Командно-административная система. Административно-командная система Административно командная система управления экономикой

11.09.2020

Административно-командная система экономики – это концепция управления, в которой основная роль отводится распределительно-командным методам, а власть принадлежит центральным органам правления.

Характерным является централизм хозяйственной деятельности, а также идеологический метод правления, господствующая партийно-государственная бюрократия и полное отсутствие демократии.

Основные моменты

Виды экономики:

  • административно-командная;
  • традиционная;
  • рыночная;
  • смешанная.

Каждому развитому государству присущ определенный вид. Административно-командная экономика называется еще и чистой или плановой. Ее суть заключается в том, что управление происходит исключительно с помощью политических решений.

Центральные или органы местного самоуправления принимают все решения об использовании ресурсов самостоятельно. Именно они определяют, какого качества и в каком количестве нужно заказывать сырье для предприятий, какие цены ставить на ту или иную продукцию. При этом учитываются как экономико-технические факторы, так и социально-политические.

Характерные черты

Административно-командная экономика характеризуется:

  • государственной собственностью на большинство экономических ресурсов;
  • монополизацией и бюрократизмом;
  • централизованным, директивным, экономическим планированием как основой хозяйственного механизма;
  • иерархией;
  • несбалансированностью спроса и предложения, показатели которой увеличиваются с каждым годом;
  • расцветом теневой экономики, черного рынка;
  • чрезмерным ростом цен, эмиссией денег;
  • развалом общенационального рынка;
  • разгулом центробежных сил;
  • заменой товарно-денежных отношений на бартерный обмен;
  • отсутствием у потребителей права выбора товарной единицы;
  • деформацией экономических интересов (например, приоритетом торговцев становится не "продать", а "припрятать").

Преимущества

Главным плюсом этой системы является возможность исключить явную безработицу (во всяком случае, с теоретической точки зрения). Для этого разработано специальное управление ресурсами, при нем все получают работу. Благодаря этому режиму возможен тотальный контроль над расходами и желаемое распределение доходов.

Недостатки

Основные недостатки такой модели хозяйствования:

  • административно-командная экономика не способна обеспечить эффективную хозяйственную деятельность;
  • производственные монополии не внедряют новые технологии и технические новинки;
  • полностью отсутствуют необходимые материальные и человеческие резервы, которые могут понадобиться в случае нарушения баланса народного хозяйства;
  • для системы характерен низкий уровень удовлетворения потребностей;
  • риск появления скрытой безработицы;
  • дефицит ресурсов;
  • недостаточное количество предметов потребления;
  • «уравниловка».

Концепция Попова

Впервые термин «административно-командная экономика» был использован Гавриилом Харитоновичем Поповым. Он противопоставляет ее рыночной, делая акцент на том, что первая является пирамидой, в которой приказы идут сверху, а вторая ориентирована на среднее звено. Согласно его теории, это уровень директоров заводов, над которыми практически отсутствует приказное управление.

Поповым делается акцент на том, что данная система настолько централизована, что не способна в сжатые сроки ответить на целый ряд вызовов. Он убежден, что функции экономики имеют большой диапазон, но при этом их слабые места весьма открыты.

В целом экономист критикует данную теорию, говоря о том, что переход к рыночной системе – благо для человечества, потому что она больше соответствует реальным потребностям общества.

Исследователи считают публикацию статьи Попова весьма значительным вкладом не только в развитие экономики, но в исторические события СССР. Именно в ней впервые во времена перестройки была провозглашена мысль о восстановлении частной собственности.

Особенности

Административно-командная и рыночная экономика – это два разных режима, которые по-разному действуют на развитие государства и жизнь социума. Для первой основной чертой является директивное планирование. Это значит, что все организации и предприятия должны действовать в соответствии с плановыми заданиями правительственного аппарата. Центральным органам управления принадлежит вся полнота власти.

Исследователи подчеркивают, что административно-командная экономика опирается на тоталитарный или авторитарный режим. Она противоречит демократическим принципам управления и не принимает конкуренцию, свободный рынок или предпринимательство.

Плановая экономика

Управление экономикой исключительно посредствам принятия центральных решений – трудная задача.

Плановая экономика сталкивается с трудностями во время внедрения новых технологий или новинок техники. Все потому, что предприятия не имеют возможности проводить какие-либо эксперименты из-за того, что у них нет прав на это. Плановая экономика подразумевает неограниченную власть в органах управления.

Различные потребители самостоятельно решают, какие товары им покупать, а вот предприятия не имеют права голоса. Они вынуждены производить согласно государственному плану, использовать определенные технологии, закупать сырье, материалы и выполнять специальные задания.

Централизованно-плановая экономика – это концепция, которая основывается на общественной собственности, директивном руководстве и контроле над всеми сферами жизни социума.

Условия экономики таковы, что свободный рынок потребительских товаров сочетается с жестким регулированием предприятий. Это является причиной порождения проблем. Это привело к тому, что страны с плановой экономикой постепенно переходят к рыночной системе, для того чтобы позволить спросу управлять производством.

Господство государства

Административно-командная система встречается во многих странах. Основы экономики заключаются в том, что государство покровительствует крупнейшим предприятиям. Главная отличительная черта – владение всеми ресурсами: землей, недрами, полезными ископаемыми, учреждениями, народным хозяйством и, конечно, финансами. Основы экономики рынка полагаются на спрос, в этом же случае центральные органы власти решают, сколько и кому продукции выпускать.

В таких условиях неминуемо рождается монополия и бюрократия, а это, в свою очередь, значительно снижает стимул к развитию. Из позитивных моментов у административно-командной системы остается свободное медицинское обслуживание, доступ к образованию и хорошее развитие социальной сферы.

Механизм данной системы отличается рядом особенностей. Во-первых, управляет всеми предприятиями государственный аппарат, а точнее, его высшие эшелоны, это сводит на ноль самостоятельность любых хозяйственных субъектов. Во-вторых, исключаются все рыночные связи, отсутствует и классическая связь спроса с предложением, выпуск продукции контролируется центральными органами.

И наконец, в-третьих, государственным аппаратом производится любое руководство при помощи административно-командных методов, а это снижает материальный интерес к результатам труда.

Административно-командная модель экономики в мире

Каждой стране присущи разные виды экономики. Где-то ярко выражены одни, а где-то несколько синтезируют друг с другом и создают один – совершенно новый.

Бывшие социальные страны, в том числе и экономика России, относились к административно-командной системе. На сегодняшней день ею пользуется КНДР и Куба.

В этих странах происходит равномерное распределение потребительских благ, а в таких сферах, как образование или система здравоохранения, действуют элементы уравниловки (перед силой закона все равны).

Еще одна характерная черта – это узкий слой правящей государственной номенклатуры, у которого имеются привилегии в доступе к потребительским благам, например к жилью, санаториям, дефицитным продуктам и др.

Центральная власть выступает и в роли собственника такого важного ресурса, как знание. За счет этого уровень общего, профессионального и технического образования в странах с административно-командной экономической системой достаточно высок. Сюда же можно отнести и всю рабочую силу.

Экономика России

Ядро административно-командной экономики – это СССР. Система сложилась в начале 30-х годов двадцатого века. Этому явлению предшествовали два события: Октябрьская революция, годы военного коммунизма (1917-1920 гг.) и период под названием "новая экономическая политика" (1921-1928 гг.).

Функции экономики того времени сводились не только к государственному контролю за всеми сферами жизнедеятельности общества, но и к созданию производственных кооперативов. В сельском хозяйстве благодаря этому режиму образовывались колхозы.

В Российской Федерации в последние годы осуществилось немало реформ, которые напрямую связаны с разгосударствлением, переходом к рыночным отношениям, приватизацией имущества, демонополизацией. Это привело к возникновению современной системы экономики. Однако полностью перейти на новый режим сразу не удается ни одному государству. Потому в России действует синтез из элементов административно-командной системы и рыночной экономики со свободной конкуренцией.

Хозяйственной жизни присущ главным образом переходной характер. Он может затянуться на десятилетия. Окончательный вариант складывается из многих факторов. Так, современная модель рыночной экономики России зависит от:

  • соотношения политических сил в государстве;
  • характера проводимых реформ;
  • масштаба и эффективности поддержки преобразований международными сообществами;
  • исторических традиций.

Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:

По форме собственности на средства производства;

По способу координации и управления хозяйственной деятельностью.

На основе этих двух критериев все экономические системы можно подразделить на четыре вида.

Традиционная экономическая система – это система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования редких ресурсов. Она распространена в слаборазвитых странах с многоукладной экономикой и базируется на отсталой технологии, широком применении ручного труда, при этом производство ведется с применением малопроизводительных орудий труда.

В рыночной экономике часто существует большое неравенство в распределении богатства, экономическая власть децентрализована, основными экономическими субъектами выступают самостоятельные товаропроизводители и потребители материальных и нематериальных благ, функцию регулятора экономики выполняет система рынков, в поведении экономических субъектов личный интерес доминирует над общим. В капиталистической экономике фирмы производят только выгодные товары и услуги. При этом рыночная система (капиталистическая экономика) не всегда может обеспечить общество некоторыми необходимыми благами, производство которых невыгодно частному сектору. Такие блага называются общественными. Например, маяки - это пример общественной услуги.

Полярной чистому капитализму является командно-административная (централизованная, экономика), для которой характерны государственная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. При этом большая часть земли и капитала принадлежит государству, экономическая власть централизована, основным экономическим субъектом выступает государство, рынок не выполняет функцию регулятора экономики, в поведении экономических субъектов общий интерес доминирует над личным, цены на большинство товаров устанавливает правительство. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командно-административной экономики, то есть проявляются как смешанные системы.

Смешанная экономика – это экономика, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов, в обществе наряду с частной собственностью присутствует государственная собственность, экономическая система управляется и координируется не только системой рынков, но и государством. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующее административно-командное управление допускало существование рынка. В смешанной экономике (как и в рыночной системе) доходы в обществе распределяются неравномерно, но при этом государство стремится сгладить это неравенство и создать приемлемые условия жизни всем членам общества. В рамках смешанной экономической системы сложились несколько наиболее характерных моделей: американская, японская, шведская и немецкая.

Особое место в развитии человеческого общества занимает переходная экономика – экономика, которая находится в процессе изменений, перехода от одного состояния в другое как в пределах одного типа хозяйства, так и при смене одного типа хозяйства другим.

Подходы, методы, приемы, традиции поведения, преобладающие в организации и используемые как руководителями, так и их подчиненными, оказывают решающее воздействие на эффективность реализации программы конкретных действий в организации. Совокупность этих и других характерных черт и особенностей деятельности получила наименование стиль. В организации это понятие применяется к определению деятельности, как руководителей, так и всего аппарата управления, характеризуя соответствующие проявления. Стиль руководства определяет совокупность характерных черт и особенностей статуса руководства и осуществления управления, форма и мощный инструмент мотивации деятельности работника.

Руководитель, воздействуя на подчиненных, во многом определяет их оценки и отношение к работе, формирует или разрушает их уверенность в себе. Очень часто воздействие руководителя воспринимается работником не по своей сути, не тем, в чем именно оно заключается, а тем, как и в какой форме, каким образом это воздействие реализуется (с какой интонацией сказал, как при этом посмотрел). Разве не так, например, вы воспринимаете обращение к вам преподавателя или родителей?

Каждый работник, в зависимости от уровня своего интеллекта и культуры, по-разному воспринимает такие воздействия руководителя и формирует каждый свои ожидания, ориентацию, переживания к предложенной руководителем проблеме. В конечном счете, от взаимного общения руководителя и работника складывается механизм внутреннего побуждения работника к той или иной активности, а у руководителя постепенно формируется конкретный стиль деятельности менеджера в данной организации, от которого зависят результаты общей работы.

Стиль руководства во многом определяет уровень развития корпоративной культуры организации. Она отражает исторически сформировавшийся и постоянно модернизируемый свод традиций, норм, правил, процедур формальной и неформальной коммуникации организации. Корпоративная культура устанавливает, поддерживает и развивает формы внутренней коммуникации. Поэтому она становится мощнейшим инициатором совершенствования и стиля руководства самого менеджера, и стиля управления в организации, который реализуется его подчиненными.



Содержание деятельности, полномочия, ответственность и другие обстоятельства осущественно отличают деятельность руководителей от работы остального персонала аппарата управления. И, хотя, один из этих видов деятельности существенно влияет на другой, все же следлует их различать. В этом смысле, стиль управления характеризует наиболее общие, свойственные подавляющему большинству персонала особенности организации и осуществления его деятельности.

Модель соотношения стилей руководства и управления организации складывается на основе

· процесса внутрифирменного единения участников,

· солидарной ответственности перед окружающими,

· адаптации и развития межличностных отношений.

При этом устанавливаются неписанные законы, правила и нормы поведения внутри организации и в среде ее внешнего представления. С такими внутренними правилами, так или иначе, соотносят свои действия все работники компании. При этом конкретное соотношение стилей руководства и управления в сложившейся модели зависит от множества внутренних факторов и внешних условий. Это исключает возможность рекомендации и использования универсальных или лучших из них другими организациями. Потому что любая организация своеобразна и неповторима.

Проведенные в ряде крупных отечественных компаний исследования показали прямую зависимость позиционирования менеджера в организации от реального соотношения стилей руководства и управления. Стиль руководства формирует конкретные условия работы менеджера, устанавливает взаимоотношения с подчиненными, влияет на его деятельность, анализ и оценку результатов, проведение организационных изменения и развитие организации в целом. Соотношение стилей руководства и управления, складывающееся в отечественных организациях может быть представлено следующим образом:


Управления типы стилей Руководства

Рис. 3.2.3.1. Соотношение стилей руководства и управления


Стили руководства и управления, представленные на рисунке 3.2.3.1 интересно соотнести с позиционированными ранее на рисунке 3.2.2.1 типами лидерства. Данное сравнение позволяет сделать интересные выводы, так, если для «диспетчера» наиболее характерно сочетание автократического стиля руководства с командно-административными стилями руководства и управления, то для «камертона» свойственна комбинация авторитарного стиля руководства с корпоративным стилем управления.

Приведенная классификация основывается на строгом разграничении характерных черт и особенностей деятельности менеджера. В классификации используется 12 типов стилей, которые условно объединены в группы жесткого, нормального и мягкого руководства и управления. Понятно, что, как и любая другая классификация, данное разграничение достаточно субъективно.

В первой группе позиционируется три самых жестких типа стиля: диктаторский, автократический и авторитарный . При этом, если первый практически узурпирует власть в организации, то второй, опираясь на принимаемые под руководителя законодательные акты, также подчиняет всю власть одному лицу. В отличие от них авторитарный стиль основывается на исключительно высоком авторитете личности руководителя. Это далеко не одно и то же, как считают некоторые исследователи, поскольку автократ подчиняет себе все, в том числе и юридические законы, а авторитарный лидер не нуждается в этом, опираясь на высокий уровень доверия и поддержки подчиненных.


Вторая группа объединяет шесть хорошо известных и понятных по своему названию стилей: командно-административный, корпоративный, коллегиальный, демократический, сепаратный, бюрократический. Эти стили характеризуют умеренность применяемых руководителями и управленческим персоналом форм и средств. Здесь традиционно большим удельным весом выделяется командно-административный стиль руководства. Нередко под составляющей «командно» в названии этого стиля понимается только форма воздействия в виде команды. Однако такое название еще и подчеркивает и средства по осуществлению этого воздействия, когда цель достигается не только при помощи соответствующего приказа, но и согласованным действием целой команды, группы людей. Ограниченное воздействие жестких, властных качеств личности менеджера в этом стиле компенсируется отлаженной работой административной команды. Это характеризует ту хорошо знакомую по отечественному опыту ситуацию, когда «…команда профессионалов делает себе лидера».

Особо в этой группе выделяется корпоративный стиль. Он основывается на определяющем значении корпоративной культуры, духа, единения участников организации и руководителей единой идееей. Корпоративным стилем руководства эффективно пользуется часть продвинутых менеджеров, мобилизуя с его помощью скрытые ресурсы своих подчиненных, подталкивая каждого к развиию. Это достигается созданием в организации конкурентной среды, которая также характерна для корпоративного стиля руководства.

Коллегиальный и демократический стили основываются на обеспечении деятельного содержательного участия специалистов и исполнителей в процессе управления. Они формируют необходимые демократические принципы и механизмы, обеспечивают эффективность кооперации. Вместе с тем, необходимо помнить, что применение данных стилей достаточно четко может быть ограничено регламеном организации, которая обеспечивает приоритеты прав собственника и нанятого им руководителя.

Вопросы для самостоятельного анализа:

В отличие от предыдущих, сепаратный и бюрократический стили традиционно воспринимаются большинством как неизбежное «зло». Между тем, их положительные конструктивные составляющие являются не только допустимыми, но и совершенно необходимыми в тех ситуациях, когда они обеспечивают четкость взаимодействия и ответственность участников организации, ее клиентов и контрагентов. На самом деле подавляющему большинству организаций не хватает порядка и дисциплины, на обеспечение которых и ориентированы данные стили. Их вырождение и исчезновение действительно приводит к существенным потерям для организации и общества.

В целом эта группа стилей опирается и реализует административные начала руководства и управления, абсолютно необходимые любому руководителю, всем работникам, каждой организации. Важно помнить и то, что реализация на практике этих силей может принимать, в том числе, и негативные формы. Например, сепаратный стиль жестко разделяет людей, использует принцип незаменимости, в нем отсутствует единый подход и единые требования, поэтому в целом вся организация не имееет возможности маневра, приспосабливаемости в тех ситуациях, когда это требуется. А основным недостатком бюрократического стиля является уход от реальных проблем, нежелание предпринимать серьезные шаги по их решению.

Третья группа объединяет мягкие стили. Некоторые исследователи выражают серьезные сомнения, что к этой группе можно применить понятие «руководство». Они объясняют свои сомнения тем, что либералы и анархисты по сути отказываются от руководящих воздействий. Однако, у либералов и анархистов все равно сохраняется статус руководителей, а либеральные приемы, в той или иной мере, используются большинством руководителей в неизбежных ситуациях, вне зависимости от принадлежности к стилю руководства. Более того, в конкретных, пусть даже редко встречающихся, инновационных, творческих ситуациях, такие подходы применяют даже самые жесткие руководители.

Для конформистского стиля руководства характерен высокий уровень приспособляемости, готовности к соблюдению новых условий и исполнению неожиданно порученных действий. Существует традиционно негативное восприятие конформизма, но следует учесть, применительно к этому стилю, исключительную важность ресурса гибкости управления, а в отдельных случаях и руководства. Освоение и использование аппаратом управления гибкости управления во многом обеспечивает не только стабильную работу организации, но и (что особенно важно) конструктивный выход из кризисных периодов ее развития.



В конкретных условиях повседневной жизни мы вольно или невольно выбираем и реализуем собственный стиль деятельности, общения, взаимодействия, по которому нас оценивают окружающие. Именно эта оценка и формируемое ею отношение во многом определяют условия постановки и достижения каждым из нас собственных целей. Важно понимать и то, что проведение собеседования при приеме на работу или участие в конкурсе на замещение вакантного места, также во многом ориентируется на оценку проявления сложившегося у каждого из нас стиля поведения.

Контрольные вопросы ???

Плановая система (Командно-административная система)

Нерыночная система хозяйства, созданная в нашей стране и по нашей модели в ряде зарубежных стран, имеет много разных названий: «экономика дефицита», «административно-командная экономика», «нетоварный социализм» и т. д.

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И.В.Сталиным.

В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Однако в начале 90-х годов реальные итоги десятилетий “планового развития” СССР и стран Восточной Европы оказались более чем грустными. Выяснилось, что:

  • 1) подавляющее большинство производимой в этих странах продукции - низкого качества и устаревшей конструкции, а поэтому не пользуется спросом ни на внутреннем, ни на мировом рынке;
  • 2) уровень благосостояния и продолжительность жизни граждан ниже, а детская смертность выше, чем в странах, проживших XX век в рыночной экономической системе;
  • 3) технический уровень производственного сектора намного ниже, чем в странах, где достижения науки и техники не “внедрялись по плану научно-технического прогресса”;
  • 4) природа загрязнена значительно сильнее, чем в странах рыночной и смешанной экономических систем, несмотря на все “решения партии и правительства по охране окружающей среды”.

Распределение благ сопровождалось для личного пользования “в порядке очереди” или на основе талонов, которые работникам выдавало начальство “за долгий и безупречный труд”.

Характерными чертами административно-командной системы являются:

общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы (они недоступны для свободного использования и распределяются директивным путем согласно планам);

монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах;

централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма;

отсутствие конкуренции, так как планом предусматривается производство ровно такого количества продукции, которое необходимо для удовлетворения потребностей

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:

  • - непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра -- высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;
  • - государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами;
  • - государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Механизм принятия экономических планов в командно-административной системе: план принимается в высшем форуме правящей политической партии и в высшем законодательном органе страны, его освящает сращивание политических, исполнительных и законодательных структур общества и обладание одним из главных признаков тоталитаризма. После этого контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Директивное задание плана сопровождается выделением бесплатных для производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых административным центром страны. Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой цене, а, следовательно, неизбежно расточительное их использование.

Каждый индивидуум в каждой системе имеет в соответствии своей специальностью заработную плату одного уровня по всей стране. Предприятию диктуются и количество занятых, и специализация. В нерыночном хозяйстве происходит административное установление заработной платы (рис.1).

Рыночная заработная плата устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда и равна при объеме труда LЕ и точке пересечения Е. В командной экономике государство устанавливает заработную плату ниже равновесного уровня (ниже). Движение заработной платы к уровню равновесия исключительно затруднено.

Рисунок 1

Если материальные стимулы не работают, нужно принуждение к труду. Важнейшей из мер принуждения в командной системе является идеология.

Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров.

Руководящий центр является безраздельным, т.е. абсолютным собственником любой продукции, изготовленной на предприятиях Пробная экономическая практика в отсутствии конкуренции приводит именно к одному результату - производители могут работать, не взирая на качество продукции.

Производители и оптовые потребители промышленной продукции связаны экономически и административно друг с другом. Потребители лишены права выбора, они получают лишь то, что им выделено по воле центра.

Общую схему взаимодействия государства и экономики в планируемой системе можно рассмотреть на основании рис. 2.

В такой системе хозяйства, как видно из рисунка отсутствует обратная связь между потребителями и производителями.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В командной экономике предприятие действует в условиях мощного бюджетного ограничения. Во-первых, социалистическое предприятие может переложить часть своих ресурсов на потребителей - ведь в такой системе господствуют формы-монополии, или, как говорят, поставщик диктует цены. Во-вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т.д.). В-четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их возврата.

В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляется не для развития производства, а для покрытия возникающих финансовых трудностей и все это - за счет государственной казны. Использовать заемные средства при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественными» целями и критериями, на основе централизованного планирования.

Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты. В результате в странах командной системы:

  • 1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались “дефицитом”;
  • 2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как “планово-убыточные предприятия”. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;
  • 3) самой большой удачей для граждан и предприятий было “достать” какой-то импортный товар или оборудование.

Всё это может привести к тому, что производство приобретает автономный характер, не обеспечивает удовлетворение общественных потребностей, тормозится технический прогресс и наступает застой в экономике.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

Тема 4. Типология экономических систем и тип российской экономики

Можно выделить четыре основных типа хозяйственных систем:

· традиционная экономика (присуща так называемым "развивающимся" странам - Афганистан, Бангладеш, Пакистан),;

· командно-административная экономика (в настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам)

· рыночная экономика (в чистом виде не имеет реальных примеров);

· смешанная экономика (Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т. д).

Типы экономических систем различаются по следующим основным параметрам:

· Преобладающая форма собственности: частная или государственная;

· Роль государства в экономике

· Главенство интересов общества или определенного социаль­ного слоя,

· Степень экономической свободы выбора субъектов экономики;

· Основа принятия решений «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить

· Главный мотив экономической деятельности

Традиционная многоукладная экономика.

Она называется традиционной потому, что главные проблемы экономики – «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить решается на основе традиций и обычаев. На них же основывается и распределение ресурсов и материальных благ

Преобладающей формой собственности является коллективная (земля и капитал – основные факторы производства - принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании). Такая экономика может быть основана на государственной собственности (например, экономики древнего Китая, Египта).

Главным мотивом к производству является удовлетворение общественных потребностей.

В производстве доминируют экстенсивные трудоемкие технологии, используются простейшие орудия труда. Темпы роста экономики низки или отсутствуют совсем. Экономика многоукладная. Сегодня включает такие основные сегменты, как:

· натурально-общинное производство (оно занимает ведущие позиции),

· мелкотоварное производство крестьянских и ремес­ленных домохозяйств,

· производство на основе иностранного капитала.

Экономика вторична, встроена в систему социальных отношений, является их стороной. Т.е экономические цели поведения субъектов вторичны по отношению к социальным целям (статус, уважение и т.д).

Отсюда важность социальных связей и институтов в организации экономической деятельности. Сохраняется главенство интересов родоплеменных общин или кланов.

Роль государства в такой экономике огромна. Без него невозможно обеспечение единой стратегии развития страны как единого целого. Ремес­ленники, крестьяне, вожди племен не имеют для этого ресурсов, ино­странный капитал - интереса. Их цели разноплановы и трудно сводимы к какой-либо общей основе.

В царской России традиционная экономическая система была преобладающей вплоть до середины 19 века. Для нее были характерны:

· труд крепостных крестьян и рабочих, которые тоже были крепостными,

· общинное земледелие,

· натуральное хозяйство и промысловая деятельность крестьян

· наличие ремесленного и мелкотоварного производства.

Традиционная система играла существенную роль до начала 20 века. Только в конце 19 века стали получать распространение элементы рыночной системы, во многом под влиянием Столыпинских реформ.

Сегодня традиционная экономика присутствует в РФ фрагментарно (народы севера, частично личное подсобное хозяйство, производство продуктов нац. творчества и т.п.). Около 45% сельского и лесного х-ва, 10% рыболовства и рыбоводства, 7% строительства, 15% торговли, ремонта транспортных средств и бытовой техники, 27% гостиниц и ресторанов – продукция домашних хозяйств, производство которой во многом носит традиционный характер.

Командно-административная система

Данная система достаточно эффективна на исторически коротких отрезках времени при решении задач ускоренного догоняющего экономического развития и необходи­мости концентрации крайне ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях.

Специфика такой системы:

· экономика базируется на господстве общественной (государственной) собственности на практически все экономические ресурсы (обычно кроме трудового фактора).

· использование ресурсов контролируется государством посредством административных механизмов.

· «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить решает государство. Выбор принимает форму централизованно планирования и базируется на приоритете общественных интересов, которые формулирует властная группа

· план регламентирует основные параметры производства и связи и является законом

· выполнение плана является главным мотивом поведения. Экономия же ресурсов и рост их отдачи как основополагающий мотив экономического поведения отходит на второй план

По мере роста объема и динамично изменяющейся структуры производства эффективность системы снижается. Ошибки централизованного планирования становятся все более существенными. Возникают хронические проблемы, в числе которых:

· проблема дефицита всех видов ресурсов и большинства производимых благ

· проблема диспропорциональности экономики

· проблема экономической власти товаропроизводителя, а не потребителя, что подавляет заинтересованность в инновациях, в росте эффективности и в производстве качественных продуктов.

· проблема отвлечения ресурсов ввиду того, что предприятия вынуждены создавать сверхнормативные за­пасы ресурсов для исправления ошибок при планировании распределения ресурсов и на случай нарушения условий запланированных их поставок.

В России командно-административная система доминировала в ХХ веке почти 70 лет. На последних этапах ее существования произошло полное размывание института общественной собственности. Центральный управленческий аппарат перестал даже приблизительно правильно определять общественные интересы, подменив их на ведомственные.

Управляющий аппарат на более низких уровнях стал считать общественную собственность ничьей, бесхозной и постарался создать механизм личного присвоения результатов ее применения.

Рыночная экономика

Она предполагает:

· преобладание частной собственности;

· главенство личных интересов (отождествляемых с максимизацией личной полезности) как мотива поведения;

· личная экономическая свобода выбора;

· конкуренция как основной механизм координации (определения цен на блага и факторы производства) и поддержания пропорций.

Наиболее эффективно механизм рыночного саморегулирования про­является на микроуровне экономики. Здесь ры­ночные приоритеты и индивидуальный стимул товаропроизводителя практически совпадают.

Достаточно эффективное рыночное регулирование экономических процессов на макроуровне возможно лишь при определенных условиях:

· наличия развитой конку­ренции между товаропроизводителями;

· невысоких темпах роста и сохранении значительной инерционности сложившегося соотноше­ния спроса и предложения;

· несложной отраслевой структуры экономики;

В этих условиях уровень цен и их колебание служат надежным индикатором об­щественных потребностей и обеспечивают саморегуляцию системы.

По мере роста экономики, усложнения ее структуры и связей, роста неопределенности эти условия становятся все менее реальными. В результате эффективность механиз­ма рыночного саморегулирования постепенно снижается. Именно поэтому рыночная экономика свободной конкуренции, сложившаяся к концу 18-го века, в конце 19-го века сходит со сцены. Развитие свободного рынка приводит к его качественной деформации. Обусловленные этим развитием процессы концентрации производства и капитала ведут к постепенному ограничению конкуренции и возникновению рыночной власти. На этой почве происходит перерастание экономики свободной конкуренции в развитую рыночную экономику.

В конце 19 начале 20 веков это породило следующую ситуацию:

· ведущие секторы экономики оказались монополизированными крупными товаропроизводителями.

· в экономике сформировались монопольный и конкурентный сектор

· значительная часть производственных процессов переросла рамки клас­сической частой собственности.

Возникло противоречие между новым состоянием экономики и рыночным механизмом саморегулирования, присущим экономике свободной конкуренции. Развитие этого противоречия привело к кризису и депрессии 1929 – 1933 годов и сделало очевидной необходимость вмешательства госу­дарства на макроуровне экономики в процессы ее регулирования.

Эта необходимость также обусловливалась и тем, что экономика совершенной конкуренции продемонстрировала неспособность решать важнейшие социаль­но-экономические проблемы общества:

· обеспечение социальных га­рантий населению;

· обеспечение социального равенства и социальной стабильности;

· определение перспективных направлений технического развития и структурной политики;

· охрана и защита окружающей среды и др.

Смешанная экономика

Представленные выше типы экономических систем сегодня не встречаются в чистом виде. Характеристики реальных экономик развитых стран расположены где-то между рыночным и командно-административным типами систем. Экономики развивающихся стран часто включают также отдельные элементы традиционного типа.

Если национальная экономическая система основывается на комбинации рыночных и административно-командных основ, то она относится к смешанному типу.

Формирование экономик смешанного типа связано активным вмешательством го­сударства в процесс регу­лирования национальной экономики, которое позволило восстановить работоспособность рыночного механизма.

Смешанная экономика представляет сочетание:

· частного и государственного секторов экономики. При этом сосу­ществование различные форм собственности имеет место в условиях преобладания частной соб­ственности

· рынка и государственного регулирования, Четко разграничиваются сферы действия механизма рыночного регулирования и механизма государственного регулирования макроэко­номических процессов.

· капиталистических тенденций и социализации жизни. Общественные интересы, прежде всего социальные их аспекты, становятся элементами целевой функции смешанной экономики, и частный бизнес вовлекается в решение этих задач.

Роль государства в смешанной экономике состоит в поддержании устойчивого экономического роста как базы повышения благосостояния и достижения полной занятости. Решение этой задачи требует от государства действий по следующим направлениям:

1. Создание благоприятных условий свободного функционирования рыночного механизма. Это включает:

· поддержку конкуренции,

· выработку «правил игры» и контроль их соблюдения

· организацию денежного обращения, обеспечение его устойчивости

· выработку экономической политики как основы долгосрочных ожиданий хозяйствующих субъектов.

2. Поддержку предприятий, принадлежащих государству.

3. Инвестирование в сферы производства общественных благ (образование, науку, культуру и т.д.)

4. Перераспределение ресурсов и доходов, необходимое для стимулирования экономики, предотвращения безработицы и кризисов, решения социальных задач

5. Поддержание внешнеэкономического равновесия.

Универсальной модели смешанной экономики не существует. В мире реализуется несколько ее вариантов. Наиболее известны американская, шведская, немецкая и японская модели.

Американская модель смешанной экономики.

Она отражает либеральный подход и реализует преимущественно рыночный механизм саморегулирования экономики. Имеет место незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства товаров и услуг. Это предполагает низкую долю государственной собственности. Вмешательство государства нацелено в основном на макроэкономическое регулирование денежно-кредитными и налогово-бюджетными средствами. На микроуровне оно связано с недопущением монополизма, стимулированием передовых технологий, всемерное поощрение предпринимательской активности.

Модель основана на массовой ориентации на достижение личного успеха. Она не ориентирована на достижение социального равенства. Однако построена так, что обогащение наиболее активной части населения сопровождается созданием приемлемого уровня жизни малообеспеченным группам.

Главные достоинства этой модели состоят в большой гибкости экономического механизма за счет быстрой реакцией на меняющуюся конъюнктуру; в высокой степени предпринимательской активности и ограниченных возможностях особо заинтересованных групп влиять на значимые для экономики политические решения.

После Второй мировой войны в Германии и Швеции получила распространение идея социально-ориентированной рыночной экономики. Основополагающим ее принципом является единство рынка и государства, предполагающее активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства, заметный удельный вес государственной собствен­ности в валовом национальном продукте и сильную систему социального обеспечения;

Германская модель смешанной экономики

Соответствует концепции социальной рыночной экономики, предполагающей активное вмешательство государ­ства в экономику. Задача государства состоит в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Государ­ство призвано создавать условия для реализа­ции индивидуальной инициативы, обеспечивающие равенство прав и стартовых возможностей. Эти условия включают систему права и систему мер по поддержанию конкурентной среды.

Для германской модели характерны такие направления вмешательства государства в экономику,как:

Поддержание макроэкономической стабильности с помощью антициклического регулирования.

Проведение структурной политики.

Актив­ная государственная защита и поощрение конкуренции.

Стимулирование государством научно-технических, технологических и организационных инноваций, а также активное финансировании науки и исследований

Государство также активно (прямо или косвенно) включается в решение социальных проблем. В этом плане для германской модели характерны:

Обеспечение социального равенства путем энергичной социальной политики государства и его прямого участия в предоставлении социальных благ

Совместное определение уровня заработной платы и условий труда организациями работодателей и наемных работников.

Для германской экономики присущи определенные институционоальные особенности. В частности – это особенности механизма принятия решений на микроуровне, обусловленные структурой прав собственности в сфере бизнеса. В этом плане можно отметить значительную роль банков в экономике в качестве крупных акционеров компаний, активно участвующих в принятии бизнес решений. Кроме того, характер систем управления компаний таков, что все участники бизнес-процесса (акционеры, управляющие, наемные работники, арендаторы, поставщики и потребители) оказывают прямое влияние на принятие решений через такие органы, как наблюдательный и производственные советы.

Шведская модель смешанной экономики

Шведская модель так же, как и германская, предполагает активное участие государства в экономике. Однако она отличается от германской более сильной социальной политикой сокращения имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Это обусловлено тем, что основными целями модели являются полная занятость и выравнивание доходов. Для Швеции, при незначительной доле государственной собственности на основные фонды, характерна крайне высокая доля государственных расходов в ВВП (более 50% ВВП), более ½ которых направляется на социальные нужды.

Активная политика государства нацелена, прежде всего, на обеспечение высокого растущего уровня жизни населения. Однако оно не принимает широкого прямого участия в решении этой задачи. Производство ВВП в определяющей мере обеспечивается частными предприятиями, действующими на конкурентной рыночной основе. При этом государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия.

Вмешательство государства направлено, в основном на:

· минимизацию социальных издержек рыночной экономики посредством политики перераспределения доходов и создания централизованных механизмов заключения коллективных договоров о заработной плате с участием организаций профсоюзов и предпринимателей

· формирование инфраструктуры

· организацию НИОКР.

Японская модель.

Японская модель легла в основу формирования восточно-азиатской модели, используемой рядом стран этого региона. С помощью этой модели всем этим странам удалось обеспечить ускоренный переход из состояния слаборазвитых в группу новых индустриальных государств.

Специфичной чертой модели является тесное сотрудничество между частным бизнесом и правительством в решение общих экономических проблем.

Для бизнеса в японской модели характерна опора на традиционные устои своеобразного коллективизма, философии групповых целей и устремлений. Это определило появ­ление специфической формы организации бизнеса – «кэйрэцу» – горизонтальных объедине­ний компаний, охватывающих разные сферы экономики. Отношениям в них присущи атмосфера доверия и отношения сотрудничества.

Это создает достоверные ожидания и существенно снижает уровень неопределенности ведения бизнеса.

Для государства в японской модели характерны:

· Стабильность аппарата чиновников, обеспечивающая преемственность экономической политики независимо от смены правительств.

· Ясность и стабильность макроэкономической политики как условия формирования ожиданий (особенно инвесторов)

· Высокая степень участия государства в определении путей развития экономики. Оно доведено до уровня применения государственного индикативного планирования. Предполагающего формирование системы планов (план экономического и социального развития, план развития и использования земель, рационального размещения производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные программы, региональные планы).

· Развитая институциональная функция в форме разработки многочисленных правил для бизнеса, учитывающих позиции отраслевых ассоциаций бизнесменов.

· Активное экономическое регулирование, опирающееся на использование налоговых и кредитно-финансовых механизмов

Деятельность государства направлена на формирование конкурентоспособной экспортоориентированной экономики (ввиду узости внутреннего рынка). Это проявляется в прямой поддержке развития экспортных отраслей (специальные налоговые льготы, финансирование по ставкам ниже рыночных, дешевые кредиты для развития производства сырья и комплектующих, жестком регулировании финансовых рынков в целях направления ограниченных кредитных ресурсов в целевые отрасли и капиталоемкие производства). Правительство совместно с бизнесом непосредственно участвует в организации и финансировании НИОКР.

Обратной стороной направлености активности государства на формирование конкурентоспособной экспортоориентированной экономики, является мягкость отношения к вопросам монополизации. Она проявляется в мягкости антимонопольного законодательства, в поощрении развития крупного конкурентоспособного бизнеса, в поддержке роста специализации и кооперации компаний (что делает японские корпорации в крупных игроков на глобальном рынке). С целью снижения негативных последствий развития монополистических тенденций официальна организация картелей как механизма защиты интересов мелких и средних компаний и обеспечения необходимого уровня. Имеет место поощрение перекрестного владения компаниями акциями друг друга для их защиты от давления крупных игроков рынков капитала.