Сущность, виды и значение международного движения капитала. Формы международного движения капитала

08.10.2020

Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в различных формах:

1. В ссудной и предпринимательской формах. Капитал в ссудной форме приносит владельцу доход в виде процентов по депозитам, другим вкладам, займам, кредитам; а капитал в предпринимательской форме – преимущественно в виде прибыли. Предпринимательский капитал - это капиталовложения в виде прямых и портфельных инвестиций. Прямые инвестиции в промышленные, торговые и другие предприятия - это те капиталовложения в принимающей стране, которые позволяют участвовать в управлении объектом вложения. По международной статистике доля иностранного участия в акционерном капитале фирмы, дающая возможность такого участия, принята в размере 25%, по американской статистике – 10%, по австралийской и канадской – 50%. Основными формами являются: открытые за рубежом предприятия, создание СП, совместные разработки природных ресурсов, покупка или захват предприятий страны. В мире развитые страны привлекают почти ¾ всех прямых инвестиций, около 20% - развитые страны, 5% - страны Центральной и Восточной Европы. Предприятия, в которых есть иностранные прямые инвестиции, называют зарубежными филиалами , разделяя их по степени контроля со стороны иностранной материнской компании на:

§ отделения, которые полностью или частично принадлежат иностранному инвестору и являются его представительством или офисом. Чаще всего это закупочно-сбытовые предприятия со складами и сервисным обслуживанием, строительные и добывающие предприятия;

§ дочерние компании , к которым относят хозяйственное общество, в котором иностранному инвестору принадлежит более 50% акций с правом голоса и он имеет право назначать и смещать большинство членов административного, исполнительного или наблюдательного органа.

§ ассоциированные компании (или смешанные) , к которым относят те хозяйственные общества, в которых иностранному инвестору принадлежит от 10 до 50% акций с правом голоса;

Портфельные инвестиции образуются вложением капитала в ценные бумаги предприятий в размерах, которые на обеспечивают право собственности или контроля. Такими ценными бумагами могут быть акционерные ценные бумаги, долговые ценные бумаги – облигации, простые векселя, долговые расписки, инструменты денежного рынка (казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты, финансовые деривативы и пр. Причиной портфельных инвестиций является стремление разместить капитал в той стране и в таких ценных бумагах, в которых он будет приносить максимальную прибыль. Более 90% портфельных инвестиций осуществляются между развитыми странами.

Ссудный капитал вывозится за пределы стран в виде предоставления краткосрочных и долгосрочных займов для получения процентов. Кредиторами могут быть частные фирмы или банки, государственные органы и международные финансовые организации, а получателями – частные лица, компании, предприятия, правительства стран. Экспорт ссудного капитала приобрел большие масштабы и стал основой современной системы международного кредита.

2. В форме частного, государственного капитала или капитала международных организаций. Обычно государственные кредиты и займы международных организаций предоставляются на льготных условиях по сравнению с частным капиталом, иногда вообще безвозмездно. Подобное движение капитала называется помощью , а безвозмездная его часть – субсидиями (грантами).

3. В денежной и товарной формах . Экспорт капитала нередко принимает вид вывоза машин, оборудования, патентов, если они экспортируются в качестве вклада в уставной капитал создаваемой или покупаемой там фирмы.

Формы. Международное движение капитала реализуется в разных формах, при этом предусматриваемые национальными законодательствами виды и формы движения иностранного капитала не всегда совпадают с теми, которые проявляются в собственно международной сфере, что надо учитывать на практике.

По своим источникам происхождения капитал, находящийся в движении на мировом рынке, делится на две категории: официальный, т.е. государственный, и частный капитал.

Официальный (государственный ) капитал – это средства государственного бюджета, предусмотренные соответствующими его статьями и перемещаемые за рубеж либо принимаемые из-за рубежа по решению правительства согласно двусторонним или многосторонним договоренностям. Частный капитал – это средства корпораций и частных вкладчиков.

Виды государственного капитала. Прежде всего это все государственные займы, ссуды, дары (гранты), помощь и т.д., которые предоставляются одной страной другой стране на базе межправительственных соглашений. Другая разновидность официального капитала – это капитал, который предоставляется из средств международных организаций, – кредиты МВФ, МБР, структур ООН и пр.

Источником официального капитала являются средства государственного бюджета, в конечном счете – это деньги налогоплательщиков, и, соответственно, решения о такого рода перемещениях капитала из страны в страну принимаются при участии высшей представительной власти (в одних государствах парламенты обязаны выносить соответствующие решения, в других – выражают одобрение через комитеты или комиссии парламента, а в авторитарных государствах эти решения принимаются высшей исполнительной властью).

Частный (негосударственный ) капитал средства частных лиц, фирм, банков и прочих негосударственных организаций. Эти средства перемещаются из одной страны в другую по решению лиц или организаций, точнее, их собственников либо субъектов, наделенных полномочиями распоряжаться этими средствами.

Виды частного капитала. Эта категория международного движения капитала также отличается многообразием: инвестиции (капиталовложения) за границей частными лицами и фирмами, предоставление кредитов (торговых, межбанковских, на реализацию проектов и т.д.), займы.

Все эти формы и виды капитала входят в состав понятия "чистое движение капитала". Отдельные формы передачи (вывоза) финансового капитала:

  • чистые дивиденды и проценты;
  • чистая передача ресурсов на официальной основе;
  • чистая передача ресурсов на расходной основе;
  • использование официальных ресурсов.

Источником происхождения такого капитала выступают средства частных фирм – их собственные или заемные. Однако правительства довольно жестко контролируют и регулируют межстрановое перемещение капитала, и частные лица редко игнорируют тот или иной курс своего правительства. Но бывают исключения: в авторитарных странах владельцы такого рода капитала "решают" вопрос о перемещении капитала через "кухонную дипломатию".

Строение капитала. Капитал включает сложные структурные части и формы функционирования.

Предпринимательский капитал средства, которые прямо или косвенно предназначены для вложения в производство с целью получения прибыли. Этот вид капитала выступает в форме частного, хотя бывают случаи использования и государственных средств для этих же целей (наиболее типичные случаи – нефтедобывающие арабские страны).

Ссудный капитал – средства, предоставляемые взаймы с целью получения прибыли в форме процентов. В международной практике в качестве ссудного капитала используется главным образом официальный капитал из государственных источников; в несколько меньших масштабах применяется международное (многонациональное) кредитование.

По сроку вложений капитал подразделяется на краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.

Долгосрочными (более пяти лет) являются все вложения предпринимательского капитала в формах прямых и портфельных инвестиций, а также ссудный капитал в виде государственных кредитов (и займов), поскольку ссудные средства всегда предоставляются на довольно длительные сроки.

Среднесрочный капитал – средства, предоставляемые, как правило, на срок от одного до трех лет.

Краткосрочный капитал предоставляется на срок до одного года и выступает обычно в виде ссудного капитала в торговых кредитах.

В анализе международного движения капитала его обычно рассматривают в двух формах: прямых и портфельных капиталовложений (инвестиций).

Прямые инвестиции – вложение капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала. Такие инвестиции, как правило, имеют частное происхождение и связаны с вывозом предпринимательского капитала. Редко, но используется и государственный капитал через государственные фирмы и банки, осуществляющие зарубежные финансовые операции.

Портфельные инвестиции – вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не связанные с возможностями реального контроля нал объектами вложений (инвестирований). Эти виды инвестиций также выступают в своей основе как частные, хотя и государства могут использовать пункты инвестирования.

Деление международного движения капитала. Международная статистика рассматривает международное движение капитала в его следующих формах:

  • прямые инвестиции; место приложения – за границей своего государства, они определяются как движение капитала между резидентом и нерезидентом, порождающее длительные экономические интересы и постоянные связи между ними;
  • портфельные инвестиции, активы и пассивы; движение капитала, связанное с куплей-продажей ценных бумаг;
  • прочие инвестиции, активы и пассивы; движение капитала, связанное с межгосударственными кредитами и банковскими депозитами;
  • резервные активы: монетное золото, СДР, резервная позиция в МВФ, иностранная валюта – все это движение капитала, связанное с активами, могущими быть использованными правительствами для покрытия сальдо платежного баланса.

Экспорт капитала осуществляется также в разных формах: экспорта государственного капитала, экспорта частного капитала, экспорта международных организаций.

Экспорт государственного капитала. Государственный экспорт (вывоз) капитала с 1960–1970-х гг. стал одним из главных инструментов утверждения национальных интересов стран за границей. С начала 1980-х гг. наметилось некоторое ослабление этой функции, так как экспорт капитала в больших объемах осуществляется через международные или национальные банки. Новое повышение роли государственного экспорта капитала связано с крушением коммунистической системы. Поскольку мировые державы непосредственно заинтересованы в определенной эволюции новых государств, они используют экспорт капитала как мощное политическое средство давления на них, а уже затем рассматривают как экономическую помощь. Известно, что экспорт государственного капитала осуществляется не по мотивам прибыли, а во многом исходя из политических и идеологических интересов, он, как правило, направляется в те страны и отрасли их экономики (в том числе сырьевые), где это необходимо с точки зрения интересов ведущих стран-доноров.

Доля государственного и смешанного капитала в общем вывозе капитала составила примерно 30% в 1988 г. (в 1970-е гг. – 40–42%) и около 35% в 1990–1995 гг. (быстрый рост); в последующие 12 лет она снизилась и в 1995–2007 гг. не превышала 30%, а в период 2008– 2012 гг. несколько возросла – до 32%, в основном, за счет развивающихся и переходных стран. Подавляющая часть капитала (около 90%) традиционно направлялась в развивающиеся страны, в конце 1990-х и в первые годы XXI в. география вывоза капитала стала изменяться – около 30% приходилось на Восточную Европу и СНГ – страны, которые прочно стали на путь трансформации экономической системы. Государства-экспортеры, как правило, создавали систему гарантий частных зарубежных инвестиций и кредитов, благоприятный климат инвестиционной активности для частных фирм (в этом важнейшая функция экспорта государственного капитала). Существует несколько видов такого рода поощрительных операций:

Таким образом, государственный вывоз капитала, во-первых, представляет собой форму государственного регулирования в международной финансово-экономической сфере, компенсирующего недостаточную эффективность рыночного механизма в области международного притока капитала. Во-вторых, он выступает инструментом политики государств и международных финансовых учреждений. Об этом свидетельствует и вывоз капитала, осуществляемый посредством международных организаций: его доля в 2001–2012 гг. составляла около 16% всего вывоза капитала (в 1990–1999 гг. – 12%).

Вывоз капитала – это быстрорастущая функция ТНК, ТНБ и международных организаций, объясняющаяся все более масштабными сбоями в международной финансовой системе, становящейся крайне чувствительной к локальным финансово-экономическим кризисам (Азиатский кризис 1997 г., кризисы 1990-х гг. в Аргентине, Чили, Бразилии, Мексике, России; мировой кризис 2001–2002 гг., глобальный кризис 2008–2010 гг.). Особенно повышается значение форм государственной передачи финансовых средств вследствие обострения проблемы бедности и нищеты в странах Азии, Африки и Латинской Америки – проблема, которая объективно актуализируется в связи с новыми угрозами миру в результате перехода к вооруженным формам борьбы представителей обездоленных сегментов общества во многих развивающихся странах.

С точки зрения объемов оттока капитала ситуация аналогична притоку капитала в части концентрации основных объемов в развитых странах мира. Есть лишь одна, но существенная особенность: при всей нехватке инвестиционного капитала наблюдается интенсивный процесс оттока капитала из развивающихся стран, а также из новых трансформирующихся государств (в частности, СНГ), иногда отток капитала превышает объем притока ПИИ. Отметим, что США выступают крупнейшим в мире получателем и вторым по величине плательщиком (после Японии) по международным переводам в области передачи технологий: в 2007–2012 гг. было использовано 54% средств для оплаты международных счетов и осуществлено 24% платежей роялти и лицензионных платежей.

Лекция 2. ОСОБЫЕ (СВОБОДНЫЕ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Классификация ОЭЗ

В литературе предлагаются различные классификации ОЭЗ, главным образом по их функциональным признакам и хозяйственной специализации.

В настоящее время в мировой практике все типы ОЭЗ подразделяются на четыре основные группы:

Зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах;

Промышленные или промышленно-производственные зоны;

Технико-внедренческие зоны - технополисы и технопарки;

Сервисные зоны, или зоны услуг.

Всего сегодня в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 - технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон1.

Зоны свободной торговли создаются в основном для стимулирования внешнеторговой деятельности и представляют собой участки территории, которые рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны - на таможенную территорию страны или на экспорт. В США в настоящее время занято 253 зоны свободной (внешней) торговли, через которые проходит 2% импорта и 1,5% экспорта страны.

Промышленные или промышленно-производственные зоны создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Расположенные в этих зонах компании пользуются налоговыми льготами и упрощенными административными процедурами. Так, в Южной Корее компании в ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов на сырье и импортируемое оборудование, иностранные компании, инвестирующие 10 млн долл., не выплачивают корпоративный налог в течение 3-7 лет; такие же льготы действуют и в отношении местных налогов. .



Технико-внедренческие зоны создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг с области высоких технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений п научных лабораторий, предоставленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений н идей.

Некоторые авторы считают, что классификация ОЭЗ должна прежде всего отражать степень связи зоны с национальной экономикой, цели и задачи их создания. Исходя из этого предлагается следующая классификация ОЭЗ, отражающая их типы применительно к условиям России.

1. Зоны формирования «открытого.сеісгора» экономики страны, которые ориентируются на создание благоприятного климата для иностранных инвестиций.

2. Зоны развития депрессивных районов и отраслей, которые могут подразделяться на три типа: внешнеторговые, функциональные и комплексные.

3. Внешнеторговые зоны, к числу которых относятся свободные таможенные зоны, сочетающие функции оказания таможенных и торговых услуг, зоны свободной тергозли, свободные экспортно-производственные зоны, зоны приграничной торговли.

4. Функциональные зоны, характеризующиеся развитием определенных областей предпринимательской деятельности (функций): банковского, страхового и другого сервисного обслуживания, научной и технико-внедренческой деятельности (технопарки, технополисы), туризма и отдыха. Оффшорные финансовые центры являются одной из разновидностей свободных банковских зон.

5. Комплексные зоны - организационно-территориальные образования, в которых сочетаются многие направления предпринимательской деятельности. Они создаются для решения комплекса задач развития отдельных регионов и страны в целом.

6. ОЭЗ анклавного типа, представляющие собой территорию страны, отделенную внутренней границей от остальной ее территории; как правило, они располагаются в приграничных регионах.

7. Зоны типа экономических центров, подчиняющие свою деятельность не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач. Такие зоны могут, например, создаваться на базе конверсионного производства.

В соответствии с размером и способом организации ОЭЗ могут подразделяться на территориальные (административно-территориальные образования, технопарки и т.д.) и режимные (функциональные зоны). Выбирая между названными подходами к организации зон, некоторые специалисты рекомендуют склоняться в пользу территориального подхода. Так, эксперты ООН считают, что «в пользу территориального подхода могут быть выдвинуты такие аргументы, как возможность концентрации в определенном месте высококачественной инфраструктуры, отсутствующей в остальной части страны, и возможность создать на ограниченной территории адекватный административный механизм с привле-чением квалифицированного персонала».

В целом значение ОЭЗ для стран их размещения заключается в том, что они:

Являются важным фактором социально-экономического, научно-технического, кадрового и технологического совершенствования национального хозяйства;

Выступают связующим звеном между мировой экономикой и экономикой данной страны, т.е. способствуют интеграции последней в систему мирохозяйственных связей;

Являются своеобразным эталоном наиболее передовых форм организации производства и управления, развития и внедрения новейшей технологии;

Способствуют насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами;

Являются мощным средством привлечения иностранных инвестиций, а также фактором мобилизации местных ресурсов;

Стимулируют развитие новых форм предпринимательства и деловой активности, которые могут использоваться в остальных сферах и регионах национальной экономики;

Являются «полем экспериментирования» и отработки новых способов решения социально-экономических проблем, развития нового для стран с переходной экономикой экономического мышления и новых черт социальной психологии.

В развивающихся странах целями ОЭЗ являются достижение более высокого уровня индустриализации, включение или повышение доли страны в мировой торговле. Основным и даже иногда единственным источником привлекаемого капитала в такие зоны является иностранный капитал.

В развитых странах создание ОЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, т.е. ОЭЗ создаются в регионах, где необходимо повышение уровня социально-экономического развития.

Опыт создания ОЭЗ в России

История создания ОЭЗ в России началась в конце 1980-х годов, когда по инициативе Правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных экономических зон. Последние рассматривались как элемент внешнеэкономической государственной политики и способ стимулирования отношений с зарубежными партнерами. ГІо форме они должны были представлять собой зоны совместного предпринимательства, расположенные на компактных территориях с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. В декабре 1989 г. Правительство СССР приняло решение о создании первых ОЭЗ в городах Находка и Выборг, которые в силу различных причин так и не стали функционировать в намеченных масштабах. Через полгода положения о ОЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР». К началу 1991 г. в Госплан СССР поступило 350 предложений о создании ОЭЗ в различных регионах страны; из них предполагалось отобрать для реализации 60 проектов. Эксперты ООН называли эти планы «несбыточными», тем более что создание зон предполагалось осуществить практически одновременно и во всех областях сразу. Именно поэтому они рекомендовали на первом этапе сосредоточить усилия на создании 4-5 зон. Не-сколько позже Р. Болин, президент, и Р. Хейвуд, вице-президент Всемирной ассоциации зон экспортного производства, также предостерегали российские власти от увлечения гигантскими планами: по их мнению, па первом этапе достаточно ограничиться 10-ю зонами, площадь которых не превышает 350 га.

Первые решения о создании ОЭЗ в России были приняты в 1990- 1991 гг. на основе постановлений Верховного Совета, Совета министров и распоряжений Правительства РФ. В сентябре 1991 г. был введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», содержавший специальную 7-ю главу об ОЭЗ. В ней определялись условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в ОЭЗ. Им могли предоставляться следующие льготы:

Упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями непосредственно в уполномоченных на то органах ОЭЗ;

Льготный налоговый режим; иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, которые не могут составлять менее 50% действующих па территории РФ ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностраиными инвестициями;

Пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

Особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

Упрощенный порядок въезда и выезда иностранных іраждап, в том числе и безвизовый.

При всей важности этого закона он не мог служить полноценной законодательной базой для создания и функционирования ОЭЗ, так как касался только одного из аспектов ее деятельности - привлечения иностранных инвестиций. Этот пробел призван был восполнить Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (ОЭЗ) на территории России», изданный в июне 1992 г., который придал новый импульс процессу формирования ОЭЗ.

Новая геополитическая обстановка, в которой оказалась Россия после распада СССР, потребовала от нее немалых усилий по сохранению и восстановлению нарушенных связей с торгово-экономическими партнерами из числа бывших советских республик и соседних стран. Зонами свободного предпринимательства были объявлены 11 регионов страны. В начале 90-х годов практика создания ОЭЗ в России приобрела, по сути, беспорядочный характер и сводилась к бесконтрольной раздаче льгот и привилегий отдельным регионам страны. В результате к 1993 г. на долю формально созданных ОЭЗ приходилось более "Л территории России. В этих условиях было решено, что любые льготы могут предоставляться регионам только в законодательном порядке, что привело к принятию законов об отдельных ОЭЗ. Фактически многие зоны либо не функционировали, либо не приносили желаемых результатов и не решали тех задач, которые были перед ними поставлены.

Некоторые исследователи предприняли попытку сформулировать выводы и уроки, которые необходимо извлечь из опыта создания и развития ОЭЗ в России в 1990-е годы.

Первый урок касается необходимости законодательно-правового обеспечения процессов создания и функционирования ОЭЗ.

Второй урок заключается в необходимости создания специального полномочного правительственного органа по утверждению проектов ОЭЗ, координации работ по их созданию и контролю за их деятельностью.

Третий урок состоит в том, что для успешного функционирования зоны необходим подготовительный период (сроком от 3 до 5 лет), в ходе которого на ее территории должно быть приватизировано и акционировано не менее 60-70% объектов материального производства и сферы услуг. В течение подготовительного периода создаются основные элементы рыночно ориентированной экономики, производственная и хозяйственная инфраструктура, устанавливаются контакты с потенциальными иностранными инвесторами.

Четвертый урок касается недостатков самой концепции ОЭЗ, которые были задуманы как комплексные зоны производственной направленности, без учета реального состояния экономики страны и ее инвестиционного климата. При этом не учитывалась действительная величина затрат на создание зоны и ограниченность возможностей изыскания источников их финансирования в стране, переживающей глубокий экономический кризис. Кроме того, оставались в стороне другие типы ОЭЗ (помимо комплексных), которые могли решать более узкие задачи, например, по развитию экспортного производства, и по мере становления и развития - более масштабные задачи общеэкономического развития. Некоторые специалисты подчеркивали несостоятельность принципа создания «суперзон» в границах краев, областей или нескольких субъектов РФ, так как он дестабилизирует Федерацию, закладывая основы для правового и экономического неравенства ее субъектов. В качестве альтернативы предлагалось законодательно закрепить практику образования локальных ОЭЗ на малых территориях (площадью в несколько кв. км) и более крупных ОЭЗ в границах муниципальных образований.

Пятый урок состоит в необходимости разработки четких критериев выбора места размещения зон. Между тем некоторые зоны («Алтай», «Кузбасс» и др.) расположены в глубинных регионах страны, не имеющих выхода на экономически выгодные международные коммуникации, что снижает интерес иностранных инвесторов к данным проектам. Следует также учитывать и тот факт, что многие российские зоны могут привлечь иностранных инвесторов не качеством инфраструктуры и не масштабами фискальных льгот, а скорее перспективой доступа к емкому внутреннему рынку.

С учетом накопленного опыта и результатов дискуссии в РФ был разработан и принят 22 июля 2005 г. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», основные положения которого состоят в следующем.

ОЭЗ - это определяемая правительством часть государственной и таможенной территории РФ, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности в части налогообложения, таможенного регулирования и деятельности контролирующих органов.

В России создаются ОЭЗ двух типов:

Промышленно-производственные - с целыо размещения объектов производственного назначения общей площадью не более 20 кв. км на срок не более 20 лет;

Технико-внедренческие - с целыо создания и коммерциализации научно-технических разработок путем внедрения в производство новых технологий, основанных на передовых достижениях пауки и техники, общей площадью пе более 2 кв. км, на срок не более 20 лег.

На территории ОЭЗ могут работать как так называемые резиденты ОЭЗ, т.е. лица, на которых распространяются особенности предпринимательской деятельности в такой зоне, так и лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, которые осуществляют свою деятельность на ее территории в соответствии с законодательством РФ без распространения па них льгот и привилегий. Зарегистрированный в ОЭЗ резидент заключает с территориальным органом соглашение о ведении промышленно-про- изводственпой или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственной деятельности он берет на себя обязательство осуществить капиталовложение на сумму не менее 10 млн евро (не включая нематериальные активы), в том числе в течение первого года - не менее 2 млн евро.

Процесс создания ОЭЗ следующий.

1. Субъект РФ совместно с муниципальными образованиями, на которых планируется создание ОЭЗ, подает в правительство заявку о создании ОЭЗ. Отбор заявок проводится правительством на основе конкурса.

2. На момент принятия решения правительством о создании зоны земельные участки, образующие сс территорию, и объекты, расположенные на ее территории, не должны находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц, т.е. речь идет о привлечении инвестиций в новые объекты.

3. При принятии решения о создании ОЭЗ Правительство РФ и субъект подписывают соглашение, в котором четко указывают обязательства федеральных и региональных властей по срокам и объемам инвестиций в инфраструктуру.

В РФ предусматривается следующая конструкция управления ОЭЗ:

Разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (уполномоченное федеральное министерство);

Координация и управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ (организуется новое федеральное агентство);

Управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган федерального агентства (территориальный орган).

Предусматриваются следующие особенности налогообложения резидентов ОЭЗ.

1. Для резидентов промышленно-производственных зон в отношении налога на прибыль предусмотрены:

Ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

Особый порядок начисления амортизации по основным средствам (так называемую ускоренную амортизацию с коэффициентом 2);

Снятие 30-процентного ограничения, связанного с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, на последующие налоговые периоды.

2. Для резидентов технико-внедренческих зон планируется предусмотреть пониженную ставку единого социального налога (на 14% с сохранением принципа регрессивности).

3. На федеральном уровне планируется закрепить освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты налога па имущество и земельного налога на 5 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ.

Рассматриваемый закон упразднил ранее созданные в РФ свободные (особые) экономические зоны, кроме Калининградской и Магаданской, деятельность которых регулируется отдельными законами. Механизм функционирования остальных не был оформлен законодательно. Иными словами, права предпринимателей не гарантировались государством. Теперь правовой вакуум заполнен. В этом принципиальное отличие новых ОЭЗ. В январе 2006 г. правительство России и шесть регионов подписали соглашение о создании особых экономических зон (ОЭЗ), что знаменовало собой юридическое рождение ОЭЗ, которые, по словам главы Минэкономразвития Г. Грефа, «можно назвать одним из приоритетных национальных проектов». ОЭЗ технико-внедренческого типа будут созданы в Санкт-Петербурге, Зеленограде, подмосковной Дубне и Томске. ОЭЗ промышленно-производственного типа появятся в Липецке и Елабуге (Татарстан). Кандидаты на создание ОЭЗ отбирались по конкурсу из 70 заявок. Эти первые ОЭЗ рассматриваются как зарождение нового высокотехнологичного типа российской экономики. Конечно, шесть ОЭЗ не являются критической массой для тотального прорыва к новой экономике: «Но мы потому и начали не с сотии зон, а только с шести, - подчеркнул Г. Греф, - чтобы отработать технологии управления, научиться это делать». Во второй половине 2006 г. решено провести еще один конкурс по промышленно-производственным зонам - для регионов Сибири и Дальнего Востока, не вошедших в первую шестерку. Такие конкурсы будут проводиться ежегодно. В 2006 г. состоится конкурс по туристическо-рекреационным зонам." Кроме того, планируется создание портовых ОЭЗ.

После принятия законодательными органами регионов необходимых местных законов инвесторы в течение 5 лет будут освобождены от всех местных налогов: на землю и имущество, от транспортного налога, а также от налога на прибыль в той части (4% из 24%), которая идет в региональные бюджеты. По словам главы Федерального агентства по управлению ОЭЗ Ю. Жданова, реальные расходы государства на создание инфраструктуры ОЭЗ в 2006 г. будут гораздо выше сумм, заложенных в федеральном бюджете на 2006 г. (8 млрд руб.), за счет средств дорожного фонда и возможностей регионов. Казенный рубль будет работать над созданием и развитием инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Ключевым моментом соглашения является распределение долей финансового участия центра и регионов при создании ОЭЗ. По регионам эти доли существенно разнятся. Так, федеральный бюджет и бюджет Москвы и Санкт-Петербурга вкладывают деньги на паритетных началах, тогда как в Томской области центр обязался обеспечить 74% вложений. Такой расклад не будет меняться как минимум в течение двух ближайших лет.

В целом льгот и преференций для ОЭЗ установлено немало, в том числе освобождение предприятий от уплаты налога на имущество в течение пяти лет с момента их постановки на учет. В течение таког о же срока не будет взиматься земельный налог. Для резидентов техниковнедренческих зон снижена до с 26% до 14% базовая ставка единого социального налога. Максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставленные на основе соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, не превышает 2% в год от кадастровой стоимости. В промышленпо-производственных зонах можно применять специальный коэффициент (до 2) к основной норме амортизации, что очень важно для ускоренного обновления основных фондов и оборудования, снято 30-процентное ограничение, связанное с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, па последующие. Дополнительные льготы и преференции могут устанавливать субъекты РФ и муниципальные образования, на территории которых созданы ОЭЗ.

На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС), а российские товары - на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без вывозных таможенных пошлин.

По предварительным оценкам, общее снижение издержек резидентов ОЭЗ может достигать почти 30%. Только путем снижения административных барьеров издержки на реализацию проектов в ОЭЗ могут быть понижены на 5-7% в промышленно-производственных и на 3- 5% в технико-внедренческих ОЭЗ. Это будет достигнуто путем применения принципа «одного окна», когда по всем вопросам, связанным с деятельностью в ОЭЗ, инвестор (предприниматель) взаимодействует с возможно меньшим числом органов власти. Реализация этого принципа будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами. Строительство инфраструктуры за счет средств бюджетов всех уровней позволит снизить издержки резидентов на 8-12%, а концентрация производства позволит избежать дополнительных расходов в размере 3- 7% от стоимости инвестиционных проектов.

Федеральный закон гарантирует инвесторов от неблагоприятных изменений в российском законодательстве о налогах и сборах.

Однако помимо льгот и преференций для ОЭЗ существуют определенные ограничения и требования:

Промышленно-производственные ОЭЗ должны занимать площадь не более 20 кв. км, а технико-внедренческие - не более 2 кв. км;

ОЭЗ создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности; они не могут быть расположены на территории нескольких муниципальных образований и не должны включать в себя полностью территорию административно- территориального образования;

Срок существования ОЭЗ - 20 лет, и он продлению не подлежит;

На территории ОЭЗ не допускаются добыча и переработка полезных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);

Резиденты промышленно-производственных зон обязаны осуществить капитальные вложения в размере не менее 10 млн евро; при этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее 1 млп евро; для резидентов технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена;

В число 17 членов наблюдательных советов всех ОЭЗ, возглавляемых «политическими фигурами регионов», должны входить до 5 представителей инвесторов-резидентов, до 3 представителей Федерального агентства по управлению ОЭЗ, а также торгово-промышленных палат регионов и РСПП.

В особой экономической зоне Грязипского района Липецкой области площадью 10,3 кв. км предполагается создать производство бытовой техники и комплектующих для нее. Основными резидентами ОЭЗ станут известные западноевропейские компании. Общие затраты па создание инфраструктуры составят около 1,8 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета - около 42%. Ожидается общий объем инвестиций около 25 млрд руб., в том числе до 2008 г. - 8,7 млрд. Объем производства промышленной продукции до 2008 г. составит 13,5 млрд, через пять лет он увеличится до 39 млрд руб. в год. К 2010 г. ожидается поступление 12,8 млрд руб. в бюджеты всех уровней. Всего за период функционирования ОЭЗ отдаст в казну около 41 млрд. К 2010 г. будет создано около 5800 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ планируется создание 9100 рабочих мест.

В Елабуге на площади чуть менее 20 кв. км предполагается организация выпуска автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологичного химического производства. Здесь кроме европейских фирм резидентами хотят стать фирмы из Азии и Америки. Общие затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ составят 1,6 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета - 49%. Общий ожидаемый объем инвестиций составит около 25 млрд руб., в том числе до 2008 г. - 13,6 млрд. Производство промышленной продукции до 2008 г. составит 27 млрд руб., а через 5 лет ожидается его увеличение до 43 млрд в год. К 2010 г. ожидается поступление 12,8 млрд руб. в бюджеты всех уровней, а всего за период функционирования ОЭЗ - около 41 млрд. К 2010 г. будет создано около 4500 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ - 9800.

Предложения по созданию технико-внедренческих зон позволяют провести их «мягкую специализацию». В Дубне это информационные и ядерно-физические технологии, в Томске - промышленная электроника и биотехнологии, в Зеленограде микро- и наноэлектроника, Санкт- Петербурге - аналитическое приборостроение. ОЭЗ в Дубне предлагается создать на территории двух участков общей площадью 187,7 га. Помимо указанных выше намечено развивать производство программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных; электронное приборостроение, элементы электронной техники; проектирование и производство летательных аппаратов; технологии производства новых материалов и изделий из них (композиционные материалы); технологии энергосбережения, альтернативная электроэнергетика. Плюс исследования и разработки в области лекарственных препаратов, медицинской техники и материалов. Здесь ожидается 35 резидентов, в основном отечественных. Общие затраты на создание инфраструктуры ориентировочно составят 2,5 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета 65%. В 2006 - 2018 гг. предполагаемые доходы бюджетов всех уровней от деятельности ОЭЗ составят около 42 млрд руб. К 2012 г. предусматривается создание свыше 13 тыс. рабочих мест.

В Санкт-Петербурге на двух земельных участках общей площадью 200 га организуется производство программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; медицинской техники, разработка и производство аналитических приборов. Всего здесь будет функционировать 51 резидент.

В сложившихся научных центрах в ряде регионов России есть готовые площадки для организации инновационных структур, например, технопарков. Их можно рассматривать в качестве инкубаторов для «выращивания» будущих резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, а также для формирования предпосылок создания ОЭЗ в рамках последующих конкурсов. На базе этих технопарков можно отработать и такие элементы инновационной инфраструктуры, как венчурные и «посевные» фонды ранних стадий, которые играют большую роль в других странах. Уже в ближайшее время будет начата работа по формированию сети технопарков в сфере высоких технологий и по организации ряда профильных технопарков.

Общее число занятых в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в регионах с ОЭЗ к 2020 г. может возрасти в 2,5 раза. Только за счет деятельности резидентов доля высокотехнологичного экспорта из этих регионов к 2020 г. возрастет до 20%. С учетом предполагаемого роста производительности труда доходы занятых в соответствующих секторах увеличатся почти в 6 раз по сравнению с уровнем 2004 г. Кроме того, увеличение доходов населения повлечет за собой рост емкости потребительского рынка регионов и в целом качества жизни. Предполагается, что окупаемость вложенных бюджетных средств ожидается в течение 5-7 лет, что будет зависеть от наполняемости ОЭЗ резидентами.

Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу с 1 апреля 2006 г. Его цель - добиться, чтобы в область пришел серьезный инвестор, чтобы там начали производить товары на экспорт в Европу, а «таможенная дыра», обогатившая спекулянтов импортных автомобилей, ушла в прошлое.

По новому закону резидентом (участником) ОЭЗ может стать далеко не каждый предприниматель, работающий в Калининграде. Под режим ОЭЗ попадают проекты ценой свыше 150 млн руб., при этом 70% производства и 90% собственных или арендованных средств должны находиться в области, а в числе персонала - половина местных жителей. За это инвестор получает освобождение от налога на прибыль на 6 лет, в последующие 6 лет налог будет взиматься по половинной ставке. Арендная плата за землю будет зафиксирована на весь период действия договора о резидептстве. Резидент может не продавать часть своей валютной выручки Центральному банку.

На режим ОЭЗ не могут претендовать предприятия, которые занимаются добычей или торговлей нефтью и газом, производством подакцизных товаров (например, водки), кроме авто, оптовой и розничной торговли и финансовой деятельности. Конечно, никто не запрещает делать водку или держать магазин в Калининграде, но лишь на общих основаниях. Главное, чего лишились калининградские предприниматели - таможенных льгот. В принципе они остались: ввозить в область оборудование и прочие товары можно по-прежнему без пошлин, но вывозить это все в Россию без таможни уже нельзя. Это должно перекрыть самый любимый вид калининградского бизнеса: ввезти из ЕС в регион нечто, чаще всего авто, и тут же перепродать это на «большую землю».

Самое интересное в законе - сохранение на 10 лет режима прежней зоны, образца 1996 г., для тех предприятий, кто уже работает. Принятие закона должно способствовать превращению региона в экспортоориентированный. Реализация закона должна обеспечить рост экспорта товаров и услуг на 20%, валового регионального продукта - в 2,5 раза и рост пополнений бюджетов всех уровней в 4 раза1.

Лекция 1. Инвестиции как форма международного движения капитала

1.1. Иностранные инвестиции: сущность, основные понятия и классификация

Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех государств.

В самом общем плане понятие «инвестиция» означает долгосрочное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибыли. Очень часто инвестиции отождествляются с капиталовложениями. Однако многие специалисты считают инвестиции более широким понятием, чем капиталовложения, поскольку инвестиции охватывают как реальные инвестиции (собственно капиталовложения), так и портфельные (или финансовые) инвестиции.

Реальными инвестициями (капиталовложениями) считаются вложения в основной и оборотный капитал, затраты на капитальный ремонт, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, а также вложения в нематериальные активы (патенты, лицензии, программную продукцию НИОКР и Т.Д.).

К портфельным (финансовым) инвестициям относятся долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты, финансовые вложения хозяйствующих субъектов в приобретение цепных бумаг и т.д.

Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.

В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ».

По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права, которые могут служить объектами капиталовложений, относятся:

Иное имущество (в том числе имущественные права);

Результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

Работы и услуги;

Нематериальные блага;

Информация.

Даваемые в законодательных актах разных стран определения и перечни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не исчерпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.

В перечень основных объектов иностранных инвестиций входят:

Недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, денежные средства и вклады;

Цепные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.);

Имущественные права;

Права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;

Права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в табл. 1.

Таблица 1

Способы классификации долгосрочных зарубежных (иностранных) инвестиций

Критерии классификации Типы инвестиций

По отношению к отдельным странам Иностранные - вложения иностранных капиталов в экономику данной страны.

Зарубежные- вложения капиталов местных экономических субъектов за рубежом

По источникам происхождения и форме собственности Частные инвестиции - инвестиции частных эко-номических субъектов.

Государственные инвестиции - инвестиции го-сударственных органов или предприятий

По степени контроля над предприятиями и другими экономическими субъектами Прямые инвестиции, дающие право контроля. Портфельные инвестиции, не дающие права контроля

По характеру использования Предпринимательские, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

Ссудные, предоставляемые в форме займов и кредитов с целью получения процентного дохода

По способу учета Текущие потоки инвестиций - инвестиции, осу-ществляемые в течение года.

Накопленные инвестиции - объем инвестиций за весь период их осуществления)

По отношению к отдельным странам следует различать зарубежные (или заграничные) инвестиции, которые представляют собой вложения национальных экономических субъектов за рубежом, и иностранные инвестиции, т.е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.

Выделяют текущие потоки инвестиций, т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции - общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.

Миграция капитала может осуществляться в форме предпринимательского и ссудного капитала.

Ссудный капитал - денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения ссудного процента от использования капитала за рубежом. Движение ссудного капитала осуществляется в виде международного кредита из государственных или частных источников.

Предпринимательский капитал - денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Движение предпринимательского капитала осуществляется путем зарубежного инвестирования, когда частные лица, государственные предприятия или государство вкладывают средства за рубеж.

По источникам происхождения капитал делится на официальный и частный капитал.

Официальный (государственный) капитал - это средства из государственного бюджета, перемещаемые за границу по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций. Он совершает движение в виде займов, ссуд и иностранной помощи.

Частный (негосударственный) капитал - это средства частных компаний, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за границу по решению их руководящих органов и их объединений. Источником данного капитала являются средства частных фирм не связанные с государственным бюджетом. Это могут быть инвестиции в создание зарубежного производства, межбанковские экспортные кредиты. Несмотря на автономность компаний в принятии решений о международном перемещении принадлежащего им капитала, правительство за собой право его контролировать и регулировать.

По цели зарубежного инвестирования капитал делится на прямые инвестиции и портфельные инвестиции:

Прямые иностранные инвестиции- вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения (страна-реципиент) капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. Имеют место в случае создания за рубежом филиала национальной фирмы или приобретения контрольного пакета акций иностранной компании. ПИИ практически целиком связаны с вывозом частного предпринимательского капитала. Они являются реальными вложениями, осуществляемыми в предприятия, землю, другие капитальные товары.

Портфельные иностранные инвестиции - вложение капитала в иностранные ценные бумаги (сугубо финансовая операция), не дающие инвестору права контроля над объектом инвестирования. Портфельные инвестиции приводят к диверсификации портфеля экономического агента, снижают риск инвестирования. Преимущественно они основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государство выпускает свои и приобретает иностранные ценные бумаги. Портфельные инвестиции представляют собой чисто финансовые активы, выраженные в национальной валюте.

По сроку вложения выделяют долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный капитал:

Долгосрочный капитал - вложения капитала сроком свыше 5 лет. Все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций обычно являются долгосрочными.

Среднесрочный капитал - вложение капитала сроком от 1 года до 5 лет.

Краткосрочный капитал - вложение капитала сроком до 1 года.

Также выделяют такие формы капитала как нелегальный капитал и внутрифирменный капитал:

Нелегальный капитал - миграция капитала, которая идет в обход национального и международного права (в России незаконные способы экспорта капитала называют бегством или утечкой).

Внутрифирменный капитал - переводимый между филиалами и дочерними фирмами (банками), принадлежащими одной корпорации и расположенными в разных странах.

Международное движение капитала

План темы :

1.Сущность международного движения капитала.

2. Формы международного движения капитала.

3. Современные тенденции в международном движении капитала.

4. Внешний долг.

5. Регулирование миграции капитала.

6. Положительные и отрицательные последствия импорта капитала с точки зрения стран – реципиентов и МЭ.

7. Классификация факторов инвестиционного климата страны.

8. Свободные экономические зоны (СЭЗ).

Сущность международного движения капитала

Международная миграция капитала – это перемещение за национальную границу относительно избыточных в данный момент средств в товарно – материальной или денежной форме.

Цель – извлечение предпринимательской прибыли или получение процентов на вложенный капитал.

Мотивация по привлечению иностранного капитала :

Сочетание капитала, технологий и ноу – хау;

Заимствование производственных и управленческих навыков;

Обеспечение занятости, налоговые поступления;

Эффект мультипликации, вызывающий рост производства в смежных отраслях;

Долгосрочное вложение средств непосредственно в создание и развитие производственного аппарата, способствующее экономической стабильности;

Обеспечение развития высокотехнологических секторов в приоритетных отраслях экономики;

Реструктуризация промышленности;

Развитие экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью;

Импортозамещение; улучшение баланса платежей в международных расчетах;

Создание предпосылки для сокращения бегства капитала и возврате ранее вывезенных за границу капиталов.

Недостатки привлечения капитала :

Перенос в ряде случаев устаревших технологий;

Привлечение зарубежных специалистов в ущерб национальным;

Обострение экологической проблемы;

Деструктивное влияние на некоторые стратегические отрасли, предприятия (оборонный сектор, энергетика, транспорт);

Конкуренция с национальными компаниями, ущерб развитию собственного производства;

Вывоз прибылей;

В ряде случаев рост безработицы.

Теории по вывозу капитала :

Неоклассическая,

Неокейнсианская,

Марксистская.

Основу неоклассической теории заложил Д.С. Милль в учебнике «Основы политической экономии». Капитал движется между странами из- за разницы в норме прибыли, которая в наиболее богатых капиталом странах имеет тенденцию к понижению. Это доказывал еще Д. Рикардо.

Б. Олин рассматривал факторы, которые воздействуют на международное движение капитала: таможенные барьеры, стремление фирм к гарантированным источникам сырья и географической диверсификации капиталовложений, политические разногласия или близость между странами.

Д. Кейнс считал, что вывоз капитала из страны осуществляется, если экспорт товаров и услуг превышает импорт.

Неокейсианская теория международного движения капитала проявляет особый интерес к связи между движением капитала и состоянием платежного баланса страны.

К.Маркс видел причину вывоза капитала в его избытке в странах – экспортерах капитала. Это – капитал, применение которого в стране его существования вело бы к понижению в ней нормы процента.

Формы международного движения капитала

Выделяются формы движения капитала:

1. По источникам происхождения :

Частные капитал – средства частных фирм, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за рубеж или принимаемые из – за рубежа по решению их руководящих органов и их объединений; сюда относятся инвестиции капитала за рубеж частными фирмами, предоставление торговых кредитов, межбанковское кредитование;

Государственный (официальный) капитал – средства из государственного бюджета, перемещаемые за рубеж или принимаемые из – за рубежа по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций; сюда относятся межгосударственные займы, ссуды, дары (гранты), помощь, которые предоставляются одной страной другой стране на основе межправительственных соглашений.

Обычно государственные кредиты и займы международных организаций предоставляются на льготных условиях по сравнению с частным капиталом, иногда вообще безвозмездно. Это движение капитала называется помощью, а безвозмездная часть ее – субсидиями (грантами). Чаще помощь оказывается на социально – экономические цели.

2. По форме вывоза:

В товарной форме,

Денежной форме.

Экспорт капитала в предпринимательской форме нередко принимает вид вывоза машин, оборудования, патентов, ноу - хау, если они экспортируются за рубеж в качестве вклада в уставной капитал создаваемей или покупаемой там фирмы. В товарной форме осуществляется большая часть бегства капитала. Товарными поставками может предоставляться помощь (продовольствием, дефицитным сырьем, оборудованием, консультациями специалистов).

3. С точки зрения кредитования :

Коммерческие,

Финансовые.

4. По характеру обеспечения :

Обеспеченные (обеспечением служат ценные бумаги, недвижимое имущество, товары и товарные документы);

Бланковые (бланковый кредит выдается исключительно под обязательство должника в форме –соло –векселя).

5. По инструментам использования:

Торговые кредиты – требования и пассивы, возникающие в результате прямого предоставления кредита поставщиками и покупателями по сделкам с товарами и услугами,

Авансовые - за работу, которая осуществляется в связи с сделками с товарами и услугами.

Торговые кредиты могут предоставляться как правительствами, так и частными предприятиями и другими неправительственными организациями. Большинство из них – краткосрочные.

6. По сроку вложения капитала:

Краткосрочные (<о года),

Среднесрочные (1 -5 лет),

Долгосрочные (> 5 лет);

В краткосрочной форме происходит основная часть движения капитала (ввоз и вывоз). Ими могут быть портфельные инвестиции и ссудный капитал (операции с иностранной валютой и страховые взносы и платежи в иностранной валюте, краткосрочные займы и кредиты, банковские депозиты и другие вклады, инвестиции в краткосрочные ценные бумаги).

В долгосрочной форме могут быть портфельные инвестиции и ссудный капитал

(инвестиции в долгосрочные ценные бумаги, долгосрочные займы и кредиты).

7. По характеру использования :

В ссудной форме,

Предпринимательской форме

8. По целевому назначению:

Портфельные.

Предпринимательский капитал

Предпринимательский капитал – средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство за рубежом с целью получения предпринимательской прибыли. Чаще используется частный капитал. Этот капитал может выступать в форме прямых (ПИИ) или портфельных инвестиций.

Прямые инвестиции – вложения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающего контроль инвестора над объектом размещения капитала.

ПИИ подразумевают длительные связи, а их владелец называется стратегическим инвестором. Фирмы, в которых есть иностранные прямые инвестиции, называют зарубежными филиалами.

Портфельные инвестиции – вложения капитала в иностранные ценные бумаги (как долговые обязательства, так и акции фирмы), не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования. На практике это одиночные акции или их небольшие пакеты, частные и государственные облигации, векселя и другие долговые обязательства в виде ценных бумаг.

Современные особенности прямых портфельных инвестиций:

ТНК как их основной источник;

Опережающие темпы роста по сравнению с темпами роста валового продукта, промышленного производства и международной торговли;

Ведущие промышленно развитые страны как основные экспортеры капитала (при сокращении доли США и росте доли Японии);

Малые и средние страны (страны Бенилюкса, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и др.) как крупные экспортеры и импортеры капитала;

Вторая (зарубежная) экономика развитых стран;

Рост ПИИ ряда развивающихся стран (Бразилия, Мексика, Индия, Южная Корея, Саудовская Аравия и др.);

Ведущие промышленно развитые страны (особенно США и страны Европейского Союза) как преобладающая форма приложения иностранного капитала;

Преимущественный рост ПИИ в обрабатывающей промышленности особенно в передовых наукоемких отраслях;

Растущая роль ПИИ в отношениях между тремя центрами мировой экономики и другими странами (в том числе между этими центрами и странами с переходной экономикой);

Преимущественное развитие по сравнению с рынком реальных активов;

Свободное перемещение в современном экономическом пространстве, повышенная мобильность;

Отсутствие национальной принадлежности и преимущественно спекулятивный характер;

Национальный уровень функционирования;

Национальное и межгосударственное регулирование;

Изменение соотношения между центрами притяжения мировых инвестиций: превращение индустриальных стран в нетто – импортеров капитала, привлечение иностранных инвестиций развивающимися странами, активизация перемещения капитала между странами с переходной экономикой, усиление конкуренции за привлечение иностранного капитала.

Ссудный капитал

Ссудный капитал предоставляется с целью получения процента по депозитам, другим вкладам, займам, кредитам. Для этого используется официальный капитал из государственных источников, хотя есть и из частных источников.

Депозиты – деноминированные в местной или иностранной валюте переводные депозиты, которые беспрепятственно по первому требованию превращаются в наличные деньги и могут быть использованы для осуществления платежей. Депозиты резидентов за рубежом считаются пассивом. Депозиты нерезидентов внутри данной страны – активом. Депозиты осуществляются денежными властями и банками.

Займы - финасовые активы, возникающие вследствие прямого одалживания средств кредитором заемщику, в результате которого кредитор не получает никакого письменного гарантийного обязательства от заемщика, либо получает долговую ценную бумагу. К займам относятся займы на финансирование торговли, другие займы и авансы, а также кредиты МВФ. Займы могут предоставляться и получаться денежными властями, правительством, банками и другими секторами и делятся на краткосрочные и долгосрочные.

Валюта – банкноты и монета, находящиеся в обращении и используемые для осуществления платежей. Национальная валюта у нерезидентов, считается пассивом, а иностранная валюта в распоряжении у резидентов – активом. Валюта может находиться в распоряжении денежных властей и банков.

Принципы международного кредитования :

- платность отражает действие закона стоимости и способ осуществления дифференцированных условий кредита;

- срочность кредитные средства, полученные заемщиком во временное пользование, подлежат обязательному возврату в установленные кредитным соглашением сроки;

- возвратность – кредитные средства подлежат обязательному и своевременному возврату;

- материальная обеспеченность кредитные средства предоставляются под расчетные документы и другие материальные ценности.


Похожая информация.