Государственные финансы. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений Финансовые ресурсы материальные носители финансов

23.07.2020

Финансы являются частью экономических отношений в об­ществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распреде­ление и перераспределение стоимости с помощью финансов соп­ровождается движением денежных средств в форме доходов, пос­туплений и накоплений, составляющих в совокупности финансо­вые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.

Под финансовыми ресурсами понимаются де­нежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и ис­пользуемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворе­ние других общественных потребностей.

К источникам формирования финансовых ресурсов принято от­носить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторго­вых операций, внешних государственных заимствований, иност­ранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов – это те конкретные формы дохо­дов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов, власти в результате финансового распределения. Ими являются: .амортизационные отчисления, при­быль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяй­ствования будут оказывать влияние сфера деятельности (матери­альное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммер­ческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие орга­низации), организационно-правовая форма, отраслевые особен­ности, и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации – это денеж­ные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственнос­ти или распоряжении организации и предназначенные для выполне­ния финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирова­ния работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

Выручка от реализации продукции, работ и услуг;

Выручка от прочей реализации (например, выбывших ос­новных фондов; производственных запасов и т.п.);

Внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиден­ды и проценты по ценным бумагам и др.);

Бюджетные средства;

Средства, поступившие в порядке перераспределения фи­нансовых ресурсов внутри вертикально интегрированных струк­тур и отраслей.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерчес­кой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды, уплата процентов за пользование креди­том, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансиро­вание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммер­ческой организации (например, выплата дивидендов), матери­альное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации - это денеж­ные доходы, поступления и накопления, используемые для осущест­вления и расширения уставной деятельности организации. Органи­зационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников фи­нансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и ис­пользования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:

‐ взносы учредителей и членские взносы;

‐ доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

бюджетные средства;

‐ безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

‐ прочие источники.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания, Это могут быть рас­ходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и го­сударственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и. т.п.

Источниками финансовых ресурсов , находящихся в распоряже­нии органов государственной власти и местного самоуправления, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости нацио­нального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кри­зиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются:

‐ налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);

неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) и т.п.);

‐ безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);

‐ другие доходы.

Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряже­нии органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономичес­кой, социальной, управленческой, укрепления обороноспособ­ности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важ­ные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государ­ственного и муниципального управления, укрепления оборонос­пособности страны и т.п.

Формирование и использование финансовых ресурсов осу­ществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресур­сах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих рас­ширенное воспроизводство. При формировании и использова­нии их финансовых ресурсов используются как фонды многоце­левого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВНП, в денежной форме и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода.

Финансы и финансовые ресурсы не тождественные понятия.

Финансовые ресурсы - это денежные средства, а финансы - это общественные отношения по поводу их образования, распределения и использования.

В зависимости от того, в чьих руках находятся финансовые ресурсы, они делятся на:

Финансовые ресурсы государства;

Финансовые ресурсы предприятий;

Финансовые ресурсы специальных фондов;

Финансовые ресурсы населения.

Источники формирования финансовых ресурсов могут быть следующие:

1) государственные финансовые ресурсы формируются за счет:

Налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц;

Неналоговых доходов (внутренние и внешние займы; доходы по государственным ценным бумагам; доходы от государственного имущества; доходы от ВЭД...);

2) финансовые ресурсы предприятий формируются за счет;

Собственных средств (выручка, прибыль, амортизация, внереализационные доходы...);

Заемных средств (ссуды, займы и кредиты, полученные от кредитных учреждений, государства и других предприятий...);

Привлеченных средств (средства, полученные от выпуска и операций с ценными бумагами, средства, полученные от вышестоящих структур...);

3) финансовые ресурсы специальных фондов формируются за счет:

Специальных налогов;

Добровольных взносов;

Средств государственного бюджета;

4) финансовые ресурсы населения формируются за счет:

Заработной платы;

Пособий, пенсий, стипендий;

Дотаций;

Сумм страховых возмещений и т.д.

Еще по теме Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.:

  1. Собственность: экономический и правовой аспекты. Реформирование собственности в ходе становления и развития рыночных отношений.
  2. III. Энергетический кодекс Российской Федерации - основополагающий юридический документ, регулирующий отношения в ТЭК

С XVII в. до нас дошли работы Ю. Крижанича (1617–1683 гг.) и Г. Котошихина (1630–1667 гг.) . В работах Ю. Крижанича впервые формулируются проблемы управления финансами в широком контексте, когда финансовая система понимается как один из важнейших факторов укрепления государственности . В рукописи Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича», изданной в России в 1840 г., финансовые вопросы затронуты не в общегосударственном масштабе, а с позиции констатации отдельных видов доходов и расходов на примере царских приказов.
Дальнейшее становление и развитие финансовой науки связано с именами И.Т. Посошкова (1652–1726 гг.), И.Я. Горлова (1814–1890 гг.), В.А. Лебедева (1833–1909 гг.), И.И. Янжула (1846–1914 гг.), И.Х. Озерова (1869–1942 гг.) и др. Как и на Западе, сформировавшаяся в России к концу XIX в. наука о финансах имела очевидную направленность на государство.
Важную роль для своего времени сыграл «План финансов» (1810 г.) М.М. Сперанского (1772–1839 гг.), в котором основное внимание было уделено налоговой системе (ликвидация винных откупов, отказ от непроизводительных расходов) . Следующей вехой в развитии финансов в России был труд Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов», изданный в 1818 г . Тургенев дал краткое описание истории возникновения налогов, сформулировал принципы налоговой политики, привел различные классификации налогов, подробно разобрал экономический смысл каждого налога, дал определения и трактовки различных видов капитала.
Особенность развития финансовой науки в России в рамках классической теории финансов состояла в том, что она, во-первых, в течение продолжительного времени тесно корреспондировала с финансовым правом. При этом подавляющее большинство книг по финансовому праву и финансовой науке в содержательном плане в значительной степени дублировали друг друга. Во-вторых, в университетах тех лет не было специальных программ подготовки экономистов и финансистов – эти специальности готовились на юридических факультетах университетов.
С.Ю. Витте отмечал, что «с конца XVII века под словом «финансы» стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства – его доходов, расходов и долгов, – понимается это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства» .
В России накануне революции 1917 г. существовали и успешно развивались два самостоятельных направления – анализ баланса (в рамках балансо-ведения) и финансовые вычисления. Грянувшая революция внесла свой вклад в формирование финансовой науки. В 20-х гг. XIX в. финансы начинают трактоваться как отношения перераспределения общественного продукта и национального дохода (М.Г. Бронский, А.К. Шмидт, К.А. Шмелев). М.Г. Бронский писал, что при осуществлении товарно-денежных отношений финансовая система «занимается перераспределением национального дохода страны согласно целям и задачам экономической политики» .
В условиях государственной собственности на средства производства и плановой системы хозяйствования была разработана теория социалистических финансов (В.П. Дьяченко , А.М. Александров ). В дальнейшем оформились основные концепции финансов – распределительная (Л.A. Дробозина,
В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, В.Г. Чантладзе и др.), воспроизводственная (Д.А. Аплахвердян, П.С. Никольский, В.К. Сенчагов и др.) и императивная (Э.А. Вознесенский) .
С развитием рыночных отношений термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов. Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах– наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, то есть хозяйствующих субъектов . В последнее время методологические основы финансового менеджмента включаются в учебники по теории финансов как относительно самостоятельное направление финансовой науки . Современное состояние финансовой науки в России, логика ее структурирования, трактовка базовых разделов, категоричного и научного инструментария изложены в учебно-методических работах, вышедших в последние годы под редакцией Л.A. Дробозиной, А.М. Ковалевой, В.В. Круглова, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, О.В. Совеловой, С.И. Лушина, В.А. Слепова. Финансовый менеджмент представлен работами таких специалистов как И.А. Бланк, Л.П. Павлова, Г.Б Поляк, Е.С. Стоянова и др.

10. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений

Современное толкование понятия «финансовые отношения» позволяет определять их как органическую составную часть производственных отношений, которые выражают экономические связи в денежной форме между государством и отдельными субъектами хозяйствования .
Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают :
– между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
– между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
– между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
– внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
– между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
– между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.
Субъектами финансовых отношений выступают юридические и физические лица: государство, предприятия всех форм собственности, различные организации (в т. ч. кредитно-банковские), объединения, учреждения, граждане и прочие участники воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются денежные фонды целевого назначения. Объектами финансовых отношений являются финансовые ресурсы – денежные средства государства, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, физических лиц и прочих участников воспроизводственного процесса.
Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Так же как и в отношении финансов, в экономической среде отсутствует единый подход к определению экономического содержания финансовых ресурсов (табл. 3).

Таблица 3
Подходы к определению экономического содержания финансовых ресурсов


Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Но реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.
На основании вышеизложенного можно дать более расширенное определение финансовых отношений как отношений, возникающих между субъектами хозяйствования и государства в процессе аккумуляции, распределения и использования фондов денежных средств, а также использования их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

11. Финансовая система Российской Федерации, ее сферы, звенья и их взаимосвязь

На базе финансов формируется финансовая система – форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта . Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который представляет собой «систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов» . Финансовая система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, налоговая полиция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.
Финансовая система страны образует многоуровневую, иерархическую структуру, характеризующуюся наличием ряда частей, разрезов, а также видов разных по назначению финансовых ресурсов и источников финансирования (рис. 4).


Рис. 4. Сферы финансовой системы Российской Федерации

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).
С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему, и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Основными в этой сфере являются государственные финансы , которые отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов.
Существующие различия, как в функциональном назначении указанных сфер, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: (1) финансы организаций (экономических субъектов); (2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); (3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).
Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов. С учетом такой группировки финансовая система РФ подразделяется на следующие сферы и звенья (табл. 4) (отметим, что возможны и другие представления финансовой системы с обособлением тех или иных ее компонентов).

Таблица 4
Сферы и звенья финансовой системы

Финансовая система – это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений, а реализации целей отдельных сфер и звеньев служит разработка финансовой политики.

12. Институциональная структура финансовой системы государства

Институциональная структура – совокупность организаций, действующих в финансовом секторе экономики. На рис. 5 дано наиболее общее представление институциональной структуры . Финансовый сектор экономики можно рассматривать в широком и узком понимании.


Рис. 5. Институциональная структура финансовой системы страны

В первом случае к нему следует отнести как сами финансовые институты; так и контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы. Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов. Основное назначение финансовых союзов состоит в представлении и защите интересов групп финансовых институтов перед государством и общественностью.
Финансовые институты в рамках собственно финансового сектора (в узком понимании) включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе особое место отводится центральным банкам. Различают центральный эмиссионный банк, ответственный за проведение кредитно-денежной политики в стране и эмиссию банкнот и других кредитных денег, а также центральные банки, которые выполняют регулирующие функции в рамках определенных банковских групп, например центральные банки кооперативного кредита. Наиболее крупную группу банков образуют коммерческие банки, которые можно рассматривать как сердцевину финансовой и банковской систем.
В качестве небанковских или прочих финансовых посредников выделяют большую группу институтов, которые осуществляют лишь отдельные банковские или «банкоподобные» функции. В группе небанковских финансовых посредников можно выделить две подгруппы:
1) институты, которые рассматриваются законодателями страны как кредитные (инвестиционные банки, депозитарные банки, осуществляющие хранение, регистрацию и перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги);
2) институты, которые не считаются кредитными (страховые общества, пенсионные фонды, фонды недвижимости, лизинговые компании, дилерские компании и др.).
В экономически развитых странах традиционно выделяют два основных типа финансовых систем – сегментированную и универсальную. В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским . Это – фундаментальный признак. Банковские операции определяются преимущественно установленным перечнем, причем их состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов. Универсальные системы характерны для стран континентальной Европы. Классическим образцом такой системы считается немецкая. В строго сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компании и ряда других видов услуг (страхование, трастовые операции). Типичными представителями сегментированных систем являются США, Великобритания и Япония.

13. Финансовая политика, ее сущность, структура и основные элементы

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. В зависимости от субъекта управления выделяют государственную финансовую политику и финансовую политику предприятий.
Государственная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны . Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства. Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2) создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;
3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
По целевым установкам финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и тактику. Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, и предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Финансовая тактика – решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов. Финансовая стратегия и тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии. В настоящее время к финансовой стратегии относится завершение налоговой и бюджетной реформы, развитие пенсионной реформы и реформы социальной сферы. Примером финансовой тактики являются снижение ставки НДС и ЕСН, упорядочение бюджетного процесса.
На современном этапе известны три типа финансовой политики: классическая, планово – директивная, регулирующая . Основу каждой из них составляли соответствующие экономические теории (табл. 5).
К элементам финансовой политики можно отнести 1) налоговую, 2) бюджетную, 3) таможенную, 4) социальную, 5) инвестиционную политики и 8) политику в области международных финансов.

Таблица 5
Виды финансовой политики


В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу "особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу .
Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Целями финансовой политики предприятия могут быть: (1) выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы; (2) избежание банкротства и крупных финансовых неудач; (в) лидерство в борьбе с конкурентами; (3) максимизация рыночной стоимости предприятия; (4) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия; (5) рост объемов производства и реализации; (6) максимизация прибыли; (7) минимизация расходов; (8) обеспечение рентабельной деятельности и т. д. . Приоритетность той или иной цели финансовой политики предприятия предопределяется прежде всего целями ведения бизнеса.
Роль и значение финансовой политики состоит в том, что она кардинально формирует финансовую науку и практику финансовых отношений. Финансовой политике подвластно все в области финансов и не только. Она подчинена и несамостоятельна лишь по отношению к политическому курсу в области экономики.

14. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Практическое воплощение финансовая политика находит в финансовых мероприятиях государства, которые реализуются через финансовый механизм. Финансовый механизм – составная часть хозяйственного механизма, представленная совокупностью видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения. Финансовый механизм используется для воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов.
Влияние финансового механизма на экономику и социальную сферу осуществляется, с одной стороны, через структуру финансового механизма и нацеленность различных его частей на решение конкретных задач и достижение реального эффекта, с другой – через величину финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и направляемых (инвестируемых) на удовлетворение потребностей общества (государства, его территориальных структур, хозяйствующих субъектов, граждан).
Структура финансового механизма очень сложна в связи с огромным разнообразием видов и форм организации финансовых отношений. Выделяют три группы, отражающие экономическое содержание финансов : механизм государственных и муниципальных финансов; финансовый механизм предприятия; страховой механизм.
Элементы финансового механизма:
– формы финансовых ресурсов;
– методы их формирования;
– система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
– организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Кроме того, в структуре финансового механизма выделяют функциональные звенья: финансовое планирование и прогнозирование; финансовые показатели, нормативы и лимиты; управление финансами; финансовые рычаги и стимулы; финансовый контроль. Применяется также деление финансового механизма на организационно-управленческие блоки: блок финансового планирования и прогнозирования; оперативного управления; финансового контроля. Функционирование финансового механизма обусловлено суммой финансовых ресурсов, выделяемых на конкретные цели, способами формирования финансовых ресурсов, а также тем, в каких формах и по каким каналам движутся денежные средства, на каких условиях они выделяются и используются. Финансовый механизм, приводящий в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование. При этом, чем выше уровень развития общества и его экономики, тем значительнее роль финансового регулирования. Финансовое обеспечение реализуется с помощью самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования.

Финансовые ресурсы являются материальным воплощением финансов, вещным носителем финансовых отношений.

Как экономическая категорияфинансовые ресурсы - это образуемые государством, другими экономическими агентами денежные накопления и денежные фонды при производстве, распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода.

В экономической литературе ФР часто характеризуются как денежные средства, которыми распоряжается эконом-й субъект, т.е. средства, находящиеся в денежном обороте экономического агента.

Однако категорию «финансовые ресурсы» нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. При этом достаточно сложно выделить четкий критерий, на основе которого можно установить количественные границы и специфику финансовых ресурсов и категории «денежные средства».

В практике хозяйствования финансовые ресурсы выступают как совокупность доходов, денежных накоплений (резервы денежных средств, амортизационных отчислений и др.), кредитных ресурсов, имеющихся в распоряжении государства, предприятий, домохозяйств в определенный период времени.

Это практический подход исходя из хозрасчетной практики хозяйствования. Действительно, денежные средства, имеющиеся на определенную дату у предприятия на его счете в банке, независимо от того, являются ли они собственными или заемными, составляют все его реальные финансовые ресурсы – его финансовый потенциал, иными словами – это «финансовая мощность» эк-го агента. Доходы и накопления, сосредоточенные в государственном бюджете, являются ли они результатом первичного или последующего распределения созданной стоимости выступают на каждую конкретную дату как финансовые ресурсы государства.

С позиции экономической теории понятие «ресурс» обычно трактуется как запас, источник и как средство, к которому обращаются в необходимых случаях.

Целевые «запасы» денежных средств, как правило, «связаны» в фондах (централизованные и децентрализованные), которые используются на удовлетворение определенных потребностей.

Денежный фонд – это целевое обособление денежных средств (для целевого использования) .

Денежные ресурсы государства мобилизуются в централизованные фонды налоговым и неналоговым методами.

Децентрализованные денежные фонды формируются на уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств. К ним относятся: уставные фонды предприятий; фонды оплаты труд; фонд оборотных средств; резервные фонды, формируемые из чистой прибыли предприятий.

Некоторые источники денежных средств не имеют целевой направленности, они не сформированы по фондам. Например, часть денежных средств, поступающих в распоряжение хозяйствующего субъекта в качестве штрафов, пени, неустоек за нарушения условий договоров, контрактов со стороны контрагентов, партнеров и др. Получение таких средств не может быть учтено заранее и поэтому не планируется.


Финансовые ресурсы подразумевают все возможные источники денежных средств, т.е. возможности экономического субъекта в образовании средств, то есть «мощность» в этом отношении, его потенциал.

Финансовые ресурсы государства причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.

Источником финансовых ресурсов государства являются также средства, привлеченные путем государственного кредита.

В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или законодательством. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы, например облигационные. Привлеченные финансовые ресурсы - это средства, привлеченные путем дополнительного выпуска акций акционерными обществами, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Часть финансовых ресурсов, инвестированная предприятием в материальные и нематериальные активы и приносящая доход, является капиталом предприятия.

Структура ФР предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и др. факторов. Так, например, в составе ФР сельскохозяйственного предприятия имеются бюджетные ассигнования, предприятия с сезонным характером производства имеют заемные средства, у предприятий с высоким уровнем технической оснащенности большой удельный вес занимают амортизационные отчисления.

В экономической литературе существует мнение, что краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресурсов включать неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов.

Сбережения населения в виде прироста вкладов населения в коммерческих банках по своей экономической сущности являются источником финансовых ресурсов, поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия платежеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объема платных услуг) им соответствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД.

Таким образом, к финансовым ресурсам относятся средства, которые «связаны» в фондах, а также те, которые не имеют целевой направленности.

Основное место в финансовых ресурсах занимают следующие элементы стоимости: чистый доход (прибыль), налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные платежи, отчисления на социальные нужды и амортизационные отчисления.

Важным фактором роста финансовых ресурсов является повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности. С производительностью труда тесно связан другой показатель эффективности общественного производства - фондоотдача (капиталоотдача). Повышение фондоотдачи неизбежно отражается на формировании финансовых ресурсов, а именно на приросте их основного источника - чистого дохода, который увеличивается как в результате прироста объема производства продукции, так и вследствие экономии текущих затрат (прежде всего заработной платы и амортизационных отчислений). И наоборот, снижение фондоотдачи, уменьшает финансовые ресурсы.

Важный фактор - это пропорции деления валового общественного продукта на фонд возмещения материальных затрат и произведенный национальный доход. Снижение доли материальных затрат в общественном продукте - материалоемкости - способствует увеличению произведенного национального дохода - основного источника финансовых ресурсов.

На рост финансовых ресурсов влияет также материально-вещественная структура общественного производства в целом и промышленного производства в частности. Как известно, норма прибавочного продукта по товарам производственного назначения (первое подразделение общественного производства) ниже, чем по товарам и продуктам потребительского назначения - второго подразделения (включающих акцизы и обладающих более высокой рентабельностью). Кроме того, оборот потребительских товаров в воспроизводственном цикле происходит быстрее, что за определенный промежуток времени, например, отчетный год, позволит суммировать получаемые ресурсы от нескольких оборотов. Поэтому, чем выше удельный вес и темп развития второго подразделения в общественном производстве, тем больше может быть возможный объем финансовых ресурсов.

Основными источниками финансовых ресурсов в перспективе останутся денежные накопления (прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы), доходы от внешнеэкономической деятельности.

Финансовые ресурсы, имеющие временные источники, такие, как поступления от приватизации, реализации государственной собственности - по мере их исчерпывания будут уменьшаться. Будут увеличиваться финансовые ресурсы, имеющие источником специальные платежи и налоги недропользователей: роялти, бонусы.

Дальнейшее увеличение оплаты труда, фондов потребления приведут к росту величины средств населения, привлекаемых в состав финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы пребывают в постоянном движении, часть ФР высвобождаясь из оборота экономического субъекта, вновь вовлекается в кругооборот (например, трансформируясь в капитал), другая их часть высвобождаясь, отвлекается из оборота и становится источником финансового резерва данного субъекта, либо объектом перераспределения в пользу другого экономического агента (государства, др.).

Тенденции динамики объема и структуры финансовых ресурсов государства свидетельствуют о том, что существенное повышение эффективности общественного производства в результате осуществления программы перехода к рыночным отношениям приведет к ускорению темпов формирования финансовых ресурсов и улучшению их структуры направлении увеличения удельного веса тех источников, рост которых обусловлен интенсивными факторами.

4.2. Экономическое содержание и сущность финансовых ресурсов

Следует различать в понятии «финансовые ресурсы» две его стороны:

1. В практике хозяйствования под понятием «финансовые ресурсы» выступает совокупность доходов и накоплений всех денежных средств, имеющихся в распоряжении государства, предприятий и так далее в определенном периоде, то есть денежные фонды, кредитные ресурсы, резервы денежных средств. Это практический подход исходя из хозрасчетной практики хозяйствования. Действительно, денежные средства, имеющиеся на определенную дату у предприятия на его счете в банке, независимо от того, являются ли они собственными или заемными и составляют все его реальные финансовые ресурсы. Также доходы, накопления, сосредоточенные в государственном бюджете, являются ли они результатом первичного или последующего распределения созданной стоимости выступают на каждую конкретную дату как финансовые ресурсы государства.

2. Если исходить из материально-вещественной и стоимостной структуры совокупного общественного продукта (С + V + m), его распределения и места в этом процессе, то понятие финансовые ресурсы выглядит по-иному. Если исключить элемент повторного счета, то понятие «финансовые ресурсы» будет выражать часть валового общественного продукта и национального дохода в стоимостной (денежной) форме, которая концентрируется непосредственно у государства и предприятий для выполнения возложенных на них функций.

Источниками финансовых ресурсов являются все три элемента валового общественного продукта: «С», «V», «m».

Например, от элемента «С» образуются: амортизационные отчисления, оборотные средства, отчисления на воспроизводство природной среды и минерально-сырьевой базы, платежи, входящие в состав материальных затрат в себестоимости продукции предприятия. Элемент «V» является источником таких финансовых ресурсов, как государственные налоги с населения, отчисления (налоги), на социальные потребности, поступления по займам и лотереям. Элемент «m» включает чистый доход (прибыль), косвенные налоги, доходы и поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, плата за таможенные процедуры).

Часть финансовых ресурсы формируется комплексно в составе нескольких элементов общественного продукта. Так, из элементов «С» и «V», что на уровне хозяйствующих субъектов соответствует затратам на производство и реализацию продукции, работ или услуг, формируются ресурсы в виде налогов, сборов и отчислений в специальные фонды, платежи недропользователей - роялти, бонусы, налог на транспортные средства, государственная пошлина, платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и др. А такой вид как поступления от приватизации имеют источником национальное богатство, то есть накопленный национальный доход (V + m).

Определяя сущность финансовых ресурсов, на наш взгляд, целесообразно исходить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД. Этот процесс характеризуется движением товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соответствуют друг другу.

На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма выражения ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В результате их образуются различные денежные фонды, происходит их перегруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объема и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчитывается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.

Финансовые ресурсы – это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбытия основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов.

Часть денежного оборота жестко согласована с товарным обращением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами, выраженными в товарной форме (у продавца) и денежной (у покупателя). При обмене эквивалентов не возникает условий для материально-финансовой несбалансированности в обществе.

Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширенного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распределения и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежного оборота представляет собой финансовые потоки, т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хозяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.

Как было отмечено ранее, специфической особенностью финансовых потоков (в отличие от денежных) является их безэквивалентный характер. В результате этого именно финансы в процессе распределения и перераспределения ВВП порождают независимое движение денег, в чем и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансированности национального хозяйства.

Специфическое содержание финансовых ресурсов связано с тем, что они выступают

1) как фонды денежных средств аккумуляционного характера,
которые образуются в результате производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;

2) как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;

3) как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг, как источники их формирования (составляющие элементы):
амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды,
государственные внебюджетные социальные фонды, прочие
поступления;

4) как конечный финансовый результат процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала, приобретения оборудования и предметов длительного пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др.

Итак, финансовые ресурсы страны являются частью ВВП и могут быть представлены в виде суммы следующих показателей системы национальных счетов (СНС): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домашних хозяйств, кредитов, полученных от зарубежных стран.

Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части ВВП, которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы в целом. С их помощью в составе произведенного ВВП разграничивается часть, соответствующая текущим затратам потребленных в процессе производства материалов и рабочей силы, и фонд расширенного воспроизводства производственных факторов, включая рабочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного воспроизводства правомерно включать расходы общества на здравоохранение, образование, социальную политику и т.п.

Финансовые ресурсы - это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, формирующийся в результате финансирования затрат на развитие национального хозяйства и функционирование государственных учреждений, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует созданным финансовым ресурсам. Поэтому условие материально-финансовой сбалансированности может быть представлено как в форме соответствия суммы финансовых ресурсов и объема материальных благ (например, отражено в бухгалтерском балансе предприятия), так и в виде балансового равенства их поступления и расходования (составляются бюджеты доходов и расходов предприятий; сводный баланс финансовых ресурсов государства).

Следовательно, равенство поступлений и затрат финансовых ресурсов является необходимой частью общехозяйственного равновесия. Будучи внутренне необходимым элементом современной экономики, финансовые ресурсы не только характеризуют потенциал расширенного воспроизводства, но и выступают активным фактором экономической динамики.

Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отвечающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостным аспектами процесса национального производства.

Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономического развития и появляется потребность в обеспечении сбалансированности материальных и финансовых потоков.

Истоки дискуссий по поводу денежной и неденежной форме финансовых ресурсах, лежат, на наш взгляд, в определении сущности самих финансов и их границ. Как известно, одни экономисты считают, что финансовыми отношениями могут быть только денежные отношения, но нее все денежные являются финансовыми. Другие считают, что к финансам можно относить и некоторые неденежные отношения, например, бартерные.

Появление финансов, всегда дает знать о себе реальным движением денежных средств. Это движение происходит на 2-й и на 3-й стадиях воспроизводственного процесса в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости на этих стадиях различен. Что не позволяет отнести их к сфере функционирования финансов.

1. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений, принципы их формирования и их использования
2. Финансовые ресурсы коммерческих организаций: собственные, мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения, их характеристика
3. Доходы бюджетов всех уровней: их экономическое содержание, принципы формирования, состав, структура и методы мобилизации
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

министерство образования и науки российской федерации

институт менеджмента маркетинга и финансов

факультет «Экономический»

Контрольная работа

по дисциплине «Финансы»

Выполнил(а):

Студент(ка) 3 курса

Группы ФК-076

Колосова Ольга

Александровна

Проверил: Дорош Н.В.

Дата: _____

Оценка: _____

Подпись: _____

Воронеж

2009

1. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых

отношений, принципы их формирования и их использования ………… 3

2. Финансовые ресурсы коммерческих организаций: собственные, мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения, их характеристика ………………………………… 7

3. Доходы бюджетов всех уровней: их экономическое содержание, принципы формирования, состав, структура

и методы мобилизации …………………………………………………… 10

4. Список литературы …………………………………………………….. 26

1. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений, принципы их формирования и их использования.

К финансовым отношениям относятся денежные отношения, возникающие в процессе расширенного воспроизводства между:

  1. Государством и предприятиями по уплате налогов и д.р. платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета затрат предприятий;
  2. Государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  3. Между предприятиями и внебюджетными фондами при внесении стразовых взносов в эти фонды;
  4. Предприятиями и банками, при получении кредитов и уплате процентов за кредит:
  5. Предприятиями и работниками при выплате 3/Л из фонда оплаты труда и д.р. денежные отношения.

Но не все денежные отношения являются финансами. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.

В систему финансовых отношений не входят и к финансам не относятся те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен, т.е. различный товарооборот, оплату транспортных, коммунальных, зрелищных и д.р. услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения и наследования денег. Эти отношения регулируются другими отраслями права (гражданским, административным и т.д.).

Сущностные признаки финансов:

Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги - обязательное условие существования финансов. Нет денег, не может быть и финансов, т.к. последние есть общественная форма, обусловленная существованием первой.

Появление финансов, всегда дает знать о себе реальным движением денежных средств. Это движение происходит на 2-й и на 3-й стадиях воспроизводственного процесса в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости на этих стадиях различен. Что не позволяет отнести их к сфере функционирования финансов.

На 2-й стадии движение стоимости в денежной ферме осуществляется обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждение (т.е. переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца).

На 3-й стадии распределенная стоимости обменивается на товарную, т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждение стоимости здесь не происходит, на лишь меняет форму с денежной на товарную.

На 3-й стадии воспроизводственного процесса, обменные операции обслуживаются 2-я категориями – во-первых деньгами, являющимися посредниками обменных актов и во 2-х ценой, на основе которой происходит соизмерение обменивающихся стоимостей, находящихся в разных формах (денежной и товарной). Никакого другого общественного инструмента здесь больше не требуется, следовательно в обмене нет места финансов, с областью возникновения и функционирования финансов, является 2-я стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по субъектам хозяйствования и по целевому назначению внутри каждого из них.

Поэтому важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движение денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и преступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих удовлетворение социальных д.р. общественных потребностей. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Это позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении (это цена, 3/П, кредит и д.р.), ни одна из этих категорий, кроме финансов не характеризуется материальным носителем, поэтому важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Финансы являются частью экономических отношений в обществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, составляющих в совокупности финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.

Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности.

1. Принцип хозяйственной самостоятельности проявляется в том, что предприятие самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств, с целью получения прибыли. Однако государство регламентирует отдельные стороны деятельности организаций и предприятий, устанавливая налоги, нормы амортизации и т.д.

2. Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств, банковских и коммерческих кредитов.

3. Принцип материальной заинтересованности диктуется основной целью предпринимательской деятельности получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности присуща коллективам предприятий и организаций, отдельным работникам и государству в целом. Реализация этого принципа обеспечивается достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

4. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и работников. В основном используются пени, штрафы, неустойки, взимаемые за нарушение договорных обязательств, налогового законодательства и т.д.

5. Принцип обеспечения финансовых резервов связан с необходимостью формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов. Его соблюдение ведет к минимизации рисков, связанных с предпринимательской деятельностью.

Все принципы организации финансов хозяйствующих субъектов находятся в развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню развития производительных сил и производственных отношений.

Финансовые отношения предприятий охватывают:

Отношения с другими предприятиями и организациями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции, оказанию услуг и др.;

Отношения с банковской системой по расчетам за банковские услуги, при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и другие операции;

Отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию коммерческих и финансовых рисков;

Отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с

производственными и финансовыми активами;

Отношения с инвестиционными институтами (фонды, компании) по размещению инвестиций, приватизации и др.;

Отношения с филиалами и дочерними предприятиями;

Отношения с персоналом предприятия по выплате заработной платы, дивидендов и др.;

Отношения с акционерами (не членами трудового коллектива);

Отношения с налоговой службой по уплате налогов и других платежей;

Отношения с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами.

2. Финансовые ресурсы коммерческих организаций: собственные, мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения, их характеристика.

Финансовые отношения возникают в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств предприятия, т.е. его финансовых ресурсов. Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами предприятия.

Финансовые ресурсы предприятий – это денежные средства и поступления, которые находятся в распоряжении предприятий, предназначены для осуществления ими своих финансовых обязательств и осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию.

Потенциально финансовые ресурсы формируются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой на готовый продукт. Но именно потенциально, поскольку работники материальной сферы производят не финансовые ресурсы, а продукты труда в натуральной форме.

Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и из выручки от продажи товаров выделяются отдельные элементы стоимости (фонды возмещения, оплаты труда и прибыль). Не случайно прибыль, хотя и создается на стадии производства, но количественно формируется в процессе стоимостного распределения.

Финансовые ресурсы являются источником образования целевых денежных фондов предприятий (потребления, накопления и резервного).

По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на три группы:

  1. Финансовые ресурсы, образованные за счет собственных средств (прибыль от основной деятельности, от реализации выбывшего имущества, от внереализационных операций, амортизации, устойчивых пассивов, дополнительных паевых и иных взносов, эмиссионного дохода, резервных фондов и др.).
  2. Финансовые ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке (средства от выпуска и продажи собственных ценных бумаг, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, кредиты банков и займы юридических и физических лиц, доходы по операциям с иностранной валютой и драгоценными металлами и др.)
  3. Финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения, средства, поступающие от концернов, ассоциаций, бюджетные субсидии и т.п.).

    Использование финансовых ресурсов предприятий осуществляется по следующим основным направлениям:

    • Финансирование затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
    • Финансирование инвестиционной деятельности предприятия (реальные и финансовые инвестиции)
    • Платежи в бюджет и внебюджетные фонды
    • Погашение кредитов и займов
    • Финансирование благотворительной деятельности и др.

Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах и эффективное их использование во многом предопределяет финансовое благополучие предприятия, финансовую устойчивость, платежеспособности и ликвидность баланса. Размер этих ресурсов и эффективность их использования в текущем периоде и на перспективу определяется в процессе финансового планирования.

Формирование и использование финансовых ресурсов опосредуется денежными потоками (разница между всеми поступившими и выплаченными предприятием денежными средствами за конкретный период) по трем видам деятельности предприятия: текущей, инвестиционной, финансовой.