Платежное поручение - поле 101 отведено в нем для кода, соответствующего статусу плательщика. Оно не вызывает нареканий со стороны получателей платежа при оформлении этого документа с соблюдением всех правил. При верно указанном статусе плательщика налоги и взносы зачисляются вовремя, и оснований для начисления штрафных санкций не возникает.
Документ для безналичных расчетов с бюджетом и прочими контрагентами имеет свои правила заполнения. Каждая его ячейка (поле) оформляется согласно действующим нормативам в зависимости от категории платежа, владельца расчетного счета и непосредственно получателя денежных средств. Основные моменты прописаны в положении Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П.
Подробнее о процедуре оформления платежного документа читайте в статье .
Поле 101 отведено для закодированного 2-значного обозначения статуса плательщика - отправителя денежных средств. Им может выступать организация, индивидуальный предприниматель , адвокат, глава крестьянского хозяйства, иное физическое лицо. Также заполненное поле призвано обозначать налогового агента , участника внешнеэкономических операций.
Например, при уплате страховых взносов в данном поле можно указать краткое наименование внебюджетного фонда (ФСС, ФФОМС или ПФР) и организации.
Если перечисляется налог, укажите наименование налога и за какой период производится уплата. Например: «Уплата НДС за I квартал 2017 года», «Уплата налога на прибыль за I квартал 2017 года».
При этом общее количество знаков в поле «Назначение платежа» не должно превышать 210 символов (приложение 11 к положению, утвержденному Банком России от 19 июня 2012 г. № 383-П).
К сведению
При перечислении страховых взносов за текущие периоды в поле «Назначение платежа» обязательно указывайте месяц, за который взносы уплачиваются. Иначе, если у организации есть просроченная задолженность, налоговая направит поступившие средства на погашение этой недоимки.
Если платежное поручение на перечисление страховых взносов не позволяет определить назначение платежа и период, за который производится уплата, то в первую очередь фонд зачислит взносы в счет погашения задолженности, сформировавшейся ранее. И только после этого оставшаяся часть суммы будет засчитана в счет текущих платежей.
Индивидуальные Предприниматели (ИП) в платежке, новых платежных поручениях 2014 будут также указывать адрес своей регистрации или места жительства, заключенный в символы «//».
В поле 8 платежки предприниматель заполняет фамилию, имя, отчество и в скобках - "ИП", а также адрес регистрации по месту жительства или адрес по месту пребывания (если нет места жительства). До и после информации об адресе надо поставить знак "//".
Пример: Петров Иван Петрович (ИП) //г.Москва, Петровка 38, каб.35//
Ставьте КПП и ОКТМО того обособленного подразделения , за работников которого компания перечисляет НДФЛ
Письмом Федерального казначейства время с 01.01.2014 по 31.03.2014 назначено переходным периодом, в течение которого указывать УИН можно, но не обязательно. С 1 апреля 2014 порядок указания идентификаторов будет обязательным.
Количество символов в полях 8 и 16: «плательщик» и «получатель» не должно быть больше 160.
Правила оформление всех других платежей, кроме налогов, взносов и оплаты муниципальных и государственных услуг, остаются прежними.
Налогоплательщик, узнавший, что из-за ошибки, допущенной в платежном поручении, налог не отражен на лицевом счете, должен совершить определенные действия. О них читайте тему " ".
Примечание: Открыт раздел с для организаций и ИП по всем налогам и сборам. Заходите в любое время. Скачивайте заполненные примеры платежек 2017.
При заполнении платежных документов на уплату налогов, сборов в бюджетную систему г. Москвы необходимо указывать следующие реквизиты.
Платежное поручение - поле 101 - служит для отражения статуса лица, совершающего платеж, связанный с уплатой налогов. Этот небольшой, но важный реквизит помогает корректно провести операцию зачисления налогов в бюджет и взносов во внебюджетные фонды в строгом соответствии с требованиями закона.
Бланки платежных поручений для осуществления денежных расчетов содержат специфический набор реквизитов, к заполнению которых предъявляются установленные законом требования. При этом значение имеют назначение перевода, правовой статус плательщика и получателя, номера участвующих в операции счетов. Для четкого соблюдения всех правил при оформлении поручений нужно руководствоваться положением Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П. Оно содержит весь перечень условий, которых нужно придерживаться для своевременного проведения всего набора расчетных операций.
Для быстрой идентификации правового положения отправителя денежных средств применяется реквизит в поле 101 платежного поручения, заносящийся в него в формате 2-значного шифра. Отправителем может быть акционерное общество , общество с ограниченной ответственностью, индивидуальный предприниматель, нотариус или адвокат, частное лицо и т. д. Возможно указание в качестве плательщика посредника или партнера по экспортно-импортным операциям. В зависимости от указанной категории переведенные финансовые ресурсы попадают на разные счета в казначействе.
Требования к занесению кода в ячейку 101 поручения изложены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107Н. Наиболее типичными, актуальными для применения цифровыми шифрами при этом будут следующие:
Обязанность внесения данных в поле 101 зависит от конкретных условий осуществления платежа, вида уплачиваемого налога или взноса и от наличия соответствующих данных. Связано это с тем, что цифры, указанные в нем, применяются в непосредственной увязке с последующими полями 102–110, которые позволяют идентифицировать счета лица, получающего денежные средства (другого партнера). Пропуск или прочерк в строке 101 оставлять нельзя. При невозможности внесения данных в связи с отсутствием необходимой информации в поле проставляется 0. Это избавит от возможных проблем с проверяющими в будущем.
Дополнительные разъяснения по порядку оформления указанного реквизита в 2015 году издал ПФР. В частности, по мнению специалистов фонда, при переводе средств на счета социальных фондов в качестве статуса плательщика следует указывать шифр 08, независимо от того, юридическое это лицо или индивидуальный предприниматель. Если ту же расчетную операцию самостоятельно проводят физические лица, им следует применять код 24, актуально это и в случае уплаты налогов.
Это очень важные статусы, отсутствие которых может повлечь за собой достаточно серьезные негативные последствия для компаний.
Для банковских учреждений и их подразделений, а также посредников, осуществляющих переводы от частных лиц, применяются цифровые обозначения 15 и 20.
Код 13 указывают все граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью и не выступающие от лица какой-либо организации, но периодически получающие дополнительный доход и платящие с него налог либо исполняющие свои обязанности в силу закона.
Ситуация 1:
Что нужно проставить в поле 101 при переводе НДФЛ?
Применение числового обозначения 01 в данном случае некорректно, поскольку компания вносит платеж за своих сотрудников в качестве налогового агента и нужно применить код 02. Если в роли отправителя налога с заработной платы выступает ИП, нужно применить код 09. Нотариусу придется вписать 10, а частному юристу - 11. Частные лица по разовым поступлениям доходов применяют код 13.
Ситуация 2:
Что нужно внести в строку 101 платежного поручения при переводе земельного налога?
В данной ситуации ключевое значение имеет правовое положение собственника земли. Юридические лица должны ставить значение 01. ИП, для которых земля является средством производства в их основной деятельности и приносит им основную часть дохода, - 09. Если участок не применяется для извлечения дохода либо принадлежит простому гражданину, нужно ставить код 13.
Ошибки в кодовом обозначении статуса приводят к неправильному выбору лицевого счета для зачисления налогов и, соответственно, к штрафным санкциям и спорам с проверяющими. Чаще всего проблемы возникают при перечислении НДФЛ за сотрудников с шифром 01. В этом случае компания выступает в качестве агента, поэтому правильнее применить код 02, чтобы избежать претензий со стороны инспекторов.
По той же самой причине нельзя указывать в поле 101 значение 01 при переводе НДС по аренде за госучреждения, выступая в качестве посредника.
В случае неверного указания данных в платежном поручении при перечислении налогов возможно применение к плательщику штрафных санкций за просрочку оплаты. Налоговый кодекс четко устанавливает ситуации, когда ошибки в документах на перевод средств по налогам приводят к тому, что обязательства налогоплательщика считаются неисполненными. К ним относятся:
Все иные возможные неточности в заполнении бланка платежного поручения нельзя считать основанием для применения налоговой ответственности . В этом случае достаточно связаться с налоговыми органами с целью предоставления верных данных о назначении и реквизитах платежей.
Практика судебных разбирательств также доказывает правильность подобных рассуждений, поскольку имеющиеся решения на стороне налогоплательщика. Например, постановление ФАС Московского округа от 07.08.2009 № КА-А41/7564-09 по рассматриваемому делу № А41-10152/08.
В то же время проверяющие органы дают порой достаточно противоречивые комментарии относительно описываемого реквизита. При этом анализ правоприменительной практики показывает, что неуказание некоторых кодов может иметь серьезные последствия и породить судебные разбирательства. А например, отсутствие шифров 01 или 09, скорее всего, не будет иметь для компании катастрофических последствий.
Своевременное проведение сверок взаиморасчетов как с налоговыми органами, так и социальными фондами позволит вовремя исправить допущенные ошибки, внести соответствующие коррективы в документы по оплате и своевременно заплатить налоги. Таким образом удастся устранить возможное недопонимание со стороны контролирующих органов, избежать несвоевременной оплаты и дополнительных финансовых потерь.
Хотя в ряде писем контролирующих органов и указывается на важность заполнения реквизита в строке 101, тем не менее имеющиеся судебные решения показывают, что он не оказывает решающего влияния на своевременное зачисление налогов и страховых взносов. Информация по данному вопросу противоречива: некоторые госструктуры высказывают достаточно лояльную точку зрения, а допустим, Пенсионный фонд или Центробанк, напротив, настаивают на важности заполнения этого реквизита. В любом случае оставлять это поле пустым не следует и при невозможности подобрать нужный статус лучше поставить в нем 0.
Финансовые и банковские документы требуют особой точности в оформлении. Ошибка при заполнении статуса плательщика в платежном поручении приведет к временной блокировке оплаты до выяснения статуса. Неверно указанный код повлечет наложение штрафа при налоговой проверке. Как правильно оформить этот документ, далее в нашей статье.
Документ используется плательщиком для банковского перечисления денег за:
Перечисления могут осуществляться в пределах одного банка или на счета других банковских учреждений. Банк принимает платежное поручение, оплата проводится при наличии денег на расчетном счете. Если их недостаточно – операционист проводит оплату частично с пометкой об этом на платежном поручении. При полном отсутствии средств на счету платежное поручение возвращается плательщику.
Особенности заполнения платежного поручения по форме 0401060:
Документ банк принимает при наличии подписи и печати плательщика ИП.
Платежное поручение ИП заполняется строго по правилам. Ошибка в нем приводит к уплате не по тем счетам, а в данном случае это государственные бюджеты. В результате платежное поручение приобретает статус выяснения. Ранее банки не принимали в работу документы с обезличенным статусом. Налоговая служба проводит определение статуса, после чего проводится оплата. Участие в этом плательщика ИП, предоставление им дополнительных бумаг не требуется. При этом в банковскую карточку предпринимателя (ИП) вносится и закрепляется статус.
Платежное поручение - поле 101 отведено в нем для кода, соответствующего статусу плательщика. Оно не вызывает нареканий со стороны получателей платежа при оформлении этого документа с соблюдением всех правил. При верно указанном статусе плательщика налоги и взносы зачисляются вовремя, и оснований для начисления штрафных санкций не возникает.
Документ для безналичных расчетов с бюджетом и прочими контрагентами имеет свои правила заполнения. Каждая его ячейка (поле) оформляется согласно действующим нормативам в зависимости от категории платежа, владельца расчетного счета и непосредственно получателя денежных средств. Основные моменты прописаны в положении Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П.
Подробнее о процедуре оформления платежного документа читайте в статье «Как заполнить платежное поручение в 2018 году ― образец?» .
Поле 101 отведено для закодированного 2-значного обозначения статуса плательщика — отправителя денежных средств. Им может выступать организация, индивидуальный предприниматель, адвокат, глава крестьянского хозяйства, иное физическое лицо. Также заполненное поле призвано обозначать налогового агента, участника внешнеэкономических операций.
Полученные денежные средства заносятся на разные лицевые счета в зависимости от статуса плательщика.
Правила заполнения статуса плательщика в поле 101 содержатся в приложении 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
О том, какие проблемы с выбором статуса имели место при оформлении платежей по страховым взносам в 2018 году, читайте в материале «Основные статусы плательщика в платежном поручении ― 2018» .
Основными действующими реквизитами можно считать следующие коды:
Поле 101 платежного поручения в 2018 году подлежит заполнению не в каждом случае перечисления денежных средств. Наличие статуса плательщика указывает на получателя платежа как субъекта, на счетах которого аккумулируются налоги, взносы и прочие поступления. Банки в таких случаях обязаны проследить, чтобы последующие ячейки 102-110 также были заполнены. При отсутствии необходимых данных проставляется 0. Наличие пустого поля не допускается. Исключением здесь является поле 110, которое можно не заполнять вообще.
Коды 15 и 20 используют кредитные организации или их филиалы, платежные агенты, которые переводят денежные средства за физических лиц на основании общего реестра или по каждому в отдельности.
Код 24 указывают физлица, осуществляющие выплаты страховых взносов или иных платежей в бюджет.
Таким образом, если субъект предпринимательской деятельности перечисляет в ФСС страховые взносы на травматизм за своих наемных работников, статус плательщика указывается с кодом 08 независимо от того, является он организацией или ИП.
Пример 1
Какой код следует прописать в поле 101 при перечислении НДФЛ? Использовать статус 01, указывающий на плательщика — юридическое лицо, неверно. В этом случае при перечислении денежных средств налоговыми агентами за своих работников необходимо проставить 02. Уплачивающие налог на доходы предприниматели используют значение кода 09. Перечисляющие НДФЛ нотариусы ― код 10, адвокаты ― код 11. Прочие физические лица, которые уплачивают налог, образовавшийся в результате оказания разовых услуг, проставляют в поле статуса код 13.
Пример 2
Какой статус плательщика проставляется при оплате земельного налога?
Поле 101 заполняется в зависимости от владельца земельного участка. Для организаций статус плательщика равен 01. Предприниматели, использующие участки в своей деятельности, связанной с получением прибыли, проставляют код 09. Налог на землю в случаях, когда владельцами являются прочие физические лица, уплачивается с кодом 13.
С ноября 2016 года в силу вступило правило о том, что уплата налога возможна третьим лицом. Заполнение платежного документа в этом случае имеет свои особенности.
Подробнее об оформлении документа на оплату налога третьим лицом читайте в материалах:
Неверно указанный код статуса плательщика приводит к возможной недоимке по налогам и взносам, начислению пеней, штрафов, разногласиям с контролирующими органами.
Самой распространенной ошибкой в использовании статуса плательщика можно считать перечисление НДФЛ за наемных работников с указанием в поле 101 кода 01 — как организации. Это неверно, так как в данном случае субъект выступает в качестве налогового агента. Правильным будет статус плательщика с кодом 02. То же самое касается и случаев перечисления НДС при аренде за муниципальные учреждения, когда организация выступает в качестве налогового агента.
Примеры указания статуса плательщика см. в материале «Верно указываем статус в платежных поручениях в 2018 году» .
Неверно заполненное платежное поручение с указанием ошибочных реквизитов может повлечь за собой ответственность за несвоевременное совершение платежа. В подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ приводятся примеры, в каких случаях ошибки в платежных документах не позволяют считать обязанность налогоплательщика по самостоятельному исчислению платежей исполненной:
Прочие случаи ошибочного заполнения платежек не являются основанием для отказа в зачислении платежей. Субъект предпринимательской деятельности в таких случаях вправе обратиться в налоговую инспекцию для уточнения платежей.
Судебная практика также свидетельствует о том, что решение в подобных ситуациях, скорее всего, будет вынесено в пользу налогоплательщика (постановление ФАС Московского округа от 07.08.2009 № КА-А41/7564-09 по рассматриваемому делу № А-41-10152/08).
Периодически проводимая сверка с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами позволит выявить возможные ошибки при составлении платежных документов, вовремя зачесть требуемые суммы и избежать дальнейших конфликтов и недоразумений с проверяющими относительно образовавшейся суммы недоимки.
вопросы-ответы страхованиеВопрос:
Буду благодарна, если объясните заполнение в платёжном поручении реквизита - поле 101. Была в налоговой и платёжки по страховым взносам во внебюджетные фонды не пришли и объяснили, что возможно неправильно заполнено поле 101. Как правильно заполнить? Я ИП и имею работников.
Ответ:
Согласно принятому 24 июля 2009 года Федеральному закону № 212-ФЗ с 1 января 2010 года в России упразднён единый социальный налог, а вместо него вводятся страховые взносы во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования.
И по каждому виду платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования оформляются отдельные платёжные поручения.
Недопонимание правил заполнения платёжных поручений (документов) иногда действительно приводит налогоплательщика к ошибкам в заполнении поля 101 “Статус плательщика ” при уплате страховых взносов во внебюджетные фонды. Ваша задача - правильно определить свой статус плательщика по перечислениям. Приведу пояснение и пример - которые, надеюсь, вам помогут определиться.
Статус плательщика с 2014 года расписан в Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. В поле 101 платёжного поручения указывается двузначный показатель статуса налогоплательщика и этот показатель теперь может принимать значения от 01 до 26 .
Все плательщики страховых взносов уплачивают страховые взносы на коды бюджетной классификации , администратором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации и в поле 101 платёжного поручения указывается статус лица, оформившего расчётный документ, так:
В поле 101 указывается одно из следующих значений налогоплательщика (плательщика сборов) :
- 09 - индивидуальный предприниматель;
- 10 - нотариус, занимающийся частной практикой;
- 11 - адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
- 12 - глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
- 14 - плательщик, производящий выплаты физическим лицам.
Для сведения :
При платежах в бюджетную систему РФ поле 101 заполняется: - в платёжных поручениях, инкассовых поручениях и платёжных ордерах. А ниже показано, где находится в платежном поручение 101 поле:
Поле 101
Весь перечень статусов лиц оформляющих платёжные документы, т.е. статусы плательщиков, которые действуют согласно Приказа Министерства финансов РФ от 12.11.2013 N 107н (в ред. Приказа Минфина России от 23.09.2015 N 148н) с 1 января 2014 года вы можете посмотреть ниже:
Код | Статус налогоплательщика (плательщика сборов) |
---|---|
01 | Юридическое лицо - налогоплательщик (плательщик сборов) |
02 | Налоговый агент |
03 | Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
04 | Налоговый орган |
05 | Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы ((в ред. Приказа Минфина России от 23.09.2015 N 148н) |
06 | Участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо |
07 | Таможенный орган |
08 | Плательщик - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (в ред. Приказа Минфина России от 23.09.2015 N 148н) |
09 | Налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель |
10 | Налогоплательщик (плательщик сборов) - нотариус, занимающийся частной практикой |
11 | Налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет |
12 | Налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства |
13 | Налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - клиент банка (владелец счета) |
14 | Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам |
15 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платёжное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков - физических лиц |
16 | Участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо |
17 | Участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель |
18 | Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей |
19 | Организации и их филиалы (далее - организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счёт погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке |
20 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
21 | Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков. |
22 | Участник консолидированной группы налогоплательщиков. |
23 | Органы контроля за уплатой страховых взносов. |
24 | Плательщик - физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
25 | Банки - гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции. |
26 | Учредители (участники) должника, собственники имущества должника - унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. |
Статусы плательщика в платежном поручении в 2018 году уточнены в части страховых взносов. В общем случае они должны фиксироваться корректно, иначе есть вероятность, что денежные средства не будут доставлены по назначению. Каковы актуальные критерии определения основных статусов плательщика, расскажем в нашей статье.
Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.
Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.
В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.
В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.
Ознакомиться с образцом заполнения платежного поручения на примере такового для НДФЛ вы можете в этой статье .
В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.
Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.
Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.
Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.
Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.
Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.
Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.
Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.
Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?
Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).
Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?
КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:
Основные условия работы компаний в форме КГН:
Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).
Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:
Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.
Заполняя платежное поручение на уплату налогов или сборов, налогоплательщик обязан указать соответствующий статус в поле 101 платежки. Все статусы утверждены приложением № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н и рассмотрены в нашем материале.