О противодействии легализации доходов. Удаленная биометрическая идентификация физических лиц Положение цб об идентификации клиентов

11.09.2020

В настоящее время перечень запрашиваемой банками информации сравним разве что с данными, которые требует от компаний и ИП налоговая инспекция. БУХ.1С разобрался с тем, какие документы могут быть запрошены банками на законных основаниях, и какие последствия ожидают клиентов за их непредставление.

Какие документы требуют банки на основании 115-ФЗ

Банковскую деятельность регулирует огромное число всевозможных законов и подзаконных актов. Один из таких документов – Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Во исполнение этого закона и, ссылаясь на его же нормы, банки требуют у клиентов массу разнообразной документации. Клиентам порой кажется, что запрашиваемые данные вообще никак не касаются деятельности банков и не затрагивают интересы государства. Но банкам кажется другое. К примеру, банки, проверяя чистоту сделок, запрашивают документы по стандартным договорам, которые организации заключают уже на протяжении многих лет. По мнению клиентов, такие требования банков, как минимум, являются странными, а, как максимум – противоречат действующему законодательству. В частности, например, в тех случаях, когда запрашиваемая информация составляет охраняемые законом сведения.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, к кого нет времени

1. В настоящее время банки требуют у клиентов массу разнообразной документации, проверяя чистоту сделок.

2.Идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными, требуют Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положение Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».

3. П.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

4. Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено.

Действительно, порой банки требуют предоставления персональных сведений работников организаций, бухгалтерский баланс, сведения об уплаченных налогах и т.п. Само собой, подобные запросы вызывают у клиентов массу негодования.


Как мы видим, перечень документации весьма обширен, а в некоторых случаях он может оказаться еще больше. Причем времени на подготовку и сдачу этих документов дается подчас слишком мало, что обусловливает еще большее недовольство клиентов и их справедливое возмущение.

В связи с этим напрашивается логичный вопрос: имеют ли банки законное право требовать с клиентов все эти документы?

Законны ли требования банков о представлении документации

Как поясняют сами банки, в подобных объемах документы ими запрашиваются не просто так. Это не их личная прихоть, а требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов….» и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».

Эти НПА обязывают кредитные организации идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными. И если клиента можно проверить на этапе открытия ему банковского счета, то проверить чистоту сделки банк может только на стадии совершения денежных расчетов.

Что конкретно говорится в данных нормативных документах? Например, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ гласит, что при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банки вправе требовать представления соответствующих документов.

В их перечень входят документы удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). Также банком могут быть запрошены и иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства.

А п.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

Приложение 2 к Положению Банка России № 499-П содержит подпункты 2.7 – 2.9, которые конкретизируют полномочия кредитных организаций по истребованию документации и сведений от клиентов.

Так, пп. 2.7. устанавливает, что банк вправе требовать от своих клиентов сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. При этом кредитная организация в правилах своего внутреннего контроля самостоятельно определяет количество и виды документов, которые она использует в целях определения финансового положения клиента.

В пп. 2.8. указано, что банк может истребовать сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения. Кредитная организация в правилах внутреннего контроля может также самостоятельно определить и иной вид документов, которые могут быть использованы в целях определения деловой репутации клиента.

Наконец, пп.2.9. разрешает истребовать сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента. Перечень таких сведений опять же не является исчерпывающим.

Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено. По крайней мере, законодательство никаких подобных ограничений не содержит, как не содержит и точный список документов, которые должны быть предоставлены по требованию кредитной организации.

Получается, что банки вправе запрашивать абсолютно любую документацию и в любом объеме. Так ли это на самом деле? БУХ.1С попросил прояснить ситуацию руководителя отдела юридического сопровождения профучастников фондового рынка ГК «ФИНАМ» Сергея Володькина .

Какие документы могут запрашивать банки во исполнение требований закона о противодействии легализации преступных доходов?

Любые документы, которые банки пропишут у себя в правилах внутреннего контроля. И обычно это открытый перечень, т.к. изначально невозможно определить полный список документов, который может понадобиться для того, чтобы определить, осуществляется данная операция с целью легализации преступных доходов или нет. Т.е. любые документы, которые могут потребоваться для анализа конкретной операции или деятельности клиента в целом.

Могут ли банки требовать информацию, содержащую личные данные третьих лиц? Например, личные данные сотрудников фирмы-клиента банка?

По закону банки обязаны идентифицировать представителя клиента (включая единоличный исполнительный орган), выгодоприобретателя клиента. А также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца. Если это все физические лица (а бенефициарный владелец – это только физлицо), и неважно, являются ли они сотрудниками фирмы или нет, то банки обязаны требовать информацию, содержащую их личные данные.

Какие сроки подачи запрашиваемых банком документов установлены законом?

По некоторым данным сроки установлены, по другим - в нормативке написано, что банки устанавливают их сами. ЦБ считает нормальным сроком 3-7 дней, обычно банки такие сроки и устанавливают. Если банк устанавливает большие сроки, ЦБ считает, что это сделано специально, чтобы помочь клиенту уклониться от процедур Федерального закона от 07.08.2001 №115.

Что будет, если не представить запрашиваемые банком сведения?

Непредставление клиентом информации, необходимой для реализации кредитной организацией требований закона, может являться основанием для отказа в проведении операции. Если банк отказал уже два и более раз – он обязан расторгнуть договор и закрыть счет клиента. Организация автоматически попадает в черный список, который ЦБ рассылается по банкам и велика вероятность, что такой организации больше ни один банк счет не откроет.

Также банк может отключить систему дистанционного обслуживания (Интернет-банк). Тогда клиент сможет распоряжаться счетом только посредством подачи бумажных платежек, что не слишком удобно, когда клиент находится, например, во Владивостоке, а банк – в Москве. И даже если клиент принесет такую бумажную платежку, банк всегда сможет воспользоваться правом на отказ в проведении операции.

Итак, получается, банки не только вправе истребовать с клиентов документы, но это является их обязанностью. Если этого не делать, банк могут оштрафовать на значительную сумму. Ответственность банков установлена ст.15.27 КоАП РФ «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

По данной статье штрафы могут достигать 1 млн рублей, а деятельность банка может приостанавливаться на срок до 90 суток. Как следствие, у кредитного учреждения может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Понятно, что банки пытаются обезопасить себя и стараются досконально проверять совершаемые клиентами расчеты. Выходит, что направление клиентам писем о представлении информации - обычная практика кредитных учреждений, связанная с соблюдением законов РФ и требований Центробанка России.

То, что банки могут истребовать у своих клиентов практически ничем неограниченный объем документов, БУХ.1С подтвердили и в Ассоциации российских банков (АРБ).

Как нам рассказала главный специалист правового департамента АРБ Вероника Кинсбурская , закон не регулирует вопрос о том, какие именно документы и сведения подлежат истребованию у физических и юридических лиц в целях проверки их непричастности к экстремистской деятельности или терроризму. Также закон не определяет порядок проведения кредитными организациями проверок деятельности своих клиентов. Что именно затребовать и как именно проверять клиентов, банк решает самостоятельно:

Точный перечень истребуемых у клиента документов и сведений, порядок проведения проверки клиента, в том числе процедура и сроки представления запрошенных документов в банк, а также порядок фиксирования полученной от клиента информации устанавливаются каждой кредитной организацией самостоятельно. Они прописываются в правилах внутреннего контроля.

Если у банка возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях отмывания доходов или финансирования терроризма, банк может запросить у клиента подробные сведения о целях деятельности клиента, деловой репутации, целях совершения конкретной операции и источниках происхождения денег.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Но при этом контролю подлежат и все прочие подозрительные операции.

Проверка деятельности клиента и совершаемых им операций может проводиться при наличии у сотрудников банка субъективных подозрений в том, что конкретная операция осуществляется в целях отмывания доходов, или финансирования терроризма. Соответствующее право предоставлено банкам в п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В случае непредставления клиентом информации, необходимой для его проверки, банк может заблокировать счет, приостановить расходную операцию, отказаться от заключения договора, или же расторгнуть договор банковского счета (вклада) с таким клиентом.

БУХ.1С теперь в мессенджере Telegram! Присоединиться к каналу можно по ссылке: https://t.me/buhru (или набрать@buhru в строке поиска в Telegram).

Страдают во всей этой ситуации, конечно же, добросовестные клиенты, которые ведут торговую или производственную деятельность и никак не связаны с терроризмом и отмыванием денег. Зачастую объем запрашиваемой банком информации оказывается настолько велик, что в назначенные сроки представить документы не получается чисто физически.

Как поступать в подобных ситуациях клиентам банков? Вот такой совет дает генеральный директор консалтингового центра «Профдело» Татьяна Никанорова :

Банки должны принимать соответствующие меры, чтобы предотвратить незаконные операции. Мы понимаем, что для этого они могут запрашивать практически любые документы и в любом количестве. Бухгалтерам известны банки, которые требуют чрезмерно много. Если не представить документы в полном объеме, банк может закрыть расчетный счет. И тут кроется подвох: закрытие счета по такому основанию часто подразумевает повышенный тариф на вывод средств с расчетного счета в другой банк. Это до 10% от суммы. Можно, конечно, жаловаться в ЦБ РФ, а он уже будет определять, правомерен ли был запрос из банка или нет. Моя рекомендация для «белых» фирм: если вы получаете избыточный запрос, срочно выводите из такого банка деньги и открывайте счет в другом месте.

Можно сделать вывод, что клиентам придется исполнять требования банков о представлении документов и информации. И если имеется такая возможность, документы лучше направлять в полном объеме и точно в срок. Если же такая возможность отсутствует, а банк требует все чаще и больше, разумнее не дожидаться закрытия счета и перейти на обслуживание в другую кредитную организацию.

МОСКВА, 29 дек — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который позволяет с помощью биометрических данных осуществлять удаленную идентификацию потенциальных клиентов банков, следует из опубликованного на портале правовой информации документа.

Документ направлен на создание механизма удаленной идентификации клиентов кредитной организации — физических лиц с использованием их биометрических персональных данных (изображение лица, голос). Такая идентификация будет осуществляться с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и подтверждением биометрических данных в единой биометрической системе (ЕБС).

Оператор ЕБС будет предоставлять МВД и ФСБ размещенные в данной системе сведения в установленном правительством РФ порядке. Предполагается, что таким оператором будет "Ростелеком", сказал ранее РИА Новости председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. При этом он подчеркнул, что информация будет предоставляться по запросам этих силовых структур и касаться сведений о лицах, подозреваемых в уголовных преступлениях, совершении террористических актов.

Предусмотренный законом механизм позволяет банкам открывать счета (вклады) клиентам — гражданам без их личного присутствия с использованием сети интернет. При этом Банк России будет вправе запретить банку осуществлять удаленную идентификацию клиентов — физических лиц в случае неоднократного в течение одного года нарушения им требований по обязательному контролю операций с денежными средствами или иным имуществом.

Как проводится удаленная идентификация

Аксаков рассказал о механизме удаленной идентификации. По его словам, физическому лицу необходимо будет один раз прийти в любой банк, обладающий правом проводить регистрацию физических лиц в ЕСИА и ЕБС. Банк проведет идентификацию физического лица при личной явке и зарегистрирует его в ЕСИА, (при отсутствии учетной записи в этой системе) снимет биометрические образцы (изображение лица и голос) и направит в ЕБС.

Если гражданин хочет выбрать другой банк, то пройдя авторизацию в ЕСИА и подтвердив свои биометрические данные, используя смартфон, планшет или компьютер с камерой и микрофоном посредством сравнения с ранее внесенными в систему биометрическими образцами, он сможет открыть счет (вклад), получить кредит, сделать перевод.

Если данные совпадают, банк принимает решение об оказании услуги, а если есть сомнения, то он будет вправе отказать в обслуживании, пояснил депутат. В целях дополнительной защиты физического лица его биометрические данные будут храниться в ЕБС в обезличенной форме отдельно от идентификационных данных (ФИО, паспорт, СНИЛС и др.), включенных в базы ЕСИА.

Связка между системами будет осуществляться по уникальному номеру, отметил Аксаков. Данные о физическом лице в ЕСИА будут обновляться органами — владельцами государственных информационных систем (МВД, ПФР России и др.). Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в ЕБС осуществляется ФСБ России и ФСТЭК, а в части банков — Банком России.

Первоначально механизм удаленной идентификации будет реализован только в банковском секторе. После успешного внедрения в банковском секторе механизм удаленной идентификации может быть распространен "на иные сектора экономики (государственные, страховые, пенсионные, микрофинансовые и иные виды услуг)", напоминал глава комитета по финрынку.

Использование такого механизма удаленной идентификации будет удобно для граждан, проживающих в удаленных регионах, для людей с ограниченными возможностями, поскольку у них отпадает необходимость посещать офис банка, стоять в очереди, считает Аксаков. При этом он допускал, что впоследствии перечень операций, доступных при удаленной идентификации, может быть расширен.

Банк просит разъяснить применение ст.7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 24.01.2011 г.).

С 24.01.2011 г. введена обязанность Банка по идентификации представителя клиента, а так же обновления информации о нем:

1) Просим разъяснить, необходима ли идентификация лиц, наделенных правом первой или второй подписи клиента – юридического лица согласно Карточке с образцами подписей и оттиска печати.

2) При идентификации представителя клиента:

Заполняется ли Анкета «представителя клиента», как физического лица или данные о представителе клиента должны быть включены в анкету клиента Банка;

Необходимо ли устанавливать степень (уровень) Риска;

В каких случаях должна проводиться повторная идентификация.

Мнение консультантов

1. Начиная с 24.01.2011 г., в целях исполнения норм статьи 7 Закона № 115-ФЗ Банк обязан осуществлять идентификацию:

-

2. Консультанты расценивают идентификацию представителя клиента в качестве элемента идентификации клиента, в связи с чем:

Сведения о представителях клиента правомерно включать (фиксировать) в Анкету (досье) клиента;

При оценке уровня риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, надлежит принять во внимание сведения, полученные в результате идентификации представителя клиента;

Банк вправе не проводить повторную идентификацию представителя клиента по основаниям пункта 2.6 Положения № 262-П, если такой представитель ранее уже был идентифицирован Банком в соответствии со статьей 7 Закона № 115-ФЗ и Положением № 262-П, к сведениям об этом представителе обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме, и у Банка отсутствуют сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации программы идентификации.

Обоснование мнения консультантов

Законом № 176-ФЗ. в положения Закона № 115-ФЗ вносятся, в частности, следующие изменения, ступающие в силу с 24.01.2011г :

1) статья 3 , определяющая общие понятия, используемые в Законе № 115-ФЗ, дополнена абзацами следующего содержания (пункт 2 статьи 1 Закона № 176-ФЗ):

«организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ;

осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;

клиент - физическое или юридическое организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;

выгодоприобретатель - лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом;

идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах , их представителях, выгодоприобретателях, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий;

фиксирование сведений (информации) - получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона» .

2) отдельные положения статьи 7 Закона № 115-ФЗ, устанавливающие обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, будут действовать в следующей редакции :

а) подпункт 1 пункта 1 :

«идентифицировать клиента , представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, и установить следующие сведения :

в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения» ;

б) пункт 5 статьи 7 , устанавливающий запреты кредитным организациям , дополнен абзацем следующего содержания:

заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставлени я клиентом, представителем клиента документов , необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных настоящим Федеральным законом»;

3) введен пункт 5.4 , согласно которому «При проведении идентификации клиента, представителя клиента , выгодоприобретателя, обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы , удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя)» .

Одновременно, изменения , вносимые Законом № 176-ФЗ, не коснулись положений подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, которым установлена обязанность «систематически обновлять информацию о клиентах , выгодоприобретателях».

В соответствии с пунктом 1.6 Инструкции № 28-И при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) кредитная организация должна идентифицировать клиента в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и установить, действует ли клиент в своих интересах или в интересах выгодоприобретателя. При этом, открывая банковский счет, счет по вкладу (депозиту) банк должен установить , действует ли лицо, обратившееся для открытия счета, от своего имени или по поручению и от имени другого лица, которое будет являться клиентом . «В случае если обратившееся для открытия счета лицо является представителем клиента, банк обязан установить личность представителя клиента, а также получить документы , подтверждающие наличие у него соответствующих полномочий. Банк также должен установить личность лица (лиц), наделенного (наделенных) правом первой или второй подписи, а также лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) распоряжаться денежными средствами , находящимися на счете, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, подтверждающие наличие указанных полномочий (далее - аналог собственноручной подписи)» (пункт 1.7 Инструкции № 28-И).

«Банк обязан располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту).

Сведения, устанавливаемые банком при открытии банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту), в том числе сведения о клиенте, его представителе и выгодоприобретателе, должны быть документированы в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации» (пункт 1.8 Инструкции № 28-И).

В силу пункта 1.2 Инструкции № 28-И клиенту может быть отказано в открытии банковского счета , счета по вкладу (депозиту), если не представлены документы , подтверждающие сведения, необходимые для идентификации клиента , либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 182 ГК РФ п редставитель - лицо, совершающее сделку от имени и по поручению другого лица (представляемого, доверителя) в силу полномочия, основанного на доверенности , указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Лицо, действующее в чужом интерес, но от свого имени, а также лицо, уполномоченное вести переговоры относительно возможных будущих сделок, представителем не является.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Представителем юридического лица, действующим от его имени в силу указания в законе и учредительных документов (без доверенности) , является единоличный исполнительный орган (подпункт 1 пункта 3 статьи 40 Закона № 40-ФЗ, пункт 2 статьи 69 Закона № 208-ФЗ).

Одновременно, в силу пункта 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед другими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. «Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации » (пункт 5 статьи 185 ГК РФ).

Таким образом, Инструкция № 28-И и на текущий момент предписывает кредитным организациям идентифицировать лиц, действующих от имени и по поручению клиентов, но в «усеченном» объеме по сравнению с требованиями Закона № 115-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции № 28-И при открытии расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации в банк, в числе прочих документом предоставляется карточка образцов подписей и оттиска печати (далее по тексту - Карточка ) и документы, подтверждающие полномочия лиц , указанных в Карточке, на распоряжение денежными средствами , находящимися на банковском счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи.

«Представление в банк новой карточки должно сопровождаться одновременным представлением документов, подтверждающих полномочия указанных в карточке лиц на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а также документов, удостоверяющих личность лица (лиц), наделенного (наделенных) правом первой или второй подписи. Банк не вправе принимать новую карточку без представления указанных документов , кроме случаев, когда указанные документы представлялись в банк ранее и банк ими уже располагает» (пункт 7.14 Инструкции № 28-И).

«В случае если право первой или второй подписи предоставляется временно лицам , не указанным в карточке, к карточке представляются временные карточки , оформленные в порядке, установленном настоящей Инструкцией . При этом в правом верхнем углу на лицевой стороне карточки проставляется отметка "Временная"» (пункт 7.16 Инструкции № 28-И).

Таким образом, лица, указанные в Карточке являются представителями юридического лица , которые действуют по поручению и от его имени юридического лица в отношениях с Банком по договору банковского счета . Данное утверждение справедливо в отношении лиц, наделенных правом распоряжаться средствами на банковском счете (вкладе) физического лица, юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, нотариусов и адвокатов.

Следовательно, начиная с 24.01.2011г., в целях исполнения норм статьи 7 Закона № 115-ФЗ Банк обязан осуществлять идентификацию:

- единоличного исполнительного органа клиента - юридического лица;

Лиц, наделенных правом распоряжаться средствами на банковском счете (вклада), указных в Карточке, как клиентов юридических лиц, так и физических лиц;

Иных лиц, признаваемых представителями клиента в соответствии с действующим законодательством.

Требования к идентификации кредитными организациями лиц, находящихся у них на обслуживании (клиентов), и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, определены Положением № 262-П.

Согласно пункту 1.1 Положения № 262-П кредитная организация обязана идентифицировать лицо, находящееся у нее на обслуживании (далее - клиент ), при совершении банковских операций и иных сделок в соответствии с Законом № 395-1.

«Сведения о клиенте , выгодоприобретателе фиксируются в анкете (досье) клиента в соответствии с перечнем, приведенным в приложении 4 к настоящему Положению. По усмотрению кредитной организации в анкету (досье) клиента также могут быть включены иные сведения.

Анкета (досье) клиента может заполняться на бумажном носителе или в электронном виде. Анкета (досье) клиента, заполненная в электронном виде, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью уполномоченного сотрудника кредитной организации.

Форма анкеты (досье) клиента определяется кредитной организацией» (пункт 2.3 Положения № 262-П).

Как отмечено выше, в целях применения Закона № 115-ФЗ, и, следовательно, изданных в его развитие подзаконных нормативных актов под клиентом понимается физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

Совокупность приведенных норм позволяет консультантам сделать вывод, что идентификацию представителя клиента, следует расценивать как элемент идентификации клиента. Следовательно, сведения о представителях клиента правомерно включать (фиксировать) в Анкету (досье) клиента.

В соответствии с пунктом 2.11 Положения № 262-П кредитная организация должна обновлять сведения , полученные в результате идентификации клиента , установления и идентификации выгодоприобретателя, а также пересматривать степень (уровень) Риска по мере изменения указанных сведений или изменения степени (уровня) Риска , но не реже одного раза в год в случае, если операция клиента отнесена к повышенной степени (уровню) Риска, и не реже одного раза в три года в иных случаях . Кредитная организация также может пересматривать степень (уровень) Риска в иных случаях в порядке и в сроки, устанавливаемые кредитной организацией.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 27.04.2010г. № 1307/10 пришел к выводу, что обязанность банка по идентификации клиента не ограничена моментом заключения договора банковского счета и сохраняется в течение всего периода нахождения этого клиента на расчетно-кассовом обслуживании.

Учитывая, что идентификация представителей клиента, по нашему мнению, является одним из элементов идентификации самого клиента, мы считаем, что при определении сроков обновления сведений о представителях клиента, полученных в результате идентификации должен руководствоваться теми же принципами, что и при обновлении сведений, полученных в результате идентификации клиента. Одновременно, считаем необходимым обратить внимание Банка на необходимость проведения идентификации при предоставлении в Банк новой, а также временной Карточки. При этом, по нашему мнению, Банк вправе не проводить повторную идентификацию представителя клиента по основаниям пункта 2.6 Положения № 262-П, если такой представитель ранее уже был идентифицирован Банком в соответствии со статьей 7 Закона № 115-ФЗ и Положением № 262-П, к сведениям об этом представителе клиента обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме, и у Банка отсутствуют сомнения в достоверности сведений , полученных ранее в результате реализации программы идентификации.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Письма № 99-Т кредитная организация в зависимости от специфики деятельности ее клиентов использует критерии оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, установленные в приложении 1 к Письму № 99-Т, дополнительно к критериям оценки степени (уровня) риска, установленным Положением № 262-П.

Учитывая, что идентификация представителя клиента расценивается консультантами, как элемент программы идентификации самого клиента, мы считаем, что при оценке уровня риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, надлежит принять во внимание сведения, полученные в результате идентификации представителя клиента.

Документы и литература

1. ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ, (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, (ч. III) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ, (ч. IV) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ;

2. Закон № 115-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;Закон № 167-ФЗ - Федеральный закон от 23.07.2010г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

3. Положение № 262-П – Положение Банка России от 19.08.2004г. № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

4. Инструкция № 28-И – Инструкция Банка России от 14.09.2006г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»;

5. Письмо № 99-Т - Письмо Банка России от 13.07.2005г. № 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Закон № 176-ФЗ вступает в силу по истечение 180 дней после дня официального опубликования (статья 3 Закона № 176-ФЗ). Опубликован в «Собрании законодательства РФ» 26.07.2010г.

«Кредитным организациям запрещается:»

«По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету» (пункт 1 статьи 845 ГК РФ).

За исключением случаев, установленных Законом № 115-ФЗ (пункт 1.1 Положения № 262-П).

О требованиях Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, предъявляемых к банкам и их клиентам.

Основные термины и определения

Банк – Закрытое акционерное общество «Сити Инвест Банк»;

Клиент – физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель и лицо, занимающееся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой) или юридическое лицо (в том числе кредитная организация) находящееся или принимаемое на обслуживание в Банке, а также лица, обращающиеся в Банк для проведения операций разового характера, включая операции без открытия банковского счета (вклада);

Бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента;

Выгодоприобретатель – лицо, не участвующее в проведении операции, но к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договора поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок;

Представитель Клиента (Представитель) – лицо, совершающее сделки и/или операции с денежными средствами или иным имуществом от имени Клиента, полномочия которого подтверждены доверенностью, договором, законом либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в том числе лица, которым предоставлены полномочия по открытию/закрытию, распоряжению банковским счетом (вкладом) с использованием технологии дистанционного банковского обслуживания;

Закон № 115-ФЗ - Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных законодательством РФ и внутренними нормативными документами Банка сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий;

Блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг - запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, не включенным в указанный перечень, но в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма).

1. Клиенты обязаны:

Предоставлять Банку, информацию, необходимую для выполнения Банком требований Закона № 115-ФЗ, включая информацию необходимую для идентификации клиента, его представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. Кроме того, в соответствии с данной нормой, Клиент обязан по запросу Банка представлять документы, являющиеся основанием для проведения операций.

2. Идентификация клиентов

2.1. При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов Банк идентифицирует клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя .

При идентификации Банк устанавливает следующую информацию:

  • в отношении физических лиц – фамилию, имя, а также отчество (при наличии), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) и другие сведения, в соответствии с законодательством РФ и внутренними нормативными документами Банка;
  • в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения и другие сведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними нормативными документами Банка.

К другим сведениям, подлежащим установлению в отношении юридических лиц, законодатель относит:

  • информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиента с Банком, а также о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиента;
  • информацию по бенефициарным владельцам, с установлением в отношении них сведений, необходимых для идентификации физического лица.

В случае, если бенефициарный владелец не выявлен, Банк может признать бенефициарным владельцем единоличный исполнительный орган клиента.

В целях идентификации клиента, представителя клиента, идентификации выгодоприобретателя и бенефициарных владельцев клиент предоставляет в Банк Анкету клиента-юридического лица, Анкету клиента-физического лица, представителя клиента, индивидуального предпринимателя (в одном файле) и, при наличии у клиента выгодоприобретателя, Анкету выгодоприобретателя (отдельно: ЮЛ , ФЛ , ИП).

2.2. Банк обновляет информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год , а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится :

  1. при осуществлении Банком операций по приему от клиентов - физических лиц платежей , если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.
  2. при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.
  3. при осуществлении Банком, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета , в том числе электронных денежных средств, если сумма перевода не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.

Несмотря на наличие вышеуказанных оснований для неосуществления идентификации, Банк обязан будет её провести в случае, когда у работников Банка возникают подозрения, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

3. Приостановление операций клиентов

Банк приостанавливает операцию клиента , за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон операции является организация или физическое лицо, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находится в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическое или юридическое лицо, действует от имени или по указанию таких организации или физического лица.

По истечении двухдневного срока приостановленная операция может быть проведена Банком в обычном порядке только в случае отсутствия каких-либо указаний, относительно данной операции, со стороны Росфинмониторинга.

4. Отказ в заключении договора банковского счета (вклада). Расторжение договора банковского счета (вклада).

4.1. Банку запрещается заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента.

4.2. Банку запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя.

4.3. Банку запрещается открывать и вести счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации, а также открывать и вести счета (вклады) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы).

4.4. Банк вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

4.5. Банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 5 настоящей памятки.

4.6. Банк вправе при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) .

5. Отказ в выполнении распоряжения клиента

Банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции , за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, в соответствии с положениями Закона № 115-ФЗ, а также в случае, если у работников Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Обращаем Ваше внимание на то, что действия Банка по приостановлению операций, в соответствии с пунктом 3 настоящей памятки, и отказ от выполнения операций, в соответствии с пунктом 5 настоящей памятки, не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности Банка.

Согласно 115-ФЗ, контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс. рублей и операции, обладающие признаками необычной сделки. Нарушение положений ФЗ может привести к блокировке счетов клиента и отзыву лицензии у финансовой организации.

Главной целью Федерального закона (ФЗ) N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов , полученных преступным путем, и финансированию терроризма» является защита прав граждан и государства.

Данный ФЗ регламентирует отношения физических лиц и компаний, являющихся субъектами закона, с государственными органами, контролирующими денежные операции, с целью недопущения включения средств в незаконный оборот.

На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ

Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ

Категория Субъекты
Физические лица Российские граждане.
Иностранные граждане.
Лица без гражданства.
Организации и индивидуальные предприниматели Кредитные организации.
Участники рынка ценных бумаг.
Страховые компании.
Федеральная почтовая связь.
Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них.
Устроители лотерей, тотализаторов и т.д.
Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов.
Занимающиеся операциями с недвижимостью.
Потребительские кооперативы.
Микрофинансовые организации.
Операторы связи и т.д.
Иностранные структуры.

Действия, направленные на реализацию закона

К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения. Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.

Контроль операций

Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям. Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.

Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю

Сумма Суть операции
≥600 тыс. руб Операции с денежной наличностью.
Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса.
Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты.
Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные.
Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента.
Обмен банкнот одного достоинства на другое.
Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности.
Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории.
Операции по счетам и вкладам.
Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.).
Поставки по оборонному заказу.
≥ 3 млн руб Сделки с недвижимостью.
≥ 100 тыс. руб Получение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес.
≥ 10 млн руб Операции организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК.
Независимо от суммы Один из участников сделки — лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности.

Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г. Самые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и несоответствие сделки целям деятельности компании. Если операция подпадает под один из пунктов перечня, клиент обязан предоставить банку документы, подтверждающие чистоту сделки.

Основные обязанности финансовых организаций

  • Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев, согласно определенным критериям.
  • Обновление полученной ранее информации.
  • Фиксация и предоставление информации в Росфинмониторинг.
  • Блокирование денежных средств и другого имущества.
  • Проверка присутствия среди клиентов лиц, в отношении которых принято решение по замораживанию счетов.
  • Хранение информации.

Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев

Финансовые организации обязаны идентифицировать лицо, обратившееся к ним, используя определенные критерии.

Таблица 3. Критерии идентификации

Обновление ранее полученной информации

Обновление идентификационной информации должно происходить минимум один раз в год, а при возникновении сомнений в ее актуальности и истинности — в течение семи рабочих дней.

Негосударственные пенсионные фонды должны обновлять информацию о застрахованных не реже одного раза в три года, но при возникновении подозрений в недостоверности информации обязаны перепроверить ее в течение семи рабочих дней.

Фиксация и представление информации уполномоченному органу

В обязанности организаций, совершающих операции с денежными средствами, входит фиксация и предоставление уполномоченному органу в трехдневный срок следующей информации по операциям, подлежащим обязательному контролю:

  • Вид операции.
  • Причины для ее совершения.
  • Дата операции.
  • Сумма.

Кроме того, финансовые организации обязаны предоставлять информацию по запросам уполномоченного органа в порядке, установленном Центробанком РФ.

Блокирование счетов

Финансовые организации обязаны и другое имущество клиентов, включенных в перечень экстремистов и террористов. Блокирование должно происходить незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента внесения изменений в перечень экстремистов. Проверка присутствия в нем своих клиентов должна проводиться не реже одного раза в три месяца.

Хранение информации

Юридическое дело, содержащее документы, необходимые для идентификации, подлежит хранению в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Права финансовых организаций

При возникновении подозрений, что деятельность клиента может иметь незаконный характер, или он контактирует с лицами или организациями, имеющими отношение к подобной деятельности, кредитная организация имеет право:

  • Отказать ему в заключении договора на банковское обслуживание в соответствии с правилами внутреннего контроля.
  • Расторгнуть договор, если в течение года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операций по причине непредставления им сведений, подтверждающих чистоту сделки.
  • Отказать в проведении операции по поручению клиента на пять рабочих дней.

Ограничение прав кредитных организаций

Банкам запрещено открывать счета без личного присутствия клиента либо его законного представителя, а также без предоставления ими информации, необходимой для идентификации. Это ограничение не действует в случаях, если клиент или его представитель прежде уже были идентифицированы.

Запрещено также открывать счета в случаях, когда существует подозрение, что данный счет может быть использован клиентом в операциях по легализации средств.

Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом

Росфинмониторинг может принять решение о замораживании всех счетов физического или юридического лица, если есть обоснованные подозрения в его участии в террористической деятельности или он включен в перечень лиц, участвующих в ней.

Решение о блокировке счетов незамедлительно размещается в сети Интернет, на сайте Росфинмониторинга. Ограничения могут быть отменены в судебном порядке.

Физ. лицам, к которым были применены подобные меры, может быть назначено ежемесячное пособие в размере десяти тысяч рублей.

Имущественные претензии третьих лиц, возникшие в результате блокирования счетов, могут быть удовлетворены через суд. Судебные издержки в данном случае будут возмещены за счет средств на заблокированных счетах ответчика или иного имущества.

Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ

Нарушение финансовой организацией положений данного закона может привести к отзыву у нее лицензии. Лица, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность в соответствии с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами.

В завершение видео о том, как обезопасить свой расчетный счет от блокировки, согласно последней редакции 115-ФЗ.