фиксированная компонента сторонами сделки не согласуется, поскольку использованные при создании нового товара сырье, материалы, услуги, орудия и средства производства как привходящие потребительные стоимости уже имели свои меновые стоимости в момент их приобретения и были перенесены на стоимость вновь произведенного товара, т.е. изначально подлежали учету при формировании размера его меновой стоимости.

      И наоборот, согласованию подлежит вариативная компонента, которая объективируется в добавленную стоимость. Добавленная стоимость как количественно-стоимостной показатель меры труда и прибавочного продукта может быть выявлена исключительно в процессе согласования сторонами сделки меновой стоимости реализуемого товара, и такой процесс согласования является единственным экономически обоснованным рыночным инструментом.

      Особенно острые дискуссии идут по поводу элементов налогообложения, их публично-правовой природы, параметров их экономической характеристики.

      Критике, по нашему мнению обоснованной, были подвергнуты объект обложения, налоговая база, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога.

      В соответствии со ст. 146 НК РФ в ее системной связи с п. 1 ст. 38 и п. 1 ст. 39 НК РФ объектом обложения НДС являются операции, которые свойством измеримости не обладают и обладать не могут.

      Налоговая база не может существовать сама по себе в отрыве от объекта налогообложения. Налоговая база определяется только в случае, если осуществлена реализация товаров (работ, услуг), т.е. только при появлении объекта налогообложения.

      Налоговая база, согласно п. 2 ст. 153 НК РФ, определяется размером дохода или выручки от реализации всей агрегированной стоимости, но не величиной добавленной стоимости. Формула исчисления суммы налога к уплате, предусмотренная ст. 52 и п. 1 ст. 53 НК РФ, вместо арифметического произведения налоговой базы на налоговую ставку, в силу п. 1 ст. 171 НК РФ, представляет разницу между величинами, одна из которых - налоговый вычет, неизвестна установленной п. 1 ст. 17 НК РФ структуре налога с формирующими ее обязательными элементами.

      Налоговое законодательство предусматривает обязанность поставщика предъявить к оплате покупателю сумму НДС дополнительно к цене товаров (работ, услуг), указав эту сумму в счете-фактуре (т.е. обеспечить возможность переложения налога). Такая обязанность установлена ст. 168 НК РФ прежде всего в целях обеспечения публичного интереса, связанного с осуществлением налогового контроля за обоснованностью применения налоговых вычетов покупателем товаров (работ, услуг).

      Структура налога, позволяющая применять налоговые вычеты и возмещение налога по методу начислений, используется для создания различных схем незаконной минимизации налога, уклонения от налогообложения и даже прямого незаконного субсидирования из бюджета.

      В получении необоснованных вычетов НДС недобросовестным налогоплательщиком используется основной документ - счет-фактура, регулирующий исчисление, уплату и вычеты НДС. Выявление фиктивных счетов-фактур и необоснованных вычетов ФНС России осуществляет сегодня в ходе выездных и встречных проверок, вынуждена тратить значительные средства и время на анализ книг продаж, книг покупок и платежных документов налогоплательщиков. Однако эти проверки оказываются малоэффективными - счета-фактуры не используются при льготных режимах налогообложения.

      Освобождение от уплаты НДС в рамках специальных налоговых режимов определяет исключение из общего правила функционирования данного налога. НДС, уплаченный поставщику материалов, работ, услуг, по приобретению основных средств и нематериальных активов, включается в расходы и не принимается к возмещению.

      Сравнительный расчет исчисления и уплаты НДС по анализируемым сельскохозяйственным предприятиям, применяющим единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), позволяет сделать следующие выводы: являясь производителем, сельхозтоваропроизводитель, приобретая и оплачивая в цене товара НДС поставщику, формирует НДС покупателя для поставщика. Сельхозтоваропроизводитель как потребитель использует эти товары (горюче-смазочные материалы, удобрения, ядохимикаты, запасные части и т.д.) для производства новой стоимости, следовательно, он участвует в процессе формирования добавленной стоимости для конечного потребителя. Для производителя на специальном режиме в виде ЕСХН НДС уплаченный списывается на издержки производства и на этой стадии превращается в прямой налог. При реализации товара без начисления НДС у него не формируется НДС покупателя, за счет которого он может возместить НДС поставщика, следовательно, он обязан снизить прибыль (если она будет) или получить компенсацию из бюджета на сумму НДС, уплаченную поставщикам.

      Реальное освобождение от уплаты НДС получит сельхозтоваропроизводитель, если приобретать будет товары у поставщиков без НДС. Никто из участников производственного цикла не пострадает, на эту сумму НДС покупателя будет меньше перечислена сумма НДС в бюджет: не получили - перечислять нечего. Государство, таким образом, реально может освободить от НДС сельхозтоваропроизводителей.

      У предприятия появятся дополнительно оборотные средства в сумме не уплаченных НДС поставщику. Учитывая сезонный характер, годичный цикл производства сельскохозяйственной продукции и достаточно большое незавершенное производство, государство может использовать механизм уплаты НДС для стимулирования развития сельского хозяйства.

      По такому принципу в США устанавливается льготный режим уплаты налога с продаж для фермеров - при покупке сырья, материалов, основных средств для сельского хозяйства этот налог не взимается.

      Налог на добавленную стоимость как налог на потребление не облагает инвестиции предприятий. Когда предприятие решает проблему инвестиционного развития собственными силами, приобретая или создавая основные фонды, то получает возможность немедленного принятия к вычету НДС, уплаченного при покупке инвестиционных товаров (применяется общий порядок получения вычетов).

      Налог на добавленную стоимость, уплаченный при осуществлении капиталовложений, предусматривает его полное возмещение, как и при приобретении иных товаров и услуг, что обеспечивает его нейтральность по отношению к выбору между потреблением и инвестированием.

      Процесс перелагаемости формирования добавленной стоимости в сельском хозяйстве специфичен. Глава 21 НК РФ объектом обложения определяет операции по передаче товаров, услуг внутри предприятия на потребление. Но потребление есть производственное и потребление конечного товара.

      В сельском хозяйстве, в растениеводстве, производится сырье для переработки или передачи в другое подразделение (корма для животных, зерно для производства хлеба и т.д.), и эти же виды продукции могут быть реализованы потребителю. Для предприятий, имеющих собственную развитую базу переработки, достаточно сложно вести учет НДС, особенно внутреннее движение стоимости.

      Из этого вытекает важный вывод о том, что освобождение от уплаты НДС носит необъективную выгоду.

      Изучение только одного специального режима (ЕСХН) позволяет сделать вывод, что применение упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход как льготных режимов, освобождаемых от НДС и применяемых в других отраслях (особенно в торговле), создает не меньше методологических проблем, которые требуют совершенствования нашей российской налоговой системы.

      Наличные и безналичные расчеты одновременно - бесконтрольны, и никакие жесткие меры администрирования налоговыми органами просто не эффективны.

      Несоответствие теоретической базы НДС методу его исчисления способствует выводу значительных сумм добавленной стоимости из-под налогообложения. Поэтому обоснованным решением будет переход к прямому аддитивному (бухгалтерскому) методу исчисления НДС, что позволит данному налогу не только по названию, но и по экономической сущности стать именно налогом на добавленную стоимость .

      Базу обложения НДС следует исчислять не на основе объема реализованной продукции, а исходя из уровня произведенной и присвоенной субъектом налогообложения добавленной стоимости. При таком подходе будет достигнута объективная оценка приращения стоимости на каждом этапе движения товара и услуги от момента ее создания до конечного потребителя, что повысит обоснованность налоговых доходов и будет соответствовать основному налоговому принципу - равнонапряженности.

      Прежде всего следует отметить, что НДС, как всякому косвенному налогу, присуща высокая налоговая дисциплина, от него незачем, да и трудно уклониться, что, соответственно, приводит к меньшим экономическим нарушениям. Кроме того, этот налог в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов, так как автоматически освобождает от налога производственные затраты .

      Налог на добавленную стоимость как налог, взимаемый на каждой стадии продвижения товара в гражданском обороте и не зависящий от финансовых результатов деятельности налогоплательщика, есть "нейтральный" налог. Тем самым НДС принципиально отличается от налога на прибыль, объект обложения которым - прибыль, причем валовая прибыль непосредственно зависит от величины экономической выгоды, полученной налогоплательщиком (ст. ст. 41 и 247 НК РФ).

      Экономическим основанием (объектом) взимания НДС является сам акт товарообмена, продвижение товара в гражданском обороте, но не конкретный финансовый результат, полученный налогоплательщиком.

      Источник уплаты этого налога - это начисленный НДС, взимаемый с потребителя как доля от налогооблагаемых продаж. В форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках" финансовый результат организаций определяется без НДС, акцизов и других налогов на потребление, следовательно, НДС является перелагаемым налогом на потребление. Налоговая нагрузка по этому налогу на предприятия не зависит от величины и структуры добавленной стоимости, так как изменение налоговой ставки не влечет за собой изменение порядка его исчисления и уплаты в бюджет, уплата налога осуществляется покупателем не на этапе производства, а на этапе реализации произведенной продукции .

      Налог собирается в виде последовательных платежей, многократно на каждой стадии производства и обращения, поэтому сумма налога начинает поступать в бюджет государства задолго до того, как товар дойдет до конечного потребителя. Это позволяет государству оказывать воздействие на все стадии производства и обращения товара и иметь стабильный источник доходов. Механизм его взимания предусматривает право вычета сумм налога, уплаченного поставщикам. Именно поэтому налог является нейтральным по отношению к налогоплательщику, а не по отношению к конечному потребителю.

      Исходя из того, что НДС формирует цену для конечного потребителя, государство может регулировать потребление, изменяя ставку налога на тот или иной товар (работу, услугу), устанавливать ограниченные льготы по освобождению от уплаты НДС в отношении некоторых потребительских товаров и жизненно важных услуг, а также для отраслей, требующих государственной поддержки.

      Можно согласиться с Е.Н. Голик, что одним из преимуществ прямого балансового метода расчета НДС является сокращение расходов по администрированию НДС, так как при определении его налоговой базы используются те же документы, бухгалтерские операции, что и для исчисления налога на прибыль организаций.

      Исходя из экономической природы НДС, считаем, что адекватным ей является балансовый, т.е. прямой метод определения данного налога.

      По мнению И.А. Майбурова, наибольшая коррупционная емкость на сегодняшний день заложена в НДС. Без реформы этого налога невозможно прекратить все возрастающий поток бюджетного возмещения, основу которого составляют различные схемы необоснованного экспортного возмещения.

      Необходимо перейти к принципиально иной методологии расчета этого налога. Считать НДС по новой налоговой базе, в качестве которой следует принять добавленную стоимость, созданную данным предприятием и входящую в состав реализованной продукции. Добавленная стоимость должна считаться как сумма фонда оплаты труда, прибыли, амортизации и начисленных за этот период налогов.

      Необходимость реформирования НДС подтверждается методологическими проблемами его функционирования в агропромышленном комплексе Краснодарского края.

      Для устранения противоречий, возникающих в настоящее время при исчислении налоговых обязательств по НДС, необходимо внести изменения в отдельные статьи гл. 21 НК РФ:

      1. Так, в ст. 146 НК РФ объектом налогообложения необходимо признать добавленную стоимость.

      2. В связи с изменением объекта налогообложения изменяется и налогооблагаемая база в ст. 153 НК РФ.

      Налоговая база определяется как денежное выражение добавленной стоимости (ДС), исчисленной в виде разницы между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг, оплаченных покупателем (В), и стоимостью материальных затрат (МЗ):

      ДС = В - МЗ,

      где В - выручка от реализации товаров (работ, услуг);

      МЗ - стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии, услуг и другие материальные расходы, приобретенные у других производителей и потребленные в процессе производства, которые определены НК РФ.

      В соответствии с системой национальных счетов добавленная стоимость - это разность между выпуском товаров и услуг (выручка) и стоимостью потребленных материальных средств производства и услуг других организаций (промежуточным потреблением).

      3. В соответствии со ст. 52 НК РФ и с п. 1 ст. 53 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как арифметическое произведение двух, установленных в п. 1 ст. 17 НК РФ, обязательных элементов налогообложения - налоговой базы и налоговой ставки.

      Поэтому в ст. 173 НК РФ необходимо установить, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение исчисленной по данным бухгалтерского учета добавленной стоимости и ставки налога.

      SUM НДС в бюджет = ДС x Ставка налога.

      4. Добавленная стоимость товара (на которую начисляется налог) включает в себя амортизационные отчисления. При приобретении основных средств и нематериальных активов у предприятия возникает право на возмещение из бюджета уплаченной суммы НДС с момента ввода в эксплуатацию основных средств и принятия на учет нематериальных активов.

      Сумма уплаченного налога в этом случае возвращается предприятию из бюджета или используется в виде уменьшения текущих сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, что соответствует инвестиционной льготе, сокращающей сроки возврата НДС из бюджета.

      5. Можно определить как льготу для малого бизнеса и достоинство НДС. Чем продолжительнее период между фактическим поступлением налоговых платежей на счет производителя или продавца и сроком их перечисления в бюджет, тем больше выгода. Так как сроки получения и уплаты НДС не совпадают, то у производителя имеется возможность временно на безвозмездной основе распоряжаться денежными средствами. Данную льготу можно рекомендовать для малого бизнеса и всем сельхозтоваропроизводителям, учитывая сезонный характер производства.

      6. Прямой бухгалтерский метод методологически сложен для многопрофильных предприятий, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих развитую собственную перерабатывающую базу.

      Целесообразно предоставить право уплаты НДС по выбору одного из двух методов, прямого бухгалтерского или зачетного, так как эти два метода позволяют лишь проверить достоверность исчисления суммы НДС для перечисления в бюджет. Сумма НДС для перечисления - это сумма налога, исчисленная от созданной добавленной стоимости самим предприятием. По нашему мнению, погрешность расчета оправдает административные издержки существующей в настоящее время методики уплаты и предоставления льгот по НДС.

      7. Добавленная стоимость формируется на региональном уровне, но НДС, как федеральный налог, формирует только федеральный бюджет.

      Дочерние предприятия крупных объединений, холдингов на территории Краснодарского края ("Окей", "Икея", "Метро", "Табрис") свои полученные суммы НДС уплачивают по месту головных предприятий (Москва, Санкт-Петербург), т.е. происходит изъятие налоговых доходов с территории края в другие регионы, следовательно, назрела необходимость рассмотреть вопрос об учете и отчетности по месту формирования добавленной стоимости и закрепление части НДС за территориальным бюджетом.

      На примере этих крупных оптово-розничных торговых комплексов, учитывающих НДС во всех товарах (чеках), можно организовать учет реализации раздельно на любом предприятии, тем более в малом бизнесе.

      8. Методологическая путаница в объектах налогообложения и в методах исчисления НДС в законодательной и нормативной базе, применяемой в налоговой системе РФ, связана с массой терминов, определений, понятий, имеющих синонимы их экономического содержания. Суммы НДС, предъявленные и оплаченные покупателем, называются: "НДС входной", "НДС покупателя", "НДС горизонтальный", "НДС вертикальный", а НДС, определяемый НК РФ как вычет, - "НДС поставщика", "НДС выходной", "НДС исходящий", "НДС, подлежащий зачету".

      Необходимо установление единого понятийного аппарата, совместно разработанного учеными и практиками, с закреплением его в нормативных актах.

      9. При использовании предлагаемой методики плательщики НДС, включая на специальных налоговых режимах, будут находиться в равных условиях, так как каждый хозяйствующий субъект начисляет налог на свою добавленную стоимость. Внесенные изменения устраняют методологические нарушения порядка исчисления и уплаты НДС, что позволит организациям, применяющим специальные режимы налогообложения, быть более конкурентоспособными и не занижать собственную прибыль. Практически создаются благоприятные условия для малого бизнеса и сельхозтоваропроизводителей в рамках традиционного НДС, а не в обход его.

      В большинстве стран ЕС малые предприятия, включая предприятия сельского хозяйства, ведут бухгалтерский учет по упрощенной форме, но не исключены из сферы применения НДС .

      10. С изменением методики исчисления НДС появится возможность реально изменить учет в рамках локальной системы (экономической или производственной) объема вновь созданного продукта. Поскольку добавленная стоимость характеризует вновь созданную стоимость, задача производителя заключается в максимизации этой величины. Чем выше добавленная стоимость, тем больше доходов получает государство и, как следствие, создается больше ресурсов для перераспределения этого дохода. Для оценки вклада в создание регионального валового продукта (на уровне муниципальных образований - территориального продукта) появится возможность проводить социально-экономический мониторинг в разрезе отраслей экономики, крупных предприятий и малого бизнеса.

      Анализ полученной добавленной стоимости позволит определить:

      Вклад отдельных предприятий в общеотраслевой (региональный) выпуск товаров и услуг и в общеотраслевую (региональную) добавленную стоимость;

      Эффективность использования инвестиций и факторов производства;

      Структуру добавленной стоимости по источникам ее образования (удельный вес расходов на оплату труда, амортизационных отчислений, прибыли, налогов (налоговую нагрузку) в добавленной стоимости);

      Объем добавленной стоимости в разрезе муниципальных образований Краснодарского края и любого другого территориального образования.

      1

      В статье рассматриваются особенности исчисления НДС, приведена динамика собираемости НДС и темп роста ВВП, проведен анализ основных изменений налогового законодательства в области НДС. Рассмотрена динамика поступлений налогов в бюджетную систему. Изучены и подведены итоги изменениям, произошедшим в Налоговом Кодексе РФ за последние годы. Кроме того, в данной статье рассмотрен не столько уровень собираемости налогов как таковой, сколько его относительная динамика по отношению к базовому году. Также проведен анализ механизма исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет, применяемый в РФ. Изучены вопросы осуществления налоговых проверок по НДС. Предложены рекомендации государственным органам и лицам, принимающим решения в области бюджетно-налоговой политики для минимизации бюджетных рисков, связанных с собираемостью налогов, в частности, НДС.

      механизм исчисления НДС

      налоговая декларация

      электронное декларирование

      вычеты по НДС

      счет-фактура

      1. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.М., Мусаева Х.М., Магомедова Р.М., Казимагомедова З.А., Алиев Г.Х., Джафарова З.К. Налоги и налогообложение // под редакцией Б.Х. Алиева. – 2-е изд., перер. и доп. – М., 2008.

      2. Алиев Б.Х., Казимагомедова З.А., Султанов Г.С. Результативность механизма налогового стимулирования инвестиционной активности в регионах // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2–1; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20427.

      3. Алимирзоева М.Г., Алиев Б.Х., Казимагомедова З.А. Анализ действенности налоговых льгот и преференций в механизме государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – № 11 (410). – С. 13–25.

      4. Алимирзоева М.Г., Алиев Б.Х., Казимагомедова З.А. Анализ методик оценки эффективности механизма установления налоговых льгот в отдельных регионах // Финансы и кредит. – 2015. – № 33 (657). – С. 40–50.

      5. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. (в редакции от 21.01.2016 г.) // Российская газета, 2016.

      6. Медведев А.Н. Налог на добавленную стоимость: практика применения главы 21 НК РФ. – М.: Учебный центр МФЦ, 2015.

      7. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (НК РФ) (с изм. и доп. от 27 февраля 2016 г. № 229-ФЗ).

      8. Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2005–2015 гг. / Официальный сайт Федерального казначейства [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/konsolidirovannogo-byudzheta-rf/ (дата обращения: 26.04.2016).

      9. НДС 2016 / Официальный сайт Федеральной налоговой службы [электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog.ru (дата обращения: 26.04.2016).

      Значение НДС для современной экономики РФ довольно сложно преувеличить. В то же время он является одним из самых спорных налогов в российской системе налогообложения. Устранению проблем, связанных с налогообложением НДС, способствуют вопросы совершенствования организации взимания данного налога.

      Во всех странах процент НДС строго фиксирован законом. Те страны, которые имеют меньший процент налога, считаются импортозависимыми, так, за импортные товары платит именно продающая сторона, а следственно, она выплачивает и сам налог. Самое интересное, что практически все страны ЕС на данный момент импортозависимы друг от друга и от других стран. Распространяется данный налог только на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на граждан других стран.

      Таким образом, любое государство зарабатывает абсолютно на всем, на чем можно заработать. Физических лиц НДС никоим образом не касается, так как с таковыми по закону невозможно вести товарно-торговые отношения. Но как только физическое лицо получает статус индивидуального предпринимателя, при этом перемещает товары через таможенную границу, оно сразу облагается положенным налогом.

      Актуальность темы обуславливается растущей проблемой исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, сложностью определения налоговой базы, наличием спорных моментов законодательства и частыми изменениями в действующем законодательстве.

      Добавленная стоимость служит мерилом межгосударственного сравнения темпов и уровней макроэкономического развития, структуры общественного производства, он также позволяет углубить экономическое сравнение на макроуровне, рассматривать хозяйственно-экономические процессы через призму концепции сферы производства валового продукта государства, охватывающего как материальное производство, так и область нематериальных услуг.

      НДС является формой изъятия в бюджет некоторой части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товаров (услуг) .

      Экономическая сущность и основное отличие от других видов налогообложения, добавленной стоимости заключается в том, что она устанавливается суммой реализации товарной продукции (работ, услуг) без учета валового оборота. Валовая продукция выражается в денежной форме и охватывает как вновь созданную стоимость, так и перенесенную. В случае, если бы добавленная стоимость была и перенесенной (т.е. имел бы место повторный счет), это бы неминуемо сказалось на типе налогообложения, т.е. имело бы место двойное налогообложение.

      НДС - относительно новый для России вид налога, но в то же время он занимает существенное место в Налоговой системе нашей страны. Как уже говорилось выше, НДС относится к числу косвенных налогов, поскольку он включается в цену товаров и услуг, а значит переносится на конечного потребителя. Для более четкого понимания того, в чем заключается сложность администрирования НДС для плательщика, надо разобрать основные элементы этого налога.

      Объектами налогообложения НДС являются:

      Реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций не признается объектами налогообложения НДС:

      Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

      Передача для собственных нужд товаров, работ, услуг, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;

      Ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.

      Не облагаются НДС товары и услуги, такие как: реализация некоторых медицинских товаров и услуг, услуги по уходу за больными и детьми, реализация предметов религиозного назначения, услуги по перевозке пассажиров, образовательные услуги и т.д. Кроме того, это услуги на рынке ценных бумаг, банковские операции, услуги страховщиков, адвокатские услуги, реализация жилых домов и помещений, коммунальные услуги.

      Налоговая ставка НДС может быть равна 0, 10 и 18 %. По нулевой налоговой ставке облагаются операции экспорта, трубопроводный транспорт нефти и газа, передача электроэнергии, перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом. По 10 %-ной ставке - некоторые продовольственные товары, большинство товаров для детей, лекарства и медицинские изделия, не входящие в перечень важнейших и жизненно необходимых, племенной скот. Для всех остальных товаров, работ, услуг действует ставка НДС в 18 процентов .

      Налоговая база по НДС в общем случае равна стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, с учетом акцизов для подакцизных товаров.

      Налоговым периодом, то есть тем периодом времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате по НДС, является квартал.

      Освобождаются от уплаты налога налогоплательщики, работающие на специальных налоговых режимах: УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН (кроме случаев, когда они ввозят товар на территорию РФ) и участники проекта «Сколково».

      Сумма НДС, как и большинство других установленных российским налоговым законодательством налогов, должна определяться налогоплательщиком самостоятельно, исходя из соответствующих ставок налога, налоговой базы с учетом установленных льгот, рассрочек и отсрочек. Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В том случае, если производится продукция, облагаемая по разным ставкам, общая сумма налога представляет собой результат сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом указанная сумма определяется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации товаров, работ и (или) услуг, дата фактической реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также по всем изменениям, увеличивающим или уменьшающим налоговую базу в соответствующем налогом периоде.

      Кроме общепринятых реквизитов, в счете-фактуре отдельной строкой должны быть в обязательном порядке выделены данные, необходимые для исчисления и уплаты налога. К их числу относятся суммы акциза по подакцизным товарам, ставка НДС, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, работ, услуг и имущественных прав за все количество поставляемых или отгруженных по счету-фактуре товаров, работ, услуг и имущественных прав с НДС. При реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, операции по которым освобождены от налогообложения, также должны быть выписаны и выданы счета-фактуры. Но в этом случае в них не выделяются соответствующие суммы налога. Любой налогоплательщик, реализуя свою продукцию и выделяя в расчетных документах НДС, одновременно с этим является покупателем сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ и (или) услуг, которые ему необходимы для производства своей продукции. Естественно, что в получаемых им
      от продавца расчетных документах также выделяются НДС сверх цены на эти сырье, материалы и т.д. Налоговое законодательство предусматривает, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им для производственных целей, сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ и (или) услуг, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, а должны учитываться отдельно. Такой же порядок установлен в части суммы налога, фактически уплаченных налогоплательщиком при ввозе сырья и тому подобного на территорию России. Одновременно с этим российское налоговое законодательство предусмотрело и отдельные случаи, когда предъявленные налогоплательщику или уплаченные им суммы НДС включаются в затраты налогоплательщика на производство и реализацию продукции. Это имеет место в случае использования приобретенных или оплаченных товаров, работ и (или) услуг при производстве или реализации товаров, работ и (или) услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, т.е. освобождаются от налогообложения. .

      Механизм исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет, применяемый в РФ, позволяет, с одной стороны, избежать дополнительных учетных процедур и затрат, связанных с определением созданной на предприятии добавленной стоимости, с другой - обеспечивает налогоплательщику источник уплаты данного налога, так как дает возможность переложить уплаченный в бюджет НДС на конечного потребителя. В случае превышения в каком-либо налоговом периоде величины налоговых вычетов над суммой исчисленного по облагаемым операциям и восстановленного НДС возникающая при этом отрицательная разница подлежит возмещению, зачету или возврату налогоплательщику из бюджета.

      В таблице приведена динамика поступлений рассматриваемых налогов в бюджетную систему и соответствующих налоговых баз за последние десять лет.

      Поступление в бюджет основных видов налогов, % ВВП

      Как показывают эти данные, заметное снижение сборов внутреннего НДС частично компенсировалось ростом НДС на импорт. Поступления налога на прибыль резко сократились (с 6,1 до 3,3 % ВВП).

      Обращает на себя внимание тот факт, что уровень собранного НДС снижался на фоне роста макроэкономической оценки базы этого налога. База налога сокращалась, однако, не в такой мере, как поступления этого налога .

      Поскольку мы не ставим себе целью выявление объема потенциального недобора налогов в казну, то далее рассматривается не столько уровень собираемости налогов как таковой, сколько его относительная динамика по отношению к базовому году. Первичный анализ показывает, что динамика собираемости рассматриваемых налогов сильно различается, что требует анализа тенденций и факторов изменения каждого из этих показателей по отдельности.

      Динамика собираемости НДС и темп роста ВВП, %

      Представленная на рисунке динамика расчетного уровня собираемости НДС показывает, что за десять лет этот показатель значительно (более чем на 18 %) снизился, причем тенденция понижения просматривается на протяжении всего рассматриваемого периода. Судя по рисунку, собираемость НДС зависит от состояния экономики в стране: так, глубокое падение ВВП в 2009 г. (на 7,8 %) явно сопровождалось снижением собираемости НДС. Это наблюдение подтверждается высокой корреляцией между расчетной собираемостью этого налога и темпами роста - она составила 0,78. Ранее эксперты МВФ уже отмечали связь между фазой бизнес-цикла и уровнем собираемости НДС: по их оценкам, собираемость падает, если уровень производства в экономике лежит ниже потенциального, и растет, когда он поднимается выше потенциального уровня.

      Хотелось бы отметить, что в Налоговом кодексе с целью улучшения администрирования вопросов налогообложения произошли изменения. Самым первым и самым значимым изменением в области НДС можно считать изменения касаемо налоговой декларации по НДС. Налоговая декларация по НДС должна включать все показатели из книг покупок и книг продаж, соответственно, журнал регистрации счетов-фактур будет отменен за ненадобностью. Это позволит налоговым органам проверить соответствие данных об одной и той же операции в декларациях контрагентов, т.е. налоговыми органами сверяются сведения продавца и покупателя, что предполагает прозрачность налогового контроля. Предоставление налоговой декларации в электронном виде, способствует эффективной работе налоговых органов по взаимодействию с налогоплательщиками. Главной целью использования системы электронного декларирования является экономия времени и денег налогоплательщиков. В свободном доступе можно получить нормативно-справочные материалы, получение квалифицированных консультаций, касающихся налогообложения.

      Хотелось бы отметить, что при заполнении бланка НДС очень часто у налогоплательщиков возникают трудности. Как правило, довольно спорным моментом является определение точной даты, с которой необходимо начинать считать налоговую нагрузку. По законодательству, налоговая нагрузка наступает в тот момент, когда организация начинает предоставлять услуги (входящие в ее компетентность) и в момент отгрузки предоставляемой продукции. Но нужно обратить внимание на то, что в случае если организация (фирма, предприятие) работает по предоплате, то налоговая нагрузка высчитывается с момента получения денежных средств.

      Подведем положительный итог: вероятность ошибки при вычислении сведена к нулю, общий архив всех электронных деклараций находится в свободном доступе, экономия временных и материальных затрат при заполнении и подаче налоговых деклараций, очередь исчезнет.

      Следующее новшество: уточнен порядок вычетов по НДС. Так, вычет может быть заявлен в течение трех лет, после принятия на учет, приобретенных на территории РФ товаров, работ, услуг. К вычету принимаются счета-фактуры, полученные после налогового периода, но до даты подачи декларации и налогоплательщик вправе самостоятельно определить когда он желает воспользоваться вычетом в течение трех лет.

      Так же немаловажным являются вопросы осуществления налоговых проверок по НДС.

      При осуществлении камерального контроля является борьба с попытками незаконного возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета Российской Федерации. По словам начальник Управления камерального контроля ФНС России Д.С. Сатина, как правило, злоумышленники вносят заведомо ложные сведения в декларацию по НДС, изготавливают поддельные документы и под видом возмещения НДС пытаются осуществить хищение денежных средств из бюджета. Такие попытки мошенничества эффективно выявляются и пресекаются налоговыми органами в ходе проведения камеральных налоговых проверок .

      В целях минимизации бюджетных рисков, связанных с собираемостью налогов, в частности, НДС, можно дать следующие рекомендации государственным органам и лицам, принимающим решения в области бюджетно-налоговой политики:

      Для повышения качества бюджетного прогнозирования дополнить существующую систему анализа собираемости налогов по принципу «начислено/уплачено» анализом на основании макроэкономического подхода;

      В целях повышения точности бюджетных прогнозов закладывать в расчетные показатели доходов снижение собираемости в случае, если макроэкономический прогноз предсказывает кризис или рецессию;

      Избегать при формировании бюджетных прогнозов оптимистичных предположений о росте уровня собираемости налогов или повышении качества налогового администрирования;

      Не принимать неоправданных решений, связанных с налоговым администрированием и требующих комплексного и кардинального изменения существующей системы налогового администрирования. Любые решения в области налогового администрирования должны быть тщательным образом просчитаны и обоснованы с точки зрения затрат и выгод;

      В период кризиса избегать принятия решений в области налоговой политики, связанных с радикальной перестройкой налогового законодательства, в т. ч. чисто административных мер;

      Наличие отрицательных трендов в динамике уровня собираемости должно приниматься во внимание при составлении долгосрочных бюджетных прогнозов и бюджетной стратегии, поскольку даже незначительное ежегодное снижение собираемости в долгосрочной перспективе может привести к значительным потерям доходов. В противном случае формирование долгосрочного прогноза доходов может оказаться завышенным и исказить реальный объем располагаемых бюджетных ресурсов.

      Библиографическая ссылка

      Алимирзоева М.Г., Алиев Б.Х., Ильясбеков И.А., Маликова К.Р ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ НДС С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 8-2. – С. 296-300;
      URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40659 (дата обращения: 05.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»